«Русский Автомир»: как живет авторынок непризнанных республик

Новое расследование о том, как и где покупают автомобили в Абхазии, Южной Осетии и ЛДНР.

«Русский Автомир»: как живет авторынок непризнанных республик

В последнее время на территории России можно заметить автомобили на номерах других государств: Армении, Беларуси, Грузии и Казахстана; из-за низких таможенных пошлин в этих странах. Но на дорогах ЮФО часто встречаются автомобили с номерами «ABH»; «RSO»; «LPR» и «DPR». Это номера квази-государств, непризнанных другими странами, кроме России. И некоторые граждане России иногда оформляют полулегальные сделки с гражданами непризнанных республик ради покупки машины. Сегодня я расскажу как завозят автомобили в эти территории, обходя общемировые законы и как их могут купить граждане РФ.

Абхазский автопром: «Банан» с восемью владельцами

Некогда главная туристическая жемчужина Грузии сейчас представляет из себя жалкое зрелище. Красивая природа контрастирует с заброшенными отелями и санаториями советской эпохи. Россия признала Абхазскую Республику только в 2008 году, и разрешила ее гражданам передвигаться на абхазских номерах на территории РФ. Ездят абхазы ужасно, а номера с литерой «ABH» (сокращенно Абхазия), намекают на то, что нужно как можно быстрее съехать с полосы Сына Анархии.

Цель жизни каждого Абхаза
Цель жизни каждого Абхаза

Так как государство никем не признано, кроме России, Никарагуа, Венесуэлы, Науру и Сирии, то она не состоит ни в каких таможенных союзах, а это значит что растаможка стоит копейки на любое авто. Но авторынок состоит преимущественно из праворульных японских б/у, которые в основном привозят из Новороссийска. Хотя среди местных перегонщиков популярен Mercedes-Benz «Банан» CLS 2004 года.

Как выглядит авторынок Сухума

А вот с покупкой происходят настоящие танцы с бубном. Самый популярный способ — фиктивно устроиться на работу в местное предприятие, на которое оформлено авто, тогда вам на машину будет предоставлен пакет документов и маршрутные листы для служебного использования транспорта. Есть еще вариант получить доверенность (что нереально) или самому открыть там ИП, но все выбирают вариант с трудоустройством. Схема в большинстве случаев отработанная: продавец машины, как правило, по документам является какой-либо транспортной компанией, куда фиктивно оформляет и покупателя в должности водителя-экспедитора, выдавая последнему вместе с документами на машину и путевой лист, с которым нужно будет пересекать границу и оформлять временный ввоз в РФ.

Порт Новороссийска - спасает не одну квази-республику
Порт Новороссийска - спасает не одну квази-республику

Но есть один «прикол». Помимо местной страховки, налогов и техосмотра нужно будет сразу откладывать деньги на штраф. Дело в том, что временный ввоз таможня оформит максимум недели на две, по истечении которых придется заплатить штраф 2500 рублей сразу, а также по 1000 рублей за каждый последующий месяц просрочки. Итого 13 500 рублей за год эксплуатации по возвращении в Абхазию. А возвращаться для продления местных документов придется каждый год.

«Русский Автомир»: как живет авторынок непризнанных республик

И тут начинаются жаркие танцы. При попытке повторного выезда таможенники, которые все прекрасно понимают, покупателя могут развернуть, сославшись на подозрение в фиктивности абхазской «работы» и необходимости подробной проверки, поскольку временный ввоз и путевой лист окажется просроченным на год. А если компанию ликвидировали, то и машину могут отнять, ибо она не ваша.

Южная Осетия: от «Прадика» до «Хаммера»

«Русский Автомир»: как живет авторынок непризнанных республик

Осетинская автономия Грузии отвалилась еще в 90-х, но Россия признала ее лишь после конфликта 2008 года. Цхинвал не сильно отличается от Владикавказа, правда тоже стагнирует из-за своего юридического статуса. Тем не менее, авторынок в Южной Осетии тоже хорошо развит, хотя основными покупателями являются соседи из Владикавказа, тем более, что в Цхинвале планируют открыть пункт регистрации авто для ввоза в Россию.

По данным ГАИ за 2019 год, в Южной Осетии 20 тысяч автомобилей. Однозначно, самой большой популярностью пользуются советские и российские машины марки Лада, особенно «Приора» и Нива,

Sputnik Южная Осетия

Как и в Абхазии, основную часть автопарка «страны» составляют старые «японцы». Хотя иногда можно встретить автомобили из США (как правило восстановленные). Легенды гласят, что после пятидневной войны можно было найти на авторынке угнанные Хаммеры Морпехов США. До 2017 года в Цхинвал ввозили автомобили в серую, через Верхний Ларс, но затем таможенники начали требовать по $1000 за авто, что в итоге поделило бизнес на ноль. В итоге теперь ввозят из Новороссийска, как и у южных соседей. Ездят они кстати, как и абхазы — ужасно.

«Русский Автомир»: как живет авторынок непризнанных республик

Но в последнее время, гости с литерой «RSO» (расшифровывается как Republic South Osetia или Республика Южная Осетия) не очень то и желанны в России. В 2019 дошло до полного бана таких авто, но в итоге после волнений опять разрешили. Но обычному гражданину России их не продадут, нужен паспорт гражданина Южной Осетии (что для не осетинов вообще бессмысленно). А все равно придется платить таможенную пошлину в РФ, хотя может поменяют в будущем.

ЛДНР: княжество «Пассатов»

ЛНР и ДНР являются самыми молодыми квази-республиками в Европе. Некогда процветающий Донецк застыл на 8 лет, как в вакууме. Да и у Луганска судьба ничуть не лучше. В 2014 году первичный авторынок на территории Донецка и Луганска «умер», оставив только брошенные автосалоны, напоминающие о прошлой жизни.

Бывший автосалон Volvo в Донецке
Бывший автосалон Volvo в Донецке

И до 22 февраля 2022 года даже в России номера лднровцев не признавались, но теперь города ЮФО забиты автомобилями с литерами LPR (расшифровывается как Lughansk People Republic или Луганская Народная Республика) и DPR (расшифровывается как Donetsk People Republic или Донецкая Народная Республика) из-за начавшейся СВО на Донбассе. Но я расскажу про «мирные» времена, когда можно было купить себе автомобиль в Донецке.

Как выглядит авторынок Донецка

Автомобили в ЛДНР привозили из США, Грузии или даже Литвы через Россию, т. е ничем фактически продукция не отличалась от завезенной в Украину. Но в основном это были восстановленные «битки» из Америки. Как я заметил в потоке, бестселлером стал Volkswagen Passat B7 в кузове для рынка США. Хотя однажды я даже нашел Tesla Model Y с номерами ДНР.

8 лет искали зарядку и нашли в Краснодаре 
8 лет искали зарядку и нашли в Краснодаре 

Раньше автомобили могли завозить только для собственного владения. Но тогда спокойно перепродавали авто, по абхазской схеме (фиктивная передача во владение). В итоге потом эти ограничения убрали.

На территории ЛДНР запрещена эксплуатация автомобилей на номерах иных государств. Законодательством республики предусматривается, что владелец автомобиля должен в течение десяти рабочих дней явиться со своим автомобилем в местное Гибдд, где ему необходимо поставить машину на временный учет или же пройти процедуру полной растаможки.

Уничтоженный автосалон Porsche в Донецке
Уничтоженный автосалон Porsche в Донецке

Машину на украинских номерах можно поставить на учет «за недорого»: в среднем эта процедура обойдется в 1000–1500 рублей, и владельцу вручают второй комплект номеров и техпаспорт ДНР или ЛНР. Также если, первый патруль полиции ДНР заметит недружественный флаг (украинский) на номере, и если во время сверки по онлайн базе выяснится, что машина заехала в республику больше десяти дней назад, то ее отправят за счет владельца на эвакуаторе на штрафплощадку, а у водителя изымут водительское удостоверение до оплаты штрафа. Кстати, удостоверение изымается при любом нарушении, даже если ваш автомобиль едет по дороге без переднего бампера, и даже если вы или ваш пассажир не пристегнуты ремнями безопасности. Естественно, с номерами ДНР ехать в сторону украинского блокпоста тоже не стоит — машину признают принадлежащей незаконным вооруженным формированиям и арестуют.

Нашел во дворах Краснодарского края 
Нашел во дворах Краснодарского края 

Что же касается автомобилей с российскими, европейскими, грузинскими и иными номерами, то здесь ситуация еще более интересная. Казалось бы, автомобили с номерами дружественной России должны свободно передвигаться по республике, но нет: они тоже в десятидневный срок должны быть поставлены на учет, причем в отличие от машин с украинскими номерами владельцам автомобилей на российских номерах выдают временные техпаспорта ДНР. При временном учете владелец должен раз в год выезжать на территорию России или ЛНР и проходить таможенные процедуры, уплачивая 10% от таможенной стоимости автомобиля Временный учет может быть ежегодно продлен. Если машина будет поставлена на временный учет десять раз (то есть в течение десяти лет) , то она фактически пройдет полную процедуру растаможки. В случае нарушения правил растаможки, когда машина хотя бы на час задерживается на территории ДНР, владельцу грозит суровый штраф, который будет исчисляться 50% от оценочной стоимости автомобиля.

Один из бестселлеров среди состоятельных граждан ДНР. Фото: <i>Драйв2</i>
Один из бестселлеров среди состоятельных граждан ДНР. Фото: Драйв2

Еще один интересный момент: если в 2015–2017 годах бензин в ДНР стоил немало — АИ-95 в 2017 году, к примеру, — 52 рубля за литр), то сейчас топливо стоит дешевле, чем в соседней Ростовской области: 92-й продают по 46-47 рублей, 95-й по 52–53 рубля, дизель оценивают в 52 рубля. С чем связана такая щедрость, которая наступила после прихода к власти Дениса Пушилина, неясно.

Я слышал истории о том, как россияне покупали автомобили из ЛДНР, но не нашел никакой информации про это. Скорее всего таким занимались люди с двумя гражданствами (ЛДНР и РФ).

Стоит ли покупать автомобили в «непризнанных республиках»?

Краткий ответ: нет!

А более развернутый: В погоне за дешевыми авто вы можете и лишиться своего железного коня, и влететь в большую сумму, и нарушить закон. Уж лучше тогда покупать автомобили в признанных государствах: Казахстан, Армения и Беларусь. Но об особенностях таможни стран ЕАЭС я расскажу в следующий раз.

Автор: Just Kachan

6464
41 комментарий

Для тех кому интересно про такие "квази"-государства узнать, Редакция Пивоварова (признан иноагентом) про это видос сняла, либо у Лядова про Абхазию и Приднестровье посмотрите
https://youtu.be/A7nHFbYpnkY

1
Ответить

Кстати, крымчане. Когда вас "присоеднили", вас заставляли при регистрации авто в России платить пошлину или только номера купить?

17
Ответить

Интересно, за что минусят? за кавычки?))

9
Ответить

В 2015 покупал в Геленджике, оформлял тут, номера не менял, пошлину что-то около 900 руб платил

1
Ответить

"покупали автомобили" из ЛДНР уже звучит как рофл. их оттуда просто пиздили

12
Ответить