Почему мы считаем, что в боевике хорошая боёвка?

Наверняка многим из нас нравятся боевики. Среди них есть и те, в которых главный герой (или один из центральных персонажей) вполне технично и даже зрелищно дерётся в разных сценах с одним или несколькими противниками. Давайте разберёмся что же делает хорошую боёвку хорошей. Большинство пунктов ниже будут относится к сценам "один против нескольких", но и к сценам "один против одного" некоторые пункты тоже можно подвести.

1) Не должно быть "яиц". У каскадёров, постановщиков и прочих драчунов есть такое понятие как "egg". Это когда герой с кем-то дерётся, а другие противники не нападают, а чего-то выжидают вокруг, потому что им по постановке не время нападать, хотя они находятся в кадре. Или стоят и создают видимость, будто хотят напасть или ударить или вроде как замахиваются для удара и всё в таком духе. Это или плохая работа этих драчунов, которые плохо освоили тайминги постановки или плохая работа постановщика боевой сцены (не уследил, поленился точнее всё проработать и об этом рассказать). Крутая боевая сцена не содержит "яиц". У Джеки Чана (в его фильмах), сложно заметить "яйца" (шутеечка получилась). Любая его драка "один против многих"- это точно расписанная очень динамичная сцена.

2) Длинные кадры и сцены. Плохая боёвка- это когда всё нарезано так мелко, что в одном коротком кадре замах, а в другом - удар. И так постоянно. Крутая боёвка - это длинные сцены, долго одним кадром сняты части боя.

3) Отсутствие непонятной тряски камеры, излишне крупных планов или просто неправильных планов (неправильная работа оператора). Так скрывается хреновость боевой постановки или это плохая работа оператора или монтажёра или обоих.

4) Правильные ракурсы, показывающие попадания, серьёзный контакт с доводом ударов до тела. Когда ракурсы такие, что ты прям видишь как кулак врезается в грудь, когда от таких ударов человек действительно прогибается и прочее. Отличный пример- фильмы Рейд, фильмы с Джеки Чаном

5) Эффективность боёвки без непонятных пауз, театральности и прочего подобного. Плохой пример - какой-нибудь Блейд. Он вампиру надирает задницу красиво руками и ногами, а потом серебряным штыком мгновенно убивает. Вопрос: "ты почему сразу его не убил так, вокруг тебя же толпа врагов"? Или любой другой фильм, в котором герой "красуется" не к месту.

6) Почти полное отсутствие очерёдность нападений. Исключительно тупо выглядит драка "один против многих", когда эти многие нападают поочерёдно. Опять же плохой пример этой тупости - Блейд и разные сцены в этом фильме. Хороший пример - фильмы с Джеки Чаном, Рейд

7) Физическая подготовка и боевое мастерство. Приятно смотреть на хорошую боёвку, когда герой знает как махать руками и ногами, он действительно давно изучает боевые искусства. И весьма тяжко смотреть на боевые сцены с теми, кто немного потренировался со специалистом в спортзале перед съёмками фильма. Хреновость его подготовки скрывают всеми возможными способами.

8) Отсутствие неадекватных приёмов, ударов. Не веришь в бой, когда используются излишне сложные приёмы или такие удары, когда ты понимаешь, что герой однозначно себе сломает руку или ногу после таких попаданий. Или приёмы, которые точно не выглядят как сильный удар (скорее поглаживание, потому что из такой физически невозможно ударить сильно) или хотя бы вообще как удар, но подаются как что-то очень мощное и противник улетает в стенку.

9) Боёвка "на грани". Когда видно, что противники действительно пытаются достать руками, ногами, холодным оружием друг для друга, когда ножи-мечи-мачете проходят в сантиметре от тела. В такую боёвку веришь.

10) Качественные трюки и спецэффекты. Когда нож втыкается в спину крупным планом и торчит как надо, и всё это так натурально и круто выглядит и было снято одним кадром. Когда кровь брызжет как надо. Когда есть опасные трюки с падениями и прочим подобным, и при этом они выглядят очень натурально, и ты удивляешься как каскадёры не мрут как мухи, снимаясь в таком (ответ прост: они - профессионалы).

11) Отсутствие "я в такое не поверю". Когда какая-нибудь деваха весом 50кг заставляет ударами своих тоненьких ручек и ножек разлетаться по стенкам крупных мужиков.

Конечно, есть фильмы, в которых возможны некоторые или пачка допущений (например, как в фильмах Рейд герои дерутся так долго, будто свеженькие?), где театральность и нужна и вполне уместна, ненатуральность обусловлена тем и этим и тоже допустима. Но в общем... пункты выше). Всем благ.

55
16 комментариев

5) Эффективность боёвки без непонятных пауз, театральности и прочего подобного. Плохой пример - какой-нибудь Блейд. Он вампиру надирает задницу красиво руками и ногами, а потом серебряным штыком мгновенно убивает. Вопрос: "ты почему сразу его не убил так, вокруг тебя же толпа врагов"? Или любой другой фильм, в котором герой "красуется" не к месту.

Вот этот пункт, имхо, вообще не играет роли, если не дополняет все предыдущие. Если персонаж мега-крут, он может себе позволить и порисоваться при драке с одним из противников (в т.ч., например, чтобы лишний раз деморализовать зрителей: смотрите, мол, я его и голыми руками отмудохал на изи, а добил уж чисто из жалости и доброты, а прикиньте, как я вас буду сейчас резать?)

4
Ответить

Perfection.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Ну ты, конечно, надушнил. Ясное дело, что эффективность и зрелищность это разные вещи. Однако в примере с Блэйда придирки, имхо, мимо - тут его показушность работает на раскрытие персонажа. Он знает, что в силах разобраться с врагами, поэтому он может себе позволить понты и красивые движения

2
Ответить

Бои с холодным оружием смотреть скучно. Почти наверняка - это две крайности - либо минимум движений (ведь ставки так высоки, а мы так боимся экранной крови ага угу), либо максимум мельтешащей херни, которую банально не разобрать 🙂
Может фильм Hero тут послужит хорошим примером. Но там стиль поединков полностью фэнтезийный, и, наверное, интереснее наблюдать за трюками, которые исполняют актёры во время поединка (всякие акробатические прыжки), а не за хореографией боя (акробатика тоже хореография, но, надеюсь, вы меня поняли, зачем я здесь разделяю). В "Пиратах Карибского Моря" поединки всегда сопровождаются окружающим героев аттракционом, и уже за счёт этого смотреть интересно. Ну а если в "Рейд" том же персонажи вынули ножи - это всё, ушла динамика

Ответить

Мне очень зашли схватки в «Ниндзя-убийца». Малореалистично, но с обилием расчлененки, кровищей и всё это без лишней эпилепсии.
https://www.kinopoisk.ru/film/406353/

2
Ответить

В голивуде в целом так себе хореография в большинстве случаев.

А вот сказать, что у тех же индонезийцев совершенно не скучно.

1
Ответить