Как программирование в начальных классах способствует развитию ребенка

«Кодинг сделает из моего малыша затворника». Так ли это? Психолог поделился мнением о том, как программирование влияет на развитие ребенка.

Как программирование в начальных классах способствует развитию ребенка

Вы когда-нибудь задумывались о пользе кодинга для ребенка, помимо того, что у него может быть одна из самых востребованных профессий? Вдруг он станет лучше учиться или, наоборот, начнет просиживать часами за играми? Специалисты школы «Пиксель» обсудили эти вопросы с профессиональным педагогом-психологом, а также нашли несколько интересных исследований по теме. Читайте материал и узнаете, как программирование влияет на креативность, исполнительные функции и на детский мозг в целом.

Что говорят исследования о программировании для развития ребенка?

Традиционно обучение детей программированию или азам робототехники проводятся в средней и старшей школе, а также на дополнительных кружках. Гораздо реже эти дисциплины включаются в учебные программы начальных классов. А зря.

Ученые отмечают, что внедрение STEM-образования с упором на кодинг в раннем возрасте оказывает влияние на успехи ребенка в смежных областях, а также в обществознании и обучении английскому. Технические науки помогают развить аналитическое мышление, а оно автоматически улучшает показатели по многим другим предметам. Иными словами: занимаешься программированием c начальной школы, будешь легче запомнить формы глагола to be и даты по истории.

Существуют также исследования, которые подтверждают позитивное влияние кодинга на разные функции мозга. Например, итальянские ученые выяснили, что программирование и развитие ребенка связаны напрямую. В своем исследовании они показывают, что кодинг, который дети изучают уже в начальной школе, не только заметно улучшает их способность решать (вычислительные) задачи, но и позитивно сказывается на таких важных исполнительных функциях, как планирование и когнитивное торможение. Это, в свою очередь, может улучшить концентрацию у ребят с СДВГ. Ученые провели два исследования и оба показали, что положительное влияние заметно именно у тех детей, которые занимались программированием в начальной школе (включая посещение подготовительных курсов перед школой). Такой эффект связан с тем, что в этот период детская психика особенно чувствительна и хорошо поддается правильному формированию исполнительных функций.

Есть еще две интересных работы, которые показывают, что программирование даже способно помочь детям справляться со стрессом. Согласно исследованию Юн Трэн, профессора педагогических наук, младшие школьники лично заметили, что у них появились социальные бонусы от обучения программированию. Они выделили усиление таких качеств как упорство, трудолюбие и умение не сдаваться, которые помогали им справляться со стрессовыми ситуациями. В дальнейшем эти навыки могут способствовать тому, что дети будут решать свои проблемы, а не сбегать от них в игровую зависимость или другие формы аддикций.

Еще в одной работе отмечается тесная взаимосвязь между вычислительным мышлением и кодингом, поэтому, приобщая детей к IT, мы помогаем им развивать математические навыки. В этом исследовании ученые также подчеркивают, что программирование способствует улучшению общего психического развития ребенка.

Как еще программирование развивает ребенка по мнению психологов?

Рисование, спорт, музыка — эти кружки в приоритете у большинства семей, потому что они понятны. С занятиями по программированию для детей все сложнее, ведь это более узкая сфера. Психологи и педагоги часто сталкиваются с тем, что родители недооценивают важность развития детских математических и аналитических навыков, а порой и вообще считают их чем-то вредным. Ребенок ведь будет много сидеть, испортит зрение и осанку. Эти опасения не беспочвенны, но при верном подходе и внимательном отношении к режиму, негативное влияние сводится к минимуму. А вот какие позитивные моменты можно выделить, если родители положительно отнесутся к развитию ребенка в программировании:

  • Программирование влияет на креативность

Кодинг для детей — это творческая деятельность. Подобно рисованию или пению, он побуждает ребят получать удовольствие от процесса. В реальном мире творческие действия часто ограничены имеющимися в распоряжении материалами: глиной, когда мы лепим, или холстом, когда рисуем. А в IT-реальности единственным ограничением будет воображение, поэтому развитие креативности и изобретательности просто неизбежно. Кодинг по сути очень схож со многими творческими областями: он тоже позволяет соединять существующие идеи с новыми решениями, подходами и концепциями и в итоге получать что-то третье.

  • Кодинг развивает навыки решения задач

Умение писать код позволяет по-новому взглянуть на решение проблем. От новичков до профессионалов, любой скажет, что программирование само по себе челлендж. Но благодаря ему дети учатся быстро исправлять ошибки и решать задачи разными способами, когда что-то не получается. Кодинг также прививает детям способность не отвлекаться от проблемы и работать над поиском решения. Такой управляемый гиперфокус на поиске решений ребенок может в дальнейшем перенести во многие другие сферы жизни.

Другими словами, в программировании ребята выступают почти как ученые, которые находят проблемы, формулируют гипотезы и проверяют их одну за другой. Подобно настоящим исследователям, дети изменяют части своего кода и пробуют, какой из вариантов решит задачу.

  • Программирование способствует обучению и развивает ребенка через практику

Дети лучше всего учатся через действия и исследования. Обучение в процессе какой-то деятельности относится к теории образования, разработанной американским философом и педагогом Джоном Дьюи. Это практический подход, при котором учащиеся взаимодействуют с окружающей средой (в нашем случае с приложением или программой), чтобы адаптироваться к ней, изменить ее, сделать или узнать что-то новое. В школах программирования для детей у ребят с 6 до 10 лет как раз легко получится обучаться по этому методу — почти все уроки там проходят через действие, через практику. Кодинг предполагает активное участие, а не пассивное: дети сразу могут нажимать все кнопочки, выставлять настройки, задавать сюжет игры и так далее. Причем этот принцип работает и при самообразовании. Преподаватель может быть не всегда нужен, а достаточно просто пару дней самому интенсивно посидеть в какой-то программе или приложении и всё станет понятно. Такое вовлечение способствует более глубокому обучению, дети перестают бояться ошибок, сами замечают неправильные шаги и учатся на них.

Как вы уже поняли, программирование для развития ребенка применяется довольно часто и активно. Кодинг не сделает из младшего школьника затворника, а даже наоборот. Все знания полученные в IT-секции или из профильных роликов на YouTube помогут ему лучше учиться, правильно справляться со стрессом, решать разные проблемы и просто веселиться, например, придумывая и прописывая новых персонажей для игры.

Статья подготовлена совместно с психологом Маргаритой Каграманян.

1111
1 комментарий

ну затворника точно не сделает, за это отвечают другие структуры

1
Ответить