«Я никогда не хотела быть художницей»: беседа с художницей Chto Takoe Kenta
О пути в цифровом арте, проблемах в отношениях с родителями, замене психолога рисованием и неожиданно вкусном пиве.
Chto Takoe Kenta — художница из Москвы, рисующая красивые сюжетные иллюстрации и небольшие комиксы длиной от нескольких до десятка раскадровок. Работы Кенты — это загадочные отрывки неизвестных сюжетов, а местные герои используются художницей для ответов на вопросы, «которые здоровые люди обсуждают с психологом».
Мы поговорили с Кентой и узнали о непростых отношениях с родителями, поиске ответов через свои рисунки, выгорании и планах на эмиграцию.
«Я достаточно отрефлексировала себя и свое окружение, чтобы не перекрывать чужими хотелками свои мечты»: об учёбе и отношениях с родителями
Кента не ходила в художку. В детстве она училась в музыкальной школе, но рисование взяло вверх над музыкой.
Я никогда не хотела быть художником. Моя точная мечта — заниматься интересным делом в свое удовольствие, желательно с крышей над головой и с бутербродом в руке.
Просто в какой-то момент рисование картинок стало получаться немного лучше, чем что-либо еще. Не воспользоваться этим преимуществом было бы непрактичным решением.
Думаю, когда я перестану получать от этого внутреннюю отдачу — мой мир не потерпит крах. Я просто найду себе какое-нибудь другое приятное занятие.
После школы художница пошла в архитектурный ВУЗ — но не из потребности создавать и творить, а из-за воспоминаний о трагедии 11 сентября 2001 года, когда террористы захватили американские пассажирские лайнеры и протаранили на них башни-близнецы в Нью-Йорке.
Я просто хотела спокойно спать по ночам и не думать о том, насколько хрупки человейники вокруг. Как оказалось, чаще всего они могут просуществовать куда дольше моей слабой мясной оболочки, особенно если избегать встреч с террористами-смертниками.
И хотя Кента не стала архитектором, учёба в ВУЗе не прошла зря — художница вынесла из этого жизненного этапа несколько уроков. Например, что «тебя всю жизнь будут окружать люди куда умнее, продуктивнее, осмысленнее — и это не повод складывать ручки на груди и идти ко дну от обиды за свою неидеальность».
Главное это не доплыть до берега первым, а остаться в живых посреди океана полного пиратов, мин и дельфинов-извращенцев (опционально).
Всё это время Кента продолжала рисовать. Больше всего на неё повлияла, как ни странно, обычная линия жирностью в 2 пикселя на её первом планшете.
Возможность без минимального количества знаний и опыта перенести на экран мысль из головы (ты знаешь, где перо, знаешь, где ластик, а больше не нужно ничего) показалась мне слишком заманчивой, чтобы не посидеть за этим процессом сначала пару дней, а потом пару лет.
На творчество Кенты повлияли разные события — от мировых событий и до более личных. Творчество позволяет выводить переживания во внешний мир, чтобы делиться ими с людьми и дополнительно их рефлексировать.
Больше всего по мне ударили эпизоды из жизни, на которые я никак не могла повлиять, и от того зависела от них куда сильнее, чем от обычных внутренних переживаний.
Я говорю про отношения с людьми и тяжелые разрывы с друзьями, про вынужденный поиск дома, про карантин. Про внезапное открытие для себя, что твоя страна не такая чудесная, как тебя до этого заверяли. Про смерть близких.
Я много рефлексирую на такие темы, чтобы после кризиса иметь возможность найти причины продолжать быть. Как те слова «вот я и прошел через, вот я и сказал про».
Ещё сильнее на художницу повлияли отношения с семьёй. Родители не сразу приняли, что их дочь собирается зарабатывать рисунками. Как рассказывает Кента — её семья до сих пор не может прийти к мысли, что девушка может зарабатывать на жизнь рисованием.
Хорошая новость в том, что я достаточно отрефлексировала себя и свое близкое окружение, чтобы не перекрывать чужими хотелками свои мечты.
Но все же, мне кажется, они потихоньку начинают если не понимать, то принимать мои жизненные принципы. Это процесс двусторонний — я так же перестаю просить от них больше, чем они могут дать.
Семья научила меня, что разочаровывая людей вокруг себя, не обязательно испытывать вину за свои поступки. Рядом с тобой всегда и в любом случае будут недовольные.
«Минимальная польза из-за непродуктивности лучше отсутствия какого-либо движения»: о мотивации и творческом подходе
Рисование стало для художницы опорой, которое не только приносит деньги, но и позволяет разобраться в себе.
Рисование помогло мне начать мыслить шире: если в моих историях возможно все, то почему я должна ограничивать свою жизнь выдуманными рамками?
Раньше было больше страха за последствия от моих картинок. Оно и сейчас отчасти есть. Но это уже немного другой разговор про зону ответственности.
Кента считает, что минимальная польза из-за непродуктивности лучше отсутствия какого-либо движения вперед в принципе. Главное — не останавливаться.
Я знаю, что если опущу руки из-за того, что что-то не получается, то сама потом буду жалеть, что не попробовала начать снова. Моя тревожная потребность в продуктивности лучше всякого вдохновения, которое то есть, то нет.
Глядя на свои прошлые ковыряния и попытки сделать простые телодвижения, получая этот опыт в прошлом и используя его каждый день — я понимаю, что в будущем буду точно так же благодарна себе за то, что продолжаю делать хоть что-то сегодня и сейчас.
В своих работах Кента старается передать те эмоции, которые она испытывает в момент создания рисунка. Нет определенной эмоции, которой уделяется больше всего работ — внимание уделяется тем переживаниям, которые давят в момент создания рисунка.
Если так посудить, они могут быть каждый раз из абсолютно разных спектров, а порой это постоянное повторение одного и того же чувства, размазанное на несколько недель.
Для меня достаточно нетипично оставлять работу без эмоций в принципе. А уже какая именно там будет эмоция — это уже я предсказать не могу.
В самом начале Кента просматривала огромное количество работ — ее зажигала мысль, что однажды можно научиться рисовать также круто, как и её кумиры. Кента особенно выделяет нескольких художников: choo «помогла понять, что даже простой линией можно выразить все», гор «научила безумию», а hibakuja «рассказала, что такое любовь к собственному делу».
Сейчас из всех источников вдохновения Кента предпочитает музыку. Художница говорит, что объекты перед глазами только отвлекают, а вот с музыкой такой проблемы нет.
Лет десять назад у меня был период заслушивания всех пластинок группы «4 позиции бруно». Почти под каждый трек я делала в голове короткую зарисовку из образов и персонажей. Думаю, я живу этими зарисовками до сих пор.
«Мои персонажи — это рефлексирование проблем, которые здоровые люди обсуждают с психологом»: о персонажах и никнейме
В работах Кенты чаще всего встречаются пять ключёвых персонажей: Лука, Восьмой, Игги, Май и Пыльный. Художница прописала им черты характера, физические данные, психоэмоциональный портрет и многое другое — всё это помогает в создании живых сюжетных сцен.
Персонажи Кенты не появляются в её сюжетах просто так — они несут в себе некий вопрос, который художница задает сама себе.
Все мои персонажи — это рефлексирование проблем, которые здоровые люди обсуждают с психологом, друзьями или бутылкой. Каждая история помогает найти ответ на тот или иной мой вопрос: а что бы сделала я на их месте?
Что будет, если ты не вписываешься туда, куда вписываться просто обязательно? Что будет, если кто-то захочет стать лучше среди тех, кто ценит лишь однообразность и стабильность? И что будет, если таким мечтателям попадет в руки самый однообразный и стабильный человек на свете?
Самое интересное для меня сейчас: вопрос беспрекословного повиновения. Как будет существовать человек с одним единственным правилом в голове: послушание и точное исполнение любых команд.
Больше всего художнице нравятся те персонажи, которые меньше всего похожи на неё саму — Лука и Восьмой. При этом они чаще всего появляются в сюжетах Кенты.
На этих персонажей я «спихиваю» ответственность за свои грехи. Гораздо легче отрефлексировать свои внутренние переживания, если смотреть на них со стороны.
А что будет, если ты останешься без дома и семьи? А что будет, если ты от алкоголизма станешь животным? А как долго ты сможешь терпеть такое отношение мира и людей к тебе? А когда ты наконец сломаешься?
Думаю, Лука в моем мирке гораздо более существенен, чем Восьмой. Последний является больше приправой, чтобы раскрыть человека.
Но в то же время, без этой приправы уже не существует главного блюда, если так можно сказать про несуществующего персонажа. Так что Лука — это чисто моя история для меня же.
Никнейм художнице дал как раз один из её первых персонажей, который так и не увидел свет. Он появился в голове как идея, но не был зарисован. Кента видит в этом определённый замысел.
Он [персонаж, который дал никнейм] был математической точкой для меня. Идеальный персонаж без мыслей, существующий только для того, чтобы двигать сюжет.
Он был бракованный, неправильный и нереальный, но имел ли он право на существование? Я думаю, потому я и украла его имя — что он мне может сделать, он же даже ничего не подумает по этому поводу.
Кента видит этих персонажей героями мультивселенной, в которой можно менять законы как ей вздумается — всё будет считаться каноном.
Я подарила Луке возможность жить вечно: в его собственном мире и у меня в голове. Это своего рода телепорт в любую подходящую для меня вселенную: могу изменить буквально все что угодно — и это будет каноном.
Мультивселенная — это отличный побег от запретов. Если я не могу в своем существующем мире сделать определенное заявление — его делают мои персонажи в одной из миллиарда мультивселенных.
В конце концов, когда именно миллионы миллиардов стражей правопорядка из миллионов миллиардов параллельных вселенных найдут ту самую одну, из которой я сделала несколько сотен? Мне нравится чувствовать бессилие перед попытками осмыслить это скопление возможностей.
«Уж лучше без денег, но со здоровой менталкой»: о заработке и своём продвижении
Сейчас Кента рисует на фрилансе для иностранных заказчиков — времени на себя почти не остается.
Мои стиль не очень похож на казуал, чтобы работать на геймдев, а для вектора я слишком дика, так что приходится выживать постольку-поскольку! До сих пор удивительно, что выживать получается и кто-то даже готов за это платить.
Художница признается, что с навыками продажи у неё есть проблемы. Монетизировать свои работы получается хуже, нежели их создавать.
В прошлом году Кента попыталась сделать свой мерч — и у неё даже получилось. На руках был небольшой тираж футболок, которые она планировала распродать, но по итогу художница всё раздарила друзьям и родственникам.
Все же продажи для меня слишком энергозатратный процесс. Помню, когда отправляла свой мерч по почте, выйти на улицу и заговорить с почтальоном было для меня тем еще испытанием на выносливость.
Так что уж лучше без денег, но со здоровой менталкой. Могу себе это позволить пока нет вот уже действительно серьезных проблем с существованием.
Сейчас в её паблике во ВКонтакте почти 60 000 подписчиков, но в последнее время Кента не особо уделяет внимание продвижению, сосредоточившись исключительно на творчестве.
Вопрос с сетками самый тревожный. В какой-то момент я забила и до сих пор наслаждаюсь этим. Я понимаю, насколько для автора важна его видимость в сетке, но я лучше потрачу свои силы на рисование и работу, чем на нервы от публикаций.
Что будет дальше — покажет жизнь. Может и я, наконец, стану зависимой от чужого внимания.
А пока что все, что я могу — время от времени заставлять себя выкладывать хоть пару работ в месяц, чтобы совсем уж не пропадать с радаров.
Когда художница не делает работы на заказ, она занимается личным проектами. От рисования Кента отдыхает двумя способами: в свободное время она переводит комиксы с японского, а когда нагрузка слишком высокая,.то просто лежит целый день и читает истории других людей.
Иногда Кента также выезжает в другие города, гуляет по лесу и карабкается по скалам.
В планах у Кенты создание не только артов для себя, но и новые комиксы.
Я каждый месяц придумываю идею для нового комикса. Например, сейчас в голове есть раскадровка разговоров уставших русских, украинцев и белорусов, которые я подслушала во время моего кофепития в одном грузинском дворе.
В целом, мои планы не меняются последние два года: вот все устаканится, я буду в комфорте и безопасности — и уж тогда нарисуюсь от души! Но пока есть то, что есть.
«Имеет смысл следовать прошлой стратегии. Посидеть, попить пива и подумать»: о выгорании и планах на будущее
Кента признается, что сейчас у неё не лучший период. Художница выгорела и как личность, и как автор после событий конца этого февраля.
Раньше мне помогало самокопание, анализ ситуации и вывод. Выгорание можно изобразить на картинке даже во время выгорания, а рисуя можно и выкарабкаться потихоньку.
А сейчас слишком много не зависящих от меня факторов, глаза разбегаются за какую проблему хвататься. Думаю, имеет смысл следовать прошлой стратегии. Посидеть, попить пива и подумать.
С планами на будущее у художницы сложно. Сейчас Кента думает о дальнейших планах на рисунки и о возможной эмиграции.
В ближайшее будущее я хочу выпить пива и порисовать для души. В больших масштабах я хочу найти страну, в которой получится остаться без образования и миллиона денег. Обосноваться, остановиться, успокоиться. Чтобы опять же выпить пива и порисовать для души.
Кента не жалеет о своих жизненных решениях, но размышляя о пройденном пути, художница пришла к выводу, что ей предстоит ещё много работать над собой.
До сих пор считаю, что во всем виновата моя социальная неопытность и любовь к самоанализу. Думаю, я не имею права быть недовольной. Если бы меня что-то стало не устраивать в самом начале или в процессе — я бы поменяла свой вектор движения для собственного спокойствия. Я, конечно, терпила, но не когда вопрос касается моих желаний и комфорта.
А если говорить про сожаления — это достаточно неплодотворное занятие: думать, что могло бы быть.
Свой путь я вижу как большое вложение энергии и ресурсов. Это, конечно, все очень замечательно, но, думаю, можно поднажать и вложить еще больше.
Начинающим художникам Кента советует наслаждаться тем, что вы делаете, а уже во вторую очередь — тем вниманием, которое творчество может привлекать.
Напоследок мы задали Кенте четыре небольших вопроса:
Что для тебя есть искусство и творчество?
Повод для драки.
Как у тебя происходит работа над артом?
Самое главное условие — идея в голове, которая стоит того. Я могу несколько часов ходить вокруг да около с вопросами «а ты правда готова потратить свое время вот на это и не сожалеть в конце?». И если ответ утвердительный — то я сажусь за стул, а потом встаю со стула — и дело сделано.
О чём бы ты хотела рассказать, но тебя никто никогда не спрашивал?
Если смешать не самое вкусное пиво и не самую приятную нулевку — может получиться что-то среднее, но иногда даже неожиданно вкусное.
Так всё-таки, что такое Кента [никнейм художницы в ВК — «chto takoe kenta»]?
Этот ник кажется куда более загадочным, чем он является на самом деле. Просто в какой-то момент я увидела вопрос «енто что такое?» и я поняла — это оно.
Текст написал Никита Барышников, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.