Animal Crossing и экологические утопии
Последние дни я неторопливо играю в Animal Crossing: New Horizons, и на первый взгляд эта игра воспроизводит мечты многих экоинтеллектуалов: роскошную жизнь вдали от полумертвой цивилизации в максимальном контакте с природой и минимальном при этом вторжении в нее.
Для тех, кто не в курсе, вкратце расскажу про игру. АС — милейшая игра про человечков, которые переселяются на до этого необитаемый остров и обустраивают там быт. Это что-то среднее между мобильной игрой а-ля «Моя Ферма», симулятором фермера Stardew Walley и серией симуляторов The Sims. Человечек и окружающие его дружелюбные животные сперва живут в палатках, но затем могут построить дом и всячески участвовать в дальнейшем обустройстве острова, превращая его из рая тропического в рай скорее урбанистический, хоть и в лучших традициях коттеджкора.
При этом важно отметить, что ни одно взаимодействие с островом — включая прибытие на него — не обходится без знакомства и взаимодействия с капиталистом Томом Нуком и его компанией Nook Inc. Таким образом, если и представлять АС в виде утопии, то это в первую очередь утопия капиталистическая, завязанная на взаимодействии с субъектом, который можно назвать «этический капиталист», все усилия которого вроде как направлены на развитие, но не полное преображение, острова и его экологии.
Первые несколько дней я был уверен, что АС — абсолютно утопичный проект, отрицающий всякое угнетение природы. Когда игрок ловит рыбу на удочку, то рыба не погибает, а отправляется в просторный пакет с водой в кармане игрока, который потом можно передать хранителю музея для помещения в комфортный аквариум. Насекомые, которых можно ловить, так же отправляются в приличных размеров банку, и так же предназначены для музея.
Даже деревья, когда их рубишь, не ломаются, а ежедневно дают три куска древесины, ночью, видимо, отращивая то, что у них отнял человек за прошлый день.
Ну не прелесть ли? Но у всего этого оказался большущий изъян.
Дело в том, что в игре есть прогресс. Вчера я накопил достаточно миль нука, чтобы купить набор рецептов для изготовления надежных инструментов (ненадежные инструменты изготавливаются из более простых ингредиентов, вроде веток и камней, но недолговечны и ломаются через какое-то время использования). И… надежные инструменты изготавливаются из железа.
Первым делом я изготовил топор, потому что мне нужно было много древесины, и я не хотел часто менять инструмент из-за поломки. Сегодня утром, когда я хотел набрать древесины, меня ждал пренеприятный сюрприз. После трех ударов моего надежного железного топора кажущееся бессмертным дерево застонало и рухнуло, оставив после себя лишь пень. Я очень расстроился, так как это было совершенно неожиданно.
Так привыкнув к идиллии, творящейся в игре, я оказался не готов встретиться с прогрессом. Хотя я еще не знаю, что произойдет с пнем на следующий день (возможно, он вырастет в новое дерево, кто знает), я начал понимать, что Animal Crossing — не утопия, точнее, не та утопия, которую я ждал. Уверен, развитие острова при моем посильном участии продолжится, и хотя вряд ли дело дойдет до постройки железных дорог, мы с Томом Нуком вполне можем в будущем договориться о создании открытого карьера, ведь песка и руды на острове катастрофически не хватает. Эта игра оказалась глубже, чем я ожидал, открыв мне логику развития города, столь же грустную, сколь правдивую. Естественно, я совершенно не знаю, что будет происходить дальше, но боюсь, что все мои утопические начинания перемелет в себе инженерный корпус Nook, Inc.
А задумывались ли вы об экологии в контексте игры в Animal Crossing или другие симуляторы жизни? Что думаете о влиянии развития острова на его природ?