Mega Man. Настоящий обзор

Mega Man. Настоящий обзор

Ну что, пора рассказать о том, про кого все давным давно забыли?

Вместо предисловия

Мне почему-то всегда казалось, что о Мегамене знают многие, пусть и понаслышке. Время от времени в статьях о сливах или планах от Capcom на ближайшие периоды времени о нем можно найти даже коммент-другой, но в общей толще обожания переживающей второй расцвет Resident Evil или же в обсуждениях версий Street Fighter они просто незаметны. И я такой: нуок. Капкому все равно, почему случайным людям на игровых площадках должно быть дело до него?
А тут еще на днях мне скинули пост с DTF, мол, Фалькор, ты же фан Мегамена, все дела, прикинь, что написали. Я полистал тот пост и понял, что написали там не очень и примерно никак. Даже слегка обидно стало за серию, в которой числится свыше 130 тайтлов (матерь божья, я сам половины не назову), а лонг на нее пишут отрывками из википедии да простым дословным пересказом уровней.
Как это должно кого-то заинтересовать?

Предположу на секунду, что вы никогда не слышали о Мегамене. Скорее всего, первым же вашим вопросом будет "Что это вообще за игра такая?"
И ответ будет банален: это платформер. Вы играете за человечка в крайне некамуфляжных сине-голубых тонах, который пробирается через полосу препятствий и уничтожает босса в конце уровня. О сюжете и действующих лицах вы можете узнать разве что из мануала, шедшего с игрой, и которого нет под рукой ни у меня, ни у вас. Но, какая удача, я-то всё это и так знаю. И расскажу вам.

Сюжет? А он точно тут есть?

А он очень даже есть. Я очень старался ужать предысторию и вырезать все несущественные для первой игры моменты, но даже так вышло прилично. Так что можете смело скипать эту часть, если перипетии местного лора вас не слишком интересуют.

Итак, некогда два пытливых ума альтернативного нашему времени занимались научной работой в институте робототехники. Их звали Томас Лайт и Альберт Вайли. Оба они были непревзойденными гениями в области роботостроения и по окончанию обучения смогли стать докторами наук, но их разделяли совершенно разные амбиции. Доктор Лайт всегда мечтал помогать человечеству и открыл собственную лабораторию. В ней он занялся разработкой роботов, которые могли бы заменять человека и обладали бы интеллектом не хуже человеческого. Доктор Вайли построил секретный завод робототехники и, как ВНЕЗАПНО выяснилось впоследствии, решил всего-навсего захватить весь мир. Потому что почему бы и нет.

Вот они, два амбициозных волшебника-инженера. Доктор Лайт слева, а справа, разумеется, доктор Вайли.
Вот они, два амбициозных волшебника-инженера. Доктор Лайт слева, а справа, разумеется, доктор Вайли.

В общем, так вышло, что более добрый доктор оказался чуть более продуктивным и успел собрать шесть утилитарных мастер-роботов, которые тут же были приняты в работу и помогали людям в совершенно разных областях. От зловонных свалок, мусор на которых испепелялся при помощи Файрмена, до ядерных станций, энергоснабжение которых контролировал Элекмен. Помимо них Томас построил еще и двух доверчивых ребятишек в помощь себе - мальчика с именем Рок, помогавший доктору непосредственно в лаборатории, и занимавшейся домашним уютом девочку Ролл. Рок и Ролл. Поняли же, да? Поняли? Гкхм. Еще там до них был некий робот Протомен, но он сбежал, и вообще это тема для другого поста...

Гордый отец перед своими детищами. Думаю, имена тут ни к чему - и так понятно, кто есть кто.
Гордый отец перед своими детищами. Думаю, имена тут ни к чему - и так понятно, кто есть кто.

Как бы то ни было, доктор Вайли решил обхитрить вообще всех и, будучи непревзойденным гением, строить ничего не стал. Он просто похитил шесть мастер-роботов и перепрограммировал их таким образом, чтобы они слушались только его, и отправил их творить бесчинства. Конечно, доктор Лайт не мог спокойно смотреть, как шесть его творений терзают человечество. К тому же, сам Рок из чувства справедливости, а также с целью восстановить доброе имя "отца", вызвался помочь доктору Лайту и попросил переделать его в боевого робота. Доктор не стал спорить и оснастил Рока хорошенькой такой броней со спецсекретиком и ручной пушкой, которую назвал Мега Бастером.Таким образом, Рок стал ...Мегаменом. Вернее, в Японии он стал Рокменом, а уже в Америке его переименовали в Мегамена. А у игрока появились причины наносить добро собратьям-роботам и причинять особо тяжкую справедливость главному злодею этой истории.

Что же представляет собой сама игра?

Как я уже говорил выше, это, в первую очередь, платформер, которых было довольно много на момент выхода на самой NES. Однако многие конкуренты были предельно простыми, можно сказать, примитивными. Мегамен кажется на их фоне немного глубже.
Не то, что это была какая-то прямо уникальная фича, но Мегамен с ходу предлагал выбрать уровень, который бы игроку хотелось пройти. Это хитрая ловушка, заманивающая неподготовленного человека, потому что почти каждый уровень - это тот еще кросс с препятствиями. Уровни полны самых разных опасностей, от противников с различающимися паттернами поведения, до окружения, которое хочет убить Мегамена многими способами. Эта игра будет выводить вас из себя снова и снова и снова. И снова. До тех пор, пока вы не научитесь воспринимать игру как набор комнат с головоломками.
Хотите начать с уровня Файрмена? Отлично, самое время попрактиковать тайминги, потому что там полным полно огненных столбов, взлетающих и затем планирующих вниз искр размером с арбуз и просто потоков огня. А еще огненная пропасть. Огонь, огонь и снова огонь, как же его много.
Может, попробуете победить Айсмена? Вот только до него сначала нужно дойти через лед, на котором сложно закрепиться, исчезающие блоки и летающие над бездонной пропастью платформы, любящие постреливать по сторонам. Одна ошибка может стоить жизни.
Элекмен? Уровень построен в виде башни, где Мегамену предстоит забраться на самую верхушку. Можете себе представить, сколько комнат подряд вы будете пролетать вниз каждые две минуты?
До Гатсмена и Катмена еще только предстоит добраться через полчища мелких, противных, вечно снующих вверх и вниз вражин, а до Бомбмена нужно скакать над главным, злейшим, самым опасным врагом Мегамена - ШИПАМИ.
Шипы вообще самое смертельное из всех возможных испытаний. Казалось бы, какую опасность может представлять просто металлическая пирамидка с острым концом? О, нет, даже не пробуйте. Даже если вы случайно коснетесь кончиком ботинка одной грани этих шипов, если вы ощутите шелест ветерка, отразившегося от них, - вы мертвы. Вас просто разорвет на мельчайшие клочки корпускулярная нестабильность вселенной. Шипы архизло по дефолту. Я бы не удивился, что на самом деле это именно шипы подговорили Вайли саботировать проект Лайта изначально.

Но если вам даже вдруг повезло, и вы заучили наизусть карту всего уровня (а может, вы просто скилловый игрок и играючи пробежались по всем препятствиям), в конце каждого уровня вас встретит один из тех шести мастер-роботов под контролем Вайли. И никаких переговоров не будет. Вы враг для них, а они - враг для вас. Выжить должен только один. И будет лучше, если это окажетесь все-таки вы.
Я бы не сказал, что боссы здесь особенно сложны - все-таки паттерны у них заучиваются довольно быстро. Балансируются схватки количеством урона, которое получает каждый из них и которое они могут нанести самому Мегамену. В списке нет прямо простых боссов, есть те, которых легко убить. Но с такой же легкостью могут убить и вас.

Я ни на что не намекаю, но, если вы новичок - попробуйте Катмена. Хотя я люблю начинать с Файрмена. Скоро узнаете почему.

Однако в награду за победу над ними Мегамен получает способность побежденного мастер-робота. Это и есть тот самый микроважный секретик. Теперь, как только у вас в руках оказывается что-то сильнее ручной пушки, остальные уровни становятся чуточку проще, и назойливые враги уже не представляют такой угрозы как раньше. С платформингом дела особо не изменятся, увы, учитесь прыгать.Но что намного важнее, это оружие можно использовать против других мастер-роботов. Да что значит "можно", НУЖНО. Все шесть боссов увязаны в одну цепочку "Камень-ножницы-бумага", где предыдущий босс эффективен против следующего. Путем нехитрых умственных манипуляций, а иногда и чисто удачей или скиллом, можно потихоньку разобраться, кто должен идти за кем.

Настоящая игра.

Итак, если у вас хватило терпения, собранности и скилла пройти всех шестерых мастер-роботов, от Катмена до Бомбмена, вас наконец-то пустят в настоящую игру. Покажут наконец аж доктора Вайли, который улетает за край экрана в летающей тарелке. Вы еще не забыли, что он типа главный? Его типа... нужно еще победить.
Что, предыдущие уровни казались сложными? Но ведь это же была всего лишь тренировочная площадка. Вас учили играть. Вас _знакомили_ с этой игрой.
Оставшаяся часть игры называется Крепостью Вайли, и она представляет из себя марафон из уровней повышенной сложности. В них могут и будут использоваться элементы из предшествующих уровней, и сложность будет представлена либо именно этим неприятным совмещением, либо более жесткими условиями. Раньше огненные столбы мешали прыгать? Теперь их нужно использовать как опору. Летающие платформы угрожали падением вниз? Теперь как снизу, так и сверху смертоносные ШИПЫ. Не нравится скользить по льду? Что ж, у меня прекрасные новости, теперь вы будете скользить вообще половину уровня!
А еще тут игра приготовила один крайне, КРАЙНЕ неприятый сюрприз, о котором догадаться самому практически нереально. Ну, всегда можно понадеяться на звезды, и что вы пройдете игру по какому-то своему маршруту.
В общем, помимо стандартного Мега Бастера и шести пушек боссов в игре есть еще одно оружие. Оно не наносит никому никакого урона, но при этом является совершено незаменимым. Речь о Магнитном Луче. Его можно найти на уровне Элекмена в одной определенной комнате, заваленной блоками. Блоками, которые можно уничтожить либо сильной рукой Гатсмена, либо электрическими всполохами Элекмена. Вот только...

Проклятая вещь. В обоих смыслах.
Проклятая вещь. В обоих смыслах.

Если, не зная об этом, начинать игру с самого простого босса Катмена, Гатсмен будет последним, и вы, скорее всего, уже не пойдете перепроходить старые уровни, потому что ну ВАЙЛИ ЖЕ, ВОТ ОН, КАК НА БЛЮДЕЧКЕ, НА ЛЕТАЮЩЕМ ТАКОМ, КАК ТАКОГО НЕ ВЗЯТЬ.И всё же, если каким-то чудом вы пройдете первый уровень крепости, если вы протащите протагониста через все невзгоды и шипы, даже если не забудете прихватить магнитный луч... вас встретит самый настоящий ночной кошмар, безжалостный и беспощадный привратник - Желтый Дьявол. Это то место, где вы схватите кратковременное помрачение рассудка. После встречи с ним вы можете внезапно обнаружить себя в комнате с мягкими стенами, тихо бормочущим про себя "Я победил тетрис! Я победил тетрис!", пока на вас через решетку в двери смотрят два санитара. "Слушай, а что с этим? - Да говорят, он почти убил Желтого Дьявола, но тут выключился свет. Так и сидит с тех пор..."

Он неустанно бдит за тобой. За каждым твоим шагом. За каждой ошибкой. Он ждет.
Он неустанно бдит за тобой. За каждым твоим шагом. За каждой ошибкой. Он ждет.

...По правде говоря, это та самая черта, зайдя за которую, можно ощутить вкус настоящего геймплея серии. Всё, что было до этого, - это всего лишь растянутая на половину хронометражка тренировка. Обучение. Только здесь все начинается по-настоящему. Сложный, на грани бесчестного, уровень и зубодробительный босс, ломающий смельчаков пополам как зубочистки. Здесь можно встрять на долгие часы, пытаясь раз за разом, снова и снова, порой продвигаясь даже не на шаг, а всего лишь на полшажочка. Если здесь судьба не согнет вас, то вы начнете понимать суть Мегамена. Обладая кучей инструментов, проходить все новые и новые испытания, которыми закидывают вас разработчики. Смотреть на комнаты не как на арены, а как на загадку, которую можно решить не торопясь. И так уровень за уровнем.

Что насчет презентации?

Очень сложно предъявлять претензии к первой игре в серии, учитывая, какими потом станут ее прямые и идейные продолжения и вбоквелы. Типа дааа, картинка далеко не лучшая и зачастую изобилует пустыми задниками, а музыка чаще всего представлена короткими повторяющимися сэмплами с обилием пищащих звуков. Кого это обязательно оттолкнет. Но, на мой взгляд, эта игра делает все, чтобы удержать внимание игрока на ней, но не слишком отвлекать его от самого геймплея. Мелодии, хоть и довольно коротки, звучат приятно, и неспроста на них столько лет все еще делают каверы. Графика яркая, но не аляповатая, и все персонажи и почти все объекты ландшафта легко различаемы.

Подъем наверх на уровне Элекмена был бы и вполовину не таким веселым, не будь у него такой легкой и радостно звучащей темы...
...В отличие от темы первых уровней Крепости Вайли звучит немного печально, но в то же время нагнетающе.

С управлением персонажем все обстоит примерно так же. Возможно, даже хуже. Нет, не подумайте, управляется Мегамен хорошо, его физика чувствуется через контроллер, и спустя четверть часа вы будете ощущать его как часть себя. Но болезни "первой игры" отрицать я тоже не могу. Есть несколько мелких шероховатостей, которые могут привести к нечестным поражениям.

Выход в меню выбора оружия или даже просто пауза сопровождаются анимацией телепорта Мегамена. Казалось бы, есть она и есть, что в этом такого? Однако если она застанет вас на лестнице, персонаж отлипнет от нее и просто уйдет в свободный полет строго вниз. А внизу чего только нет - враги, шипы, потеря прогресса. Иногда пол. А иногда и его нет.

Еще одна неприятная, но очень мешающая вещь - это какая-то сюрреалистичная гравитация. На Мегамена действует сила притяжения, которая расчитывается от его положения относительно жестких платформ пола. Если вы стоите на утесе и случайно соскользнете с него, падение будет медленным. Но это не распространяется на "живые" платформы, такие как летуны Foot Holder на уровне Айсмена или банальные исчезающие блоки. С них вы будете лететь вниз на первой космической, не имея возможности отреагировать.

К счастью, эти моменты не сильно портят игровой опыт, а всего лишь делают очень сложные части уровней нереально сложными.

Стоило ли это вообще того?

По итогу, что же вы будете ощущать, стоя перед молящим о пощаде Вайли? Было ли все это время потрачено зря? Нравилось ли раз за разом отбивать коленки в падении ради только редких, но красивых полетов вверх? Вызывала ли внутренняя ярость после очередного поражения и рестарта уровня желание бросить контроллер в сторону или пробежаться вихрем по всем врагам еще раз?
Ответив для себя на эти вопросы вы сможете понять, придется ли эта серия вам по вкусу. И, если вы решите, что вы хотите еще... что ж, еще раз взгляните на список игр и ужаснитесь.

3838
22 комментария
300 ₽

Наконец-то нормальный обзор. Надеюсь это только начало серии обзоров по одной из лучших франшиз?

2
Ответить

Рад, что кто-то решил написать про первого МегаМена, да еще и описать примерно те же чувства, какие испытывал я сам, когда проходил его впервые несколько лет назад. Я хотел промарафонить всю серию, но меня хватило пока только до 4 части (ее уже прошел не полностью, только роботов-мастеров прошел), т.к. я просто перенасытился платформерами на тот момент. И, честно говоря, первую часть считаю самой крутой. Да, графически она беднее своих последователей (в сравнении с 4 частью, небо и земля). Местами она ощущается будто немного "топорнее" (та же странная гравитация, мелкие огрехи). Но, как было где-то написано или сказано, первая часть обладает предельной геймплейной "чистотой". В ней предельно логичные боссы, и получаем мы от них предельно логичное оружие, вроде огнемета или замораживающего луча. Нет никаких безумных жаб, остановки времени или атаки во вращении (справедливости ради, я понимаю, что разнообразие орудия вполне необходимо серии). И даже сложность здесь мне кажется наиболее выверенной. Здесь нет совсем уж простых уровней, но почти и нет душащих секций.

Касательно уровней доктора Вайли...Я когда садился играть в 1 часть, то вообще был не в курсе сюжета, или того, что есть в игре. И когда я прошел последнего робота-мастера, то уже радостно поднял руки вверх, мол, игра пройдена! И тут выяснилось, что это не конец. От первой секции доктора я просто прикурил. Что в начале, где эти дебильные прыгуны, что дальше, где нужно замораживать пламя (и делать это так, чтобы столбы не перегородили проход). Больше всего проклинал секцию перед боссом, где летающие платформы. Как по мне, эти платформы - единственный серьезный недостаток первой части. Т.к. летают они почти по рандомной территории. Могут возле пола туда-сюда парить, а могут резко куда-то вверх начать лететь, без какой-то системы. И в этом месте я просто изматерился, т.к. тратил жизнь за жизнью из-за того, что платформы в этом эпизоде отказывались подлетать друг к другу на такое расстояние, с которого было бы безопасно прыгать. Иногда летели на те же шипы. Потом я уже начал использовать магнитный луч, который здорово облегчал это место, но тем не менее. А уж от Желтого дьявола я просто выпал в осадок. Господи боже, сколько же времени я убил на него. Или даже не времени, а сил. Предельно простой патерн атаки, требующий "всего лишь" идеальной координации и памяти. У меня руки на этом боссе потели. Когда я прошел уже его, то едва ли не подпрыгнул на радостях. Уж теперь то игра была пройдена! А нет...не пройдена...Я ведь не знал, что у Вайли несколько уровней. Я снова был морально раздавлен.

И, честно говоря, больше всего крови мне попил не желтый демон. Самые большие проблемы были с двойником. На данный момент, я считаю именно его самым трудным боссом в первой части. Я знаю, что есть куча видео, где его убивают вообще без повреждений, и на этих видео вроде кажется, что у него максимально предсказуемый патерн. Но когда сажусь играть я, то не могу повторить того же, что в гайдах. Двойник постоянно пытается протаранить меня своим спрайтом, иногда очень сильно путая всю мою стратегию. Ну и да, предфинальный марафон роботами-мастерами тоже выбил из колеи, долго не мог пройти их.

В общем, первая часть - действительно крутая игра. Рад, что про нее не забывают и на DTF. Я хотел как-нибудь лонг по ней накатать, но теперь вижу, что нет особо смысла)

4
Ответить

В свое время pixel devil делал хорошие обзоры на мегамена. Я по ним и узнал о существовании такой франшизы, но меня особо не цепляет ретро гейминг.

3
Ответить

Я как раз решил освежить память и посмотреть, что же он говорил про первую часть. А он как раз тоже просто пересказал прохождение. Хотя в видеоформате это выглядит уместнее.

1
Ответить

Более поздние мегамены отличные. Ранние это конечно боль.

Ответить

Мегамем

2
Ответить