2077 противоречивых эмоций

Прошло почти два года с релиза, а видеоигра Киберпанк 2077 всё ещё на повестке дня — каждый патч подробно обсуждается (вы вообще помните когда в последний раз следили за, сука, порядковыми номерами патчей?), выходит анимеха по мотивам, анонсировано длц.

Так сложилось, что как раз на днях я перепрошёл эту игру и теперь, пожалуй готов попытаться сформулировать что это вообще такое было, из-за чего споры не утихают по сей день.

2077 противоречивых эмоций

В первый раз я Киберпанк прошёл так, как надо в первый раз проходить такие игры: я не пылесосил карту, не выполнял всё подряд, но зато играл медленно и иммерсивно, стараясь отыгрывать выбранного персонажа. Тогда игра оставила у меня, скажем так, смешанные впечатления. Второе же прохождение у меня прошло под флагом потребления контента — я выполнил все квесты, все сайды, все заказы фиксеров, обезвредил всех киберпсихов и нашёл все карты таро.

И что же я могу сказать после двух прохождений?
Киберпанк 2077 — это пожалуй самый выдающийся клубок противоречий за последние лет двадцать. Удивительно, но буквально про каждый элемент игры можно сказать "yes, but".

2077 противоречивых эмоций

С одной стороны, большая ролевая (насколько это возможно) игра от первого лица, в который совершенно на не бывалом уровне исполнено взаимодействие персонажа с окружающим миром. Там почти нет диалогов говорящих голов, постоянно происходят какие-то анимации — Ви пьет пиво, садится на диван, похлопывает собеседника по плечу, открывает дверь автомобиля, достаёт пистолет, жестикулирует — это всё реально происходит, это всё подробно анимировано и после Киберпанка смотреть на какой-нибудь The Outer Worlds или, прости господи, Skyrim без слёз невозможно. Потому что то, что сделал в своё время Mass Effect для оживления катсцен в рпг, Киберпанк преумножает для современных игр.

Но это оживление не работает до конца, потому что игра ВСЁ ЕЩЁ полна совершенно бесстыдных багов. Конечно, эти два года, миллионы патчей и апдейт для консолей нового поколения не прошли даром, но вы всё ещё будете наблюдать как персонажи проваливаются под пол, пьют пиво из пустоты, как снимают очки и под ними оказываются точно такие же (как в фильме Аэроплан), как руки Ви проходят сквозь лестницу и так далее, и так далее. Если вы все ещё ждёте, когда игру полностью починят и можно будет поиграть, играйте сейчас. Никогда CDPR её не починит. Складывается ощущение, что они уже и не очень хотят, будто бы история с Киберпанком их так заебала, что скорее бы обязательное длц выпустить и закрыть для себя эту историю.

2077 противоречивых эмоций

Конечно, город в К2077 сделан совершенно виртуозно, с маниакальным вниманием к деталям: районы, каждый со своим лицом, огромные небоскрёбы, зассанные мотели, шоссе и улочки, вывески, реклама, стрит-фуд, бары, склады, да всё вокруг выглядит невероятно. Нет, Найт-Сити — это самый впечатляющий город в видеоиграх на текущий момент.

Тем обиднее, что, во-первых, несмотря на все попытки (в основном успешные) сделать город полноценным действующим лицом игры, воспринимается он в первую очередь как очередная песочница с вопросиками. И тут ничего не поделаешь, рано или поздно, из-за устаревшей и задолбавшей структуры открытого мира, которая не меняется с начала 2010-х, первый шок от окружения проходит и игрок, чтобы прогрессировать в игре, начинает методично "зачищать" точки интереса. И погружению это, мягко говоря, не способствует.

Во-вторых, спустя время начинаешь обращать внимание на то, что в Найт-Сити (и в целом в мире игры) нет ничего уникального, нет своего лица, своей изюминки. Всё, что есть в игре, аккуратно скопировано из миллиарда произведений поп-культуры на тему киберпанка, и в этом есть своя прелесть, конечно, в узнаваемости. Но делать такой масштабный проект и не добавить в него какой-то индивидуальности, ну чёрт знает, я не понимаю этого. Наверное дело в названии, это как назвать игру Фэнтези 1555, нельзя при этом не сделать её типичным фэнтези.

Отбиваемся от хейтеров в твитторе.
Отбиваемся от хейтеров в твитторе.

Кстати, в городе полно автомобилей и они все круто задизайнены, классно выглядят, и т.д. Но рано или поздно приходится сесть за руль и выясняется, что физика транспортных средств в игре — это, простите меня за такие выражения, просто кусок дымящейся параши. Серьёзно, ну так нельзя. И знаете что худшее могут сделать разработчики видеоигры с поганой физикой автомобилей? Правильно, добавить в игру гонки! И конечно же поляки это сделали, кто бы сомневался. Передать не могу как приятно на полной скорости врезаться в маленький мусорный пакетик и улетать от этого куда-то вбок.

Да, выше я назвал Киберпанк ролевой игрой, что подразумевает некую прогрессию персонажа. И действительно, будьте любезны прокачивать силу, ловкость, реакцию, интеллект и хладнокровие, открывая альтернативные пути прохождения квестов и новые реплики в диалогах. Здорово. Но при этом, из сотен перков — интересных можно найти с десяток, наверное. В остальном, мучительный выбор между каким-нибудь "скорость перезарядки увеличивается на 10%" и "здоровье в бою восстанавливается не до 50, а до 60%" кроме скуки ничего не вызывает.

2077 противоречивых эмоций

Но главная сила CDPR — это, конечно, повествование. Для меня в последние годы признак хорошего сценария — это когда я на какое-то время забываю, что имею дело с персонажами, а не с реальными людьми со своими проблемами. То есть, главное для меня не прищелкнуть пальцами со словами "эх как лихо написано", а проникнуться и хотя бы на секунду поверить в происходящее. И в Киберпанке это получалось не единожды. Тут несколько факторов — и вышеупомянутые иммерсивные катсцены от первого лица, и замечательная режиссура, и отличная озвучка (в английской версии, разумеется). И конечно, крутые персонажи: как второстепенные, так и основные, среди которых конечно лидирует Джонни Сильверхенд. Тут у меня мнение с первого прохождения не поменялось, Джонни — не то что полноценная роль, это пожалуй самая лучшая и самая отвязная роль Киану Ривза за последние лет пятнадцать. При всём уважении к Джордани Йовановичу, сыну Беларуси.

Более того, во второе прохождение я выбрал концовку, чтобы не спойлерить особенно, в пользу Джонни и у меня вообще пазл сложился. По моему мнению Сильверхенд — главный герой игры, а вовсе не Ви. Ви — партнёр, сайдкик, очень важный персонаж со своей сюжетной линией, но будто бы Джонни с его древней историей войны с корпорациями, с его потерянной любовью и просранной дружбой, с его смертью и чудесным образом полученным вторым шансом, возможностью если не исправить, то хотя бы не повторять ошибок, мне он видится ключевым героем игры.

2077 противоречивых эмоций

Так что да, мне очень нравится центральная история в Киберпанке, мне нравятся сайд-истории, линейки квестов ключевых персонажей, нравятся местные детективные истории и бытовые моменты.

Но.

Но на каждый искренний и подлинный момент в игре есть по пять дурацких пошлых шуточек и по восемнадцать лобовых отсылочек. Нет, я конечно понимаю популярность так называемого "отсылочного порно" среди людей — оно позволяет почувствовать себя умным, особо не напрягаясь и не вкладываясь ни эмоционально, ни интеллектуально. Ты просто смотрел ещё что-то в жизни или играл во что-то, и ПРОСТО УЗНАЛ неприкрытую отсылку. Классно. Но проблема в концентрации. В какой-то момент начинаешь сомневаться, что в Киберпанке вообще есть что-то своё.

И своего на самом деле почти и нет. CDPR как будто бы собирает свою игру из миллиарда кусочков поп-культуры, делая это вполне искренне и с любовью, надо отдать им должное. Но чувство вкуса отказывает им почти на каждом шагу, и это бросается в глаза.

2077 противоречивых эмоций

Но, если подвести итог и оценить игру по самой правильной и честной шкале оценок, то есть двухбалльной: "да" или "нет". То знаете что? Да.

Объясню почему. В пространстве AAA игр найти что-то искреннее, авторское и подлинное очень сложно. Не секрет, что большинство больших хитов сделано по гайдлайнам продюсеров, и со слоганом "лишь бы чего не вышло противоречивого", главное — продать игру всем, угодить всем. В этой толпе довольно безликих произведений столпом выделяется только Red Dead Redemption 2 — огромная невероятно качественная игра, которая при этом на сто процентов авторская, с безупречным вкусом сделанная и в которой всё работает с самого релиза. (Послушайте наш специальный выпуск посвященный RDR2).

Ну-ка подписался на наш телеграм и послушал все выпуски, быстро!
Ну-ка подписался на наш телеграм и послушал все выпуски, быстро!

Киберпанк 2077, на самом деле, куда ближе к RDR2, чем к условному Assassin's Creed. Просто в нем немного не хватило всего — и ресурсов, и планирования, и вкуса, и умения. Но я всегда буду на стороне таких игр, которые как минимум пытаются. А в Киберпанке многие из попыток увенчались успехом. И пусть игра зачастую вызывает подряд абсолютно противоположные эмоции, нельзя отказать ей в том, что она их в первую очередь вызывает.

Так что да, я на стороне CDPR в этой войне фанатов против фанатов. Я купил игру на старте и не пожалел об этом ни единой секунды.

И жалко, конечно, что CDPR анонсировали, что их следующей игрой будет новый Ведьмак. При всём уважении к именитой серии, выглядит это как опускание рук. Но, конечно, я полякам желаю только успехов, какую бы игру они не делали.

2077 противоречивых эмоций

Послушать наш подкаст:

Телеграм Никиты, где ещё больше текстов на любые темы: https://t.me/lampfuck

99
16 комментариев

Киберпанк 2077 всё ещё на повестке дня

Это очень громко сказано и это отнюдь не достижение CP2077

5

Я в январе этого года прошёл игру впервые и вспоминая о ней, возникает ощущение уюта и всплывают только тёплые эмоции.

4

Комментарий недоступен

3

Комментарий недоступен

2

Комментарий недоступен

1