Сергей Бондарчук. Война и мир

Болконский Дуб
Болконский Дуб

«Я убеждён, что русские должны или умирать, или побеждать»


© Николай Ростов


Вечерний Петербург
Вечерний Петербург

> Премия Оскар за лучший фильм на иностранном языке;

> Золотой Глобус в той же номинации;

> Лидер советского проката (порядка 60 миллионов посетителей);

> Более 1 210 000 000 потраченного бюджета в пересчете на российский рубль;

> 6 лет производства.

Легендарная киноэпопея Сергея Бондарчука по мотивам центрального произведения русской классической литературы.

Франшиза состоит из 4-х лент: «Война и мир: Андрей Болконский» (которая по неведомой причине более часа посвящает Безухову), «Война и мир: Наташа Ростова», «Война и мир: 1812» и «Война и мир: Пьер Безухов».

В главных ролях: сам Сергей Фёдорович, Вячеслав Тихонов, величайшая звезда СССР, знакомая зрителю по «17-ти мгновениям весны» (к слову, для него данная работа по причине, как считали почти все в то время, плохого отыгрыша стала роковой и чуть ли не последней в карьере, если бы не усилия режиссёра Ростоцкого), и многие другие.

Наступление Наполеона на Москву 
Наступление Наполеона на Москву 

Позвольте же мне побыть быдло и перейти сразу к критике, а не заезженной киноманами похвале:

Вместо того, чтобы погружаться в психологию персонажей и адекватно разъяснять человеческие переживания, Бондарчук уделяет внимание самим ситуациям, в которых оказываются светские персоны. Безусловно, сцены все сняты отборно и с визуальной, и с технической точки зрения, что я не раз отмечал в других рецензиях на ленты режиссёра, новаторством своего мастерства поражающего и сегодня даже самых оголтелых фанатов Нолана. Количество гениальных монтажных решений на квадратный кино-метр зашкаливает, но лишний раз расцеловывать ноги обёртке я не стану — лучше оставлю вам на лицезрение пару хайлайтных кадров (смотрите ниже).

Битва под Аустерлицем 
Битва под Аустерлицем 

Вместе с тем стоит заметить следующее: если в картине нет ничего, кроме внешнего вида, он только становится очередным гвоздем в её гробу.

Именно по этой причине поведение действующих лиц частенько отдаёт наигранностью и инфантильностью. Учитывая ещё и отсутствие в повествовании многих сцен из жизни протагонистов, а также весомое участие в нем закадровых голосов, смесь выдаётся довольно гремучей. Выслушивать бесконечные рассуждения на тему абстрактной романтики от бездушного манекена — не то, на что мне бы хотелось потратить 6 часов своего времени.

Мало того, что за целых 4 фильма никто из творческой команды не удосужился раскрыть героев эпоса «Война и мир» более, чем просто поверхностно, так почти все ключевые представители женского пола романа обезображены кукольной эксцентричностью мимики, к большому сожалению, отдающей омерзительной Скарлетт О’Хара из «Унесённых ветром».

Одной Наташе Ростовой я до безумия хотел сдавить череп голыми руками.

Инфантильная дура
Инфантильная дура

Критическую позицию по экранизации «ВиМ» разделяли и советские киноведы, окрестившие её излишне костной, даже бижутерной. Кроме того, у многих и вовсе складывалось ощущение просмотра презентации по школьной программе.

Жаль уделять столь большое внимание минусам работы Бондарчука при том, что только за серию «Война и мир: 1812» я был бы готов поставить «1812/10».

В ней, без шуток, запечатлена одна из лучших постановок боевых сцен, которую я когда-либо видел. Пролеты камеры над обезображенным полем брани Бородинского сражения, тысячные массовки, задействованные в съёмках на конях, на пушках, пешим ходом, — накал событий ни на секунду не позволяет оторвать глаз от смертельных манёвров русских и французских войск, фанатично хватающихся за победу.

Бородинское сражение 
Бородинское сражение 

Тяжело вообразить, сколько было потрачено времени на воссоздание исторического события подобной величины. Грязные окроваленные мундиры усатых офицеров и тонны лежачих на земле трупов бравых бойцов не вызывают сомнений о фальши происходящего. Благодаря помощи камеры оператора ты будто сам погружаешься в жаркий от сажи и дыма залпов день, когда решается судьба Великой Родины. Дичайший уровень профессионализма со стороны съемочной группы. Да что здесь обсуждать, если специально для фильма был создан отдельный кинематографический кавалерийский полк в составе полутора тысячи всадников?

Последствия Бородинского сражения 
Последствия Бородинского сражения 

Если вас не цепляет труд, потраченный на реконструкцию Бородинского сражения, и культовость, с которой сей кино-момент вошел в историю попкорного искусства, посмотрите просто ради развлекаловки. Гарантирую — не пожалеете.

Перенося на экран историческое событие, Бондарчук сам создал, простите за туфталогию, историческое событие, что можно изучать часами.

Отдельно хотелось бы поговорить об образе горящей Москвы из финальной части эпопеи с летящим на лица её горожан чёрным пеплом. Горе, переданное через монитор, меня лично заставило ужаснуться.

Попробуйте представить себя в этой ситуации. В ситуации, когда ваши родные горят в полыхающем огне разрушенных домов. Когда на вашу незащищенную землю ступает грязный сапог врага и кажется, что всё уже пропало.

Французские репрессии в Москве
Французские репрессии в Москве

Крик потерянных младенцев, разбивающее рыдание их матерей в суматохе надрывающихся попыток французской армии награбить уцелевшее городское имущество — не только по визуальному, но и по духовному аспекту сравнимо с фильмом-апокалипсисом.

В общем, — перед нами достаточно спорная глава фильмографии Бондарчука. Однако за счёт последних двух частей «Война и мир» к просмотру обязательна.

Раненый Болконский и Наполеон под Аустерлицем
Раненый Болконский и Наполеон под Аустерлицем

Смотрите хорошее кино! Смотрите отечественное кино!

2121
29 комментариев

Дедушка внуку рассказывает.
- Пришли немцы в деревню и говорят "Либо мы вас изнасилуем, либо расстреляем"
- И что ты дедушка выбрал?
- Расстреляли меня, внучок, расстреляли...

19
Ответить

Базированный анекдот? Или я путаю?

2
Ответить

Я русский. Хочу просто жить, а не превозмогать просто потому что

13
Ответить

Абсолютно справедливое желание, Иван!
Будь моя воля, я бы устроил вам дебаты с Толстым.

1
Ответить

«Я убеждён, что русские должны или умирать, или побеждать»

И желательно — умирать.

7
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить