Почему история, что «Звёздные войны» спасла жена Джорджа Лукаса во время монтажа — не более чем миф

Как интернет нашёл себе ещё одну причину ненавидеть Джорджа Лукаса.

Гнездо мерзости и зла

Уже пару раз за последнее время в комментариях под постами о «Звёздных войнах» мне открывали такую истину:

«Звёздные войны» бы не имели бы и доли успеха, который у них сейчас есть, если бы в производство фильма вовремя не вмешалась монтажёр Марсия Лукас, являвшаяся в то время женой режиссёра Джорджа Лукаса.

Интересный факт но новая надежда вышла смотрибельной исключительно благодаря его жене и ее монтажу

Комментарий, даже отхвативший несколько плюсов. Орфография автора сохранена.

Частота подобных комментариев побудила меня написать эту статью, в который я попытаюсь разъяснить, почему данное мнение, если не ложно, то, как минимум, очень сильно преувеличенно.

Предупреждение: данный текст во многом является сокращённым переводом видео канала Nerdonymous. Крайне рекомендую ознакомиться с данным видео, если знание английского и наличие времени позволяет сделать вам это, так как видео имеет всего 80 тысяч просмотров (в противовес суммарным 4 миллионам у видео, распространившего изначальное заблуждение). Если же вы хотите ознакомится с укороченной версией на русском языке, то можете смело продолжать читать дальше.

Я ощущаю большое возмущение в Силе…

Хоть мнение о том, что команда монтажёров (Марсия Лукас, в частности) спасла «Звёздные войны», существует уже давно, данное мнение стало особенно популярным после публикации YouTube-каналом RocketJump видео под названием «How Star Wars was saved in the edit» («Как „Звёздные войны“ были спасены во время монтажа») в 2017 году. На 2022 год видео набрало 3 миллиона просмотров, а его перезалив на втором канале авторов может похвастаться ещё одним миллионом.

Это видео содержит наиболее часто упоминаемые аргументы по данной теме, а также является самым популярным из подобных. На его примере мы разберём, почему монтажёры, вероятнее всего, просто выполняли свою работу.

Авторы видео поведали нам такую историю:

Давным-давно в Сан-Ансельмо, Калифорния…

В феврале 1977 года, за несколько месяцев до выхода «Звёздных войн» в прокат, Джордж Лукас решил показать черновую версию фильма своим близким друзьям-режиссёрам, Брайану Де Пальме и Стивену Спилбергу.

Де Пальма и Лукас
Де Пальма и Лукас

Просмотр фильма обернулся катастрофой.

Де Пальма и Спилберг разнесли фильм в клочья. Выяснилось, что в фильме есть куча ненужных сцен, знаменитые вступительные титры скучны и содержат гору ненужной информации и, самое страшное, Звезда смерти не нападает на базу Повстанцев в финале. Повторяю: повстанцы находятся в полной безопасности в конце фильма, и поэтому в конце той версии фильма нет и капли напряжения из финальной версии.

Джордж Лукас в растерянности. До выхода картины всего каких-то три месяца, а фильм находится в плачевном состоянии. Что же ему делать?

И тут на сцену выходит команда монтажёров, состоящая из Пола Хирша, Ричарда Чю и жены режиссёра Марсии Лукас во главе. Вместе они вырезают весь ненужный материал, передвигают сцены в нужный порядок и создают целую сюжетную линию с помощью монтажа.

Чю, Лукас, Хирш и объявившая их победу Фэрра Фосетт на церемонии вручения Оскар в 1978 году.
Чю, Лукас, Хирш и объявившая их победу Фэрра Фосетт на церемонии вручения Оскар в 1978 году.

Благодаря им фильм становится хитом. Наша команда героев даже получает золотую статуэтку за лучший монтаж на следующем «Оскаре».

Даже сейчас под записью момента вручения статуэток в самом верху секции комментариев находятся благодарности Марсии Лукас за спасённый фильм.

«Я буду вечно благодарен ей за работу над „Звёздными войнами“. Спасибо, Марсия Лукас. Без тебя бы „Звёздные войны“ провалились».
«Я буду вечно благодарен ей за работу над „Звёздными войнами“. Спасибо, Марсия Лукас. Без тебя бы „Звёздные войны“ провалились».
«Разве не Марсия Лукас была ответственной за большую часть сцен с боем на Звезде Смерти? Она заслуживает того, чтобы о ней помнили».
«Разве не Марсия Лукас была ответственной за большую часть сцен с боем на Звезде Смерти? Она заслуживает того, чтобы о ней помнили».

Вступительные титры

Именно эти слова, написанные крупным шрифтом, встречают нас в самом начале фильма.

В своём видео RocketJump рассказывает о том, что являющиеся неотъемлемой частью «Звёздных войн» золотые вступительные титры были перегружены ненужной информацией в изначальной версией.

Фрагмент сценария, используемый в ролике.
Фрагмент сценария, используемый в ролике.

[Титры] рассказывали о Республике Галактика, Рыцарях Джедаях, Лордах Ситхов, Императоре. Ничего из этого не является важным для понимания истории в данный момент. Они просто перегружены. Помните Брайана Де Пальму? Он был очень жесток по отношению к вступительным титрам. Поэтому Джордж Лукас нанял его и Джея Кокса для того, чтобы они переписали текст.

RocketJump

Если кратко пересказать данный фрагмент видео, получится такая история: Джордж Лукас написал очень громоздкий текст, сильно не понравившийся Де Пальме. После этого Де Пальма вместе с кинокритиком Джеем Коксом подарили нам лаконичную итоговую версию, которая аж на 83 слова короче изначальной.

Вроде бы звучит складно? Даже доказательства в виде страниц сценария есть. Многие фанаты до сих пор в это верят.

Начнём с того, что у нас нет доказательств того, что Де Пальма высказался жестоко конкретно о титрах. RocketJump не указывает, откуда он взял такую информацию.

В книге «Создание Звёздных войн» Дж. У. Ринцлера, которую RocketJump называет одним из главных источников во время создания видео, упоминается только то, что Де Пальме была далека идея «космической магии»:

...Брайан говорил: «Что за дерьмо эта твоя Сила?! Где кровь, когда в людей стреляют?» Если вы знакомы с Брайаном, то вы знаете, что он своеобразный. Он делает так со всеми; он очень язвительный.

Джордж Лукас в интервью Ринцлеру.

Также можно заметить, что фрагмент сценария, используемый в видео, в самом конце упоминает, что фильм начинается с вида на планету Утапау. Я думаю, что даже тем, кто далёк от «Звёздных войн» известно, что родная планета семьи Скайуокеров называется Татуин, а вышеупомянутая Утапау даже появлялась в третьем эпизоде как отдельная планета.

Именно на Утапау происходит знаменитый момент с «Hello there!».
Именно на Утапау происходит знаменитый момент с «Hello there!».

Можно предположить, что тогда итоговое название планеты было ещё не определено. Для того, чтобы точно разобраться, нужно свериться с той версией, которая точно использовалась во время создания фильма.

В этом нам очень сильно помог ныне покойный Питер Мейхью, исполнитель роли Чубакки, опубликовавший в 2016 году фотографии копии сценария, которую он использовал во время съёмок.

Сценарий Питера Мейхью, подписанный как «Пересмотренный четвёртый драфт».
Сценарий Питера Мейхью, подписанный как «Пересмотренный четвёртый драфт».

Как мы видим, здесь упоминается правильное название Татуина, а текст значительно короче того, что показан в видео и не так сильно отличается от итоговой версии. К тому же можно с уверенностью сказать, что к этой версии текста Брайан Де Пальма не имел никакого отношения, так как эта версия была закончена за год до того, как Брайан Де Пальма в первый раз увидел фильм.

Также если посмотреть на предыдущие драфты сценария, становится понятно, что в видео был использован третий драфт «Звёздных войн».

По итогу выстраивается такая картина: во время съёмок фильма была использован пересмотренный четвёртый драфт, после чего «Звёздные войны» уходят на пост-продакшн. Далее же начинают происходить странные вещи.

Если верить RocketJump, на пост-продакшне съёмочная группа внезапно начинает использовать старую версию сценария, в которой есть перегруженный вступительный текст, несмотря на то, что есть более новая и совершенная версия. Такое решение кажется крайне нелогичным.

На данном моменте можно было бы сделать вывод о том, что автор с самого начала видео подаёт нам дезинформацию. Но на самом деле в данном фрагменте видео (в отличие от многих других) есть крупица истины.

Пол Хирш, уже упомянутый монтажёр фильма, в интервью для того же «Создания Звёздных войн» рассказывал, что в черновой версии фильма использовался вступительный текст из третьего драфта. Вполне вероятно, что это произошло потому, что финальные спецэффекты для титров откладывались на более поздний этап пост-продакшна. Возможно, ILM начали готовить часть эффектов ещё до начала съёмок фильма, а поэтому руководствовались старой версией сценария, в том числе при создании черновой версии титров.

Какой из этого можно сделать вывод? Мы точно не можем утверждать, что Брайану Де Пальма не понравился вступительный текст. Также нельзя сказать, что итоговый текст это полностью его заслуга (как часто утверждают), так как уже в сценарии со съёмок можно увидеть почти готовый вариант, написанный Лукасом. Роль Де Пальмы заключалась только в том, что он помог ещё сильнее сократить текст, почти не меняя его смысловое содержание (и убрал он всего 32 слова, а не 83).

Раннее знакомство с Люком

Одно из креативных решений, которое резко выделяет оригинальный фильм на фоне остальных приключенческих блокбастеров, — то, что главного героя нам показывают только спустя 17 минут после начала картины. До этого почти вся история рассказывается от лица дроидов. Сейчас трудно представить, чтобы в крупном фильме главного героя не было на экране почти 20 минут.

Но благодаря RocketJump мы можем узнать, что изначально Джордж Лукас планировал делать вставки с Люком на Татуине в самом начале фильме, когда имперцы берут корабль Леи на абордаж. Целых три раза захватывающая битва в космосе прерывается, чтобы показать нам какого-то мальчика-фермера на пустынной планете. Немного отвлекает от интересного сюжета об украденных планах Звезды Смерти, не правда ли?

Люк наблюдает за сражением корабля повстанцев и имперского крейсера.
Люк наблюдает за сражением корабля повстанцев и имперского крейсера.

К тому же это разрушает плавность сюжета итогового фильма, в котором каждая новая сюжетная линия произрастает из уже известных: всё начинается с дроидов, затем история Леи начинается только после того, как на неё натыкается R2-D2; Люк появляется только после того, как его так же встречают дроиды; Вейдер получает свою сюжетную линию после сцен с Леей. Если бы сцены с Люком остались в фильме, то его сюжетная линия возникла бы просто из ниоткуда. Как хорошо, что монтажёры догадались исправить неуместную задумку Лукаса.

Вот только сцены с Люком не были его задумкой.

Это идея, которой я восхищался, была использована Акирой Куросавой в фильме «Скрытая крепость», где зритель следил за историей наименее важных персонажей...

И я очень хотел, чтобы фильм был показан от лица дроидов. Но после прочтения сценария, пара моих друзей была уверена, что я не должен так делать... они думали, что фильм, первые двадцать минут которого отведены только дроидам, не сработает. Но мне очень нравилась эта идея.

Хоть я и снял [сцены с Люком], ... мне они никогда не нравились и я не хотел оставлять их в фильме. Поэтому я сохранил фильм таким, каким я его изначально задумывал.

Джордж Лукас в аудиокомментариях к фильму.

Джордж считал, что нет причин видеть Люка до того, как он становится активным участником фильма.

Пол Хирш, монтажёр фильма, в интервью Дж. У. Ринцлеру.

И вишенкой на торте: попробуйте угадать, кто сильнее всех хотел оставить эти сцены в фильме?

Марсия Лукас боролась за эти сцены, и те несколько сцен с Люком и его друзьями были опробованы в других моментах фильма.

Дж. У. Ринцлер, «Создание Звёздных Войн»

Используй силу Люк

Два самых смелых заявления RocketJump касаются финала фильма. Во-первых, в изначальной версии фильма Люк делал два захода в траншею, чтобы выпустить ракеты в Звезду смерти (в итоговом фильме он делает это всего один раз); во-вторых, Звезда смерти НЕ атакует базу повстанцев. Автор даже повторяет последнее заявление целых два раза подряд. Но все эти недочёты были исправлены не кем иным, как Марсией Лукас.

Благодаря книге Ринцлера мы знаем, что Лукас действительно работала над сценами со Звездой смерти. Также точно известно, что в сценарии Люк действительно пытается выпустить торпеды два раза. Но в фильме он пролетает по траншее только один раз. Значит, это Марсия Лукас действительно избавила нас от ненужных сцен?

Если верить заявлениям Пола Хирша, то каждое решение каждого из монтажёров обсуждалось оставшимися двумя и Джорджем Лукасом. И это всё, что нам известно о принятии решении по поводу заходов Люка Скайуокера.

Марсия Лукас действительно могла принять решение о том, чтобы вырезать первый заход Люка. Или об этом мог ей сказать Пол Хирш. Или Ричард Чю. Или Джордж Лукас. Или это решение мог принять Джордж Лукас, но не по сценарным, а производственным причинам, потому что ILM выбивались из графика и могли не успеть сделать ещё один заход Люка. До сих пор неизвестно, чья это была идея, поэтому невозможно с уверенностью говорить, что это была именно Марсия.

Что же до атаки Звезды смерти — в огромном количестве сцен в самом фильме имперцы пытаются найти местонахождение базы повстанцев: Вейдер пытает принцессу Лею в её камере, после этого Таркин шантажирует её уничтожением Альдераана, а в конце они вообще ставят маячок на Сокола. И после всех этих сцен Джордж Лукас просто... забывает о главной цели имперцев и маячке?.. Это кажется, как минимум, странным.

Чтобы подкрепить своё высказывание фактами, RocketJump вспоминает, что во всех сценах, в которых упоминается, что остаётся столько-то времени до выстрела Звезды смерти звучит только закадровый голос, а не голос кого-то из персонажей. Проблемы с данным аргументом возникают, когда мы опять смотрим на съёмочный сценарий:

«Красная точка, символизирующая Звезду Смерти, приближается всё ближе к системе [Явин]».
«Красная точка, символизирующая Звезду Смерти, приближается всё ближе к системе [Явин]».

Как известно, съёмки фильма происходят до монтажа.

В этой статье я не покрыл и половины контраргументов ролику RocketJump, поэтому я ещё раз крайне рекомендую ознакомится с оригинальным видео Nerdonymous. Сейчас я попытаюсь подвести итог к данной статье:

Спасли ли монтажёры фильм от провала?

Если только в той же степени, в которой абсолютно любой другой фильм спасается от провала монтажёрами. Ни больше, ни меньше. Они просто сделали свою работу, они не перерабатывали фильм с нуля, не изобретали новые сюжетные линии. Они сделали то, что делает любой другой монтажёр при работе над фильмом. Если это называется спасением фильма, то да, они спасли фильм.

Зачем тогда нужна статья, если они действительно в каком-то смысли спасли фильм?

Потому что многие фанаты франшизы делают из обычной работы монтажёров какое-то событие, а масла в огонь подливает видео, набравшее 4 миллиона просмотров, практически полностью состоящее из дезинформации. К тому же Nerdonymous имеет незаслуженно маленькую аудиторию для качества его контента.

Действительно ли Марсия Лукас не привнесла никаких позитивных изменений в фильм?

На самом деле есть один очень важный сюжетный поворот, автором которого является именно она, — это смерть Бена Кеноби. Джордж не знал, что делать с персонажем в последней трети фильма и она предложила его убить, но это произошло ещё на стадии написания сценария. Но я очень сомневаюсь, что смерть Оби-Вана — это именно то, что спасло «Звёздные войны» от провала.

Так в итоге монтажёры просто были болванчиками и не заслужили свой Оскар?

Конечно заслужили. Несмотря на всё то, что я перечислил, фильм всё равно отлично склеен. Марсия Лукас, в частности, является очень талантливым монтажёром. Чего стоит только «Таксист» Мартина Скорсезе, монтажёром которого являлась именно она.

А Марсия Лукас, получается, присвоила себе сценарные заслуги Джорджа Лукаса?

Приписал ей эти заслуги интернет. Сама она не раз называла Джорджа гением, даже несмотря на то, что у них были напряжённые отношения, закончившиеся разводом.

А что с тем показом фильма, на котором Де Пальма и Спилберг разнесли фильм?

Всё просто: они его не разносили. В основном, получать удовольствие им мешали незаконченные спецэффекты, которые естественно присутствуют в ещё не законченном фильме. Де Пальме просто не нравилось «Волшебство», но тут скорее вкусовщина и тот факт, что Брайан любил едко шутить. Спилберг вообще сказал, что ему очень понравились сюжет и персонажи.

Ещё один интересный факт: к моменту этого показа Чю и Марсия уже закончили свою работу. Так что если с тем монтажом фильма и было что-то не так, то они с большой вероятностью были к этому причастны, а если что-то было исправлено после той версии, то исправляли это точно не они.

Считаю ли я, что Джорджа Лукаса незаслуженно унижают из-за выдуманного спасения фильма во время монтажа?

Да.

Заслуживает ли Джордж Лукас всей той похвалы за создание оригинальных фильмов?

Абсолютно.

Отель?

Триваго.

390390
111 комментарий

Да, легко перекрутить смыслы. Продюсер спас фильм. Дворник спас двор. Я, наверное, тоже что-то спасаю на работе. Хожу же..

75
Ответить

Через 30-40 лет напишу о тебе лонг

91
Ответить

Тут еще интереснее. Никто же не видел первогг монтажа. Может быть он на самом деле не хуже финального

1
Ответить

Комментарий недоступен

70
Ответить

Кстати забыл упомянуть, что тоже когда-то повёлся. Даже пытался в комментах на Ютубе объяснить кому-то героизм Марсии, а он меня в ответ и навёл на опровержение.

32
Ответить

Видимо Дисней проплачивал антилукасовскую пропаганду всё первое десятилетие 20 века, угу. Очень вдолгую играли.

После Приквелов многие засомневались в реальных способностях Лукаса. Полгода руку на сердце – абсолютно заслужено. Вот тебе и весь источник мифов. Или как минимум их рассадник

5
Ответить

Я не верю что можно как-то слишком отбелить сиквелы, поэтому не вижу проблемы в анти-лукас пропаганде. Свою долю славы и благодарностей, бабок, он уже получил, у него не убудет.
Почему вообще встал вопрос про Лукаса? Потому что приквелы и кто виноват. Это реальный вопрос дискуссии.

1
Ответить