Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

На заре видеоигровой индустрии формировались все наши любимые жанры, в той или иной степени. Однако войдя в свой зенит игровая индустрия отбросила многие жанры, в основном из-за того, что они устарели, однако это мало кому понравилось, именно поэтому люди продолжили делать игры в этих жанрах, только это уже были не огромные студии, а маленькие Инди студии. На творения подобных мы сегодня взглянем.

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

Grid Based Dungeon Crawlers|Сеточные Данжен Кроулеры

Wizardry: Labyrinth of Lost Souls
Wizardry: Labyrinth of Lost Souls

Все мы наверняка играли в обычные Данжен Кроулеры, для кого-то это было Диабло, для кого-то Torchlight, может какая-нибудь индюшка по-типу Darkest Dungeons или Hades. Однако, что же так сильно их отличает от "Сеточных" аналогов (Для удобства сокращать буду до GBDC)?

Ну начнем с самых главных атрибутов подобных игр.

Видеопримеры
  1. Передвижение по клеткам. Это основное нерушимое правило.
  2. Хаб-Локация. Пошло ещё с Wizardry. Безопасная зона где мы нанимаем новых соратников, лечимся и закупаемся. В некоторых играх их нет, а в некоторых больше чем одна.
  3. Окружение - Ваш враг. Вы легко попадетесь в ловушки или в цепкие лапы врагов, если будете неосмотрительны.
  4. Прокачка и Перма-Смерть. В поздних проектах последнее встречается скорее как отдельная опция, но в оригиналах подобное было повсеместно. А прокачка, она и в Африке прокачка.

В принципе это все признаки, но легче всего я думаю будет разобрать на примерах и заодно рассказать небольшую историческую справку.

Akalabeth: World of Doom

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

Один из первых GBDC разработанный создателем Ultima, Ричардом Гэрриотом. К сожалению так как является довольно ранним проектом это жанра, в ней нет большинства вышеперечисленных атрибутов, что логично, ибо это был скорее перенос Maze War в Фентези вселенную.

Сейчас играть практически невозможно, слишком уж устарела, но зато в ней есть небольшая частичка от следующего обозреваемого жанра.

Wizardry: Proving Grounds of the Mad Overlord

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

Ну это классика, это знать надо! Выпущенная спустя год после Akalabeth, Wizardry стала не только хитом, но и родоначальником жанра GBDC. Все перечисленные атрибуты в ней присутствуют. Также обзавелась кучей сиквелов (Вплоть до 8 части) и спин-оффов, в основном для Японии, потому что там Wizardry заимела огромную популярности и вдохновила множество разработчиков.

DDS: Megami Tensei

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

А вот и игра от вдохновленных Японцев. Основана Megami Tensei на новелле Ая Нишитани и позже вырастет в одну из самых популярных франшиз... Ну вернее вырастет Спин-Офф Спин-Оффа Megami Tensei, но это особо не важно. Так или иначе Atlus будет поставлять свежие GBDC вплоть до 2017 года (SMT: SJ: R). Если хотите узнать поподробнее, то есть канал Jason The Blend на котором выходит История Серии SMT и уже считай закончилась История Серии Persona.

Dungeon Master

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

Dungeon Master это один из самых популярных GBDC, в основном потому что он был самым технологичным для своего времени и мог похвастаться интуитивным интерфейсом и ролевой составляющей. Как её многие называют "Мать всех РПГ", что если углубиться окажется не правдой, но все-таки она была одной из первых популярных игр с подобной проработанной системой.

Eye of the Beholder

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

Уже всеми любимая классика жанра GBDC, она по-истине легендарна и является одной из лучших игр по ДнД. Она удачно развила идеи DM (Особенно ролевую составляющую) и оставила теплый след в сердцах геймеров.

И значимых проектов ещё много: Might And Magic, Bard's Tale, Mars Saga, Dungeon Hack - Всех не перечислить, но что насчет современных проектов?

Etrian Odyssey

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

Все те же ребята из Atlus решили создать ещё одну быстрорастущую серию GBDC - Etrian Odyssey. EO не придумала ничего нового, однако очень удачно использовала все приёмы из вышеперечисленных игр. Хотя... Была одна механика, которая удивляла - Карта... Ну вернее тот факт, что ты её можешь рисовать прямо в игре, а не на бумаге как раньше. В общем и целом стоит её хотя бы опробовать, но заранее совету Ремейк на 3ДС (Untold).

Legend Of Grimrock

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

Самая популярная среди новых GBDC это Legend Of Grimrock. Ничего нового она не изобрела, но тем не менее идеально передала ту атмосферу хождения по данжам в Eye Of the Beholder, чем и полюбилась игрокам. Очень ламповая и ностальгичная, настоятельно советую взять по скидкам, если вам подобные игры нравятся. Также вышел неплохой сиквел.

Might and Magic X: Legacy

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

Многие знают M&M как стратегии, ну вернее Heroes of M&M, но все-таки не такая картинка у вас всплывают после слова "Герои". Про данную часть мне к сожалению нечего сказать, ну потому что я так и не смог её пройти из-за антипиратской защиты, поэтому тут как говорится "Только Торрент", но я живу там где пиратить - Явно не лучшая идея, так что просто скажу, что игра неплоха.

Vaporum и Vaporum: Lockdown

Обе игры довольно сильно меняют старые концепции, теперь никаких пошаговых боев, отныне они построены на кулдаунах у оружия. Ну и хороша ли эта боевка? Да, так еще и Steampunk сеттинг с отменной графикой. В общем настоятельно советую как её так и Спин-Офф-Приквел Lockdown.

Но была одна игра, которая вышла за 4 месяца до Vaporum и так и осталась неизвестной практически никому.

Starcrawlers|Киберпанк в Космосе

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

А вот и виновник всего торжества - Starcrawlers. Вышла она в мае 2017 года и прошла мимо игроков, но что же с ней не так? Сейчас попытаемся выяснить

Мир

Добро пожаловать на космическую станцию STIX
Добро пожаловать на космическую станцию STIX

Все начинается с прилета ГГ на станцию STIX, это наш хаб. Тут можно продать вещи маленькой Торговке, сбагрить сомнительный товар на Черном рынке, где также можно купить рандомное оружие. Если хочешь можешь купить пару аптечек в Аптеке или улучшения для вашего взломщика у Хакера. Есть тут и терминал в котором можно посмотреть отношения с корпорациям, а тут их превеликое множество, скорее всего рано или поздно для одной из них вы станете врагом, а для другой самым лучшим наёмником, но кому доверится решать только вам.

Корпорации делятся на три категории, это:

Анархисты-Самая малочисленная, состоит из Gray Solutions (Химия и производство соединений), GalaxyMart (Местные продавцы всего и вся) и Hollow Earth, Hollow Soul (Помните "За чистоту" из DE: HR? Вот это их аналог)

Другие-Самая большая группа, в основном тут группы людей вне корпораций. Тут у нас есть Allure (Киберпротезирование), Aurora (Космические корабли и тд.), Dablue Yutaki (Наемники), Foxkin (Спецы по Снаряжению), Jiyin (Биотехнологии), Riggo's Fine Spirit (Алкоголь), Tec (Инженерия), Workers United (Местные профсоюзы), Kage, Social Stage и PAR (Жилье).

UFP-Тут находятся самые уважаемые корпораты. А конкретно Agrigen (Выращивание Еды), Anulap (Путешествия по космосу), Chimera (Фармацевтика), Horizon (Роботы), Titan (Металлургия), Emer LT, Boomslang и Rhyzohm.

Также тут есть пираты, их называют Багровым Пактом.

Все локации тут это корабли, шахты и жилые комплексы, изучая которые мы будем находить все новые и новые подробности про корпорации и происходившее в их обителях.

Геймплей (Бои)

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

Начинается игра с небольшого предисловия и нам сразу предлагают создать персонажа. Можно выбрать класс, всего их 7:

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

Кибер-Ниндзя-Это очевиднейший класс с ближним боем. Имеют у себя приемы накопительно толка, то есть ты бьешь врага и копишь на нем Комбо-Поинты, которые позже будешь тратить при особых ударах. Неплохой ДД-шер в команде. При создании предыстории можешь получить Репутацию у корпораций и бонусы к Криту, Урону, Увороту и точности, начать можешь с Редким аксессуаром или оружием, ну и с 25/100 кредитами. Родились они на Йокае и следуют своему кодексу.

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

Инженер-Любитель поставить турелей. Довольно средненький класс, хоть и имеет хорошие способности, но ростер оружия мелок и в основном это будет ближний бой. При создании предыстории можешь получить бонусы к Урону, Здоровью, Криту, Точности и Увороту, можешь начать с редкой броней, щитом и оружием, но будут ужасные отношения с одной из корпораций. По сути тоже наемники, просто более приспособленные к починке чего-либо.

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

Силовой Псайкер-Накапливает энергию силы и бьет ей. Самый бесполезный класс, потому что между Ударом силы и Выстрелом пистолета - Разницы нет. При создании предыстории можешь получить бонусы к Урону, Здоровью и Криту, начать можешь с Оружием, аксессуаром или 150 кредитами. Живут на планете Гедульд, где они обучаются.

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

Хакер-Ну куда в киберпанке, без хакера. Один из самых полезных классов, потому что имеет хороший урон и может взламывать. При создании предыстории можешь получить бонусы к Точности, Урону, Криту и Увороту, начать можешь 200 кредитов или броню с оружием и щитом, заодно ещё 50 кредитов дадут.

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

Контрабандисты-Мастера по пистолетам, обязательны в команде, ибо имеют пассивку на 50% шанс выстрела после того как враг атакует. При создании предыстории можешь получить бонусы к Крит, Уворот, Урон и Точность, начать можно с аксессуаром, оружием и 25 кредитами или 50 кредитами. Добывают и продают разным корпорациям изобретения других.

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

Солдат-Главные ДД-шеры, умеет стрелять с любого дальнобойного оружия, имеет гранаты и ракетницы, которые хорошо пробивают броню врага. При создании предыстории можешь получить бонусы к Урону, Увороту, Точности и Здоровью, начать можно с Оружием, щитом и Броней, либо с 100 кредитов. Наемники зачищают шахты в основном.

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

Пустотный Псайкер-Обязательный член команды, умеет ломать щиты и атаковать пустотной энергией. При создании предыстории можешь получить бонусы к Урону и Точности, можно начать с 100 кредитов, аксессуаром или с повышенным критом и уроном, но пониженным здоровьем. Псионисты, которые небезопасны, даже для своей команды (Могут взорваться из-за переизбытка пустотной энергии).

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

Бои строятся на довольно простых механиках.

  1. Боевка пошаговая, однако тут все измеряется не в ходах, а в Time Unit-ах. Все способности и атаки добавляют вам определенное их количество, у кого их меньше, тот и ходит.
  2. Щиты у врагов могут сильно снижать урон, их надо пробивать, либо способностью Пустотного Псайкера, либо просто нанося удары. У некоторых есть иммунитет к определённым типам урона.
  3. Логи боя. Иногда ты в них будешь заглядывать.
  4. Описание способностей. Его следует смотреть, чтобы понимать, сколько Time Units вы получите.
  5. Кнопка "Других Действий". Можно сбежать, похилиться через инвентарь или пропустить ход.

Геймплей (Исследование мира)

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

В игре есть свободная камера от первого лица, что необычно для GBDC и помогло Juggernaut Team запихнуть в мир кучу секретов, которые желательно находить, ибо денег у вас редко будет хватать. В ориентации вам поможет карта в верхнем левом углу, чуть ниже неё ваше активное задание. Слева снизу будут изредка высвечиваться диалоги, а справа снизу не потраченные очки прокачки. В самом мире будете часто встречать Терминалы из которых можно достать информацию о вашей цели, Камеры, из-за которых все враги пойдут к вам, Лазерные сетки и даже Станции Лечения, где при взломе можно полечиться. Взлом происходит благодаря "Деку", его надо прокачивать, потому что взлом тут выполнен в виде данжа (Ну вернее просто сплетение Датаблоков) с пошаговой боевкой, который надо зачистить полностью, чтобы всё получить.

Ветки у хакера
Ветки у хакера

Кстати о прокачке, тут целых три ветки для каждого персонажа, причем скиллы некоторых могут вам помочь как раз в исследовании мира. К примеру взорвать дверь гранатой и тд. Также подобное может происходить и с предысториями персонажей, но в основном это влияет в диалогах, где в зависимости от того, где вы провели юность у вас могут улучшиться отношения или вы можете вообще избежать битвы.

Сюжет, Графика и Музыка

Музыку писал Бен Прунти, он также писал ОСТ для FTL.

Графика тут очень хороша, она сочная и отдаёт чуточку Prey (2017) и System Shock-ом.

Сюжет тут есть, но он уж больно растянут. Я все-таки вижу игру как симулятор похода в данжи и выстраивания отношения с корпоратами.

Итог

Игра отличная, за свою цену в 41 Рубль/27 Гривен/3 Турецких Лиры. К ней есть огромные вопросы по части гринда, но я скорее нашёл в нем смысл, нежели наслаждался им. Это рутина наемника, ходить, убивать и воровать документики, но все же эту скуку перебивают все механики, от Предысторий, которые реально влияют на диалоги, до Боевки в меру простой, но интересной для изучения всех тонкостей. Ну и конечно шикарная Графика, сюжетные миссии и Ост от Мастера космоэлектронщины.

Text-Based RPGS|Текстовые РПГ

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

А вот тут уже скорее мертвый, чем полуживой жанр. Он ушел из-за того, что изначально был построен скорее на ограничениях. Из-за железа люди банально не могли позволить себе сделать что-то динамичное, поэтому создали идеальный компромисс, интерактивную новеллу, ну вернее интерактивную партию в ДнД, но не суть.

У них самым главным аспектом является... А что у них им является? Ну очевидно текст, но в каком виде? Ну короче так как с этим определением есть небольшие проблемы, то давайте сойдемся на одном.

  1. Это Ролевые игры. Логично, не просто так РПГ стоит в названии жанра.
  2. Самое главное, она использует только текст. Сюда входит любой его вид. То есть ASCII и тд.

Так ну с аспектами определились. Значит можно начать рассказ. Кхм... Кхм...

Все началось с Мертвой девочки Всмысле с ДнД.

DnD

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

Да именно Dnd, а не D&D не путайтесь, это совершенно разные игры. К сожалению лично заценить не получится, ибо мне сайт Cyber1.org показался довольно стремным и вирусным, поэтому я не регался на всякий случай. Но сама игра ничего особо ценного и не представляет.

Rogue

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

Ну это тоже классика. Породила целых два жанра. Сама по себе сейчас играется не очень, есть и версии получше (Тот же Nethack опенсорсный из-за чего на него явно побольше контента). И что самое интересное, является Dungeon Crawler-ом, хоть и Grid-Based.

Space

Первая РПГ не в фентези сеттинге. Присутствует довольно подробная система создания персонажа и в принципе способно доставить удовольствие, вот только есть одно, но... Я не знаю как в неё поиграть. Я даже видео только одно нашел и то дико всратое. Хотя вот лично мне хотелось бы сравнить её с нашими гвоздями программы.

Stone Story RPG

А вот и современный пример. Основная механика тут в том, что вы не управляете героем, за него управляет ИИ. Она далеко не нова, однако её исполнение меня порадовала, как и система крафтов. Также хочу заметить, что в отличие от вышеперечисленных игр она имеет сочнейшие анимации и хороший ОСТ. В общем, если не чем заняться, то побегать пару часиков стоит, как минимум ради анимаций.

SanctuaryRPG: Black Edition

Новые игры в Старых жанрах|Grid-Based Dungeon Crawler и Текстовые РПГ

Я пишу в состоянии сильного душевного напряжения, поскольку сегодня ночью намереваюсь уйти в небытие. Я нищ, а снадобье, единственно благодаря которому течение моей жизни остается более или менее переносимым, уже на исходе, и я больше не могу терпеть эту пытку. Поэтому мне ничего не остается, кроме как выброситься вниз на грязную улицу из чердачного окна. Не думайте, что я слабовольный человек или дегенерат, коль скоро нахожусь в рабской зависимости от написания лонга. Когда вы прочтете эти написанные торопливой рукой страницы, вы сможете представить себе хотя вам не понять этого до конца, как я дошел до состояния, в котором смерть или забытье считаю лучшим для себя исходом.

Именно такие мысли меня посещали во время игры. Проблема геймплея довольна банальна, он надоедает через 30 минут, уж больно репететативен. А постоянный гринд довел меня до состояния изнеможения. Я даже не знаю, что писать. Я бы мог долго расписывать красивыми и поражающими воображения словами плюсы этой игры, но зачем? Минусы сводят все на нет, в этом фактически нет смысла, как и в самом гринде. Зачем мне приносить в жертву целостность психики ради целостности обзора, да говорят что мол автор должен вложить в текст частичку себя, но честно говоря я уже оставил слишком много в этой игре. Ну ладно окей всего 14 часов гринда, но все-же.

Музыка в ней отличная как и стилизация

Итоги

Ну что сказать. Существуют и плохие, и хорошие воплощения старых жанров и их довольно много, стоит только поискать. Ну а вам дорогой читатель, спасибо за прочтение и до скорых встреч в новых лонгах

8787
76 комментариев

Хм.
Хорошие игры, но в самой классификации ошибка. Grid-based данжены могут использовать и чистые данжен-кроулеры, и нет, и нужно внимательно смотреть что у нас с боевкой - пошаговая блобберная, тактическая карта (как в Голдбоксах и DHoU), риалтайм блобберная (чаще всего у ДМ-клонов). Сейчас по отдельным игр мелкие примечания накидаю.
Плюс совсем не указано, что рассматриваются только игры с поклеточным перемещением от _первого_ лица.
Потому что оно может быть и не от первого.
К тому же упущен момент, что для того, чтобы быть данжен кроулером, игра должна происходить в одном или нескольких данженах (максимум с действительно городом снаружи, который в Wiz1 вообще был системой меню). Так вот, например Might and Magic 2 или Wizardry 7 - не данжен кроулеры, у них шикарная поверхность есть.
Перма-смерть -

13
Ответить

Перма-смерть Эээ. Ну сейвы-то никто не отменял. Пермасмерть (с удалением сейвов) была в Rogue.
В Wizardry можно было попытаться вытащить новой партией трупы старой.
Наскидку, все.
Пошаговая боевка. Тут особо исключений нет, разве что Vaporum.И тут же вываливает кучу ДМ-клонов с RT-боевкой. :-)
А все почему - потому что ДМ-клоны сами по себе - весьма формализированный поджанр RPG, которые гораздо более сходны между собой, чем с остальными играми списка.
Akalabeth: World of DoomТам поверхность еще была, тащемта.
Какая-никая. Ее же прозвище - Ультима 0, игра с открытым миром.
Wizardry: Proving Grounds of the Mad OverlordНу это классика, это знать надо! Выпущенная спустя год после Akalabeth, Wizardry стала не только хитом, но и родоначальником жанра GBDC.Влияние Wizardry трудно переоценить. Например, мало кто знает, что она продавалась лучше и была более популярная, чем Ultima 1.
Только она не родоначальник этого "жанра" ни разу. Так как была, например, Oubliette (1977).
Dungeon Master это один из самых популярных GBDC, в основном потому что он был самым технологичным для своего времени и мог похвастаться интуитивным интерфейсом и ролевой составляющей. Как её многие называют "Мать всех РПГ", что если углубиться окажется не правдой, но все-таки она была одной из первых популярных игр с подобной проработанной системой.Кто же ее так называет? Ни разу не встречал таких странных людей. Обычно, туда записывают попеременно то Акалабет, то Ультиму 1 (что оба неправильно).
Dungeon Master - это родоначальник своего собственного поджанра.
И да, нигде не указано, что там RT-боевка.
Eye of the Beholder Она удачно развила идеи DM (Особенно ролевую составляющую)Она не использовала ролевую систему DM вообще. А так из "значительных" отличий - pressure plates теперь анимированы. Ну и на уровнях появились пара неписей со своими квестами, привет излечению дварфийского короля и возможности подкупить дроу яйцами кенку.
Etrian OdysseyВсе те же ребята из Atlus решили создать ещё одну быстрорастущую серию >GBDC - Etrian Odyssey. EO не придумала ничего нового, однако очень удачно >использовала все приёмы из вышеперечисленных игр. Хотя... Была одна >механика, которая удивляла - Карта... Ну вернее тот факт, что ты её можешь >рисовать прямо в игре, а не на бумаге как раньше. Как она могла удивлять, когда в Might and Magic 2 (1988) была автокарта? А в 90-е автокарта скорее была стандартом, чем нет. Тут зависело еще от сложности навигационных паззлов игры и как раздработчики реализовали упрощающую их карту. Могли иногда и отключить, если это нужно было, например в Lands of Lore и его телепортационном лабиринте.
Legend Of GrimrockСамая популярная среди новых GBDC это Legend Of Grimrock. Ничего нового она не изобрела, но тем не менее идеально передала ту атмосферу хождения по данжам в Eye Of the BeholderЛол, это клон Данжен Мастера. Настолько клон Данжен Мастера, что использует модифицированную систему магии DM, разработчики начинали делать его как копию DM, и есть мод, который делает из LoG Данжен Мастер.
Как говорил Мицгол: "Воду из фонтана надобно заедать именно куском хищного гриба, чтобы необычайно чуствовался Dungeon Master".
Сейчас продолжу.

9
Ответить

Дядька поднялся на игре со скрина в т.ч. потому что на маке таких было оч мало. GDC talk у него здоровский - как он в полтора рыла все это тащит по сей день.

3
Ответить

Кому хочется интересных данжн кровлеров с пати, советую 8 визардри поиграть. Игра даже официально полностью букой локализирована, вплоть до озвучки. Правда где то к середине игры боевка скатывается в скуку, как по мне, но на игру ещё дофига модов есть, там норм редактор как в свитках.

5
Ответить

Только это не данжн кровлер, это партийная РПГ. Основные события происходят на поверхности.

2
Ответить

Из хороших, но не так известных кроулеров есть ещё Demise.

4
Ответить

Угу, причем это считай апгрейд Mordor: The Depths of Dejenol.

1
Ответить