Специалисты Digital Foundry установили Windows 98 на Xbox Series X — и запустили Quake, C&C, Half-Life и другие игры

Не заработала лишь Diablo II.

Специалисты Digital Foundry установили Windows 98 на Xbox Series X — и запустили Quake, C&C, Half-Life и другие игры

В середине июня состоялся релиз DOSBox Pure версии 0.9.5, в которой разработчики эмулятора добавили поддержку Windows 95 / 98 и графики 3dfx Voodoo. Сотрудники технического подразделения Eurogamer решили испытать работу утилиты — но не на ПК, а на Xbox Series X, через оболочку RetroArch, которую можно установить на многие консоли.

Журналист Алекс Батталия не только проверил, насколько стабильно работает на консоли Microsoft «классическая» ОС, но и сравнил производительность в играх с настоящим ПК-«железом» конца девяностых.

Установка

В DF отметили, что установка Win98 и игр на Xbox — это многоступенчатый процесс, на который потребуется время. Сначала на консоль необходимо поставить RetroArch (для чего авторы воспользовались специальным руководством), затем — DOSBox, а затем — саму операционную систему.

Специалисты Digital Foundry установили Windows 98 на Xbox Series X — и запустили Quake, C&C, Half-Life и другие игры

При этом всё ПО, от Windows до игр, придётся устанавливать по отдельности с помощью ISO-образов дисков. Их нужно будет переносить на устройство — например, через FTP.

Плюс, по словам Батталии, заключается в том, что ОС на Xbox должна поддерживать любые программы, которые запустились бы на ПК под Win98. Включая Microsoft Office 97: автор даже написал сценарий для своего видео в Word прямо на консоли.

Одним из главных недостатков в DF назвали отсутствие поддержки мыши, но признали, что правый стик геймпада не так уж плохо справляется с перемещением курсора. Как отметил Батталия, во время пользования интерфейсом ОС и игры в шутеры он не испытывал неудобств, а вот к RTS и играм с изометрической перспективой пришлось приспосабливаться.

Эмуляция и игры

Как выяснили специалисты Digital Foundry, с запуском игр через Win98 на консоли связан целый ряд ограничений. Помимо того, что сама DOSBox Pure никак не задействует графический процессор Series X, а только его CPU, консоли приходится выполнять эмуляцию «в несколько слоёв»:

  • виртуальное «железо»;
  • Windows 98;
  • API и драйверы (для 3D-ускорителя Voodoo, которые нужно установить на виртуальную ОС);
  • пиксели и треугольники.

У «железа», которое эмулирует DOSBox Pure, в свою очередь, есть свои особенности. «Процессор» там должен быть аналогом Pentium с частотой 66 МГц, а за графику отвечает виртуальная 2D-карта с подключенным к ней ускорителем 3dfx Voodoo с 12 МБ памяти и максимальным разрешением 800x600 (в теории — аналог Voodoo 2).

Однако на деле 3D-ускоритель работает значительно медленнее — как раз из-за «многослойной» эмуляции и того, что у Xbox нет возможности использовать всю свою мощность. А вот виртуальный CPU, наоборот, может быть значительно более производительным, чем указано в описании системы.

В играх тех лет, работавших на Voodoo, производительность оставляет желать лучшего, хотя и разнится. По мнению автора Digital Foundry, основные трудности возникают с обработкой мультитекстур.

К примеру, показатель fps в Unreal на Series X с эмулятором более чем в два раза ниже, чем на ПК, где установлен 3dfx Voodoo 3 с частотой, пониженной примерно до уровня Voodoo 2.

Многие более требовательные игры работают на эмуляторе не лучшим образом — к примеру, Sega Rally в разрешении 480p выдаёт около 20 fps. А вот с ранними играми вроде Turok всё значительно лучше (35-38 fps при 384p).

Однако, если в игре есть поддержка программного рендеринга, то ситуация меняется. Без необходимости заниматься эмуляцией 3D-ускорителя и его драйверов, процессор консоли может направить всю доступную в DOSBox Pure мощность на саму игру.

Это значит, что все практически все RTS тех лет будут работать почти безупречно, так как в них 3D-графики нет. В C&C: Tiberian Sun никаких проблем не обнаружили — в том числе при воспроизведении роликов.

А вот в шутерах, например, Quake и Half-Life, специалисты DF рекомендуют выбрать опцию «software rendering» в настройках, так как за счёт этого производительность сразу повысится. Игра от Valve стала работать в среднем на 33% быстрее.

Как показала проверка Digital Foundry, при включённом рендеринге без помощи GPU в подобных играх эмуляция на Series X значительно превосходит даже показатели ПК тех времён.

Quake (программный рендеринг, 480p)

  • ПК с Pentium II 450 МГц — 25-35 fps
  • Xbox Series X с эмулятором — 50-58 fps

Half-Life (программный рендеринг, 480p)

  • ПК с Pentium II 450 МГц — 21-30 fps
  • Xbox Series X с эмулятором — 40-59 fps

В итоге получается, что Xbox Series X с Win98, запущенной на DOSBox Pure, в условном 1998 году был бы аналогом ПК с устаревшей видеокартой, но процессором «из будущего». Графика работает в играх примерно на уровне оригинального Voodoo, а CPU — на уровне Pentium 3 с частотой в 1 ГГц.

Специалисты из Digital Foundry проверили работу эмулятора и на Xbox Series S, но разница оказалась не слишком большой, хотя и ощутимой. Протестировав оба устройства с помощью Half-Life, они пришли к выводу, что «младшая» консоль уступает «старшей» примерно 5% при включённом программном рендеринге, и 8-10% при рендеринге с виртуальным 3D-ускорителем.

В общей сложности сотрудники DF опробовали больше десятка игр, и запустить не удалось только Diablo II, которая установилась, но так и не заработала. Связано ли это с самим эмулятором или способом установки, они не поняли.

Специалисты Digital Foundry пришли к выводу, что попробовать эмуляцию Windows 98 для игры на Xbox Series определённо стоит. А если разработчикам DOSBox Pure удастся оптимизировать работу виртуальной Voodoo и добавить поддержку USB-мышей, то это будет «один из лучших способов сыграть в классические ПК-игры на сегодняшний день».

351351
116 комментариев

Теперь ждём эмуляцию 11 винды и получаем PC 2

190
Ответить

Удоли

29
Ответить

Скорее уж 0.5.

1
Ответить

дык про стим дэк тоже самое писали

Ответить

на Xbox Series X, через оболочку RetroArch

Надо было ещё на установленную винду сверух ретроарч установить, чтобы вселенная схлопнулась

169
Ответить

Как эксперимент - неплохо, но КМК для ретро игр куда лучше собрать ретро-ПК с аутентичным железом или взять соответствующий ноутбук.

74
Ответить

Минус за аватарку

123
Ответить