Слёзы под дождём: 5 настольных игр в жанре киберпанкового детектива

Как стать Риком Декардом за обеденным столом?

Слёзы под дождём: 5 настольных игр в жанре киберпанкового детектива

В 2023-ом году российская команда разработчиков Mist Machine обещает выпустить настольную игру Resolvers: Time to Shift, детектив в стилистике киберанка. Игрокам обещают полную реиграбельность, достигаемую за счёт комбинации настольной игры с приложением, четырёх героев с собственными параметрами, легаси-механики, благодаря которым принятые в одном деле решения повлияют на следующие партии и многое другое.

Ключевое фантастическое допущение мира «резолверов» — путешествие во времени, позволяющее детективам не просто покарать виновного, а предотвратить само убийство. В остальном вселенная укладывается в каноны киберпанка, хотя, как подчёркивают разработчики, им хотелось бы немного уйти от присущей жанру безысходности. И пока амбициозный проект готовиться к выходу на краудфандинг, он уже напомнил мне о моей любви к стилистике киберпанка, и я решил написать про другие настольные игры, совмещавшие детективы и эстетику мрачного будущего.

Персонажи Resolvers
Персонажи Resolvers

Киберпанк — не самая распространённая тематика для настольных игр, на boardgamegeek к этой стилистике относят около полутора сотен названий, учитывая многочисленные дополнения к карточным играм. И оттого особенно бросается в глаза, что детективных игр хватило на небольшую подборку.

В книгах оригинального литературного жанра герои скорее совершали преступления, чем расследовали. Дело было даже не в бунтарском пафосе, который у авторов первой волны, за ярким исключением Джона Ширли и его трилогии «Полное Затмение», был не так уж распространён, сколько в присущем героям нигилизме.

Слёзы под дождём: 5 настольных игр в жанре киберпанкового детектива

Персонажам Гибсона, Стерлинга или Кэддиган было в принципе наплевать, кто страдает от их действий, и страдает ли кто-то. Иногда книги создавали ощущение, будто бы для персонажей в мире вообще нет никого, кроме них самих. Такое близкое к солипсизму ощущение перекочевало в первую «Матрицу» с её безжалостной расправой над полицейскими, буквально не знавшими, за что они погибали.

Но параллельно с книгами на экраны вышел «Бегущий по лезвию», фильм, сильнее всего повлиявший на эстетику киберпанка. И там главным героем был именно полицейский детектив. «Бегущий» перекинул мостик между киберпанком и неонуаром, позволив множеству последующих авторов сочетать образы из книг Гибсона или Стерлинга с историями героев, борющихся с преступниками. Не миновала эта тенденция и игровую индустрию, примеры чего мы сейчас и обсудим.

Слёзы под дождём: 5 настольных игр в жанре киберпанкового детектива

Android

Традиционный киберпанковый мир будущего — мегакорпорации, летающие машины, космический лифт, соединяющий Землю и Луну, андроиды и клоны, отнимающие рабочие места, и организации трудящихся, готовые противостоять «големам» с оружием в руках.

И посреди всего этого пять следователей — запойный нуарный детектив, коррумпированный коп, наёмница, андроид, связанный законами Азимова, и клон, пытающаяся понять, есть ли у нее душа, — расследуют убийства и стоящие за ними заговоры, попутно разбираясь с личными проблемами. Вышедший 2008-ом Android собрал все клише жанра, до каких смог добраться.

Слёзы под дождём: 5 настольных игр в жанре киберпанкового детектива

В этом нет ничего удивительного. Один из разработчиков игры, Кевин Уильямс, пришёл в индустрию из настольных ролевых игр, приложив руку к созданию пиратско-мушкетёрского «Седьмого Моря». Его сильная сторона — умение задавать жанр через правила. Именно Уильямс разработал «Ужас Аркхэма» и настольную «Игру Престолов», а также фэнтезийный Descent: Странствия во тьме. Всё это – масштабные игры, в которых первое размещение компонентов отнимет не меньше часа, и Android укладывается в ту же логику.

Детективы под управлением игроков должны тратить очки действия, чтобы перемещаться по локациям, исследовать улики, подкладывая очки вины или невиновности на планшеты подозреваемых — у каждого из следователей есть те, в вине или невиновности кого они уверены. Или же можно плюнуть на убийство и тратить улики, чтобы распутать глобальный заговор, для чего игрокам необходимо собирать целый пазл в одном из углов поля.

Разгадали кусочек заговора – выложить кусочек пазла, и так, пока не соедините центр с одой из группировок по краям.
Разгадали кусочек заговора – выложить кусочек пазла, и так, пока не соедините центр с одой из группировок по краям.

Всё это перемежается использованием тематических карт из уникальной для каждого детектива колоды, призванных помочь или помешать тому или иному герою. Их применение требует менеджмента ресурсов, симулирующих психологическое состояние персонажей. А чтобы игрок уж точно не заскучал, у каждого детектива есть личный квест, требующий вливания времени и ресурсов. И это только самые важные элементы.

Игра жёстко состязательная — ваши противники не просто стараются оправдать «вашего» подозреваемого, но могут даже вывести его из игры. Впрочем, это не повод отчаиваться — вы всё ещё можете выиграть, если успешно переключитесь на заговор и личные цели. Главное, кто собрал в финале больше победных очков.

У каждого детектива есть тёмное и светлое состояние
У каждого детектива есть тёмное и светлое состояние

С этим связана важная особенность Android — в отличие от многих детективных игр, тут нет правильного ответа. Игроки определяют, кого признали виновным на основании их действий, но почему убийство произошло и как оно связано с заговором, они придумают сами, если захотят. Как в «Бегущем по лезвию бритвы», преступление тут — повод разобраться в себе, а не центральное событие.

Это, впрочем, не значит, что думать не придётся — игроки должны анализировать действия друг друга, чтобы понять, какого подозреваемого «топит» конкурент и вовремя подкинуть жетон алиби.

Слёзы под дождём: 5 настольных игр в жанре киберпанкового детектива

В целом, как и другие проекты Уилсона, Android привязан к своей эстетике. Для меня, фаната нуара и киберпанка, игра была настоящим праздником, и хорошим примером того, как механика передаёт сюжет и атмосферу. Но если вы просто хотите поиграть в настолку, лучше поищите что-то не столь переусложненное.

Зато вселенная Android легла в основу нескольких других проектов, вроде экономической стратегии New Angeles. А самый известный спин-оф — карточная Android: Netrunner, где один игрок берёт роль корпорации, а другой — хакеров. Механика этой игры, в свою очередь, отталкивается от Netrunner 1996-го года. Но в этих проектах речь идет не о детективах.

Слёзы под дождём: 5 настольных игр в жанре киберпанкового детектива

Murder City

White Wolf, компания, известная в первую очередь как создатели «Мира Тьмы», вселенной настольных ролевых игр в жанре городского фэнтези, несколько раз пробовали себя и в сфере настолок, заимствуя механики и идеи из своих RPG. К несчастью, их эксперименты далеко не всегда заканчиваются успешно, и Murder City — один из таких примеров.

Сюжетно игра выглядит интересно. В мрачной аркогологии будущего, йованы (jovan), лицензированные частные детективы, объединяют функции следователей, прокуроров и аудиторов друг для друга. Они ищут и, потенциально, фальсифицируют улики, заключают сделки, меняются информацией и сталкиваются с трудностями в городе, населённом людьми, киборгами, андроидами и пришельцами. Увы, играть в это куда менее интересно, чем может показаться по описанию.

Герои: андроид, сотрудник спецслужб, пришелец, работница корпорации, уличный детектив
Герои: андроид, сотрудник спецслужб, пришелец, работница корпорации, уличный детектив

По сути, процесс строится вокруг сбора улик из 5 колод (орудия преступления, свидетели так далее), и их размещения в закрытую на планшетах убийств. Одно дело содержит пазы для трёх улик. Каждая улика и убийство имеют определённый цвет. Если они совпадают — улика действительно относится к делу, если нет — её можно разместить, но такое действие означает, что йован подделывает доказательства.

Бороться с этим должен другой йован. Когда игрок решает нести дело в суд, он должен рассказать историю убийства, используя выложенные на планшете карты, а оппонент, назначенный аудитором, может усомниться в рассказе, пропустить его или максимально поддержать. Если он сомневается, то называет карту доказательства, подлежащую проверке, и, если она действительно не соответствует цвету убийства, вышвыривает дело на помойку, получая бонус.

Карты улик. К несчастью, картинок Шая хватило только на главные иллюстрации.
Карты улик. К несчастью, картинок Шая хватило только на главные иллюстрации.

К несчастью, реально рассказ не помогает и не мешает определить, какая улика лишняя. Игра быстро превращается в примитивный блеф, в котором сомневаться приходиться на основании интуиции и соображений о вероятности выхода карт того или иного цвета. Если добавить к этому то, что исход дела, доведённого до суда, решается броском костей, пусть и модифицируемым действиями игроков, игра оказывается практически случайной. Это, может быть, неплохо отражает атмосферу беззакония в мире будущего, только вот играть не особенно интересно.

На выходе, Murder City подкупает только тематикой, которую неплохо задают описания отдельных детективов и иллюстрации художника Кристофера Шая, часто работавшего с White Wolf. Если игрокам нравится выдумывать нео-нуарные истории преступлений в мире киберпанка, MC послужит неплохим источником вдохновения, но его правила, увы, оставляют желать лучшего.

Слёзы под дождём: 5 настольных игр в жанре киберпанкового детектива

Chronicles of Crime: 2400

Chronicle of Crime — целая серия кооперативных детективных игр, начавшаяся с проекта о следователе Скотланд-Ярда. Игра напоминала множество кооперативных детективов вроде «Тайн Аркхэма» или «Следствие ведёт Клэр Харпер»: участники получали дело, собирали улики, анализировали их, открывали новых свидетелей, предметы и локации, и в итоге давали ответы на несколько ключевых вопросов.

Но разработчики включили в игру бесплатное приложение для Android, которое сканировало QR-коды на картах. Благодаря этому, CoC получилась несколько более регламентированной, чем её конкуренты, с отдельными событиями, а также полноценной миниигрой, где требовалось самостоятельно находить улики, используя смартфон или специальные очки.

Оригинальный Chronicles of Crime
Оригинальный Chronicles of Crime

Успех CoC проложил дорогу для нескольких дополнений, а затем и для полноценной серии Chronicles of Crime — Millennium, объединяющей три проекта, по сюжету происходящие с перерывом в 500 лет: в 1400-ом, 1900-ом и киберпанковом 2400-ом. Причём разработчики придумали не только разные истории, но и разные механики для каждой эпохи.

Так, в будущем главная героиня, частный детектив Калиа Лавель начинает расследования с имплантом, расширяющим восприятие и открывающим дополнительные действия, и ставит новые импланты по ходу следствия. Кроме того, она может выходить в виртуальную реальность и взаимодействовать с аватарами подозреваемых.

Слёзы под дождём: 5 настольных игр в жанре киберпанкового детектива

Разработчики специально подчёркивают, что вы не знаете, аватар какого персонажа из реального мира перед вами, что добавляет ещё один, специфичный для киберпанка, тип загадок.

Получившаяся игра прекрасно соответствует оригинальной формуле, удачно перенося её в новую эстетику, как в плане тем и сюжетов, так и в плане игрового процесса. К несчастью, наличие у каждого дела конкретный разгадки означает, что эту игру можно «пройти» только один раз.

Главной героине помогает разумный кибернетический ворон
Главной героине помогает разумный кибернетический ворон

Human Punishment: Social Deduction 2.0

В Human Punishment (на русском «Судный день») герои — не детективы. Детективной работой предстоит заниматься самим игрокам. Сюжет игры строится вокруг восстания машин, истребивших большую часть человечества. Несколько выживших спряталось на заброшенном складе. Им предстоит решить, что делать дальше, но среди них самих могут быть андроиды, выдающие себя за людей, а также ренегаты, выступающие против всех.

Как нетрудно предположить, Human Punishment строится вокруг социальной дедукции, популяризованной проектами вроде «Мафии». Впрочем, из знакомых отечественных игрокам проектов HP: SD похожа скорее на «Бэнг». Тут нет чёткого разделения на фазы дня и ночи, и механики голосования. Вместо этого игроки наносят атаки друг другу, отнимая 1 или 2 очка здоровья. Очки здоровья опустились до 0 — вы умерли. Причём происходит это довольно быстро.

Слёзы под дождём: 5 настольных игр в жанре киберпанкового детектива

Попыткам убедить других в том, к какой команде вы относитесь, уделяется немало внимания — в конце концов, в перестрелке один на один ещё можно уцелеть, но если несколько участников сразу сочли вас врагом, ваша песенка спета. Игра старается давать прямые подсказки о том, кто помогает какой команде: на старте каждый персонаж получает две карты лояльность, и ID, которые суммарно обозначают, на кого работает персонаж. В свой ход карты других игроков можно смотреть в закрытую, или открывать по одной на всеобщее обозрение, получая всё больше данных.

Но даже открыв две из трёх карт, нельзя исключать, что на последней не будет написано, к примеру, «всегда человек», а открыть все три можно и не успеть. Правда, сразу выстрелить тоже не получится — игрок должен сначала взяться за оружие и навести его на соперника, а нажать на курок получится только в следующем раунде. Это даёт возможной жертве целый круг, чтобы убедить оппонента в своей невиновности.

Слёзы под дождём: 5 настольных игр в жанре киберпанкового детектива

Поверх этих механик разработчики включили множество деталей, разнообразящих игру. Более мощное оружие. Уникальные свойства каждого ID, включающиеся после того, как карта открывается на всеобщее обозрение. Дополнительные карты способностей, программы, позволяющие, в том числе, менять лояльность. Новые стороны конфликта, открывающиеся по ходу дела. А дополнение Project: Hell Gate ввело пришельцев из другого измерения, куда отчаявшиеся люди открыли портал, и механику совместного противостояние «боссам», угрожающим всем без разбора.

Разработчики сделали к игре приквел, который потенциально можо совместить и с основной частью.
Разработчики сделали к игре приквел, который потенциально можо совместить и с основной частью.

Civitas Nihilium

Часть большого мультимедийного проекта, который, если у его создателей всё получится, включит как аналоговые, так и цифровые игры. Эстетика и отдельные элементы этой вселенной вдохновлены всё тем же «Бегущим по лезвию бритвы». Главные герои Civitas Nihilium — детективы, расследующие преступления в футуристической вселенной, где государства распались, уступив место отдельным независимым городам — так называемым Civitas.

От других проектов в подборке CN отличает важная деталь — играть в неё можно только в одиночестве. Партия начинается с того, что игрок выбирает из набора персонажей главного героя и новичка (Rookie) и управляет обоими. У каждого — свой набор ресурсов и параметров и своя способность. Их необходимо балансировать, собирая маленькую «партию».

Слёзы под дождём: 5 настольных игр в жанре киберпанкового детектива

Начав новое дело, игрок определяет количество улик, которые нужно собрать для его раскрытия, и выбирает несколько из лежащих в открытую карт свидетелей и локаций, что симулирует создание плана расследования. Также можно купить улучшения — импланты и прочее киберпанковое снаряжение. Место взятых карт занимают новые, до которых игрок доберётся, занимаясь основной частью игры — построением линии из свидетелей и локаций, которую нужно постепенно проходить.

У каждой карты — свои правила разрешения: некоторые требуют бросить кости и добавить параметры персонажей, другие — потратить ресурсы. Успешно пройденные карты выходят из игры, давая бонусы, позволяют брать новые карты, которые добавляются к расследованию, и, самое главное, приносят улики, приближающие раскрытие преступления. Неудачное разрешение карт снижает ресурсы и, потенциально, может привести к полному поражению.

Слёзы под дождём: 5 настольных игр в жанре киберпанкового детектива

Если карты в плане расследования кончились или игрок неспособен разрешить следующую карту в цепочке, он тянет карту из колоды случайных событий, способную как помочь, так и закончить игру. Игровой процесс, таким образом, состоит во внимательном менеджменте ресурсов: игрок волен в любой момент поменять порядок ещё не отыгранных карт в цепочке, стараясь идти от лёгких к сложным и дорогим, и выбирая, на каких ресурсах сосредоточиться.

По сути, CN построена на довольно неожиданном для такой тематике принципе колодостроения. Заниматься дедукцией самому, как в Android, тут не придётся. Отдельного внимания заслуживает то, что для успешного прохождения необходимо завершить не одно дело, а три, которые теоретически может расследовать одновременно. А пиксельные рисунки на картах хотя и уступают по красоте иллюстрациям других проектов из подборки, хорошо работают на создание специфической атмосферы, как и саундтрек, заботливо добавленный в каждую коробку CN.

Слёзы под дождём: 5 настольных игр в жанре киберпанкового детектива

Пишите, если играли в эти игры, или знаете другие, посвящённые расследованиям во вселенных киберпанка!

104104
16 комментариев

Картинку выведи в ленте тоже, для привлекательности

2
Ответить

Спасибо большое!

1
Ответить

@Якорь @Cyberpunk 2077 репостним может тоже?

Ответить

Жаль Android Netrunner загнулся. Так нравилась это ККИшка

1
Ответить

Ffg бы ее в онлайн перенести, классно было бы

2
Ответить

В Android поиграть не довелось, только в карточный нетраннер. Вселенная конечно же клиширована, но тем и хороша.

1
Ответить

Rogue Agent. Не сказать, чтобы игра была чем-то хороша, но тема как раз "в тему" - самый настоящий Blade Runner, со скрытыми предателями-андроидами, готовящими переворот, и агентством охотников за головами, охотящимся на андроидов и остальной криминал города с ультра-оригинальным названием "Rain City".

1
Ответить