Бесконечно запоздалое мнение про сто раз уже обсосанную Cyberpunk 2077

Когда киберпанк вышел, и я увидел много отзывов о его забагованности и недоделанности, я решил не трогать его, пока разработчики все не исправят. Собственно, больше года я держал себя в информационном вакууме относительно содержания игры, но когда вышло аниме не удержался и глянул, а потом, почитав последние новости по планам разрабов, понял что они плюс-минус довели игру до того состояния, в котором она задумывалась, так что теперь мне ничего не мешало ознакомиться. Пройдя игру я испытывал много эмоций, которыми и хочу здесь поделиться. Вас ждет большой, обстоятельный, в чем-то графоманский и субъективный обзор.

Бесконечно запоздалое мнение про сто раз уже обсосанную Cyberpunk 2077

АТТЕНШЕН ДАНВОЛ СИТИЗЕНС

Прочтя текст, который у меня получился, я понял что перед тем как его кто-то прочитает, лучше ему понимать пару моментов. Я надеюсь после этих предостережений однообразных гневных комментариев будет поменьше.

Бесконечно запоздалое мнение про сто раз уже обсосанную Cyberpunk 2077

Основная статья

Я решил, что писать связный текст это слишком сложно, так что дальше все оформлено в виде тейков, с названиями соответствующими каким-то аспектам игры, после которых идут мои мысли по их поводу.

Но сначала, общая информация по тому, насколько я с игрой знаком. Итак, я прошел игру 1 раз, потратив 40 часов, на предмаксимальной сложности, за персонажа-хакера, который выкашивал всех издалека. Я прошел на концовку связанную с Панам, попутно выполнив до конца ветки квестов связанные с Джуди, Джонни, Кенни, и еще какие-то. Повыполнял заказы, небольшие сайдквесты, побегал с разными аугментациями, короче повеселился. Также я посмотрел и прочитал определенное количество обзоров пока решался, играть или нет, вроде стопгейма, того самого келина, ANDRUX и может кого-то еще. Однако, к моменту когда я сел играть я их уже толком не помнил(так как смотрел давно, а возможность поиграть появилась недавно), но не отрицаю, что они могли повлиять на мое мнение. Тем не менее, игру то я прошел, принимая решения которые мне хотелось и пытаясь во все вникнуть, так что думаю, право на мнение я имею. Кто-то может сказать, "ну ты же потратил на игру всего 40 часов, а не 100, ты не видел большую часть контента". И тут надо понимать, обычно я игры стараюсь пройти на 100%, все побочки, и так далее. Потому что обычно я играю в хорошие игры. А киберпанк слишком быстро у меня сформулировал ощущение, что все что осталось - дрочка восклицательных знаков и однообразные скучные побочки, и вот на это тратить время я уже не стал. Я прошел те квесты которые относятся к основным персонажам и которыми игра активно тычет в лицо, вроде Деламейна. Теперь вы понимаете с какой позиции я говорю, и мы можем перейти к тейкам, и начнем с

Геймплея

Вот так вот сразу. С точки зрения геймплея у нас есть: город, передвижение по нему, выполнение заданий, пушки, прокачка, аугментации, вся фигня.

Город: Он мертвый. Это набор коробок, красивых(про это еще поговорим), но коробок. Двери если и есть, то почти всегда заперты. И формально, этот город является открытым миром. Но как открытый мир он не работает по одной простой причине, его неинтересно исследовать. Игра хочет, чтобы ты бегал по восклицательным знакам и квесты получал по телефону, а такой аспект как исследование целиком вырезан из игры. Все что ты можешь встретить ходя по улицам - рандомно генерирующиеся события вроде преступлений и тд, которые все выглядят как "завали несколько челов и получи награду", но не более. Что-то интересное происходит только под маркерами, сам ты никогда ни на что не наткнешься. Одной из первых игр в которые я поиграл в своей жизни был фоллаут 3, и я до сих пор помню это ощущение исследования таинственной пустоши, и как спустя много лет я узнал о локациях на которые даже не наткнулся когда играл. Я помню, как боялся идти в один угол карты из-за когтей смерти, как натыкался на забавные штуки вроде города с двумя психованными "супергероями", в общем, я исследовал мир вокруг. И это было круто. А тут мне показали большой красивый город, но спустя десяток часов попыток найти что-то интересное я сдался и пошел только по маркерам.

Передвижение по городу: Есть ноги, фаст тревел и автомобили/мотоциклы. И оно все неудобное. Почему? Ну, фаст тревел работает также как в других играх, находишь точки и между ними умеешь телепортироваться, но поскольку исследовать мир не нужно, периодически(причем на каждой стадии игры такое было) у тебя задание в каком-то месте, куда ты фаст тревел не открыл, ты туда сам добираешься, там стоит точка фаст тревела, но она тебе больше не нужна, и ты ей никогда не воспользуешься. 80% точек быстрого перемещения в игре я воспользовался в лучшем случае один раз. Автомобили и мотоциклы - максимально субъективно, но они неудобные, на это влияет во-первых управление, во-вторых трафик, в-третьих миникарта. И самое интересное, какие же проблемы могут быть с ногами? Все просто, город зачастую имеет большую вертикальность, но инструментов для работы с этой вертикальностью у тебя нет. Двойной прыжок(который кстати маст-хэв для комфортной игры) иногда выручает, но далеко не всегда, вкупе с простейшей миникартой все что ты можешь - следовать по проложенным игрой маршрутам. Потому что если отклонишься, большой риск оказаться почти там где нужно, но на 10 метров ниже, без возможностей подняться. Поэтому все время пока ты играешь, ты надеешься что к следующему квесту будет не долго бежать от точки фаст тревела, и материшься когда игра вынуждает тебя сесть за руль.

Бесконечно запоздалое мнение про сто раз уже обсосанную Cyberpunk 2077

Выполнение заданий: Вот пришел ты на маркер квеста, что дальше? Абсолютно всегда(максимум пару раз за игру было не так), квест это последовательность действий из списка "прийти на точку, зачистить точку, поговорить с кем-то, взять какой-то предмет", которые рандомно перемешиваются и повторяются. Но даже из этого можно было бы сделать что-то интересное. Зачистка локаций, пробирание по ним, все это может быть интересным, спросите иммерсив-симы. Здесь же имеем простейшую систему стелса под названием "пригнись и пройди за спиной у чела", стрельбу(к которой вопросов вообще нет), вариативность путей реализованную всегда тупейшим образом("можешь пойти слева если есть 10 силы, или справа если есть 10 техники, ну или в центре но там врагов пострелять надо". больше способов в игре нет), и хакинг. Который скучный. Ты просто можешь вытворять что хочешь с теми кого видишь сам или через камеры, и адекватная прокачка позволяет ваншотить почти всех на предмаксимальном уровне сложности. Хакеры - имбаланс. Я посмотрел на ютубе как играют другие стили, это выглядело местами круто, особенно билд через рукопашку. Но блин, игра про будущее с технологиями, я хочу побыть тем, кем не могу в других играх, крутым хакером, почему это сделано дерьмово? Зачем вообще предоставлять такую возможность, если она сделана настолько безыдейно?

Пушки, прокачка, аугментации: Частично разобрал выше. К стрельбе вопросов нет, но я и не ее любитель. Прокачка - она скучная. Извините, но когда большинство улучшений в духе "скрипты наносят на 10% больше урона", или "пистолеты наносят на 3% больше урона", или "скрипты длятся дольше на 25%", это все чисто количественные изменения, которые скучные. Не было такого, чтобы я прочитал описание какого-то перка и такой "блин, хочу прокачаться и это взять". Мой геймплей качественно с момента покупки боевых скриптов дальнейшие 30 часов не менялся. Аугментации - они, прикиньте, ТОЖЕ ДИКО СКУЧНЫЕ! Я помню деус экс, в котором я прокачивая каждую новую аугментацию дико радовался, потому что игра давала мне пути их использовать и они были интересные сами по себе. А тут интересными являются только двойной/усиленный прыжок да всякие сэндевистаны. Куча аугментаций опять же дают только количественные улучшения каких-то статов, и поэтому совершенно скучные.

Бесконечно запоздалое мнение про сто раз уже обсосанную Cyberpunk 2077

Как итог, геймплейно игра дерьмище, да, даже из него можно выжать что-то классное если играть за например милишника с замедлением времени и прочим, но игра нигде меня не предупредила что это единственный интересный билд. Мне дали 10 игрушек из которых 7 сломаны, 2 скучные и 1 забавная, но сходу различить эту забавную я не смог, так что удовольствие от геймплея я получил только самое примитивное, на уровне "я издалека убил 10 челов я крутой маг еее". И да, местный хакинг настолько невыразительный, что будь он магией, это никак не повлияло бы, в нем нет именно хакинга. Кто-то может вспомнить про мини-игру со взломом протокола, но она простенькая и скучная.

Но может, если в игру неинтересно играть, в ней все же есть что-то крутое? Есть же даже целый жанр игр, симуляторы ходьбы, там почти нет геймплея но обычно есть крутые...

Сюжет, персонажи, лор, нарратив и повествование

Начнем с сюжета. В 2077 он... есть. Не подумайте, он не прям ужасен, но он просто гипер-дженериковый и ничего самобытного или цепляющего не предлагает. Да, игра может создать пару красивых сцен, например когда ты сидишь с Панам, или в финальном квесте в цепочке Джуди. Но это просто красивые сцены, за ними ничего нет. Игра не хочет с тобой что-то обсудить, предложить о чем-то подумать. Максимум - сказать "семья это главное", но я думаю, после Форсажа эту тему можно считать успешно закрытой. Ты просто делаешь штуки, они влекут за собой другие штуки по воле сценариста, подходишь к концовке, выбираешь одну из списка, смотришь красивую сцену и все. Пара неожиданных поворотов есть, но они не прям "вау", они скорее "ну норм" или "ну если бы не это, было бы совсем скучно". То есть, на минимальном уровне сюжет функцию выполняет, но идти в игру ради него нет смысла. А еще сюжет работает только пока ты его воспринимаешь через призму "я главный герой и мир создан чтобы меня развлекать". Как только пытаешься посмотреть со стороны, то все начинает рушиться и вызывать вопросы.

Персонажи: Эту тему я во многом раскрою в блоке нарратива. Что могу сказать пока - это типичные персонажи книг и фильмов для подростков. Персонажи без слабостей. Не живые люди, а очень похожие наборы качеств формирующие "крутых" персонажей. Вот честно, Джонни и Ви отличаются только тем что Джонни более воинственный. А например Панам и Джуди отличаются только тем что... Панам более воинственная. Разнообразно, правда? Ни один из персонажей не обладает какой-то действительно интересной, необычной чертой характера или слабостью.

Лор: А я не знаю, поскольку(как я говорил выше) изучать город совсем неинтересно, я наверное большую часть лора и не узнал. То что я увидел в основном сюжете и побочных квестах(которые я проходил пока не утратил в них веру, то есть первые часов 15 игры) было максимально обычным, ничего сложнее чем то, что можно придумать за 15 минут. Ну, такси забавные, но не более. Возможно, интересный лор был в записках, но все что я открывал содержали довольно стандартный текст без нотки чего-то интересного. Ну и как бы, если весь интересный лор в вашей игре представлен только в виде записочек(а не отражен в мире вокруг), то вы - бездарный разработчик.

Повествование(к нарративу перейдем чуть-чуть попозже): Сделано в игре примитивно, просто персонажи тебе рассказывают информацию. Повествование через окружение? Неоднозначные персонажи которые умеют врать и воспринимают мир субъективно? Катсцены? Забудьте, мы такое не знаем, у нас игра от первого лица про то как мы смотрим на еще лица которые рассказывают нам че и как надо делать, все. Просто раз за разом нам дают информацию, куда прийти и что там взять, все. На таком уровне игры делали в двухтысячных.

Бесконечно запоздалое мнение про сто раз уже обсосанную Cyberpunk 2077

И, переходим к самому бесячему и субъективному: Нарратив игры как таковой. (Кстати если вы думаете, что я определю нарратив, то нет, нафиг терминосрачи, есть контекст и его хватает). Киберпанк2077 он формально то киберпанк(сейчас говорим про жанр), только не тот который например Ghost in the shell, а который Пондсмитовский. А это значит, что все крутится вокруг "крутых парней", чья крутость заключается в том что у них есть пушка, они вместе пьют пиво и кого-то трахают, а когда слышат какие-то термины говорят "а нормально сказать можно?". Это что-то уровня американских трэшовых хорроров и фильмов категории б. Я буквально такие истории вижу в каждом втором фильме про американскую старшую школу, со всякими бейсболистами и тд. Это очень примитивное и дурацкое восприятие, из-за которого мне играть было неприятно. Главный герой - быдлан, и с этим ничего не поделать, я пытался быть интеллигентным корпоратом, замаксил интеллект и технику. Но игре плевать, Ви все еще будет "крутым парнем", и все спутники будут "крутыми парнями", а нетраннерами будут либо тоже "крутые парни", либо "задроты". Больше типажей характера не завезли.

Ладно, даже такие игры может вытянуть

Графический и аудио- дизайн, постановка

Часто вижу мнение, что киберпанк очень красивый. Ну, технически, возможно. Текстурки нарисованы неплохо. Но за всем этим не чувствуется идеи, это просто понадерганные куски американских городов и хай-тека. То есть, визуальный дизайн проработан, но это не делает его хорошим. Я могу нарисовать очень красивый куст, могу еще дерево, и могу сделать локацию из них. Но если это прост куст и просто дерево, от того что они хорошо нарисованы интересной локация не станет. Визуал становится хорошим, когда за ним появляется идея или когда он превосходит ограничения. Визуал в киберпанке не имеет идеи и ограничений себе не ставит, видеокарту загружает только так. Как бы, совсем пошлости в виде бесконечного неона нету, но и уникального визуального стиля тоже не завезли. Просто есть город, и в нем есть разные районы, и нигде нету ни интересной архитектуры, ни идей никаких. Кто-то может сказать про киберпространство, или про парад с голограммами. Первое нарисовано дженериково, второе может и круто, но игра заставляет тебя в это время пробираться по толпе людей и техническим коридорам к снайперам, так что насладиться парадом я не смог. И ни одна локация не вызвала у меня вау-эффекта.

Про аудио: Вот к нему придираться не хочется, его много и на разный вкус, саундтрек мне зашел. Проблема в том, что обычно саундтрек в играх важен не только как красивая музыка, но и потому что ты связываешь с ней определенные эмоции и ощущения. Когда я переслушиваю тему Outer Wilds, через меня проносится буря эмоций. Как и саундтрек к Katana Zero например. Композиции имеют большую связь с переживаниями, которые я испытал во время игры. А в киберпанке переживаний не было, так что и связать саундтрек мне оказалось не с чем.

Постановка: Кодзима бы заплакал, умер, и крутился бы в гробу лет 20. Это ужас, отсутствие катсцен мы вроде как оправдываем "иммерсивным экспириенсом от первого лица", но это никак не меняет то, что в большинстве диалогов персонажи просто стоят друг напротив друга, или вообще разговор происходит по телефону. Да, это применимо не ко всем диалогам, но к их абсолютному большинству. Самое интересное взаимодействие с окружением было когда Панам показывала на столе план, используя стаканы и гаечный ключ для обозначения объектов. Кинематографии как таковой в киберпанке нет, совсем.

Бесконечно запоздалое мнение про сто раз уже обсосанную Cyberpunk 2077

Как играется, ощущается и выглядит игра мы обсудили. И казалось бы, минусов уже предостаточно, но нет, к сожалению сюда добавляется еще

Техническое состояние

Я играл на версии 1.6. И прям критичных багов, из-за которых мне пришлось бы откатывать значительный прогресс, я не встретил. Да, в финальной миссии машина за которой мне надо было ехать просто остановилась в какой-то момент. А другая машина за 10 часов до этого уехала без меня, я остался там где в нее садился, причем эта поездка была частью квеста, вышло неловко. Производительность дико скакала, притом что пк у меня не слабый. А еще в диалогах зачастую между репликах возникали непонятные паузы, и я не знаю, либо кривая локализация, либо что-то подгружалось(хотя у меня ссд, проблем быть не должно), либо еще что-то. Но когда персонаж молчит 5 секунд а потом внезапно натужно что-то орет, это воспринимается очень плохо. Так что игра играбельна, но ее все еще нельзя назвать удовлетворительной.

Самый субъективный тейк из всей статьи

В игре можно романсить людей, а еще есть секс, заигрывания, даже на интимку дадут посмотреть один раз. И знаете что? Это все выглядит абсолютно отвратительно и кринжово. Когда Ви кого-то целует, ну не надо прислонять камеру к модельке чужого лица, в ней слишком мало полигонов чтобы это выглядело не отвратительно. Сцены секса - вообще жесть, я на них брал телефон и мемы смотрел, так как честно не понял, что разрабы хотели мне ими сказать. Они не выглядят привлекательно(иногда даже наоборот), они просто есть. Романтические ветки довольно обычные, помогаешь человеку, вы очень неловко(не по-милому неловко, а по-идиотски неловко) с ним заигрываете, потом возможно трахаетесь. Это восприятие отношений уровня "спаси принцессу и она тебе отдастся". Зачем? Я в это вижу еще одно отражение Пондсмитовского киберпанка, сделанного для мастурбирующих эйджлордов.

Самый-самый субъективный тейк из всей статьи

Аниме. Оно по киберпанку есть, игнорировать его нельзя(как минимум потому что из-за него я и решился поиграть все же, а не ждать еще пару лет). И оно целиком отражает остальной киберпанк2077. Оно создает иллюзию чего-то крутого, но по факту сюжет притянут за уши, персонажи однобокие, и все что есть - несколько крутых сцен, за которых его и помнят. Ну и песенка, I really want to stay at your house. Она такая же, красивая обертка, за которой ничего нет. Но не отрицаю, что минимальное удовольствие я получил и сцены с Ребеккой классные. Но надо понимать, что это аниме - чисто продукт созданный для продвижения игры, так как релиз был провальным и надо реабилитироваться. И вот все это подводит нас к...

Итогу статьи

Если относиться к игре как к фильму-боевичку про крутых парней, то в целом, проблем нет. Зайти в игру повыполнять заказы, пострелять в челов, попить пиво с такими же крутыми челами как ты. Это чисто животное удовольствие от растущих циферок и ощущения превосходства. Но игра пытается создать иллюзию, что может предложить что-то кроме этого, и вот это уже грустно. По факту, эта игра - марвел-муви. Но почему-то в мире кино оскары фильмам марвел давать уже перестали, а в игровом мире киберпанк получает кучу наград, а после выхода аниме еще и формирует гипер-положительное мнение о себе. А на самом деле эта игра в которой что-то сделано нормально по сравнению с другими играми, а что-то хуже. И выделяется она только масштабом, из-за которого зачастую перестает работать вообще. Я не жалею о времени которое потратил на киберпанк, это был опыт, местами неплохой. Но честно, эта не та игра ради которой хотелось бы стереть память чтобы перепройти. И удовольствие от игры в нее сравнимо с удовольствием от игры в инди-рогалики. Я понимаю, что мои впечатления от 2077 могут не совпадать с вашими, в конце-концов, все в играх любят и ищут разное. Ну вот и я того, что искал, тут не нашел. Я не нашел чем эта игра может зацепить или что авторы хотели бы сказать. Когда я играю в диско элизиум, я вижу глубоко личную, выстраданную историю, переживания которыми со мной хотят авторы хотят поделиться. Когда я играю в оутер ворлдс, я вижу средненькую игру, но сделанную с любовью к научной фантастике и жанру рпг как таковому, и это цепляет. А когда я играю в киберпанк, я вижу только бесконечный упущенный потенциал и игру которая была бы прорывом в 2005-ом году, но сейчас ощущается максимально нелепо и устарело. И мне обидно, потому что я люблю киберпанк во всех его проявлениях.

Как-то так, спасибо что дочитали статью до этого момента, учитывая мою графоманию, это было трудно. Приглашаю обсудить в комментах. Спасибо!

Бесконечно запоздалое мнение про сто раз уже обсосанную Cyberpunk 2077

Бонус: бесконечно субъективный тейк забавы ради

А здесь я буквально буду называть игры, которые лучше чем киберпанк2077 реализуют те его аспекты, за которые мне обидно и к которым у меня вопросы. Это список который я бы назвал "после киберпанка поиграйте вот в это, чтобы понять, что такое хорошие игры, и почему киберпанк ей не является". Итак:

Katana Zero - игра которая лучше раскрывает стилистику и сеттинг киберпанка через историю одного человека.

Death Stranding - игра с прекрасной постановкой, арт-дирекшеном и повествованием.

Disco Elysium - игра, которую я бы назвал "пощечиной общественному вкусу"(и особенно киберпанку2077). Пример того, насколько хорошо можно работать с текстом, повествованием, персонажами, в общем, литературность этой игры на порядок выше любых других игр которые я встречал, и особенно киберпанка, который ощущается приветом из нулевых с Кармаковским "сюжет в играх как в порно".

Observer - игра которая также прекрасно раскрывает сеттинг киберпанка и имеет потрясающее визуальное повествование

Dues Ex (Human Revolution и Mankind Divided, первая часть старовата уже все же) - игры которые имеют самобытную ярко выраженную стилистику, вариативный геймплей , хорошо раскрывают проблематику киберпанка как жанра, а хаб-локация MD(Прага) это то что по моему мнению должно было прийти на смену миллиону однотипных опенворлдов(одним из примеров которых, причем, плохоньким примером, является 2077).

Outer Wilds(важно: до этого в тексте упоминалась The Outer Worlds, это две разные игры) - игра с превосходным эксплорингом и повествованием через окружение, которая чисто из изучения лора формирует потрясающий геймплей, поскольку лор напрямую отображен в мире вокруг и твоих способах взаимодействия с ним

The Talos Principle - игра которая умудряется инструментами текстового квеста(таковым при этом, не являясь, она так-то 3д от первого лица в стиле Портал) раскрыть проблематику искусственного интеллекта лучше чем все что я видел., и вовлечь в это раскрытие игрока на совершенно ином уровне. Эта игра содержит смысловую нагрузку того уровня, которого мне совершенно не хватило в 2077.

Жду разносов этого последнего тейка в комментариях)

2929
92 комментария

А мне было очень интересно исследовать город, бродить по нему, прям кайф, ощущал себя там)
И я считаю ДеСу одной из лучших игр, но в некоторых аспектах КаПэ укладывает ее на лопатки

12
Ответить

Комментарий недоступен

16
Ответить

Странно, город вне основного сюжета ощущается очень бедно проработанным, как будто джунам отдали накидать мобов как получится и в спешке

5
Ответить

КаПэ укладывает ее на лопаткиЕсли не секрет, то в каких, если не считать графику?

3
Ответить

Я так нашел брандона (Ван лав просто) и гараж с мотоциклом

2
Ответить

Дочитал до слов "Город: Он мертвый", бросил читать и влепил минус. Жалко, начало было многообещающим, и точно не обещало дебилизма.

10
Ответить

А по-твоему он не мертвый? В чем это выражается? Все активности в городе - рандомные разбои и преступления, за которыми ничего нет. А в остальном просто коробки, между которыми можно ходить, но в которые нельзя зайти, нельзя поговорить с кем-то толком

12
Ответить