Игровые социальные сети и появление «Канобу»

Закат эпохи клонов AG совпал с зарождением социальных сетей. В период с 2007 по 2012 годы в России планировали запустить как минимум пять соцсетей, рассчитанных на геймеров. Идея общая — создать нечто среднее между Facebook, информационным ресурсом об играх и платформой для блоггинга. Если оценить все начинания, то задумка оказалось трудновыполнимой.

Многие проекты закрылись или резко сменили свою концепцию. Вспомнить хотя бы историю амбициозного и ныне закрытого портала Game Pilot, к созданию которого удалось привлечь Илью Мэддисона, Бориса Репетура и Андрея Зайцева. Проект продержался всего два года и ушёл в хиатус (хотя его паблик ВКонтакте до сих пор работает и регулярно постит мемы).

Удивительный гибрид получился у создателей портала Gamer.ru — социальная сеть с блогами и элементами ролевой игры. Все пользователи получают опыт за написание текстов и прочую активность на сайте. С повышением уровня у «игрока» открывается доступ к новым функциям и «заклинаниям». На сайте развита клановая система со званиями и чёткой иерархией.

Gamer.ru нельзя отнести к игровой журналистике, но это ещё один пример российского игрового сайта, где большую часть контента генерирует не редакция, а пользователи.

Gamer.ru в 2019 году
Gamer.ru в 2019 году

Известный портал «Канобу» (сокращённо от «Камень, ножницы, бумага») тоже начинал свой путь как социальная сеть для геймеров с блогами и персональной системой рейтингов. Ресурс был основан предпринимателем Гаджи Махтиевым в 2007 году.

В 2013 году руководство сайта скорректировало концепцию и постепенно отказалось от функций социальной сети. Блоги решили вывести в отдельный раздел под названием «Паб», а на главной странице остались только редакционные материалы. Спустя несколько лет «Канобу» превратился из UGC-ресурса в профессиональное медиа, которое охватывало широкий спектр тем — от видеоигровой индустрии до музыки.

В момент запуска «Канобу» в паблик (2008 год) социальные сети были актуальны. Мы считали, что сможем объединить геймеров в одно большое комьюнити. Идея была сырая, и «Канобу» в период до 2012 года находился в полупозиции. В 12-м мы решили, что достигли потолка, и сделали ставку на команду, занимающуюся контентом, визуал и редактор (как инструмент). Нам сильно нравилось, что делает Vox Media вообще и Polygon в частности, который был в тот момент глотком свежего воздуха среди «айджиэнов», «еврогеймеров» и «геймспотов». Я про картинку прежде всего.

Гаджи Махтиев, предприниматель и владелец «Канобу» (2017 год)
<span>«Канобу» в 2010 году</span>
«Канобу» в 2010 году

По словам Махтиева, сайт хорошо зарабатывал на рекламе, партнёрских программах и продаже контента. В 2011 году «Канобу» приобрела компания Rambler. По информации экспертов и портала «Газета.Ru», сумма сделки оценивалась в четыре миллиона долларов. Впоследствии «Ведомости» писали, что после покупки доход «Канобу» увеличился с нескольких десятков до ста миллионов рублей в год. У «Вымпелкома» удалось выкупить портал Absolute Games.

«Приобретение Kanobu Network — логичный шаг в реализации стратегии «Афиши» и «Рамблера», заключающейся в создании единого пространства выбора. На медиаресурсах «Канобу» выбор игр формируется и развивается: пользователи узнают про новые игры, участвуют в их обсуждении и решают, во что поиграть. На «Рамблере» выбор реализуется — пользователи играют онлайн или скачивают игры»

Владислав Крейнин, представитель «Афиши» и «Рамблера» (2011 год)

В 2015 году деловые отношения были разорваны — «Канобу» вышел из Rambler, а Гаджи Махтиев стал единственным владельцем ресурса. Разлад между Махтиевым и руководством Rambler произошёл не только из-за личных конфликтов, но и из-за разных взглядов на развитие «Канобу». Всё это привело к тому, что Rambler перекрыл трафик порталу, после чего посещаемость ресурса упала на 25%. Позже Rambler подал иск в Британский суд, однако все разбирательства урегулировали в досудебном порядке. Обе стороны расстались без взаимных юридических претензий и обязательств.

«Канобу» в 2015 году
«Канобу» в 2015 году

Портал «Канобу» постоянно менялся и экспериментировал. Частая смена концепции обычно вызывала шквал недовольства среди читателей. Они протестовали, когда редакция превратила проект из социальной сети в СМИ и заморозила Absolute Games. Они были против, когда на «Канобу» начали писать про рэп (отметим, что сайт писал про все направления в музыке, но недовольны были только рэпом) и сериалы. Если внимательно проанализировать комментарии пользователей за последние годы, то мнение редакции «Канобу» зачастую порицается в независимости от того, положительное ли оно или отрицательное. По словам Махтиева, больше всего достаётся Александру Башкирову, бывшему автору Game.EXE.

Исторически так сложилось, что на «Канобу» больше поводов быть недовольным. Сначала выкупили и закрыли GamesLife, потом AG. Потом появляется подкаст «Адовая кухня», который говорит совсем другие вещи и обсуждает игры не так, как в условных «PC Играх». Многим это не нравится. Какой ещё Добродеев, Зуев и Сальников? Зачем я должен их слушать? Потом на «Канобу» приходит какое-то видео, какой-то Белкин. Потом к ним привыкают, но они уходят, после этого появляется редизайн и все снова в бешенстве. Потом сайт превращается в медиа про рэп-баттлы, аниме, кино и сериалы и все такие — ААААААААААА. Постоянный читатель за несколько лет просто с ума сойдёт от такого количества перемен.

«Канобу» всё время был на какой-то новаторской ноте. Раз, чешую сбросил и дальше пополз. С точки зрения бизнеса — это правильно. В какой-то момент всё упирается в потолок, и ты понимаешь, что твоя парадигма выработала свой ресурс, нужны перемены. Конечно, в этот момент кто-то будет не рад.

Пётр Сальников, бывший автор «Канобу» и ведущий подкаста «Адовая кухня»

Но это не значит, что абсолютно все начинания читатели встречали в штыки. Например, долгое время визитной карточкой «Канобу» был подкаст «Адовая кухня» с журналистами Виктором Зуевым, Петром Сальниковым (бывший автор Game.EXE и «PC Игр») и Георгием Добродеевым. Максим Самойленко (на тот момент выпускающий редактор «Канобу») помогал им со сценариями. По словам Сальникова, вначале читатели были недовольны подкастом, но со временем к нему вырос интерес, а вместе с ним появилась популярность.

Первая реакция — хейт. Какие-то люди что-то затирают в непонятном формате, да и будто их мнение — это последняя инстанция. Читатели критиковали подкаст и рисовали смешные картинки с членами возле наших лиц. Потом мы обратили внимание на то, что интерес всё-таки растёт и люди возвращаются. Если у первого подкаста рейтинг на сайте был -195, то через два месяца уже +70. Просто мы лучше разобрались в этом формате и научились хорошо лабать. Вот так и получилось.

Пётр Сальников, бывший автор «Канобу» и ведущий подкаста «Адовая кухня»
27 выпуск «Адовой кухни»

«Адовая Кухня» была первым успешным и массовым подкастом в истории российской игровой журналистики. Ведущие обсуждали актуальные темы игровой индустрии, рассказывали об истории отечественных игр, приглашали различных игровых журналистов и разработчиков. С годами «Адовая кухня» получила обширную фанбазу, а в 2011 году — премию «Золотой подкаст» в номинации «Лучшее подкаст-шоу».

Популярность «Адовой кухни» держалась на талантливом коллективе, искромётном юморе, высокой степени свободы внутри медиа и качественной экспертизе. Сальников рассказывал, что у Добродеева была экспертиза в маркетинге — он отлично разбирался в вопросах дистрибуции и работал в этой стезе. Зуев уже много лет работал в игровой журналистике («Страна игр»), и часто ездил в различные пресс-туры.

У меня было неимоверное желание навести шороху во всём этом, тем более тогда я тоже считал себя крутым экспертом. Сперва хотелось просто угарать, потому что мы были на новой и неизведанной волне. Потом передача стала самостоятельной единицей, с нами начали считаться. Прежде всего нас приглашали не как «чуваков из какого-то подкаста на «Канобу», а как «чуваков из «Адовой Кухни».

Но стоит отметить, что «Канобу» здорово прикрывал нас от всего бизнес-мрака. Мы же творили чёрт знает что. Это был не «Сектор газа» про игры, а уже «Красная плесень». Казалось, что невозможно держать рекламу на сайте, когда у тебя три пьяных обрыгана (75 процентов времени) экспертно рассказывают о том, что твоя игра — понос алкаша.

На «Канобу» нам никто не предлагал «делать полегче» или снимать брендирование. Мы были абсолютно свободны. Подрывали пердаки любителям ПК, пропагандировали борьбу с пиратством. До сих пор приходят благодарности от читателей, которых мы наставили на путь истинный. Они пишут, что очень круто покупать игры и поддерживать разработчиков.

Пётр Сальников, бывший автор «Канобу» и ведущий подкаста «Адовая кухня»

К сожалению, проект был закрыт после ухода Сальникова из «Канобу» в конце 2012 года. По его словам, в «Канобу» произошли серьёзные кадровые перемены, а старая редакция начала постепенно разваливаться. Это был тяжёлый и нерадостный период для всех сторон.

Последний выпуск «Адовой кухни»

«Адовая кухня» закрылась, но аудитория осталась, как и новые подкасты от Сальникова и Зуева. Они перешли в медиа-издание Gmbox, а через несколько лет основали собственное лайфстайл медиа Disgusting Men. Наследие «Адовой Кухни» было продолжено сначала в Hotline Gmbox, а позже и в подкасте «Отвратительные мужики»

Последние важные перемены в истории «Канобу» произошли после назначения Максима Иванова (год работал автором, ещё два — редактором) на должность главного редактора. Иванова вполне можно назвать самым молодым главредом в истории игровой журналистики — ему был всего 21 год на момент вступления в должность.

При нём сильно изменилась основная концепция сайта. Теперь «Канобу» пишет не только про игры и кино, но и про всю поп-культуру в целом. Удалось охватить сериалы, комиксы, музыку, аниме, киберспорт, книги и острые политические темы (новости про Навального, арест Соколовского).

«Канобу» в 2020 году
«Канобу» в 2020 году

Летом 2018 года года Иванов по собственному желанию покинул «Канобу» и перешёл в «Медузу». Его место занял Денис Майоров, бывший редактор «Игромании». Позже на должность издателя к команде присоединился Антон Городецкий — бывший шеф-редактор Maxim Online. В июле 2019 года Городецкий и Майоров покинули «Канобу». Издателем сайта стал бывший главред Hi-Tech Mail Вячеслав Опахин, а место главного редактора занял Денис Варков. Но и он продержался всего три месяца. В начале ноября 2019 года произошли серьёзные кадровые перестановки и скандалы. Сейчас «Канобу» переживает новый виток развития.

Как бы то ни было, но «Канобу» — один из самых посещаемых игровых сайтов рунета.

5353
20 комментариев

Ох, старое канобу. Скучаю по нему...

4
Ответить

Зато сейчас на эту супер лучше даже не заходить(

7
Ответить

Для меня Канобу вообще стал первым игровым медиа, которое я регулярно потреблял. Канобувости, Канобу-вести, Мама, иду, Киллер-тайм (с очень специфической ведущей), Хождение по играм Глаголева, Сальников, Белкин и прочие. Очень круто все было. 

3
Ответить

Одна из главных ачивок (вех) в жизни - плойка от канобы ❤️
я тогда постигал тайны удивительного мира программирования
https://images.app.goo.gl/mFNGm9bgFpKqpuPN9

3
Ответить

Суд состоялся? ;)

Ответить

Ещё можно вспомнить, как Канобу слил анонс Deus Ex MD.

2
Ответить

"К сожалению, проект был закрыт после ухода Зуева и Сальникова из «Канобу» в конце 2012 года."
Небольшая ошибка. В конце 2012 года с КАНОБУ ушел только Петр Сальников. Виктор Зуев, как минимум до лета 2013 года, там работал. Я помню, как он был ведущим трансляций с E3 2013

1
Ответить