Культура Nekomimi

Откуда растут уши у феномена кошкодевочек.

Культура Nekomimi

Кошки — невероятно обожаемые большинством людей пушистые существа о четырёх лапах, усах и хвосте. У многих двуногих вид кота вызывает иррациональное желание взять и погладить это животное. Но иногда это восхищение доходит до достаточно странных форм. Например, антропоморфизм, более известный в массовой культуре как Catgirl — или кошкодевочки.

Стоит отметить, что существуют самые разные воплощения этого явления, но в данном тексте я буду рассматривать преимущественно японский вариант этого феномена — титульный nekomimi (буквально «кошачьи уши») как часть общей отаку-культуры. На самом деле это далеко не только японская тема, если вспомнить нашумевший недавно римейк старого мюзикла «The Cats», но это не менее большой культурный пласт, связанный с фурри-фандомом, в котором я не силён.

Почему кошки

В самых разных мировых культурах у кошек одновременно разные и одинаковые воплощения. Из-за ночного образа жизни их много где ассоциировали с луной, тёмными силами и, как не странно, женским началом. Воплощение грациозности и хитрости, которые считались спутниками ведьм и колдунов. Нормально бояться того, что не можешь понять. Именно поэтому коты что в христианстве, что в китайской культуре, что на Руси были воплощением тайных знаний и связанных с ними опасностей. Но в то же время в этих же самых культурах существовали и истории о котах-помощниках человека. И если копнуть ещё глубже в историю, то можно найти и одну из самых первых кошкодевочек — египетскую богиню Бастет (или Баст).

Культура Nekomimi

Богиня радости, любви и плодородия. Общенациональное божество Древнего Египта. Связано это с общим священным статусом кошек в этой культуре, сравнимое разве что с коровами в индуизме. Оно и неудивительно, ведь именно кошачьи спасали запасы зерна от грызунов. И именно из Египта и соседних регионов одомашненные кошки распространились по миру.

До сих пор кошки остаются одними из самых любимых домашних животных. Настолько, что ещё недавно можно было часто встретить фразу «Интернет создан для котиков и порно». Ведь котики такие милые, что и нашло своеобразный отклик в сердцах людей. Но в то же время не всё так просто.

Восточные истории

Культура Nekomimi

В азиатском регионе и конкретно Японии кошки появились только к VI веку и служили высшей наградой для приближённых императора. И с их распространением по островам стали появляться самые разные проявления кошачьих в и без того необычной японской культуре. На DTF есть обзорный лонг про ёкаев и мой небольшой текст, в котором я поднимал тему связи религии и мифологии Японии с современным масс-культом.

Культура Nekomimi

Положительным воплощением кошек в японской мифологии безусловно считаются известные многим внешне Манеки-нэко. Название имеет множество трактовок и переводов, но все сводятся к одному — «приносящий удачу и деньги». Существуют разные легенды происхождения образа. Один из них от легенды храма Готокудзи, который был в удручающем состоянии, но настоятель всё равно приютил бездомного кота. По этой легенде однажды настоятель сказал коту: «Киска, я не виню тебя за то, что ты не помогаешь, в конце концов ты всего лишь кот. Вот если бы ты был человеком, тогда бы ты мог что-нибудь делать для нас». Вскоре после этого мимо храма проезжал возвращающийся из успешного военного похода даймё этого региона. Вдруг пошёл сильный дождь и в поисках укрытия даймё увидел храм и кота, который манил к себе лапой. После этих событий храм получил средства на восстановление и до сих пор существует. В наше время там продаются как раз фигурки Манеки-нэко.

Нэкомата
Нэкомата

Но есть также и другое воплощение кошек в японском фольклоре — бакэнэко и нэкомата. Оба вида являются представителями вышеупомянутых ёкаев — традиционной японской нечисти. Считается, что это мстительные духи, собственно, кошек. Обычно брошенных человеком, но иногда и просто со временем от долгой жизни. Несмотря на то, что это две разных сущности, различия между ними достаточно абстрактные. Самое главное — это количество хвостов. У нэкомат их два, у бакэнэко обычно один. Также считается, что в отличие от нэкомат бакэнэко не обязательно вредят людям, ведь не являются брошенными кошками.

Также существует ёкай Кася — человекоподобное существо с кошачьей головой и похищающее трупы ещё не похороненных людей сразу в Ад. Иногда содержит в себе черты нэкоматы в виде двух хвостов, а также происхождение почти как у бакэнэко — пережить своего хозяина. В отличие от своих кошачьих собратьев в массовой культуре их образ встречается редко и одним из самых известных представителей Каси можно назвать Рин Каэмбё из Touhou Project (но тут стоит отметить, что в Тохо вообще представлен практически весь бестиарий японского фольклора).

Так, а где кошкодевочки?

Здесь и начинается самое интересное: подавляющее большинство современной японской культуры — это эволюция древних верований. Так ещё в традиционном искусстве бакэнэко чаще всего принимают именно женский облик. В театре кабуки есть отдельный тип пьес под названием «кошачий переполох». В такого типа сюжетах бакэнэко — это духи погибших женщин, которые с помощью кошачьей магии мстят своим обидчикам (чаще всего мужьям, виноватым в смерти).

Гравюра с сюжетом "кошачий переполох"
Гравюра с сюжетом "кошачий переполох"

Самым первым изображением нэкомими считается картина Кендзи Миязавы «Четвёртое число месяца Нарциссов» от 1924 года. На ней помимо явно понятных персонажей изображено женственно выглядящее человекоподобное существо, но с заострёнными ушами. Многие считают, что это именно кошачьи уши.

Культура Nekomimi

Чуть более поздним изображением нэкомими называют короткометражное аниме Ousama no Shippo («Королевский Хвост») от 1949 года режиссёра Митсуё Сё. К сожалению, про это аниме даже найти информацию достаточно трудно, а возможность посмотреть самому стремится к «невозможно». Насколько я смог найти, сюжетно аниме основано на сказке Ганса Христиана Андерсена «Новое платье короля» и было запрещено в тогда оккупированной Японии за то, что оно «излишне левонастроенное». Именно это аниме считается прародителем всех историй о нэкомими.

Кадр из Ousama no Shippo
Кадр из Ousama no Shippo

Другой важной вехой в популярности нэкомими можно считать культовую мангу GeGeGe no Kitarou за авторством Сигеру Мизуки. Вместе с первой публикацией в 1965 году это произведение не только популяризовало в современной культуре истории про японскую фольклорную нечисть, но также дало персонажа-архетип Нэко Мусумэ (буквально «женщина-кошка»). Интересно, что изначально её образ был относительно непримечательным, но примерно в то же время в отаку-культуре начала формироваться такая странная вещь как «фансервис», неразрывно связанный с «моэ», что внесло коррективы в дальнейший дизайн персонажа.

Один из изначальных образов Нэко Мусуме в человеческой форме
Один из изначальных образов Нэко Мусуме в человеческой форме
Эволюция в манге
Эволюция в манге
И в последней экранизации
И в последней экранизации
Тоже она, только в боевой форме
Тоже она, только в боевой форме

Однако именно популяризатором нэкомими как самостоятельного архетипа считается манга 1978 года Wata no Kuni Hoshi (что-то вроде «Звезда хлопковых земель») за авторством Осимы Юмико. Помимо того, что именно эта манга, как считается, популяризовала и закрепила образ кошкодевочек как милых человекоподобных сущностей с комбинированными кошачьим и человеческим характерами, именно с Wata no Kuni Hoshi пошёл бум сёдзе. Также именно здесь впервые появился популярный с нэкомими сюжет «человек подбирает брошенную кошку и начинается слайс».

Страница из манги
Страница из манги
Кадр из экранизации
Кадр из экранизации

Но всё это были только ранние и довольно наивные изображения кошкодевочек. Одним из первых шагов на пути к сексуализации этого архетипа стала OVA Dominion Tank Police 1988 года от студии Agent 21. Сюжетно это достаточно стандартный представитель sci-fi’ного комедийного экшена тех времён, если бы не два очень наглых НО!

и понеслось...
и понеслось...

Казалось бы, как в простых изображениях девочек с кошачьими ушами и хвостами можно дойти до исторических и культурных предпосылок. Но тем и интересней в обыденных вещах находить необычные подробности.

8888
13 комментариев

Гусары, никаких "cat is fine too".

26
Ответить

Культура, говоришь.

8
Ответить
6
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

O, кошкомальчик.

1
Ответить