Сайт журнала «Игромания»
Это глава из цикла статей «История игровой журналистики в России»
У каждого российского игрового журнала когда-то был собственный официальный сайт. Всё они придерживались одной простой цели — исследовать свою аудиторию и продвигать печатное издание. Они не пытались тягаться с AG и до конца нулевых публиковали хоть и устаревшие, но всё ещё важные материалы из номеров месячной и двухмесячной давности. Лучше всего из подобных сайтов себя чувствует «Игромания». Истории сайта мы коснулись, рассказывая о печатном издании: здесь же мы лишь немного дополним этот рассказ.
Сейчас это один из самых популярных информационно-игровых порталов России, но ещё 10 лет назад его посещали в основном ради второго крупнейшего игрового форума страны (по количеству сообщений и зарегистрированных пользователей на первом месте был AG). На просторах форума «Игромании» редакция интересовалась у читателей качеством журнала, устраивала различные дискуссии и голосования. Часть постоянных пользователей собирались в тематические кланы со своими законами, иерархией и тематикой, а некоторые активные участники форума позже вошли в состав редакции (Ян Кузовлев, Александр Милованов, Родион Ильин).
Долгое время сайт был этаким приложением к журналу. Помимо форума и рекламы самого издания (содержание номера и DVD) на сайте «Игромании» можно было найти свежие новости игровой индустрии, демоверсии, видеоролики, прохождения из старых номеров (3-4 месячной давности), патчи, читы, трейнеры, обои и даже игровые саундтреки в MP3 (которые, кстати, выкладывали нелегально). В 2010 году на сайте появился видеораздел — «Видеомания Weekly». В общем, всё это напоминало облегченную версию контента из дискового приложения к журналу.
Кардинальные изменения произошли после экономического кризиса 2008 года и в самом разгаре мирового кризиса печатной прессы. В 2011 году руководство журнала решило освоить новые платформы и форматы. Появился официальный канал на YouTube, вышла бета-версия нового сайта, а чуть позже «Игромания Digital» — собственный сервис по продаже электронных копий печатного журнала. В 2013 году было запущено отдельное приложение для iPad.
Решение (по развитию сайта) принял Александр Кузьменко, который предвидел, что будущее за интернетом, а не за бумагой. «Пока ещё не стало слишком поздно» — Саша инициировал разработку нового сайта. Позже сайт подхватил Андрей Александров, позже я — параллельно с работой в качестве директора издательского дома.
Сайт тогда делался на минимальном финансировании. Программисты получали сносную зарплату, а всё остальное приходилось делать за 3 копейки. Но, в отличие от марш-бросков раннего периода, тут таких не было. Напрягались — да, но ложиться костьми — не ложились. Получилось — ну, на тот момент — средне. В дальнейшем сайт усилился, уже не при мне, когда все силы перебросили с журнала на сайт, а журнал стали делать по остаточному принципу, и насколько я понимаю — этим журнал окончательно и «добили». Причины — отсутствие средств.
Интересно и то, что долгое время редакция журнала и редакция сайта были отделены друг от друга. На сайт иногда попадали материалы из журнала, но обзоры, превью, подборки, лонгриды — писала совершенно другая команда. Мнение редакции сайта часто отличалась от мнения журнала, поэтому игровые обзоры имели разные оценки. Фактически — это было два издания в одном.
В 2013 году обе редакции были объединены. При Геворге Акопяне расходы на сайт упали, а выручка выросла. Были переосмыслены старые рубрики и проведен частичный редизайн. Времена изменились и будущее было за интернетом, но при этом журнал не отошёл на второй план. До самого закрытия в нём выходили уникальные материалы, которые всё равно не попадали на сайт (или попадали, но значительно позже).
Один из знаковых для меня проектов — итоги года (то ли 2014, то ли 2015). Мы рискнули и сделали для читателей спецпроект с геймификацией, который принёс много трафика и денег — нам удалось его выгодно продать рекламодателю.
Если говорить про Twitch, то мы смогли превратить его в полноценный продукт с рекламным инвентарём (сейчас это воспринимается, как нечто само собой разумеющееся, но в 2015 году ещё мало кто это делал), который довольно быстро вышел на самоокупаемость. В целом, мало что сравнится с удовольствием и адреналином от прямых эфиров. Один из моих любимых — с Томонобу Итагаки. Он выглядел весьма комично в своем кожаном наряде рок-звезды, когда выходил с нами курить в закоулках Шоссе Энтузиастов, охранники исступленно пялились. Ну и лайв-интервью с переводчиком японского — отдельный шик.
Если выбирать из четырёх медианаправлений «Игромании» (журнал, сайт, YouTube, Twitch), то к 2016 году в приоритете было интернет-направление, так как количество уникальных текстов для сайта заметно превысило количество эксклюзивных текстов для журнала. В период с 2016 по 2018 год в журнале печатали тексты, которые появились на сайте ещё несколько месяцев назад. Иногда в публикацию брали сценарии, написанные для роликов официального YouTube-канала, но, как правило, было наоборот — контент для YouTube составлялся из материалов с сайта.
В 2019 году бренд «Игромания» был продан новым владельцам — предпринимателю Гаджи Махтиеву и его неизвестному партнёру. Преданные читатели опасались, что культовое издание теперь изменится до неузнаваемости, но все опасения были напрасны. Сайт «Игромании» сохранил прежний облик и расширил свою аудиторию. Апрель 2019 года стал знаменательным месяцем в истории портала — его посещаемость выросла до двух с половиной миллионов уникальных посетителей в месяц.