Поиграли ночью в олдскульные хорроры и проверили, пугают ли они до сих пор
Делимся впечатлениями от Dead Space, Silent Hill 2 и F.E.A.R.
Материал подготовлен при поддержке Thunderobot
Редактор DTF Никита Васильев дождался ночи, надел наушники, сделал глубокий вдох и поиграл в семь старых хорроров.
Все они уже стали классикой игровых страшилок: некоторых он особенно боялся в детстве, другие смотрел только в прохождениях на YouTube, но хотел распробовать сам. Цель — выяснить, влияют ли «устаревшие» технологии и графика на чувство страха. Пора открыть игровой ноутбук и кликнуть на первый ярлычок.
Все хорроры Никита проходил ночью, но в некоторые играл не дома: Five Nights at Freddy’s (12+) проходил, когда ехал в поезде, ради Amnesia: The Dark Descent (17+) выбрался затемно в парк, а Silent Hill 2 (17+) начинал в олдскульном компьютерном клубе «КиберКот».
Прячемся от одержимых роботов в Five Nights at Freddy’s (12+)
Статичный хоррор 2014 года. Герой устраивается ночным охранником в необычную пиццерию: посетителей в ней развлекают аниматроники — механические куклы. По ночам они пытаются пробраться в комнату охраны и убить работника. Чтобы выжить, нужно до утра следить за передвижениями аниматроников с помощью камер наблюдения, подсвечивать тёмные коридоры и вовремя закрывать двери — всё это разряжает внутриигровую батарею, а запас энергии на ночь ограничен.
Прежде я в Five Nights at Freddy’s (12+) не играл, а только смотрел, как играют другие. Не до конца понимал, почему она превратилась в одну из главных хоррор-франшиз: Outlast и Amnesia, кажется, уже сдулись, а FNaF никак не уймётся. Притом что игры серии похожи друг на друга (эксперименты в ней были, но их — кот наплакал), FNaF (12+) остаётся пусть и не самой популярной в жанре, но точно неподалёку от вершины: достаточно посмотреть на число отзывов к последней вышедшей части.
Я сел играть в полночь, в это же время у главного героя начинается рабочая смена.
Первое удивление — хоррор выглядит гораздо «старше», чем есть на самом деле. Из-за простоватого игрового процесса, неказистого внешнего вида и девяти частей в основной серии казалось, что история FNaF (12+) началась раньше, чем в 2014-м.
Второй раз удивился спустя час обороны от ненормальных аниматроников — этот час оказался скучноватым и не очень-то пугающим.
Из всех хорроров, вошедших в этот ночной марафон, самый «молодой» хуже прочих прошёл проверку временем.
На мой взгляд, игра слишком медленная. Я понимаю, что разработчик ставил на накатывающий ужас от приближающейся опасности, ведь игрок не может уйти из комнаты или навсегда запереть двери — удерживать их закрытыми можно только временно. Приходится играть с огнём и спасаться в последний момент. Этот психологический трюк работает… до первого проигрыша. Потом ты точно знаешь, что тебя ждёт.
Я всё равно вздрагивал от скримеров и джамперов, но между ними тянулись минуты нудного «ничего». Я включал и выключал камеры и свет, закрывал и открывал двери, запоминал маршруты и повадки отдельных аниматроников, но когда смотрел в стену, то тянулся к телефону, потому что сосредотачиваться оставалось не на чем. К середине темп у игры подскочил, но нудное начало смазало впечатления.
4 из 10
Подавляем восстание паранормальных солдат в F.E.A.R. (18+)
Шутер с элементами хоррора 2005 года. Играем за молодого бойца Федеральной Единицы Агрессивного Реагирования — подразделения спецназа, разбирающегося с паранормальными угрозами. Первая миссия — уничтожить взбунтовавшегося телепата, подчинившего себе армию клонов.
F.E.A.R. (18+) в детстве — это, во-первых, не «фир», а «эф, е, а, эр». Не зря же точек в название насыпали. Во-вторых, для меня это главный по «страшности» шутер, если не считать главы «Мы не ходим в Рейвенхольм» из Half-Life 2 (17+). Больше всех пугала, конечно, паранормальная девочка Альма. Галлюцинации, которые она вызывала, подстерегали неожиданно и били по нервам подло.
F.E.A.R. (18+) для меня не изменился. Игра до сих пор заставляет ёжиться, да и название я по привычке произношу неправильно. Выглядит, конечно, старенькой, но спецэффекты и освещение могут дать фору современным шутерам. Особенно если разглядывать искры от пуль и взрывные волны от гранат в замедлении — я и забыл, что герой тут умеет включать «слоу-мо».
Чтобы напугать игрока, разработчики пользуются отработанными в других «ужастиках» приёмами: то проверят нервы резким звуком или выскочившей страшилкой, то в конце узкого коридора помигают лампочками. Мрачная музыка, залитые кровью локации — ничего оригинального, но дороговизна и профессионализм внутриигровой режиссуры даже такие простые «пугалки» преображает.
Атмосферу строят донельзя неуютную, в основном за счёт напрягающих теней, какого-то больного света и очень качественного звука. Слушать F.E.A.R. (18+) — отдельное удовольствие, ведь звук нагнетает обстановку и держит в напряжении.
И это всё ещё отменный шутер. К стрельбе нужно привыкнуть: у пуль большой разброс, а ствол сильно подкидывает от выстрелов. Но благодаря этому лучше ощущается вес и мощь оружия. А в ответ вас будут поливать огнём одни из лучших игровых противников: клоны правдоподобно переговариваются во время боя, маневрируют и не дают расслабиться даже на средней сложности.
5 из 10
Выгоняем демонов с Марса в Doom 3 (17+)
Шутер с элементами хоррора 2004 года. В научном комплексе на Марсе открывают портал в настоящий Ад. Сражаться с хлынувшей на планету ордой демонов предстоит одинокому охраннику, только поступившему на службу.
В детстве «Рейвенхольм» из Half-Life 2 (17+) я мог пролететь с Noclip — чит-кодом, позволяющим проходить сквозь стены. В F.E.A.R. (18+) пугающие встречи с паранормальным прерывались на перестрелки с клонами — обычными боевиками с автоматами и гранатами. Тогда я как-то справлялся с напряжением, которое страшные игры вызывали, — пусть и не всегда честно. Но вот от паники в Doom 3 (17+) избавиться так и не получилось.
Ребёнком я игру не прошёл. Не из-за сложности или запутанных тёмных локаций, а потому, что страшно было двигаться дальше. Хотелось забиться в угол и целиться наганом в дверной проём — так я и закончил спасать Марс от демонов лет 15 назад. И знаете, никаких претензий к себе маленькому не имею.
Поставить игру на паузу, чтобы отдышаться, хотелось и мне взрослому.
В ней ненормальный полумрак, фонарик нельзя держать вместе с оружием, так что ты или видишь монстра, или стреляешь в монстра. А ещё в игре потрясающее вступление, в котором мы прибываем на фантастический Марс, бродим по мирной базе, но чем глубже заходим — тем больше замечаем недобрых знамений подступающего Зла.
А потом — открытие портала в Ад и забитые предсмертными воплями и паникой радиочастоты. Doom 3 (17+) не такой и страшный, если перетерпеть первую пару часов. Но в эти первые часы она продолжает пугать и сейчас. В первую очередь потому, что так с динамическим освещением даже сегодня заморачиваются не все гейм-дизайнеры. Игра очень тёмная, и темнота ей на руку: прикрывает размытые текстуры и простоватую геометрию. При этом поведение света и теней неуловимо «настоящее». С боязнью темноты сюда лучше не соваться.
Когда герой соберёт арсенал оружия и привыкнет к монстрам, выскакивающим буквально откуда угодно, ужаса поубавится — останется только шутер про отстрел нечисти.
Но никакая другая игра ни тогда, ни сейчас не пугала меня так, как эта в начале.
7 из 10
Кромсаем космических мутантов в Dead Space (17+)
Survival-хоррор 2008 года. Космический инженер прибывает на сломанный звездолёт, чтобы разобраться с поломкой и повидаться с любимой. На месте оказывается, что экипаж безжалостно убит, а корабль захвачен чудовищами — некроморфами.
Так вышло, что раньше я не играл в первый Dead Space (17+): игру нельзя было достать там, где жил. Зато я посмотрел мультфильмы-приквелы. А они, если что, даже страшнее, потому что там нет непобедимого Айзека Кларка, который через боль, кровь и тугое управление справится с любым монстром. Там все беспомощны, уязвимы и обречены. В мультфильмах — настоящий Лавкрафт с его непобедимой хтонью.
Поэтому на этот раз я пришёл в Dead Space уже подкованным в лоре и в истории «Ишимуры» — космического корабля, на котором разворачивается сюжет.
Выше я писал про страшное вступление Doom 3 (17+), которое задаёт тон, но к середине забывается. Dead Space — это ужас из начала Doom 3 (17+), растянутый на весь хронометраж.
Даже когда я был готов к некроморфам за каждым углом, я не был готов к ним именно за этим углом.
Я не понимаю как, но игра будто ловила те мгновения, когда я немного расслаблялся, на секунду опускал прицел, поправлял руку на «мышке», — и именно тогда спускала на меня какую-нибудь шуструю тварь.
А герой-то совсем не шустрый! Он тяжёлый, неповоротливый. Управлять им неудобно — и в этом задумка. Лишний дискомфорт нагоняет страх. Монстр пугает не только тем, что выглядит как ночной кошмар Кроненберга. Ведь просто повернуться к нему, чтобы выстрелить, занимает ровно столько времени, через сколько начинает подступать паника.
Все геймплейные попытки напугать геймера до сих пор удаются. А вот с визуальным ужасом вопрос интереснее. На мой взгляд, создатели удачно выбрали сеттинг: благодаря тому, что история происходит на шахтёрском космическом корабле, ты толком не замечаешь, что графика устарела. Однотипные серые коридоры, пространства узкие, неудобные, никакой отделки, везде голый металл, какие-то трубы — сплошной индустриализм. И всё это замазано кровью или прикрыто тенями, поэтому несовершенство виртуальных поверхностей и материалов не бросается в глаза.
Что до монстров, то над некроморфами очень, ну очень много работали. Они продуманы до такой степени, что каждый элемент их физиологии логичен, вплоть до выпирающих из тела костей. Внешность и движения монстров даже в 2022-м не кажутся примитивными. Но на обещанный ремастер всё равно хочется посмотреть.
8 из 10
Отбиваемся от сумасшедших в Cry of Fear (17+)
Survival-хоррор 2012 года. После аварии вы приходите в себя в пустой подворотне. Вокруг ни души. Весь город исчез, а вместо жителей в квартирах, сырых подвалах и тёмных переулках прячутся агрессивные сумасшедшие.
Единственная игра из всего списка, которая за годы не изменилась совсем. Какой я её помнил, такой она и осталась. Геймплей отточенный и хитрый, для инди-хорроров образцовый. Это не ходьба со «скримерами», а едва ли не Silent Hill от первого лица — и это за четыре года до P.T. от Хидэо Кодзимы!
Cry of Fear (17+) и в год выхода была угловатой и технологически некрасивой: сделана-то она на движке первого Half-Life (17+). Но композиционно локации и интерьеры обустроены фактурно — чувствуется одиночество, паранойя, тоска, ощущение западни и нарастающей угрозы.
Отчасти в этом сила хорроров, стилизованных под ретро: они живут вне времени. Когда Cry of Fear (17+) разгоняется, страх немного отпускает, потому что нетрудно быть смелым со штурмовой винтовкой или пистолетом-пулемётом. Но угрожающую тень, подозрительный поворот или издевающийся над нервами эмбиент пули не возьмут — их остаётся только беспомощно терпеть.
Помимо общего настроения, страшного города, в котором ты один на один со злой мистикой, головоломками и психологической подоплёкой сюжета, Cry of Fear (17+) напоминает Silent Hill подходом к музыке и саунд-дизайну: он такой же тщательный. Поэтому я даже не удивился, хоть и немного расстроился, когда узнал, что разработчики ничего больше не выпускали, а сколотили свою рок-группу. Играют что-то тягучее, странное и напряжённое — такой была и Cry of Fear (17+).
8 из 10
Бродим по мистическому городу в Silent Hill 2 (17+)
Survival-хоррор 2001 года. Мужчина получает неожиданное письмо от покойной жены — она просит его приехать в городок Сайлент Хилл. Не до конца понимая, как такое может быть, герой всё-таки отправляется на встречу. По прибытии оказывается, что город захвачен зловещей потусторонней силой.
Это была моя первая встреча с серией Silent Hill. В детстве я не выбирал себе игры — что продавали на рынке, в то и гонял. Поэтому на моей полке с дисками было больше коробочек всевозможных версий S.T.A.L.K.E.R. (17+) с модами. Silent Hill на рынке не продавали, так что один из главных хорроров, столп жанра, прошёл мимо меня.
Поэтому я не предавался ностальгии — я навёрстывал упущенное. Ребёнком бы я испугался монстров, а сейчас… Да тоже испугался монстров. Но и депрессию поймал — запивал её потом чаем. Я собирался поиграть в первую часть, но Олег Чимде, страстный фанат серии, посоветовал начать сразу с сиквела.
Раньше я не понимал, чего все с ума сходят от Акиры Ямаоки — композитора игры — и почему Silent Hill 2 (17+) вспоминают не только как музейный экспонат, но и как пример замечательной игры — даже через 20 лет после выхода. А теперь понял. Здесь всё идеально. Даже устаревшая графика добавляет шарма, а порой и страха. Но в первую, вторую и другие важные очереди мороз по коже — от звучания.
Утробное бульканье, чавканье, железные лязги, приближающееся рычание, мычание — вроде бы стандартный набор для хоррора, но Ямаока нашёл в нём что-то очень своё. Подобрал такие звуки и интонации, которые превращают Silent Hill в Silent Hill и ничто другое.
Ракурсы камеры в игре треплют игроку нервы: они здесь ограниченно подчиняются геймеру, и виртуальный оператор нередко берёт такие планы, чтобы нагнать жути. Например, вы монстра можете слышать, но не видеть, пока он не подойдёт на расстояние удара.
9 из 10
Сбегаем от древнего проклятия в Amnesia: The Dark Descent (17+)
Survival-хоррор 2010 года. Беспамятный герой приходит в себя внутри зловещего замка. Ему предстоит разобраться, кто он и зачем сюда пришёл. Для этого нужно решать головоломки, находить потерянные записки с воспоминаниями, скрываться от монстров — и не сойти с ума от страха темноты.
Я бы сказал, что Amnesia: The Dark Descent (17+) — это чистый ужас. Заставит потеть, а потом бросит в холод. Игру хочется выключить, чтобы перевести дух — и ни в коем случае не оборачиваться.
В отличие от Silent Hill 2 (17+) и Dead Space (17+), здесь вы ничего не можете противопоставить чудовищам. Можно только прятаться, затаив дыхание, убегать, затаив дыхание, и, выйдя в меню, успокаиваться (лучше тоже затаив дыхание). А ещё герой медленно сходит с ума, если задержится в темноте, — приходить в себя нужно, зажигая факелы и свечи. Меня похожим образом подсветка клавиатуры успокаивала.
В какой-то момент я до того отчаялся, что принялся подбегать к монстрам, чтобы они меня били. Это отрезвляло, напоминало, что на самом-то деле бояться нечего, вся опасность — за монитором. Всё, что могут сделать отвратительные монстры, — убавить здоровье виртуального персонажа. Но надолго трюка не хватало, эффект погружения топил меня обратно, и Amnesia опять становилась страшной.
В детстве я в неё не играл, только смотрел нарезки испугов от блогеров, посмеивался над тем, как их грохочущие двери до визга доводят. Больше посмеиваться не буду.
10 из 10
Как играли
- На Thunderobot 911 Air D — игровом ноутбуке с GTX 1650 4GB, шестиядерным процессором Intel Core i5-11260H, 8 гигабайтами оперативной памяти и 15-дюймовым экраном.
- Ноутбук тонкий (19 мм) и лёгкий (2,1 кг) — с ним не проблема выехать и поиграть на местности.
- Тачпад расположен слева, почти под WASD, — для геймера-правши это не очень удобно. С другой стороны, для любого геймера тачпад — это не очень удобно. Я его блокировал и играл отдельной мышкой.
- Играть ночью было удобно: у клавиатуры ненавязчивая белая подсветка, благодаря чему клавиши хорошо различимы в темноте, а свет не отвлекает от происходящего на экране.
- Под WASD работает дополнительное охлаждение — актуально для особо переживающих игроков. Ноутбук и сам не нагревается до предела — спасибо системе кулеров с трубками из меди.
ООО «Хайер Электрикал Эпплаенсис РУС»; ИНН 1650292810, КПП 770401001; ОГРН 1141650016540; Адрес места нахождения: 121099, Россия, г. Москва, Новинский бульвар, д. 8, эт. 16, офис 1601
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
в 1080р на 1650 вполне я думаю
единственное что нашел
Cyberpunk 2077. Как и следовало ожидать, игра CD Projekt RED даже с последним патчем оказалась требовательна к железу ноутбука. В некоторых кат-сценах была заметна просадка частоты кадров. На максимальном уровне графики лэптоп едва вытягивал 30 FPS. На средних настройках играть более или менее комфортно, ноут вытягивал до 38 FPS.
хоррорыF.E.A.RDoom 3Текст для рекламы составлял челик, который первые попавшиеся игры из гугла взял что-ли?
На Thunderobot 911 Air D — игровом ноутбуке с GTX 1650 4GB, шестиядерным процессором Intel Core i5-11260H, 8 гигабайтами оперативной памяти и 15-дюймовым экраном.На таком компе только в старые хоррорные игры и играть, да
Ох, даже не попробуй гуглить современные топы хорроров. Прошли времена первых резидентов, сайлент хиллов, фатал фреймов и прочих рул оф роуз ) Мне зашел первый Клок Тауэр, с СНЕС, нравился эффект неожиданности, когда чувак с ножницами мог прятаться за манекенами, а в следующем прохождении там даже не появлялся, что героиня почти беззащитна и нужно искать пути отступления и не загнать себя в тупик... как же мне не нравятся нынешние амнезии, аутласты и вот это вот все... Так же как приколол резидент 4, который отошел от своих истоков, еще больше ударившись в экшен (а до этого еще Cold Fear прошел ) ) , но блин, как же потом жаль серию стало.
Такой конфиг уже тихий ужас, сам по себе.
Комментарий недоступен