Дом, который построили Винс и Халк

Профессиональный рестлинг в том виде, в котором мы все его знаем, – соревновательный элемент + театрализация действия – существует примерно с 20-х годов 20 века. Но по-настоящему популярным рестлинг стал с момента появления в этой индустрии трех людей – двух Винсов МакМэнов (старшего и младшего) и Терри Джина Боллеа. Халка Хогана.

Дом, который построили Винс и Халк

Как же так получилось, что именно этот здоровяк в красно-желтой бандане, с нелепой прической и байкерскими усами стал олицетворением рестлинга?

Для ответа на этот вопрос мы и вспомнили двух МакМэнов. Отец подписал в 1979 году Терри Боллеа для выступлений в World Wide Wrestling Federation (WWWF), уже готовившейся к тому времени выбросить из своего названия одну букву W. Ну а сын сделал то, чего упорно не хотел делать его отец – создал из Терри звезду мирового масштаба в силу более свежего взгляда на индустрию.

17 ноября 1979 года Халк Хоган дебютировал в WWF (от лишней буквы избавились в марте того же года). В своем первом поединке он легко справился с Гарри Вальдесом.

Бой выглядит весьма показательно: соперник Хогана вообще не смотрится атлетом. Будущая суперзвезда по сравнению с ним и вправду кажется Халком. Тем самым, зеленого цвета. «Молодая кровь» и будущее индустрии против старых традиций.

Все началось со Сталлоне

Кстати о традициях. Старший МакМэн придерживался довольно консервативных взглядов на профессиональную борьбу. Он был уверен, что рестлеры не должны становиться слишком медийными персонами и что сосредоточиться им надо только на борьбе. Это привело к тому, что между ним и Хоганом возникла серьезная размолвка из-за участия последнего в третьей части «Рокки», где тот сыграл борца по прозвищу «Тандерлипс».

Произошло все следующим образом. Хоган очень заинтересовался возможностью показать себя в кино и подписал все бумаги сразу же, как только Сталлоне утвердил его на роль. По словам самого Халка, это был огромный стимул для развития его карьеры, а также для популяризации всего рестлинга в целом. Халк был уверен, что того же мнения и был и МакМэн старший, но это было не так.

Как пишет Хоган в своей книге, «он был таким же, как и другие промоутеры. Он контролировал свое маленькое королевство, и ему было этого достаточно. А может быть, у него просто не было видения того, насколько большим (имеется в виду развитие популярности рестлинга) все это может стать».

«Терри, – говорит МакМэн, – ты борец, а не актер. Если ты пойдешь в этот фильм о Рокки, тебя уволят, и ты больше никогда не будешь работать здесь». «Хорошо, Винс». Я повесил трубку, попрощался со всеми и улетел на съемки. Я достиг слишком многого, чтобы позволить кому-либо, даже МакМэну старшему, удерживать меня на цепи. Теперь я знал все тонкости бизнеса. Я также знал, что Халк Хоган (как персонаж) уже превзошел все ожидания МакМэна, особенно в Японии (Винс-отец отправил Халка туда на гастроли, когда он ещё был членом WWWF)».

Что это: чрезмерно раздутое эго или желание ощущать себя самостоятельной творческой единицей? И то и другое. Неспроста же на протяжении всей карьеры у Халка Хогана был так называемый «креативный контроль» над своим персонажем, благодаря чему он мог сам решать, фейсом или хилом ему становиться и насколько радикально перекраивать образ. Получается, что Хоган и вправду был слишком самостоятельным человеком. И ему нужен был другой босс – который бы разделял его идеи насчет популярности. Личной популярности, которая бы в то же время способствовала и популярности рестлинга в целом.

Хоган перешел в другой промоушн – базировавшуюся в Миннесоте AWA (American Wrestling Association) к промоутеру Верну Гарнье. Но вскоре на горизонте появился тот самый «босс», вдвоем с которым Халк взорвет индустрию рестлинга, превратив борцовский междусобойчик из множества федераций в мощное поп-культурное явление. Этим человеком оказался сын Винса МакМэна – Винс МакМэн младший.

Дом, который построили Винс и Халк

Возвращайся домой, Терри!

Вполне возможно, что если бы в мир профессионального рестлинга не ворвался МакМэн-сын, недовольный методами работы своего отца, то Халк Хоган так бы и остался локальным героем отдельно взятой борцовской федерации. Но Винс решил создавать не просто «ещё одну» федерацию – он решил завоевать мир спортивных развлечений, став в нем бесспорным первым номером.

Вернемся к Халку Хогану. Говорить, будто бы в AWA он был «одним из многих», было бы неверно. В своей книге «Моя жизнь за пределами ринга» Хоган дает понять, что феномен «Халкамании» зародился ещё в Миннесоте. К примеру, Гарнье хотел сделать из Хогана злодея. Но выяснилось, что съемки в кино и впрямь пошли Хогану на пользу с точки зрения раскрученности его личного бренда. Хогана очень быстро начали воспринимать, как «того самого большого парня из «Рокки», то есть – ПРОСТО ПОПУЛЯРНОГО борца, к которому проявляют интерес. «Каждый раз, когда я появлялся на ринге, толпа приветствовала меня, вместо того, чтобы гудеть и свистеть. В некотором смысле, это было началом Халкамании прямо здесь».

Халк Хоган против Джесси Вентуры (AWA)

Ещё в AWA Хоган решил выходить под песню Survivor – «Eye of the Tiger». Он говорит, что «борцы раньше никогда не использовали музыкальные темы». Таким образом, был положен ещё один кирпичик в стену будущего дома под названием «Халкамания». Хоган говорит: «Вы даже не можете себе представить, как громко ревели толпы, услышав эту песню из "Рокки 3". Я был главной достопримечательностью на каждой арене. Халк Хоган был звездой».

Что ж, это ещё раз подчеркивает, что Халк Хоган был чем-то большим, чем просто «ещё одним местечковым героем местечковой федерации». И все шло к тому, что и в AWA он долго не задержится…

Что хотел изменить и что изменил Винс МакМэн-младший?

«Местечковый герой» – это не преувеличение. До приобретения Винсом-сыном WWF рестлинг представлял собой сегментированный рынок, на котором царили различные региональные федерации. Их владельцы заключили между собой пакты о ненападении, смысл которых состоял в том, что они не будут вторгаться на территории друг друга. И в первую очередь именно такая политика ведения дел приводила к тому, что звезды вроде бы и были, но в то же время их не было.

Все правильно. Откуда же тогда взяться ОДНОМУ человеку, олицетворяющему рестлинг в целом, если никаких маркетинговых и телевизионных войн нет и в помине, а несколько федераций тихо-мирно разделили рынок и не портят друг другу жизнь? Но Винс МакМэн делить рынок ни с кем не собирался. В одном из своих интервью он говорил:

«Раньше по всей стране было множество вотчин, во главе каждой из которых стоял свой местный царек. Его права уважал другой такой же царь своей небольшой вотчины. Слияния и поглощения не допускались. Всего по США было около 20 таких вотчин, и если бы я не выкупил компанию моего отца, то так бы все продолжалось и по сей день. Но я, конечно, ничьих прав соблюдать не собирался».

Показательный момент, показательная лексика. Лексика, демонстрирующая «акулий» менталитет одного из самых успешных людей Америки. Но победителей, как известно, не судят, а хвалят. Хвалить вскоре начали и Винса. В статье Sports Illustrated под названием «Борьба с успехом» от 25 марта 1991 года говорится, что МакМэн не просто вырвал рестлинг из затхлой обстановки, но и превратил его в семейное развлечение.

«Семейное развлечение». Запомним это. На наш взгляд, это тоже частично повлияло на то, что WWF зажгла такую звезду, как Халк Хоган.

Телевизор, как средство нести рестлинг в массы

Прежде чем начать атаковать рынок, надо продумать, как это сделать. Винс решил это делать с помощью телевидения. Сказать, что в 80-е годы телевидение, как технологическая новинка, было на пике популярности, вряд ли правильно. Скорее оно вышло на кардинально новый уровень благодаря активному развитию кабельных сетей и появления формата PPV (оплаты за просмотр). Появление видеомагнитофонов и VHS-формата тоже поспособствовали популярности визуальных зрелищ.

Да, и ещё – восьмидесятые годы стали пиком поп-культуры в самом широком смысле этого термина. Запомним и это тоже, потому что не повлиять на «Халкаманию» это не могло.

Можно отметить и ещё одно знаковое событие: конфликт между WWF и NWA – Национальным Борцовским Альянсом. Эта компания защищала ту самую территориальную неприкосновенность различных промоушенов, против которой и решил идти Винс-завоеватель. Решив использовать телевидение в качестве своего главного рекламного оружия, Винс навлек на себя гнев NWA, так как хотел, чтобы шоу WWF показывались по всей Америке, что нарушало бы, в том числе и «рекламные» границы различных федераций.

Свою первую дерзкую атаку Винс МакМэн начал с того, что начал продавать свои программы в регионы за пределами северо-востока США, где располагалась штаб-квартира WWF. Винс говорил, что в Чикаго и в Лос-Анджелесе его шоу были свежим ветром, потому что именно в его федерации были лучшие спортсмены – более высококлассные и более харизматичные. «Местные ребята были теми ещё лентяями. Они не следили за рынком и почивали на лаврах в своей зоне комфорта. А мы сразу поставили себе цель ориентироваться на потребителя, для чего прислонили ухо к земле и больше никогда его от неё не отрывали. Мы давали публике то, что она хотела. Мы сломали шаблон».

«Лучшие спортсмены – более высококлассные и более харизматичные». Но он сказал это уже в 90-е, а в 80-е он решил, что для начала нужно найти хотя бы одного такого парня – «более высококлассного и более харизматичного». И в 1984 году он решает вернуть в компанию Халка Хогана.

Дом, который построили Винс и Халк

Вот как об этом рассказывает сам Хоган в своей книге «Моя жизнь за пределами ринга»:

«Винс-младший был парнем с куда большими, чем у кого-либо ещё в этом бизнесе, амбициями. «Эй, я знаю, что мой отец уволил тебя, - сказал Винс (в телефонном разговоре – прим. авт.), - но отец уходит на пенсию, а я забираю у него бизнес. Мы наблюдали за тем, что ты делаешь в Миннесоте. Мы хотим вернуть тебя и сделать из тебя чемпиона.

«Слушай, - сказал я, - я здесь три года уже, и у меня все хорошо, я выступаю только 4 дня в неделю, таунхаус вот купил…

Он продолжал прерывать мой разговор. Он не хотел слышать мои оправдания.

«Я хочу сказать, что мы хотим дать тебе самый большой пуш, какой только возможно», У меня есть планы изменить борьбу, изменить весь этот бизнес и сделать тебя самой большой звездой в мире».

По словам Хогана, Винс, наблюдая за теми, кого можно подписать, оценил нарождающуюся популярность Халка Хогана в AWA и NJPW, где он также раньше выступал, и решил не упускать момент. Переход Хогана стал бы для его компании репутационной победой.

Вскоре они встретились. По словам Хогана, идея Винса состояла в том, чтобы продвинуть WWF не просто по всей Америке, но и по всему миру, а возглавлять эту движуху должен был он, Халк Хоган. Пока что планы – выход на национальный уровень в один ряд с крупнейшими телевизионными событиями. И по итогам их первого разговора насчет возможного сотрудничества Хоган и сам был в шоке от того, насколько рестлинг может быть масштабным в качестве спортивного мероприятия. По его словам, «работая в этом бизнесе, я никогда не сталкивался с таким большим видением дела, как у Винса. Страсть, с которой Винс убеждал меня, привела меня в такое возбуждение, что я просто не мог ему отказать».

День, когда родилась «Халкамания»

Дело было сделано, контракт заключен. 23 января 1984 года можно считать официальной датой рождения «Халкамании». Халк Хоган стал чемпионом WWF в тяжелом весе, победив Железного Шейха в стенах "Мэдисон Сквер Гарден".

Халк Хоган против Железного Шейха

На первых этапах сотрудничества Хоган и Винс МакМэн много общались. Как рассказывает сам Халк, он постоянно доносил до Винса свое личное видение того, как поднять планку в индустрии профессионального рестлинга ещё выше. По словам Хогана, фанаты должны чувствовать все так, как будто бы они единое целое с борцом. Они должны жить всем происходящим не в течение трехчасового шоу в "Мэдисон Сквер Гарден", а гораздо дольше. «Был способ заставить людей поверить, что Халк Хоган настоящий герой, и что если вы тоже тренируетесь, принимаете витамины и ходите в церковь, вы тоже можете стать героем. Я хотел, чтобы люди были абсолютно увлечены такой подачей, чтобы такой герой присутствовал в их жизни ежедневно, а не только один раз в месяц или несколько раз в год».

Что ж, Винс МакМэн и Терри Боллеа достигли, чего хотели. Хоган пишет в своей книге: «мои футболки и другие товары с моим изображением разлетались с полок, как горячие пирожки. Мы постоянно были на пути из одного города в другой. Все арены лежали у наших ног».

Винсу нужна была звезда, и он её получил. Он получил не просто исполнителя, а настоящего бизнес-партнера, с которым у него был налажен взаимовыгодный обмен идеями. Союз сработал, идея суперзвезды оказалась реализована. Все, вроде, понятно, за исключением одного – «красно-желтого» гиммика Халка Хогана с отсылкой к американскому патриотизму. Почему был выбран именно такой образ?

Халк Хоган, как «Новый Капитан Америка»

Восьмидесятые – это не просто пик поп-культуры, а ещё и апогей Холодной войны. В американском обществе царил запрос на «повышение национальной гордости» и приход к власти Рейгана этот запрос на политическом фронте удовлетворил. На фронте спортивном тоже все пошло по нарастающей – победа над сборной СССР по хоккею («Чудо на льду»), Олимпиада в Лос-Анджелесе… Рестлинг тоже не минула тема противостояния «хороших американцев» и «плохих русских» вместе с их приспешниками. Так что такие хилы, как Иван и Никита Колоффы, Борис Жуков, Железный Шейх (в отличие от «русских», он, хотя бы, был настоящим иранцем) появились неспроста.

«Американско-патриотический» гиммик Халка Хогана был продиктован тогдашней политической повесткой. Лично я уверен, что и Винс МакМэн руководствовался – хотя бы частично, на 50% – этим же подходом к его созданию. На остальные 50% в красно-желтом Халке был до мозга костей положительный герой, кумир детей, советовавший кушать витамины, тренироваться и вовремя ложиться спать. Халк Хоган, как персонаж должен был преодолеть любой вызов: недаром, когда казалось, что поражение близко, Халк неожиданно поднимался и будто под влиянием секретной суперсилы начинал совершать «халкинг» – крушить противника, уже было поверившего в свою победу.

И сразу скажем, что будучи в WCW Халк проделал все с точностью до наоборот: из абсолютно положительного героя он стал…абсолютно отрицательным. Да, он разбил немало сердец юных и не очень халкаманьяков, но тем самым он продлил свое «маркетинговое долголетие» в профессиональном рестлинге. Но это будет позже и к нашей теме это не относится.

«Красно-желтый» образ Халка Хогана помог Винсу МакМэну превратить рестлинг из узконаправленного развлечения «для рабочего класса» в семейное шоу, ориентированное, в первую очередь, на детей. Помните, о чем мы говорили выше? Про семейное развлечение?

«Любой человек в любой стране может понять рестлинг», – говорит МакМэн. «Нет специального свода законов для понимания рестлинга. Это не похоже на хоккей или футбол. Это понятно везде – и в Китае, и в Канаде. Дети это любят. Наши ребята – образцы для подражания для детей во всем мире. Это те ребята, которых можно пригласить в гости и мама не будет против. Будь то японская или британская мама».

Халк Хоган, напоминающий о важности приема витаминов, молитвах, регулярных тренировках и вере в себя – один из таких парней. И в самом деле, ну какая мама будет отговаривать своего ребенка дружить с таким человеком?

А короли то, голые?

Есть ли мальчик, который как в той андерсеновской сказке, крикнет на всю площадь про наготу короля и тем самым сдернет с глаз большинства фанатов Винса и Хогана розовые очки? Есть, и не один. Масса промоутеров и борцов «старой школы» расcматривают подход Винса МакМэна к бизнесу как клоунский, ориентированный на примитивные инстинкты масс. Ветеран ринга Лу Тес критиковал WWF и говорил, что «борцы МакМэна не борются, а кувыркаются. По шкале от одного до 10 МакМэн получает 9,5 за ажиотаж, музыку и предматчевые промо. Но тому, что начинается после гонга, оценки выше нуля поставить нельзя. Винс изнасиловал индустрию профессионального рестлинга!».

Многие скажут, что старые волки бизнеса ревнуют Винса к успеху, которого он достиг своей практической сметкой. В чем-то их, конечно, можно понять. Взять, хотя бы, публичное объявление Винсом в феврале 1989 года того, что профессиональный рестлинг является не спортом, а спортивным развлечением. Выходит, что все то, что было раньше и было так дорого «старикам», было…жалким цирком? Выходит, что так. Мария Бернарди, экс-чемпионка среди женщин, с грустью говорит: «я никогда не считала это чем-то иным, кроме спорта. Назвать это развлечением – значит, плюнуть нам в душу, лишить нас гордости за то, что мы борцы».

Ничего личного, только бизнес – Винс попрал святое только ради того, чтобы исключить борьбу из-под юрисдикции Государственной спортивной комиссии США, взимающей 10% подоходный налог с доходов от доходов от спортивного телевидения. Кейфеб умер. А денег стало больше.

Стоп, если борцы Винса в основном кувыркаются, то, как обстоят дела с чисто спортивными навыками его главной звезды на момент начала популярности WWF?

С чисто спортивной точки зрения Хогана крайне трудно назвать «технарем»: арсенал его приемов всегда был довольно скудным. Ну а хогановская «коронка»: указать пальцем на противника, громко закричав ему «ты-ы-ы-ы-ы!», совершить несколько ударов и вслед за этим провести лег-дроп – также является по большей части рекламным трюком. Хороший парень наконец-то победил плохого.

Нет, ни в коем случае, полностью принижать физическую подготовку Хогана не стоит. Но, как знать, может быть, старые представители индустрии, говоря про бессмысленные кувыркания, имели в виду и спортивные навыки Хогана, спрятанные где-то глубоко под его харизмой и умением отлично работать на микрофоне. Далеко не всегда борец номер один становится таковым по своим спортивным навыкам – и Хоган как раз тот случай. Харизма, индивидуальность, умение продавать себя и свой вид спорта, общение с массами - вот что в нем было главным. Он чертовски удачно попал в нужное место в нужное время.

Wrestlemania и Hulkamania: два конца одной дубины

Халк Хоган стал феноменом не только за счет своего образа и своей харизмы. Винс МакМэн начал проводить «Рестлмании» – невиданные доселе масштабные ежегодные ивенты, которые изначально тоже были построены вокруг супергеройского гиммика Хогана. Все действо в те времена было построено вокруг главной винсовой звезды: личность Хогана требовала соперников соответствующего масштаба. Ну, или, по крайней мере, мало чем ему уступавших. Это должны были быть не просто «хильчики», а «хилищи», воздействующие на Халка не только физической силой, а силой психологической. Расчет простой: количество суперзвезд (включая плохих) умножается в математических пропорциях, соответственно, растет популярность компании и её программ.

Первым из таких «суперантагонистов» стал Родди Пайпер, который был так же важен для WWF, как и Халк. Именно Родди в паре с Полом Орндорфом стал соперником Хогана и Мистера Ти в мейн-ивенте (главном событии) первой «Рестлмании». Запись этого шоу есть и на торрентах, и на Ютубе – посмотреть, как вершилась история профессионального рестлинга, определенно стоит.

Чтобы быть настоящим врагом Хогана, нужно было быть врагом его поклонников. Эффект все тот же – рост популярности главной звезды компании, а следовательно и самой компании.

Так вот, возвращаясь к теме спортивных навыков Хогана – они не очень оказались и нужны. Винс Мак Мэн преподносил его матчи, не как шедевры борцовского искусства, а скорее в качестве «необычайных событий», которые обязательно нужно было видеть. Это не матчи, это фильмы-номинанты на «Оскар» – злодей, который замыслил что-то недоброе против героя всея Америки. И «суперсоперники» для Хогана в этих фильмах один круче другого: Кинг-Конг Банди, Андре Гигант, Последний Воин, Скала – все это настоящие легенды ринга.

***

Давайте закругляться. Итак, почему же именно Халк Хоган стал олицетворением мира профессионального рестлинга?

Во-первых – подходящая эпоха. Именно в восьмидесятые годы развлечения были чем-то большим, чем просто медиапродуктом. Появление Хогана и «Рестлманий – явления того же порядка. Добавьте сюда и кинокарьеру Халка: в фильмах он тоже, кстати, выступал в качестве супергероя, сильного и доброго дядюшки, к которому своему ребенку разрешит подойти каждая мама.

Во-вторых – грамотное использование телевидения в качестве основного рекламного инструмента. Появились кабельные каналы, стартовала эпоха VHS.

Наконец, в-третьих – посыл аудитории. На мой взгляд, это самый главный фактор из всех трех в проекте «Халк Хоган». И вот почему.

Винс МакМэн и Халк Хоган на начальном этапе существования WWF были практически идеальной парой. Парень с огромной харизмой и дерзкий промоутер, не боявшийся поставить все на кон, если он видел в этом потенциал. И, повторяем, не забывайте про фактор 80-х, в массовой культуре которых добро и зло были четко определены. Прославиться в образе хорошего парня было так же легко, как и на темах, вроде американского патриотизма, семьи, детей. На это и напирали Винс и Халк.

Так что все сошлось в одной точке. Фанатам рестлинга, у которых на тот момент не было глобальной иконы, угодить в такой обстановке стало проще простого. Парня, который был бы САМЫМ крутым. Напомним, что Винс выходил на рынок в эпоху раздробленности мира рестлинга на «территории с маленькими царьками». И тут появляется тот, кого фанаты так долго ждали. И это ещё одна, четвертая причина, по которой Винсу было проще слепить вот такого хорошего во всех отношениях парня, который надирает задницу плохим парням. Да, у Хогана был очень просто борцовский стиль. Но большего от него Винс МакМэн и не требовал: аудитория должна была больше интересоваться покупкой мерча, чем просмотром матчей с последующим их анализом.

Вроде бы все. От себя добавлю, что Халк Хоган – это… Элвис Пресли профессионального рестлинга. Герой-одиночка, от которого сходили с ума фанаты. Но если присмотреться к тому же Элвису, то понимаешь, что это был продукт исключительно своего времени. Потому что после Элвиса пришли актуальные до сих пор the Beatles, показавшие не только новую музыку, но и по-новому преподносящие себя публике. Главным кумиром в рок-н-ролле перестал быть одиночка с гитарой в окружении безымянных аккомпаниаторов. На его место пришла четверка парней, каждый из которых является полноценной личностью, заслуживающей отдельного внимания. Ну а кто является «битлами» профессионального рестлинга – вопрос, ответ на который, думаю, будет у каждого свой.

243
82 комментария