Как хоррор «Улыбка» говорит о детских травмах, и почему для испуга используют самый позитивный жест

Новый ужастик отлично наследует атмосфере It Follows, а заодно и развлекает скримерами.

Как хоррор «Улыбка» говорит о детских травмах, и почему для испуга используют самый позитивный жест

От этого фильма у меня были спорные ожидания. Вроде бы, как и писали многие, уже в трейлере чувствовались классные вайбы It Follows Дэвида Роберта Митчелла (на русский этот фильм переводили как «Оно», что сейчас вызывает неправильные ассоциации с экранизацией Стивена Кинга): проклятие, передающееся по цепочке, чудовище, мимикрирующее под знакомого человека, и атмосфера полной обречённости и безумия, когда тебе никто не верит.

Плюс очень крутая рекламная кампания, во время которой актёры жутко улыбались в публичных местах.

Но ждать фильм с чистым восторгом мешали воспоминания о другом хорроре — «Правда или действие» с Тайлером Пози, где актёры точно так же пытались жутковато улыбаться, но выглядело это скорее стыдно, чем страшно.

Однако сразу могу сказать: оправдались первые, а не вторые ожидания, поэтому можно выдохнуть и наслаждаться просмотром.

Психиатр Роуз (Сози Бейкон — дочь Кевина Бейкона и Киры Седжвик). сталкивается в больнице с пациенткой, которая недавно стала свидетелем самоубийства преподавателя. Девушка рассказывает доктору, что её преследует проклятие: нечто, притворяющееся близкими и знакомыми и буквально сводящее с ума. После чего она видит что-то за спиной Роуз, дико пугается, а потом начинает жутко улыбаться и… убивает себя.

С этого момента такие же видения начинают посещать и главную героиню, хотя все окружающие уверены, что это просто стресс из-за пережитой травмы.

Как хоррор «Улыбка» говорит о детских травмах, и почему для испуга используют самый позитивный жест

Для режиссёра Паркера Финна «Улыбка» — полнометражный дебют, выросший из его же короткометражки «Лора не спала». Случай, кстати, нередкий для хорроров: точно так же появились «Мама» Андреса Мускетти и «Бабадук» Дженнифер Кент. Что в очередной раз доказывает: в ужастиках важнее всего центральная идея, сам концепт, вокруг которого строится картина.

Финн сумел сохранить то важное, что было в исходнике — атмосферу неизвестности и сомнений. Как раз единственное, что чуть портит картину — пара робких попыток всё объяснить, а к финалу так и вовсе желание показать демона отдельно от его носителя. Хотя и здесь есть некоторый обман.

Ведь самое сложное в этой истории — отличить правду от иллюзии. Это не может сделать ни героиня, ни зритель, которому не сообщают лишней информации. Остаётся лишь наблюдать и обдумывать, можно ли выбраться из ситуации.

Как хоррор «Улыбка» говорит о детских травмах, и почему для испуга используют самый позитивный жест

Приятно, что фильм можно воспринимать, скажем так, на двух уровнях. Можно смотреть его как простой ужастик: здесь много скримеров, и почти каждый из них отлично срабатывает (сцена в машине напомнила аналогичную из «Оцепеневших от страха», а это хороший комплимент). Но ещё важнее, что саспенс, как говорится, хоть ложкой черпай.

Но кроме этого в фильме можно увидеть несколько неплохих социальных высказываний, и это не будем «поиском глубинного смысла» — всё на поверхности. Хорошо показано, как травмированный человек оказывается в изоляции: далеко не все готовы принимать близких, когда с ними трудно, а здоровые люди сплошь и рядом советуют «просто отдохнуть», будто это поможет справиться с ментальными проблемами.

И героиня, постоянно говорившая своим пациентам, что видения не могут им навредить, сама оказывается в таком же положении — окружающие просто отмахиваются.

Как хоррор «Улыбка» говорит о детских травмах, и почему для испуга используют самый позитивный жест

А ещё важнее заложенная в саму основу мысль о переживании детских травм и чувстве вины: героиня не просто становится жертвой проклятия, она ещё и постоянно возвращается к главному событию детства —самоубийству матери.

Осуждая второстепенных героев (кстати, прописанных посредственно), автор фильма как бы напоминает, что справиться с такими воспоминаниями самостоятельно практически невозможно. Но именно травма и делает героиню одинокой. Вот уж действительно порочный круг.

Нет, эта мысль не превращает «Улыбку» в типичный пост-хоррор, вроде «Солнцестояния». Несмотря на неспешное развитие сюжета, он остаётся в рамках классики жанра. И это тоже плюс — драмы Ари Астера, которые только притворяются хоррорами, полюбили не все.

Поэтому выбирайте сами, чем именно станет «Улыбка» для вас.

Как хоррор «Улыбка» говорит о детских травмах, и почему для испуга используют самый позитивный жест

Ну а за режиссёра можно не переживать. Семнадцатимиллионый авторский фильм, на который студия Paramount не возлагала никаких надежд (его даже хотели отдать сразу на стриминг), отбил свой бюджет уже на первой неделе проката в США, а потом с успехом пошёл по другим странам. Вероятно, нас ждут и другие работы Паркера Финна. Хочется верить, что он сумеет удержать планку.

Вообще интересно, что улыбка или даже смех, которые служат символом позитива, часто используют как пугающий элемент. Джокер в историях о Бэтмене, всевозможные страшные клоуны и прочие жуткие персонажи цепляют похлеще «серьёзных» чудовищ.

Я даже решил поискать, откуда взялась улыбка у людей, ведь животные скалят зубы как раз когда пытаются показать агрессию.

Судя по информации в сети, улыбка произошла от «игрового» оскала: животные якобы пугали партнёра, но показывали, что всерьёз не собираются на него нападать. То есть любопытно, что символ доброты произошёл от некой формы лёгкого доминирования.

Как хоррор «Улыбка» говорит о детских травмах, и почему для испуга используют самый позитивный жест

Но почему от улыбки так жутко? Вероятно, дело в ощущении, когда тянет улыбаться или смеяться в совсем неподходящей для этого ситуации. Мне кажется, у каждого хоть раз в жизни случались приступы нервного смеха — и хорошо, если их удавалось подавить.

А когда мы видим такую же ситуацию со стороны, в голове возникает противоречие. Вроде бы нас должно тянуть улыбнуться в ответ (мимика Джокера в исполнении Хоакина Феникса очень заразительна), но мы осознаём, что этого не должно происходить. Именно от этого противоречия становится страшно.

Да, это поверхностные рассуждения, вызванные просмотром ужастика. Но я лишь хочу сказать, что «Улыбка» отлично иллюстрирует такую ситуацию. Вроде бы простейшими приёмами авторы смогли нагнать жути, и при этом не свалиться в банальные «пугалки».

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

107
76 комментариев