Нейросети против трансгендеров: чем интересен роман Виктора Пелевина «iPhuck 10»

«iPhuck 10» вышел в 2017 году и является наиболее полным высказыванием Пелевина о мире 2010-х годов. А ещё и самым настоящим киберпанком.

Нейросети против трансгендеров: чем интересен роман Виктора Пелевина «iPhuck 10»

В 70-80-ые годы прошлого века казалось, что вот-вот уже сейчас создадим роботов. По крайней мере, такое ощущение транслируется через тексты писателей, которых больше заботили вопросы этики, нежели логика работа программного кода.

В итоге говорили о роботах в ключе Другого. Пытались им этику (в том числе и трудовую) прописать. Десятилетия прогресса показали, что (около)разумных роботов у нас в ближайшем будущем не будет. Роботизация тела туда же: три провода, два болта — и вот готова микросхема, которая соединит машину и человека. И снова провал. Мозг оказался довольно сложной штукой.

​Cyberpunk 2077 — попытка актуализировать фантастику 80-х, увеличив цифру в названии и добавив пару актуальных тем. Сеттинг Cyberpunk 2020 (общее название для трёх редакций) был создан в 1988 году и изначально рассказывал про будущее в 2013 году.
​Cyberpunk 2077 — попытка актуализировать фантастику 80-х, увеличив цифру в названии и добавив пару актуальных тем. Сеттинг Cyberpunk 2020 (общее название для трёх редакций) был создан в 1988 году и изначально рассказывал про будущее в 2013 году.

Казалось бы: современная фантастика должна это всё учитывать, понимать ограниченность прошлых концептов. Но что видно по масспопу (особенно визуальному, то есть по играм и кино) — копирование сюжетов и образов фантастики 70-80-х. С, дай бог, вкраплениями каких-то новых веяний (как трансгендеры в Cyberpunk 2077).

Но ведь в чём фишка — то, что сейчас считается классикой того периода, тогда было скорее андеграундом по отношению ко всему масспопу. И точно так же сейчас — хорошие сюжеты они либо противостоят мейнстриму, либо почти что случайным образом в него проникают («Из машины», «Апгрейд»), находят своих фанатов, но остаются в нише. Туда, похоже, и провалился роман Виктора Пелевина «iPhuck 10».Пелевин — автор плодовитый, а поэтому не все из произведений оказываются одинаково содержательно насыщенными. Я «сломался» на «Бэтман Аполло», так что сейчас, спустя 7 лет, по сути, переоткрыл для себя его творчество.

​Трансгендер, наличие которого пришлось объяснять отдельно.
​Трансгендер, наличие которого пришлось объяснять отдельно.

Рецепт актуальности «iPhuck 10» прост: действие произведения происходит в конце 21 века, а главные герои изучают культурные артефакты «эпохи гипса» — нашего с вами настоящего. Само будущее выстроено из кирпичиков-тенденций, которые сейчас у всех на слуху:

— гендерная тематика, MeToo, сжв-активизм;

— нейросети, ИИ, интерактивные развлечения;

— исламизация Европы, брекзит, европеизация СНГ, экспансия Азии, сепаратизм штатов в США;

— «новое средневековье» в России, чиновничество как сословие;

— транскраниальная магнитная стимуляция и достижения нейрофизиологии;

— дестигматизация разговоров о сексе с параллельной консьюмеризацией сексуальной сферы.

Каждого из этих блоков потенциально могло бы хватить на то, чтобы создать не особо приятную картинку относительно далёкого будущего в духе серий-пугалок «Чёрного зеркала». Пелевин же берёт их все, накидывает про заговор галерейщиков и упаковывает получившеюся массу в «роман о написании романа». Сам же роман пишет ИИ-детектив на службе царской охранки.

Наслаждение вызывает даже сам факт того, что Пелевин пытается представить во что синергируют тренды нашей современности спустя полвека. «Ага-эффект» в чистом виде: чем тоньше держишь руку на пульсе, тем больше будет узнаваний.

Но автор не только ухватывает тренды, но и пытается дать на их счёт свой комментарий. Что-то проскальзывает в диалогах героев, что-то подаётся в виде неотъемлемых сторон жизни конца 21 века. Сейчас только говорят о том, что программирование будет обязательным навыком гражданина будущего. В веке 15-16 считалось, что и читать-писать массам людей не нужно. А сейчас уровень грамотности в западно-европейских странах составляет около 97-98%.

По-хорошему, именно подобной «iPhuck 10» должна быть актуальная фантастика. Дерзкой и оскорбительной/хвалебной в зависимости от того, каких взглядов придерживается читатель. Пелевину это удалось.

7373
87 комментариев

Нейросети против трансгендеров@Denis Shiryaev завязывай! 

19
Ответить

А вот и сюжет для нового Терминатора подоспел

9
Ответить

Эх @Denis Shiryaev такая шутка, а ты не лайкаешь, обидно даже(( 

2
Ответить

— гендерная тематика, MeToo, сжв-активизм;

— нейросети, ИИ, интерактивные развлечения;

— исламизация Европы, брекзит, европеизация СНГ, экспансия Азии, сепаратизм штатов в США;

— «новое средневековье» в России, чиновничество как сословие;

— транскраниальная магнитная стимуляция и достижения нейрофизиологии;

— дестигматизация разговоров о сексе с параллельной консьюмеризацией сексуальной сферы.

как будто альтрайта прочитал 

14
Ответить

Сегодня я узнал новое слово, "альтрайт".

9
Ответить

Описываемый мир конца XXI века состоит из областей Пейсы (или Промежности) и новой Конфедерации (преемники США), европейского Халифата (захваченной исламистами Европы), России и восточной сверхдержавы. Люди уже почти не занимаются телесным сексом из-за опасного штамма вируса Зика и пропагандируемой неэтичности процесса. Повсеместно распространён виртуальный секс с использованием специальных устройств — андрогинов и айфаков[2].

Роман повествует о компьютерном полицейско-литературном алгоритме «ZA-3478/PH0 бильт 9.3», имеющем имя Порфирий Петрович, который занимается расследованием преступлений и вместе с тем пишет роман.

«iPhuck 10» — название одного из его романов, а также название самой дорогой из существующих секс-машин того времени. Действие романа происходит в России второй половины XXI века[3].

Главная героиня романа, искусствовед Маруха Чо (Мара), влюбляется в семнадцатилетнюю модификацию Порфирия и использует алгоритм в своих целях, выкупив его в пожизненное пользование у полицейского управления[2]. Мара и Порфирий осматривают произведения современного искусства, приобретённые зачастую нелегально, под разными предлогами. Впоследствии выясняется, что Мара с командой единомышленников, погибших в прошлом, создала искусственный интеллект, способный генерировать произведения искусства. Продажи этих произведений приносят Маре значительные доходы, но при этом постоянно существует опасность обнаружения подделки.

Порфирий поздно обнаруживает реальные намерения Мары по отношению к нему и практически уничтожается, успев сохранить резервную копию своего алгоритма. Куски его кода поглощаются созданным ИИ в образе девушки Жанны, которую Мара считала утраченной.

воняет

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить