От Чарли Чаплина до Тимоти Шаламе: как менялся образ идеального мужчины в зарубежном массовом кино

Крутые качки, молчаливые ковбои или сексуальные дикари? Пришло время выбрать, какая эпоха вам ближе.

От Чарли Чаплина до Тимоти Шаламе: как менялся образ идеального мужчины в зарубежном массовом кино

Представление об образе идеального мужчины меняется вместе с обществом: красавчики-авантюристы приходили на смену викторианской чопорности, брутальные полицейские вытесняли отважных ковбоев.

Мужчины протыкали врагов мечами, ползали под пулями, водили автомобили с дикой скоростью и на протяжении всей истории кино задавали некую ролевую модель в обществе: как быстро обольстить девушку, куда её вести на свидание, как правильно спасать мир и быть хорошим мужем или отцом.

Образ идеального мужчины менялся почти каждые десять лет и всегда старался отвечать запросам времени: быть (когда нужно) грубым и твёрдым рыцарем, богатым предпринимателем или страстным и нежным любовником.

Давайте проследим, как менялось представление об идеальном мужчине в кино, и что с ним в конце концов стало.

Эпоха немого кино: немой, смешной и бедный

Впервые смешного человека в котелке представили публике в фильме «Детские автомобильные гонки», выпущенном Keystone Film Company в 1914 году.

Но всё-таки полноценно образ зародился во втором фильме — «Странное затруднительное положение Мэйбл» с Мэйбл Норманд в главной роли (хотя если быть занудой, то второй фильм сняли раньше, просто на экраны он вышел с запозданием).

От Чарли Чаплина до Тимоти Шаламе: как менялся образ идеального мужчины в зарубежном массовом кино

Как рассказывает сам Чаплин в своей автобиографии, создать образ Бродяги, который мы все сейчас помним, у него получилось случайно. Устав от скучных дублей, продюсер фильма Мак Сеннет предложил ему надеть комедийный грим и вообще подумать над шуточным образом.

По пути в гардероб Чаплин размышлял, что было бы неплохо создать некую комичную противоречивость: штаны мешковатые, пальто узкое, шляпа маленькая, а туфли огромные. Всё остальное пришло уже прямо в процессе съёмок.

Конечно, оба фильма сейчас покажутся нам, людям XXI века, скорее скучноватыми, но всё равно нельзя не отметить блестящий комедийный дар Чаплина. Хотя его ранний герой еще сильно отличался от того милого и сентиментального персонажа со странной походкой, которого мы помним сейчас.

«Детские автомобильные гонки», (Kid auto races at Venice), 1914

Популярность Бродяги, тем временем, захватила его создателя. Чаплин сам принялся снимать кино. Сначала была короткометражка «Застигнутый дождём», вышедшая в прокат 4 мая 1914 года, а в 1921 году состоялась премьера первого полнометражного фильма «Малыш», который прошел в кинотеатрах с оглушительным успехом.

Эта лента стала поворотной в судьбе самого гения немой комедии. Во-первых, он доказал всем, что обладает не только актёрским даром, но и вполне самостоятелен как режиссёр. Во-вторых, что его стилистика и способ постановки вполне способны существовать не только в привычном для публики коротком метре.

Комедийные эпизоды в «Малыше» уютно сочетались с лирикой, драматизмом и критикой социальных проблем Америки. Чаплин смешно и реалистично проиллюстрировал жизнь городских «низов», а Бродяга стал олицетворением этой жизни: весёлый и чудаковатый романтик, который не имеет ничего, кроме доброго сердца.

«Малыш», 1921
«Малыш», 1921

Бродяга — это человек без возраста и национальности. Он живёт как чувствует, постоянно попадая в уморительные ситуации. Он как бы одновременно выражает социальный протест и от души хохочет над обстоятельствами, которые ему предлагаются жизнью. При этом, он не забывает спасать таких же маленьких людей от большого и страшного мира.

В фильме «Золотая лихорадка» Бродяга пытается разбогатеть на золотых приисках Аляски. В «Цирке» отказывается от своей любви к девушке ради её же счастья. В фильме «Огни большого города» Бродяга старается излечить слепую девушку-цветочницу, а в «Новых временах» предстаёт в роли фабричного рабочего, который пытается наладить жизнь во время Великой Депрессии (что вы знаете о карьерном росте?).

Каждый поступок Бродяги, плохой или хороший, — искренний. Он находчив, нелеп не боится делать добро потому, что не боится ничего потерять — у него и так ничего нет.

Фильмы Чаплина с участием Бродяги смешны. Но, если подумать, это смех там, где его не должно быть. Именно это и стало залогом успеха всех картин. В этом маленьком человеке, который не может влиять на ход вещей, зрители, в первую очередь, узнавали себя. Да и сейчас узнаём. Ведь мы все, если так подумать, Бродяги. Хоть и со стаканчиками из палатки «Кофе с собой».

Короли жизни и харизматичные красавчики

В 1927 году на экраны наконец приходит звук. А это значит, что требования к актёрам неминуемо меняются. Театральность жестов, которая была необходима в немых лентах, казалась неуместной, выразительная мимика — глупой. Экраны стали завоевывать мужчины с харизмой и белоснежными зубами.

30-е годы в кино — это эпоха Голливудской магии и элегантности. Вторая Мировая Война ещё не началась, но истерика из-за нехватки продуктов и ожидания неминуемой катастрофы уже наступила. Так что, желая отвлечься от насущных проблем и бед, которые вот-вот свалятся на голову, зрители хотели видеть на экране богатство и красивую жизнь, а также мужчину, который, что называется, придёт порешать все проблемки: красивого, мужественного, не лишенного стиля и ума.

Кларк Гейбл
Кларк Гейбл

Таким идеальным мужчиной становится Кларк Гейбл. Он как-то очень удачно прибывает в Голливуд. У кинокомпании MGM как раз появляется напряженка со звёздами мужского пола, а Гейбл идеально воплощает образ лесоруба в вечерней одежде: смелый, красивый и с невероятной природной сексуальностью.

Первый фильм, в котором Гейбл играет главную роль, выходит в 1931 году и назывался «Вольная душа». Это такая мелодрама с примесью гангстерской романтики. Фирменных усиков у него еще нет, но уже появляется та самая ухмылка, от которой женщины теряют голову (и будут продолжать в том же духе еще почти тридцать лет).

По сути, злодеи в исполнении Гейбла выходят намного популярнее, чем положительные герои. Девушки хотят не просто доброго и хорошего парня, а того самого. Харизматичного авантюриста. Он не скучный. С ним всё возможно.

«Это случилось однажды ночью» (It Happened One Night), 1934
«Это случилось однажды ночью» (It Happened One Night), 1934

В 1934 году в кинотеатрах выходит комедия «Это случилось однажды ночью», которая удостаивается пяти премий «Оскар». Кларк Гейбл получает заветную статуэтку за лучшую мужскую роль, а его образ начинает копировать каждый второй мужчина в Америке.

В моде теперь усы «под Гейбла», развитая мускулатура и широкие плечи. Если плечами природа не одарила — на помощь приходит одежда. Магазины, следуя за новым голливудским трендом на красавчиков, предлагают специальные нашивки или подкладки. Доходит до смешного.

Например, в фильме «Это случилось однажды ночью» есть сцена, где герой Кларка Гейбла раздевается перед своей возлюбленной в исполнении Клодетт Кольбер. Зрители заметили, что у актёра под рубашкой не оказывается майки. Это произвело настоящую сенсацию. Магазины нижнего белья просто опустели (Гейбл не носит и я не буду!), а обиженные производители даже пытались подать в суд на кинокомпанию Columbia Pictures, которая выпустила картину.

«Унесённые ветром» (Gone with the Wind), 1939
«Унесённые ветром» (Gone with the Wind), 1939

И все-таки ролью жизни Кларка Гейбла стал образ Ретта Батлера в экранизации романа Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» — богатый, циничный и любвеобильный предприниматель, который не останавливается ни перед какими препятствиями на пути к своим целям.

Батлер в исполнении Гейбла олицетворяет мужской образ 30-х годов и берёт из него самое лучшее: мужественность, живой ум и хорошее чувство юмора. Он реалист, но не лишенный, однако, способности к глубоким и сильным чувствам по отношению к женщине, которую действительно любит.

Кэри Грант, 1940
Кэри Грант, 1940

Дальше образ харизматичного красавчика меняется. Кэри Грант на рубеже 30-40-х превращает его в истинного дамского угодника: смелого, чувственного и сексуального. Хамфри Богарт добавляет в этот образ мрачности и некоторой усталости от удовольствий: его герой мог быть крутым, даже не доставая пистолета.

Кроме того, Вторая мировая война добралась и до Голливуда, внося свои коррективы. Мужчина на экране переставал быть промышленником и аристократом. Кинокрасавчики уже не носили запонки, а переодевались в двубортные пиджаки и являлись представителями более «земных» профессий.

Харизматичные авантюристы начинают противостоять не отцам будущей невесты, которые считают, что они не равны ей по статусу, а новым временам и собственному военному опыту. Идеальный мужчина гладко выбрит и коротко стрижен, занимается спортом и сохраняет хладнокровие даже в самых опасных ситуациях.

Хамфри Богарт, 1940
Хамфри Богарт, 1940

Затем Голливуд начинает бороться с последствиями войны. Как и в любой индустрии, здесь назревают свои проблемы: недовольство цензурой, строгое регламентированное производство, поиск новых героев, аутентичных времени.

Кино 30-50-х годов войдет в историю, как эпоха Золотого Голливуда: киноленты стали неотъемлемой частью жизни, как газеты или радио, а его герои — олицетворением времени, которое безвозвратно утеряно. Оно красиво, мило, но не имеет отношения к реальному настоящему.

Сексуальные дикари

В 50-е годы в Голливуде появляются новые лица, которые становятся ключевыми звёздами целого десятилетия — Марлон Брандо и Джеймс Дин. Идеальный мужчина в исполнении обоих актёров — это неуравновешенный дикарь с сильным животным началом.

С полунамеками и красивыми ухаживаниями джентльменов прошлого было покончено. Новый идеальный мужчина предоставлял только грубые ласки и развязное поведение. Фильм «Трамвай „Желание“» по одноимённой пьесе Теннеси Уильямса выходит на экраны в 1951 году и делает Марлона Брандо настоящим секс-символом. Образ Стэнли Ковальски, который Брандо воплощает на экране, — это эгоистичный, мстительный и подлый человек, но от него действительно невозможно оторвать глаз, настолько он притягателен.

Образ возмутителя спокойствия продолжается и в следующей заметной картине — «Дикарь». Играя отвязного байкера Джонни, Брандо окончательно закрепляет за собой амплуа мачо, который идёт против устоявшейся системы. Он груб, невежественен, способен на всё и невероятно сексуален. Именно Джонни станет первой ступенькой к созданию целого калейдоскопа бунтарей эпохи рок-н-ролла.

«Трамвай "Желание"» (A Streetcar Named Desire), 1951
«Трамвай "Желание"» (A Streetcar Named Desire), 1951

Невозможно не отметить поразительный актерский талант Брандо. Своими работами он серьёзно поднимает общую планку актерского мастерства в Голливуде. Теперь, чтобы стать новой звездой кино, мало быть просто красавчиком. Этому требованию следует и Джеймс Дин, который врывается на экраны 50-х.

До своей гибели актёр успел сыграть всего в восьми фильмах, три из которых становятся по-настоящему культовыми: «К востоку от рая» (1955), «Бунтарь без причины» (1955) и «Гигант» (1956). Если Брандо был своеобразным бунтарём для взрослых, то Дин стал первым первым героем молодёжного протеста, а фильм «Бунтарь без причины» — просто руководством к действию.

«Дикарь» (The Wild One), 1953
«Дикарь» (The Wild One), 1953

Типичный образ Джеймса Дина — красавчик с тяжёлым взглядом и непростым характером. Джеймс Дин, как и его давний предшественник, Кларк Гейбл, — новый законодатель моды: в Америке теперь все хотят носить джинсы, белую футболку и солнечные очки. Та самая знаменитая красная куртка из фильма «Бунтарь без причины» становится атрибутом настоящих опасных парней.

Джеймса Дин — это предвестник новой эпохи: неукротимый, отвязный и совершенно бешеный. Причем не только на экране, но и в жизни. Желание актёра самому выбирать себе роль, а не следовать указаниям студии, диктовать условия гонорара, а не отдавать всю прибыль жадным продюсерам заставила его, как и Марлона Брандо, Монтгомери Клифта и Мэрилин Монро (которая всю карьеру боролась с прилипшим к ней клише глупой блондинки) по-настоящему расшатывать Голливудскую систему.

Джеймс Дин
Джеймс Дин

Забегая чуть вперед, отметим, что бунтари в конце концов победили. В 1967 году был отменен кодекс Хейса — свод правил, регламентирующий производство фильмов на Фабрике Грёз больше тридцати лет. Режиссёры получили творческую свободу и не боялись экспериментов.

Надо признать, однако, что эти эксперименты, обычно, оставались за рамками коммерческого кинематографа.

Немногословные герои

60-е годы приносят с собой не только Карибский кризис, но и желание верить в неуязвимых героев. Кино отвечает на этот запрос секретным агентом 007 из романа британского писателя Яна Флеминга: немногословный, скрытный, всегда имеющий «козырь» в рукаве.

Джеймс Бонд красив, умён и обязательно занимается спасением мира. При этом он не против поразвлечься, если для этого есть удобный момент. Например, приударить за какой-нибудь красоткой (здесь, кстати, вводится понятие «подружка Бонда» — красивая женщина-аксессуар, меняющаяся от фильма к фильму), выпить или позволить себе азартные игры.

То есть, Бонд вроде бы обычный респектабельный мужчина, а вроде и супергерой. То, что надо в эпоху, когда будущее туманно и не на кого рассчитывать. Агент 007 — это такая старая добрая английская классика: стильный костюм, крепкий алкоголь, дорогие часы, сигары и автомобили.

Целое десятилетие, с 61 по 71 год образ Бонда был неразрывно связан с шотландцем Шоном Коннери. Ну а в дальнейшем это знамя несли Джордж Лэзенби, Роджер Мур, Тимоти Далтон, Пирс Броснан и Дэниэл Крэйг.

Шон Коннери в роли агента 007
Шон Коннери в роли агента 007

Еще один немногословный герой, который будоражит умы зрителей — ковбой в исполнении Клинта Иствуда. «За пригоршню долларов» (1964), «На несколько долларов больше» (1965), «Хороший, плохой, злой» (1966) — все эти фильмы тиражируют образ хмурого, спокойного, но при этом опасного и вечно настороженного мужчины с пистолетом в кобуре. Он постоянно курит в кадре, метко стреляет и не особенно рефлексирует.

«Хороший, плохой, злой» (The Good, the Bad and the Ugly), 1966
«Хороший, плохой, злой» (The Good, the Bad and the Ugly), 1966

И ещё один актёр, который воплощал образ немногословного решительного мужчины — француз Ален Делон. Его роль Тома Рипли в фильме «На ярком солнце» (1960) заставила женские сердца сжиматься, как минимум, последующие лет 20. Делон завоевал популярность далеко за пределами родной Франции и стал абсолютным европейским секс-символом 60-х-70-х годов: красивый, но скучающий, сексуальный, но не поверхностный. Элегантный джентльмен, способные на чудовищные поступки.

В Голливуд, кстати говоря, он тоже приезжал по приглашению кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer, но ни один из трёх фильмов не имел особенного успеха среди американских зрителей.

«На ярком солнце» (Plein Soleil), 1960
«На ярком солнце» (Plein Soleil), 1960

В конце 60-х в Америке гремит Вудсток и психоделическая революция. Её продуктом становится абсолютно бессюжетный «Беспечный ездок», вышедший на экраны в 1969 году, как раз в разгар молодёжных протестов.

Дуэт Денниса Хоппера и Питера Фонды стал как бы вестником контркультуры. Образы двух хиппи-неформалов, которые, получив деньги за продажу кокаина, колесят по Америке на мотоциклах в поисках высших смыслов, попала в цель: разочаровавшись в американской мечте, зрители как раз желали чего-нибудь кардинально нового. Помпезные драмы их больше не устраивали. Уже появилась французская Новая Волна с её экзистенциально-романтичным флёром, и американцы мечтали, что их кинематограф тоже заговорит языком Годара.

ОSТ «Беспечный ездок» (Easy Rider), 1969

Это новое кинокритики и историки кино позже назовут «Американской новой волной». Картины Стэнли Кубрика, Ф. Ф. Копполы, Мартина Скорсезе, Вуди Аллена, и ряда других режиссёров сформировали славную Голливудскую эпоху — эпоху фильмов невероятных экспериментов, глубины и качества.

Герои этих лент не просто развлекают зрителей интересным сюжетом, но заставляют думать и размышлять.

Супер-мускулы, спасающие вселенные

В 70-е и 80-е годы — это время этакого «шведского стола», где появляется долгожданное разнообразие. Зритель сам может выбирать себе блюда по вкусу. С одной стороны — интеллектуальное кино в Европе и Америке, с другой — зарождение блокбастеров и боевиков. Индустрия всё больше ориентируется на вкусы целевых аудиторий. Появляются и новые образы, которых не было раньше.

Немного уставшие от наркотиков и психоделии, мужчины на экране начинают вдруг следить за здоровьем и ходят тягать железо. Благодаря строгой дисциплине и упорству, они из обычных парней превращаются в настоящих героев: Брюс Ли из «Выхода Дракона», Рокки Бальбоа в исполнении Сильвестра Сталлоне («Рокки», 1976 год).

Они не просто любят растить мускулы, а делают это для того, чтобы сворачивать горы и добывать свою мечту голыми руками. В целом, их внешность не так важна. Главное — накачанный пресс, хотя ещё и не такой, как будет позже у героев боевиков 90-х. Это всё-таки пока еще начинающие крутые парни.

«Рокки» (Rocky), 1976
«Рокки» (Rocky), 1976

Особняком стоит элегантный Аль Пачино «Крестный отец» (1972) — возвращение к вечной классике. Его герой — решительный и жесткий (по факту — бандит и преступник), но, вместе с тем, — настоящий джентльмен, способный на преданность и заботу о близких. Такие мужчины никогда не переведутся. Главное, чтобы костюмчик сидел.

«Крестный отец» (The Godfather), 1972
«Крестный отец» (The Godfather), 1972

В 1975-м, году Стивена Спилберг выпускает «Челюсти», историю про гигантскую акулу-людоеда, которая с аппетитом кушает отдыхающих на курорте. Этим фильмом знаменуется начало череды голливудских блокбастеров, где идеал мужчины — вроде как парень из толпы, но который в нужный момент обязательно соберётся с силами и всех спасёт (уверена, что вы не помните, как выглядит главный мужской образ в «Челюстях», зато помните саму акулу).

Эту традицию продолжают фильмы о супергероях. По сути, сами мужчины достаточно безликие, просто имеют нужные атрибуты: невероятные умения и способности, храбрость и запоминающийся костюм, по которому их можно опознать. Кристофер Рив в «Супермене» (1978), Реб Браун в «Капитане Америка» (1979 год), чуть позже — Майкл Китон в «Бэтмене» (1989).

Кристофер Рив в образе Супермена
Кристофер Рив в образе Супермена

Функция мужчины-супергероя сводится к тому, что он, как бы наладит жизнь, будет следить за торжеством справедливости. Этим самым же и занимается Люк Скайуокер в фантастической сказке Джордж Лукаса «Звёздные войны» (1977). Исполнитель этой роли Марк Хэмилл — тоже обычный парень (хоть и где-то в космосе), но перестает им быть, когда приходит опасность. Он вдруг обнаруживает в себе невероятный потенциал и силу, которая поможет ему спасти вселенную (как сказали бы сейчас — вышел из зоны комфорта).

Люк Скайуокер в этом фильме открывает ворота в мир супергероев на любой вкус: Индианы Джонса, Безумного Макса, Кикбоксера, Робокопа, Человека-Паука, Терминатора и Конана-Варвара, которые заполонили кинотеатры. Зрителям была нужна надежда, что сильный мужчина их обязательно спасёт.

И он честно выполнял свой долг, иногда и вовсе теряя индивидуальность.

Сильный, романтичный или очень странный

Начало 90-х в массовом кино — это торжество красивых мускулов и каскадёрских умений, за которые отвечают Жан-Клод Ван Дамм, Сильвестр Сталлоне, Арнольд Шварценеггер, Курт Рассел, Рутгер Хауэр и иже с ними.

В целом, они все очень похожи: гора мышц, смелость отвага и отсутствие интеллекта. Впрочем, он как бы и не особенно был здесь нужен. Всё-таки герои боевиков и блокбастеров должны были драться со злодеями, а не решать теорему Ферма. Идеальный мужчина должен быть просто сильным и уметь спасти мир.

От Чарли Чаплина до Тимоти Шаламе: как менялся образ идеального мужчины в зарубежном массовом кино

Кстати, именно боевики начинают подготавливать зрителей к некоторой толерантности. Идеальный мужчина в них может иметь некоторые вариации. Например, необычный разрез глаз, как Джеки Чан, или другой цвет кожи, как Уилл Смит в «Людях в Чёрном» (1997).

На фоне героев боевиков выделяется другой тип желанного парня: милый романтичный красавчик, способный на добрые поступки: элегантный Ричард Гир в «Красотке» (1990) — богатый бизнесмен, который любит проститутку в исполнении Джулии Робертс. Немножко нерешительный Том Хэнкс из «Неспящих в Сиэтле» (1993) и чудаковатый Хью Грант в фильме «Четыре свадьбы и одни похороны» (1994).

Эти мужчины вроде бы без мускулов, но обладают определенным притягательным шармом и сексуальностью. Моду на смазливое личико продолжат Брэд Питт, Том Круз и Леонардо Ди Каприо, который и вовсе замерзает в море на глазах у своей любимой после крушения Титаника (невиданная дерзость!)

Романтический герой 90-х — это парень, который умеет любить. Он плачет и расстраивается в отличие от героев предыдущих лет. Ему позволяют быть слабым, робким и рефлексирующим. Да, он не Супермен, но это его как бы и не портит. Ему позволено иногда ошибаться или совершать глупости. В общем, он начинает быть более приближенными к жизни. Такого парня вполне можно встретить в магазине или на вечеринке. Он как бы среди нас.

«Красотка» (Pretty Woman), 1990
«Красотка» (Pretty Woman), 1990

Еще один интересный образ идеального мужчины предлагают комики Джим Керри и Робин Уильямс — смешной чудак, который завоевывает сердца красоток тем, что они хохочут над ним до икоты. Этот самый чудак совершенно непоследователен в своих действиях, имеет много слабостей и странных привычек.

Например, Джим Керри в фильме «Эйс Вентура: Розыск домашних животных» (1994), что называется, герой-любовник от противного: денег нет, суперспособностей — тоже, да ещё и работа странная. Тем не менее, это не помешало фильму стать лидером американского кинопроката, а Керри — новым секс-символом.

«Эйс Вентура: Розыск домашних животных» (Ace Ventura: Pet Detective), 1994
«Эйс Вентура: Розыск домашних животных» (Ace Ventura: Pet Detective), 1994

Галерею самых желанных киношных неудачников продолжает Джон Траволта, сыгравший гангстера в культовой картине «Криминальное чтиво», вышедшей в 1994 (и снова герой может позволить себе умереть!). Форрест Гамп в исполнении Тома Хэнкса (1994) вообще слабоумный, а Майкл Дуглас в «Основном инстинкте» (1992) бьётся, бьётся, да так и не может раскрыть личность истинного убийцы. Все эти несчастные по-своему очаровательны и совсем не похожи на тех, кого хотели любить, скажем, ещё лет 10 назад.

Европейское кино 90-х предлагает свой новый тип хулигана — молодой наркоман Юэн Макгрегор в «На игле», отброс общества и прожигатель жизни, олицетворение маргинального мира, в котором, в отличие от голливудских причёсанных фильмов, существуют социальные проблемы и насилие. В этом ему помогает молодой психопат Ульрих Мюэ из фильма Михаила Ханеке «Забавные игры» (1997).

Мужчина хоть какой

Идеальный мужчина начала 2000-х, в общем-то, продолжает традиции прошлого десятилетия. Это либо уже знакомый нам альфа-самец, либо смазливый красавчик по типу Эштона Кутчера.

Новое столетие принесло новые тренды в кино, например, незаурядные интеллектуальные способности у идеального мужчины. Фрэнк Абигнейл из «Поймай меня, если сможешь» (2002), Джон Нэш в «Играх разума» (2001) или Тони Старк из «Железного человека» (2008) — всё это гении, у которых мозг — самый сексуальный орган. С другой стороны, в век компьютерных технологий идеальный мужчина просто не может позволить себе быть тупым.

Интеллектуалы появляются и в романтических комедиях, как например Колин Фёрт в фильме «Дневник Бриджит Джонс» (2001) или Хавьер Бардем в «Ешь, молись, люби» (2010).

«Игры разума» (A Beautiful Mind), 2001
«Игры разума» (A Beautiful Mind), 2001

Ещё один тренд начала нового века — гомосексуальность. Нет, она, конечно, была представлена в кино и раньше, просто теперь образ идеального мужчины-гомосексуала добрался до массового кино. Женщины всё-таки устают от брутальных крутышек и желают смотреть на утонченного интеллектуала, который причёсывается, а не бегает в кровавой рубашке с пистолетом по Манхэттену.

Так получается, что этим утонченным мужчиной становится лучший друг-гомосексуал. Такой есть у Джулии Робертс в фильме «Свадьбе лучшего друга» (1997) и у Кэри Бредшоу в сериале «Секс в большом городе». И даже сама Мадонна решает скрестить с таким мужчиной судьбу в фильме «Лучший друг» (2000).

Впрочем, мужчина, которому просто позволено любить мужчин, тоже начинает жить своей собственной жизнью, а не просто быть приложением к самостоятельной красотке на экране.

Самый яркий пример — герой Хита Леджера в ленте «Горбатая гора» (2005), Шонн Пенн в «Харви Милк» (2008), Джим Керри в «Я люблю тебя, Филлип Моррис» (2009) или «Девушка из Дании» (2015) в исполнении Эдди Рэдмейна. Все они в этих фильмах плачут, любят, болеют СПИДом, разочаровываются. Вчерашние рыцари и Конаны-варвары оказываются чувствительными и тонкими.

«Горбатая гора» (Brokeback Mountain), 2005
«Горбатая гора» (Brokeback Mountain), 2005

Новый век движется очень быстро, гораздо быстрее, чем все предыдущие, а кинематограф старается за ним успеть. Ему надо одновременно реагировать на изменение общественных настроений и стараться удивить зрителей новыми спецэффектами. А ещё у него действительно назрели те проблемы, которых не было раньше — его очень много. Оно стало слишком разнообразным и конъюнктурным.

Кино, как искусство, базируется на фестивалях, катается от одного к другому и редко доходит до мультиплексов, потому что, обычно, не имеет коммерческого успеха. По сути, оно действительно стало, что называется, «не для всех».

У кассовых и успешных блокбастеров есть другая проблема — технический прогресс. Они должны каждый раз удивлять зрителя невероятными спецэффектами или использовать какую-нибудь особенную акустику с 3D-очками, чтобы он снова пошел и купил билет в кино.

Но и это не всегда работает, ведь человек образца 2022 года предпочитает смотреть кино на экране собственного ноутбука. Он вообще предпочитает поменьше двигаться и пользоваться доставкой разнообразных благ к собственному дивану.

Джаред Лето в фильме «Далласский клуб покупателей» (Dallas Buyers Club), 2013
Джаред Лето в фильме «Далласский клуб покупателей» (Dallas Buyers Club), 2013

Сериалы, которые раньше все воспринимали исключительно как средства развлечения затюканной бытом домохозяйки, поистине изменили мир и стали востребованными абсолютно среди всех возрастов. Они стали дорогостоящими, интересными и достаточно качественными даже для тех, кто предпочитает умное кино.

Вместо кинотеатров зрители всё больше ходят на Youtube и Netflix. Цифровая эпоха, в которой мы сейчас живем, может предоставить неограниченные возможности для режиссёра. Любой может снимать кино, если у него, грубо говоря, есть айфон.

Новые жанры возникают постоянно и ориентируется на узкую категорию зрителей, а не сразу для всех, как это было раньше. Этот фильм мы снимем для любителей хорора, а этот — для представителей угнетенных народов. Для всего найдётся зритель. Делай что хочешь — кто-нибудь, да посмотрит, ведь интернет стирает все границы.

Все эти процессы отражаются и на образе идеального мужчины. Впервые в истории кинематографа он может позволить себе быть разным, если не вообще любым. Ему не нужно подкладывать вставки под пиджак, чтобы быть только Кларком Гейблом или растить гору мышц, как у Арнольда Шварценеггера.

Идеальный мужчина может быть слегка плешивым Фрэнком Мартином из «Перевозчика» или вообще лысым, как Вин Дизель в «Форсаже». Он может быть американским психопатом, бледным вампиром или коротколалым Фродо.

Идеальный мужчина поражает нас своим дедуктивным методом Шерлока Холмса в исполнении Бенедикта Камбербэтча или молодостью Тимоти Шаламе. Он берёт в руки пистолет, борется с драконами из последних сил, спасает планету от астероидов. Он может быть загадочным Нео из «Матрицы», а может вообще переодеться в женское бельё, как Джаред Лето в фильме «Далласский клуб покупателей» (2013).

Бенедикт Камбербэтч в образе Шерлока
Бенедикт Камбербэтч в образе Шерлока

Кажется, сейчас нам только и остаётся, что получать удовольствие. Мир изменился настолько, что каждый из нас получил право быть тем, кем хочет.

Идеальному парню сегодняшнего дня не нужно думать ни об избыточном весе, ни о цвете кожи, национальности или сексуальных предпочтениях. Он может быть абсолютно любым. За это мы его теперь и любим.

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

301301
94 комментария

Идеальный мужчина может быть только один

171
Ответить

База

96
Ответить

Этот!

11
Ответить

Комментарий недоступен

58
Ответить

А 90% текста про характеры, интересные факты и прочее вы не заметили?

51
Ответить

С поддержкой кинопоиска же. Это вам не про игры писать.

5
Ответить

до лонга про жопы не дотягивает канеш

3
Ответить