Медитация на колёсах, по кабину в грязи: впечатления от 20 часов в SnowRunner

Доставка грузов по бездорожью с терапевтическим эффектом.

У отца в багажнике «Москвича» всегда лежали цепи, а я в детстве никак не мог понять, зачем они. Потом однажды летом мы поехали на озеро, купаться. Нормального подъезда к нему, разумеется не было — лишь тропа, покрытая грязью. Попробовали проехать — застряли, кое-как вытолкали назад. Тогда отец скомандовал всем выйти из машины, и нацепил на колёса те самые цепи. Будто завороженный, я смотрел, как комья грязи разлетаются в разные стороны, а машина натужно, но верно проходит по колее.

С этой картиной перед глазами я и запускал SnowRunner — новую часть серии Spintires, которой занимается Saber Interactive. Я был наслышан о продвинутой физике грязи и примерно представлял, чем предстоит заниматься — возить грузы туда сюда по бездорожью. К грузовикам и грязи я никогда не питал тёплых чувств и никак не мог подумать, что это занятие будет столь приятным.

За SnowRunner я провёл несколько будних ночей и все выходные — никак не мог оторваться

Death Stranding на колёсах

Если вы играли в Spintires и MudRunner, то сами всё знаете и, должно быть, уже купили SnowRunner. Она в разы больше и насыщеннее: здесь три территории — Мичиган, заснеженная Аляска и болотистый Таймыр, — множество различных квестов и видов грузов, кооператив (его мне оценить пока не удалось). Но основа та же: у вас есть грузовик и бездорожье под колёсами — везите груз из точки А в точку Б.

Остальным же нужно пояснить, в чём суть. SnowRunner — ни в коем случае не хардкорный симулятор, где придётся рассчитывать вес груза, вручную переключать передачи или тщательно подбирать амортизаторы. Грубо говоря, это такая «игра Ubisoft», но про бездорожье и грузовики, которая всё-таки призвана в первую очередь развлекать. Других людей нигде не видно, выйти из машины, конечно, нельзя — есть только вы и скользкие, опасные дороги.

А ещё она очень красивая
А ещё она очень красивая

В Мичигане и на Аляске по четыре больших открытых локации, на Таймыре три. На каждой локации есть гараж, квестовые места вроде лесопилок и складов, а также привычные вышки. Сюжета как такового нет, но есть контракты — последовательная цепочка заданий вида «возьми груз там и отвези туда» или чего-то похожего. Так или иначе, каждый квест — это нелёгкий путь из одной точки в другую.

Классов машин несколько: скауты (джипы для разведки и некоторых миссий), шоссейники, которым применения я особо не нашёл, грузовые, тягачи и вездеходы. Одни машины можно найти, исследуя локации, другие — купить, достигнув нужного уровня и скопив денег. То же самое касается улучшений вроде новых двигателей, покрышек или подвески. Что-то открывается со временем, а что-то можно найти в труднодоступных местах на карте.

Визуальная кастомизация тоже есть, но опций мало — бампер поменять, козырёк нацепить
Визуальная кастомизация тоже есть, но опций мало — бампер поменять, козырёк нацепить

Типичный игровой цикл выглядит так: выбираете квест на глобальной карте, из гаража едете в точку А, забираете груз (если нужно — берёте с собой прицеп), едете в точку Б, где этот груз сдаёте. По пути можно попробовать сделать несколько сайдов, но к ним, как правило, нужно готовиться отдельно.

Вот тягач застрял в болоте — нужен вездеход, иначе есть шанс застрять. Или вот цистерну потеряли — придётся ставить на грузовик высокое седло вместо кузова. Есть задания на время или те, которые нужно выполнять, скажем, ночью, когда ни черта не видно.

Вид из кабины эффектный, но не слишком удобный. Да и природой наслаждаться не получится

Правда, грузы часто нужно доставлять в определённом порядке, квестов очень много, а сделать так, чтобы они все отображались индикаторами на экране, не получится — из-за этого очень легко запутаться. Приходится оптимизировать свои маршруты на листке бумаги: интерфейсы игры с этим абсолютно не справляются.

Ситуацию осложняет то, что более-менее нормальные дороги бывают перекрыты обвалами или, например разрушенными мостами, так что приходится либо объезжать по грязи и глубоким лужам, рискуя потерять груз, либо тащить туда нужные ресурсы, выполняя сайд-квест.

​Потерять груз — это всегда очень больно. Приходится начинать квест с самого начала
​Потерять груз — это всегда очень больно. Приходится начинать квест с самого начала

Этим вы и будете заниматься всю игру. Возить грузы туда-сюда, вытаскивать из грязи другие машины, по неловкости переворачивать прицепы и топить канистры в болоте, иногда — разведывать почву специальным аппаратом и что-нибудь другое в этом духе. Рутина.

SnowRunner — игра про рутину. Но это потрясающе увлекательная рутина. Ничуть не хуже, чем, да простит меня Кодзима, в Death Stranding.

Всё дело в физике. Нигде больше вы не встретите столь реалистичную грязь (а теперь ещё и снег), как в этой серии. Выбраться из глубокой грязевой лужи сложно, многое зависит от характеристик вашей машины и типа груза, дороги бывают под наклоном, колея затягивает колёса, а на грузовике без полного привода соваться на бездорожье вообще не стоит. Застряв в грязи, начинаешь тыркаться туда-сюда, что всё только портит — машина лишь плотнее увязает.

Рассказывать про местную физику сложно, её нужно прочувствовать самому. Каждая дорога за пределами трассы таит в себе множество опасностей, каждая тропа по-своему интересна. Локации не такие уж и большие, но поскольку постоянно вязнешь в грязи (или снегу на Аляске, что не очень-то отличается), они кажутся огромными. Каждый путь из точки А в точку Б — настоящее испытание, полное приключений.

Медитация на колёсах, по кабину в грязи: впечатления от 20 часов в SnowRunner

Помогают две вещи, если не считать полного привода, который жрёт бензин как не в себя и на бездорожье в принципе обязателен. Во-первых, блокировка дифференциала, что работает только на пониженной передаче. Порой она помогает выбраться из сложных ситуаций.

Во-вторых, лебёдка. Зацепиться можно за любое дерево или столб, если они есть в зоне досягаемости. Порой чувствуешь себя этаким Человеком-пауком, взбираясь на холм — цепляешься сначала за дерево слева, потом за дерево справа. Хлипкие ёлки, правда, гнутся и ломаются под тяжестью грузовика, и худшее, что может случиться — вы застрянете в грязи без единого дерева вокруг. Тогда пиши пропало, придётся возвращаться в гараж и начинать квест с начала.

​Вот что бывает, когда не починил мост и поехал в объезд

Лебёдкой же нужно и вытаскивать прицеп, если тот вдруг застрял (они тоже бывают разных видов). Часто бывает так, что проехать по сложному участку вместе с прицепом не выходит — всё-таки вес увеличивается, особенно если вы тащите на себе огромные контейнеры с мусором. Тогда остаётся только одно: отцепить прицеп, вытащить сам грузовик и попытаться подтянуть его лебёдкой. Если получится, и прицеп не перевернётся из-за неосторожного движения, конечно.

А ведь на Аляске, например, бывает к тому же скользко. А как насчёт камней в карьере и в горах, на которые регулярно садишься днищем? Или жутких болот на Таймыре? Или особо тяжёлых грузов и прицепов, с которыми нормально развернуться не получается?

Медитация на колёсах, по кабину в грязи: впечатления от 20 часов в SnowRunner

Все эти игровые особенности образуют уникальный в своём роде геймплей, когда расслабляющая рутина сталкивается с периодическим напряжением, что рождает интересные ощущения.

Время от времени ты в сердцах материшься и кричишь в экран: «Ну же, ну давай, давай!», а потом, встретив более менее нормальную дорогу, выдыхаешь. Каждый путь полон испытаний, но ты выходишь из него обновлённым, очистившимся, хоть и весь в грязи перемазан — с капота до задних фар. Благостная рутина, которая оборачивается вызовом — и его неизменно хочется преодолеть. Да, как в Death Stranding.

Медитация на колёсах, по кабину в грязи: впечатления от 20 часов в SnowRunner

Родные просторы

Промо-трейлеры рисуют SnowRunner жутко пафосной — будто это какая-то там The Crew, только с грузовиками. Но на деле всё совсем не так: это крайне размеренная и... «ламповая» игра, что ли.

Отличная пародия на Death Stranding

Те, кто жил в маленьких провинциальных городах или сёлах, без труда узнают родные просторы — оказывается, мичиганская глубинка или Таймыр почти не отличаются от мест близ каких-нибудь Катайска или Соликамска. Это жутко красивые, дикие территории, которые тем не менее люди стараются подчинить своей воле. И ваш грузовик — это то самое средство подчинения, длань человечья.

SnowRunner — это история о том, как человек подчиняет себе природу. С большим трудом, но он делает это.

​Время суток без всяких штрафов можно поменять на глобальной карте. Если того не требует задание, конечно
​Время суток без всяких штрафов можно поменять на глобальной карте. Если того не требует задание, конечно

Природа здесь настолько красивая, что порой очень хочется встать на ручник, выйти из кабины и поискать грибы. Пожалуй, это ощущение сравнимо с тем, что порой испытываешь в «Ведьмаке 3» или Kingdom Come: Deliverence. Глубинка никогда ещё не было так прекрасна — причём, это касается как Мичигана, так и российского Таймыра.

​Ёкарный бабай

Но битва человека с природой сурова и сложна. Когда я приехал на Таймыр, то обнаружил там не просто плохие дороги: меня встретили ужасающие холмы и узкие лесные тропы под наклоном, где перевернуться — раз плюнуть.

Именно здесь я в полной мере ощутил все достоинства физической модели и научился ездить очень осторожно. Затем я, правда, продал американскую технику и купил российскую — ту, которая делает «трр-бум» при переключении передачи. И всё сразу встало на свои места: родные дороги тут же покорились.

​Ё-ё-ё-ёкарный бабай...

Однако есть и другая грань терапии, которую проводит SnowRunner. Время она пожирает стремительно. Может статься так, что вы десять минут проведёте в одной грязевой луже, потом ещё десять в другой, затем потеряете груз, эвакуируетесь в гараж... и вот уже прошёл час, а вы ничего особого не добились. Было несколько игровых сессий, когда я приходил в себя уже под утро — птицы за окном поют, а я лишь пару квестов сделал, да одну модификацию нашёл.

И это — важная часть игрового процесса. SnowRunner как лангольер, нещадно пожирает время, но сам процесс оказывается столь увлекательным и по хорошему медитативным, что о потраченном времени нисколько не жалеешь.

Я пока не прошёл и половины, но, кажется, это та игра, в которой я готов провести ещё хоть 50 часов​, — возвращаясь время от времени, когда на душе плохо и грязно
Я пока не прошёл и половины, но, кажется, это та игра, в которой я готов провести ещё хоть 50 часов​, — возвращаясь время от времени, когда на душе плохо и грязно

Впрочем, лёгкой SnowRunner, конечно, не назвать. Да, она проста в освоении, но когда гружёный кирпичами грузовик, да ещё и с цистерной позади, начинает заваливаться на бок над утёсом — дело принимает серьёзный оборот. Игра никак не карает за ошибки: ты всегда можешь вызвать эвакуацию и вернуться в гараж, но груз придётся бросить, а значит, считай, начинать квест заново.

У меня есть навязчивая мысль: каждый прожитый день должен что-то приносить, я всегда должен чего-то добиваться — достигать неких условных целей. Так учат всяческие эффективные менеджеры и коучеры. Ставишь цель и добиваешься её, как в привычных нам ролевых играх: квесты — они и в жизни квесты. Выполнить мелкие задачи, пару больших, приготовить на ужин карбонару, сходить на пробежку. Квесты.

Так вот, плевать SnowRunner хотела на ваши квесты. В ней запросто можно провести часов пять, так и не продвинувшись дальше. Я с десяток раз потерял цемент, разбросав его по Таймыру. Я абсолютно ничего не достиг, не сделал ничего полезного в игре. Однако это был восхитительный опыт.

Так что если в жизни вам часто не хватает терпения и усидчивости, и вас это беспокоит, — обязательно поиграйте в SnowRunner. Терпение и спокойствие она воспитывает, пожалуй, даже лучше, чем какой-нибудь старый хардкорный платформер.

​Чтобы починить этот грузовик, утонувший в болоте, мне пришлось гонять до него из гаража трижды — ресурсы ремонтного модуля ограничены. И, в целом, сайдквест того явно не стоит: я надеялся, что грузовик потом перепадёт мне, но нет
​Чтобы починить этот грузовик, утонувший в болоте, мне пришлось гонять до него из гаража трижды — ресурсы ремонтного модуля ограничены. И, в целом, сайдквест того явно не стоит: я надеялся, что грузовик потом перепадёт мне, но нет

А вот чего сильно не хватает, так это хорошего музыкального сопровождения. Музыка в SnowRunner будто из винтажного порно, треков мало и они быстро приедаются. Это не касается Таймыра, там неплохой эмбиент с варганом, но радио с лицензированными треками всё равно оказалось бы кстати. Месить грязь, цепляясь лебёдкой за берёзки под «Високосный год» — вот это было бы здорово. Вот это было бы душевно.

Есть, конечно, и некоторые технические проблемы. На PS4 Pro иногда некоторые объекты вдалеке не успевают замениться на высокополигональные, встречаются баги (если отключить интерфейс, то не работает лебёдка, например). Плюс, у меня несколько раз игра вылетала с ошибкой, но это, будем надеяться, поправят. Да и фото-режим игре бы сильно пригодился.

Этот текст я наметил, едва запустив SnowRunner — закончить его хотелось историей о том, как я нацепил на колёса «буханки» цепи и взобрался по особо страшной дороге на высокую гору. Зря я что ли с историй о детстве начал. Цикличная композиция — это всегда красиво.

Но груз там плавал! Чтобы купить шины с цепями, нужно достигнуть определённого уровня, а значит — провести в SnowRunner ещё несколько ночей. Но я готов на это пойти и даже не ради цепей. Просто это отличная игра, в которой чертовски приятно оставлять своё время.

614614
249 комментариев

За SnowRunner я провёл несколько будних ночей и все выходные — никак не мог оторватьсяУууу, да Олег то похоже ЗАВЯЗ в игре.

294
Ответить

Спалил сцепление с реальной жизнью.

45
Ответить

Все потому что там есть колёса.

15
Ответить
4
Ответить

Комментарий недоступен

107
Ответить

Death Stranding на колёсах.

32
Ответить

Death stranding здорового человека. Без псевдофилософии и анимешной мистики.

16
Ответить