Медитация на колёсах, по кабину в грязи: впечатления от 20 часов в SnowRunner
Доставка грузов по бездорожью с терапевтическим эффектом.
У отца в багажнике «Москвича» всегда лежали цепи, а я в детстве никак не мог понять, зачем они. Потом однажды летом мы поехали на озеро, купаться. Нормального подъезда к нему, разумеется не было — лишь тропа, покрытая грязью. Попробовали проехать — застряли, кое-как вытолкали назад. Тогда отец скомандовал всем выйти из машины, и нацепил на колёса те самые цепи. Будто завороженный, я смотрел, как комья грязи разлетаются в разные стороны, а машина натужно, но верно проходит по колее.
С этой картиной перед глазами я и запускал SnowRunner — новую часть серии Spintires, которой занимается Saber Interactive. Я был наслышан о продвинутой физике грязи и примерно представлял, чем предстоит заниматься — возить грузы туда сюда по бездорожью. К грузовикам и грязи я никогда не питал тёплых чувств и никак не мог подумать, что это занятие будет столь приятным.
Death Stranding на колёсах
Если вы играли в Spintires и MudRunner, то сами всё знаете и, должно быть, уже купили SnowRunner. Она в разы больше и насыщеннее: здесь три территории — Мичиган, заснеженная Аляска и болотистый Таймыр, — множество различных квестов и видов грузов, кооператив (его мне оценить пока не удалось). Но основа та же: у вас есть грузовик и бездорожье под колёсами — везите груз из точки А в точку Б.
Остальным же нужно пояснить, в чём суть. SnowRunner — ни в коем случае не хардкорный симулятор, где придётся рассчитывать вес груза, вручную переключать передачи или тщательно подбирать амортизаторы. Грубо говоря, это такая «игра Ubisoft», но про бездорожье и грузовики, которая всё-таки призвана в первую очередь развлекать. Других людей нигде не видно, выйти из машины, конечно, нельзя — есть только вы и скользкие, опасные дороги.
В Мичигане и на Аляске по четыре больших открытых локации, на Таймыре три. На каждой локации есть гараж, квестовые места вроде лесопилок и складов, а также привычные вышки. Сюжета как такового нет, но есть контракты — последовательная цепочка заданий вида «возьми груз там и отвези туда» или чего-то похожего. Так или иначе, каждый квест — это нелёгкий путь из одной точки в другую.
Классов машин несколько: скауты (джипы для разведки и некоторых миссий), шоссейники, которым применения я особо не нашёл, грузовые, тягачи и вездеходы. Одни машины можно найти, исследуя локации, другие — купить, достигнув нужного уровня и скопив денег. То же самое касается улучшений вроде новых двигателей, покрышек или подвески. Что-то открывается со временем, а что-то можно найти в труднодоступных местах на карте.
Типичный игровой цикл выглядит так: выбираете квест на глобальной карте, из гаража едете в точку А, забираете груз (если нужно — берёте с собой прицеп), едете в точку Б, где этот груз сдаёте. По пути можно попробовать сделать несколько сайдов, но к ним, как правило, нужно готовиться отдельно.
Вот тягач застрял в болоте — нужен вездеход, иначе есть шанс застрять. Или вот цистерну потеряли — придётся ставить на грузовик высокое седло вместо кузова. Есть задания на время или те, которые нужно выполнять, скажем, ночью, когда ни черта не видно.
Правда, грузы часто нужно доставлять в определённом порядке, квестов очень много, а сделать так, чтобы они все отображались индикаторами на экране, не получится — из-за этого очень легко запутаться. Приходится оптимизировать свои маршруты на листке бумаги: интерфейсы игры с этим абсолютно не справляются.
Ситуацию осложняет то, что более-менее нормальные дороги бывают перекрыты обвалами или, например разрушенными мостами, так что приходится либо объезжать по грязи и глубоким лужам, рискуя потерять груз, либо тащить туда нужные ресурсы, выполняя сайд-квест.
Этим вы и будете заниматься всю игру. Возить грузы туда-сюда, вытаскивать из грязи другие машины, по неловкости переворачивать прицепы и топить канистры в болоте, иногда — разведывать почву специальным аппаратом и что-нибудь другое в этом духе. Рутина.
SnowRunner — игра про рутину. Но это потрясающе увлекательная рутина. Ничуть не хуже, чем, да простит меня Кодзима, в Death Stranding.
Всё дело в физике. Нигде больше вы не встретите столь реалистичную грязь (а теперь ещё и снег), как в этой серии. Выбраться из глубокой грязевой лужи сложно, многое зависит от характеристик вашей машины и типа груза, дороги бывают под наклоном, колея затягивает колёса, а на грузовике без полного привода соваться на бездорожье вообще не стоит. Застряв в грязи, начинаешь тыркаться туда-сюда, что всё только портит — машина лишь плотнее увязает.
Рассказывать про местную физику сложно, её нужно прочувствовать самому. Каждая дорога за пределами трассы таит в себе множество опасностей, каждая тропа по-своему интересна. Локации не такие уж и большие, но поскольку постоянно вязнешь в грязи (или снегу на Аляске, что не очень-то отличается), они кажутся огромными. Каждый путь из точки А в точку Б — настоящее испытание, полное приключений.
Помогают две вещи, если не считать полного привода, который жрёт бензин как не в себя и на бездорожье в принципе обязателен. Во-первых, блокировка дифференциала, что работает только на пониженной передаче. Порой она помогает выбраться из сложных ситуаций.
Во-вторых, лебёдка. Зацепиться можно за любое дерево или столб, если они есть в зоне досягаемости. Порой чувствуешь себя этаким Человеком-пауком, взбираясь на холм — цепляешься сначала за дерево слева, потом за дерево справа. Хлипкие ёлки, правда, гнутся и ломаются под тяжестью грузовика, и худшее, что может случиться — вы застрянете в грязи без единого дерева вокруг. Тогда пиши пропало, придётся возвращаться в гараж и начинать квест с начала.
Лебёдкой же нужно и вытаскивать прицеп, если тот вдруг застрял (они тоже бывают разных видов). Часто бывает так, что проехать по сложному участку вместе с прицепом не выходит — всё-таки вес увеличивается, особенно если вы тащите на себе огромные контейнеры с мусором. Тогда остаётся только одно: отцепить прицеп, вытащить сам грузовик и попытаться подтянуть его лебёдкой. Если получится, и прицеп не перевернётся из-за неосторожного движения, конечно.
А ведь на Аляске, например, бывает к тому же скользко. А как насчёт камней в карьере и в горах, на которые регулярно садишься днищем? Или жутких болот на Таймыре? Или особо тяжёлых грузов и прицепов, с которыми нормально развернуться не получается?
Все эти игровые особенности образуют уникальный в своём роде геймплей, когда расслабляющая рутина сталкивается с периодическим напряжением, что рождает интересные ощущения.
Время от времени ты в сердцах материшься и кричишь в экран: «Ну же, ну давай, давай!», а потом, встретив более менее нормальную дорогу, выдыхаешь. Каждый путь полон испытаний, но ты выходишь из него обновлённым, очистившимся, хоть и весь в грязи перемазан — с капота до задних фар. Благостная рутина, которая оборачивается вызовом — и его неизменно хочется преодолеть. Да, как в Death Stranding.
Родные просторы
Промо-трейлеры рисуют SnowRunner жутко пафосной — будто это какая-то там The Crew, только с грузовиками. Но на деле всё совсем не так: это крайне размеренная и... «ламповая» игра, что ли.
Те, кто жил в маленьких провинциальных городах или сёлах, без труда узнают родные просторы — оказывается, мичиганская глубинка или Таймыр почти не отличаются от мест близ каких-нибудь Катайска или Соликамска. Это жутко красивые, дикие территории, которые тем не менее люди стараются подчинить своей воле. И ваш грузовик — это то самое средство подчинения, длань человечья.
SnowRunner — это история о том, как человек подчиняет себе природу. С большим трудом, но он делает это.
Природа здесь настолько красивая, что порой очень хочется встать на ручник, выйти из кабины и поискать грибы. Пожалуй, это ощущение сравнимо с тем, что порой испытываешь в «Ведьмаке 3» или Kingdom Come: Deliverence. Глубинка никогда ещё не было так прекрасна — причём, это касается как Мичигана, так и российского Таймыра.
Но битва человека с природой сурова и сложна. Когда я приехал на Таймыр, то обнаружил там не просто плохие дороги: меня встретили ужасающие холмы и узкие лесные тропы под наклоном, где перевернуться — раз плюнуть.
Именно здесь я в полной мере ощутил все достоинства физической модели и научился ездить очень осторожно. Затем я, правда, продал американскую технику и купил российскую — ту, которая делает «трр-бум» при переключении передачи. И всё сразу встало на свои места: родные дороги тут же покорились.
Однако есть и другая грань терапии, которую проводит SnowRunner. Время она пожирает стремительно. Может статься так, что вы десять минут проведёте в одной грязевой луже, потом ещё десять в другой, затем потеряете груз, эвакуируетесь в гараж... и вот уже прошёл час, а вы ничего особого не добились. Было несколько игровых сессий, когда я приходил в себя уже под утро — птицы за окном поют, а я лишь пару квестов сделал, да одну модификацию нашёл.
И это — важная часть игрового процесса. SnowRunner как лангольер, нещадно пожирает время, но сам процесс оказывается столь увлекательным и по хорошему медитативным, что о потраченном времени нисколько не жалеешь.
Впрочем, лёгкой SnowRunner, конечно, не назвать. Да, она проста в освоении, но когда гружёный кирпичами грузовик, да ещё и с цистерной позади, начинает заваливаться на бок над утёсом — дело принимает серьёзный оборот. Игра никак не карает за ошибки: ты всегда можешь вызвать эвакуацию и вернуться в гараж, но груз придётся бросить, а значит, считай, начинать квест заново.
У меня есть навязчивая мысль: каждый прожитый день должен что-то приносить, я всегда должен чего-то добиваться — достигать неких условных целей. Так учат всяческие эффективные менеджеры и коучеры. Ставишь цель и добиваешься её, как в привычных нам ролевых играх: квесты — они и в жизни квесты. Выполнить мелкие задачи, пару больших, приготовить на ужин карбонару, сходить на пробежку. Квесты.
Так вот, плевать SnowRunner хотела на ваши квесты. В ней запросто можно провести часов пять, так и не продвинувшись дальше. Я с десяток раз потерял цемент, разбросав его по Таймыру. Я абсолютно ничего не достиг, не сделал ничего полезного в игре. Однако это был восхитительный опыт.
Так что если в жизни вам часто не хватает терпения и усидчивости, и вас это беспокоит, — обязательно поиграйте в SnowRunner. Терпение и спокойствие она воспитывает, пожалуй, даже лучше, чем какой-нибудь старый хардкорный платформер.
А вот чего сильно не хватает, так это хорошего музыкального сопровождения. Музыка в SnowRunner будто из винтажного порно, треков мало и они быстро приедаются. Это не касается Таймыра, там неплохой эмбиент с варганом, но радио с лицензированными треками всё равно оказалось бы кстати. Месить грязь, цепляясь лебёдкой за берёзки под «Високосный год» — вот это было бы здорово. Вот это было бы душевно.
Есть, конечно, и некоторые технические проблемы. На PS4 Pro иногда некоторые объекты вдалеке не успевают замениться на высокополигональные, встречаются баги (если отключить интерфейс, то не работает лебёдка, например). Плюс, у меня несколько раз игра вылетала с ошибкой, но это, будем надеяться, поправят. Да и фото-режим игре бы сильно пригодился.
Этот текст я наметил, едва запустив SnowRunner — закончить его хотелось историей о том, как я нацепил на колёса «буханки» цепи и взобрался по особо страшной дороге на высокую гору. Зря я что ли с историй о детстве начал. Цикличная композиция — это всегда красиво.
Но груз там плавал! Чтобы купить шины с цепями, нужно достигнуть определённого уровня, а значит — провести в SnowRunner ещё несколько ночей. Но я готов на это пойти и даже не ради цепей. Просто это отличная игра, в которой чертовски приятно оставлять своё время.