Комедия, которая понравится всем: почему «Главную роль» с Пенелопой Крус полюбят и критики, и простые зрители

Авторский фестивальный фильм высмеивает авторские фестивальные фильмы, а заодно просто развлекает.

30 июня в российских кинотеатрах вышел один из немногих действительно крупных релизов лета — картина «Главная роль» с Пенелопой Крус и Антонио Бандерасом. В прошлом году фильм получил номинацию на «Золотого льва» Венецианского фестиваля и множество лестных слов от критиков.

Комедия, которая понравится всем: почему «Главную роль» с Пенелопой Крус полюбят и критики, и простые зрители

Синефилы уже давно полюбили создателей этой картины — аргентинцев Мариано Кона и Гастона Дюпра, годами работающих вместе. А вот широкой публике напарники почти неизвестны. Всё дело в том, что они снимают в специфическом жанре социальной сатиры, зачастую посвящённой культуре именно родной Аргентины. Во многих своих работах авторы берут какую-либо сферу искусства и довольно жёстко подшучивают над ней.

Так, в «Почётном гражданине» (кстати, тоже номинированном в Венеции) смеялись над писателями, в «Художнике» — над миром изобразительного искусства. И вот теперь Кон и Дюпра добрались до своей сферы деятельности — кино, а точнее, авторского кино, которое обычно хвалят на фестивалях, но не замечает простая публика. То есть примерно про те фильмы, которые снимают они сами.

Уже в этой части текста те самые простые зрители могут заскучать. По описанию кажется, что это очередной капустник «для своих»: фильм полюбят только синефилы, которые наизусть помнят всех номинантов Канн и Венеции и понимают все намёки.

Комедия, которая понравится всем: почему «Главную роль» с Пенелопой Крус полюбят и критики, и простые зрители

Но поделюсь одним личным фактом: я ходил на пресс-показ с двумя подругами, которые поверхностно знакомы с миром кино. И нам всем одинаково понравилась «Главная роль». Возможно, мы воспринимали фильм чуть по-разному, но смеялись все в равной мере. Скорее всего, я увидел чуть больше отсылок (хотя не факт), а они — просто наслаждались драматической комедией о противостоянии двух мужчин.

То есть авторы нашли удачную формулу. С одной стороны, они не изменяют себе и всё так же делают грубоватое камерное кино в своём фирменном стиле. С другой, Кон и Дюпра поставили совершенно зрительскую картину, которая не требует предварительной подготовки. В итоге получился фильм, который подходит буквально всем зрителям: незамысловатый на первый взгляд, но уходящий в деконструкцию при пристальном разборе.

По сюжету, пожилой миллионер Умберто Суарес (Хосе Луис Гомес) задумался: а что он оставит после себя? Сначала он решил проспонсировать строительство моста, но потом подумал, что лучше увековечить своё имя в искусстве.

За огромную сумму помощники Суареса выкупили права на экранизацию популярнейшей книги нобелевского лауреата и договорились с независимым, но очень модным режиссёром Лолой Куэвас (Пенелопа Крус) о постановке. Сам же миллионер должен красоваться в титрах как продюсер. А заодно его дочь сыграет в картине небольшую роль.

Комедия, которая понравится всем: почему «Главную роль» с Пенелопой Крус полюбят и критики, и простые зрители

Лола сразу обозначила, что требует полную творческую свободу и пригласила на главные роли лучших артистов: звезду популярного кино, кумира миллионов и секс-символ Феникса Риверо (Антонио Бандерас) и глубокого драматического актёра, сторонника метода Станиславского и высокого искусства Ивана Торреса (Оскар Мартинес).

С первой же репетиции сотрудничество артистов переходит в соревнование и непонятно: найдут ли они общий язык или постараются сжить друг друга со свету. Тем более, что методы работы у Лолы, мягко говоря, специфические.

Взгляд со стороны

По описанию сюжета кажется, что «Главная роль» — типичное «кино про кино», но даже в самой задумке скрыта некая ирония. Фильма как такового и даже съёмок здесь не покажут. Почти всё действие картины посвящено репетициям режиссёра и двух актёров. Именно это и превращает «Главную роль» в камерную картину о взаимоотношениях троицы творческих людей.

Комедия, которая понравится всем: почему «Главную роль» с Пенелопой Крус полюбят и критики, и простые зрители

Из-за этого же фильм легко смотреть даже человеку, который просто знает пару самых известных работ Бандераса и Крус и не готов погружаться в сложный мир авторского кино. «Главная роль» — история противостояния Феникса и Ивана.

Каждый из мужчин пытается доказать окружающим, режиссёру и, видимо, себе, что круче напарника. Один гордится своей популярностью, другой — интеллектом, первый везде таскает личного помощника, второй принципиально просит самое дешёвое место в самолёте.

Но что интересно, и в этом проявляется искренняя любовь режиссёров к персонажам, — играют-то они оба одинаково хорошо. И пусть Иван много говорит о погружении в роль и проживании эмоций, даже Лола уважает талант Феникса. Она всеми силами пытается заставить их работать сообща, но мужчины, хоть и делают какие-то шаги навстречу друг другу, всё равно играют в альфа-самцов.

Комедия, которая понравится всем: почему «Главную роль» с Пенелопой Крус полюбят и критики, и простые зрители

И тут уже «Главная роль» превращается в олдскульную комедию о двух противоположных героях, которые никак не могут найти общий язык и всё время грызутся. А руководит ими не менее забавная женщина-режиссёр с очень странными методами работы.

Причём фильм, по сути, примерно две трети хронометража почти не развивается. Это просто набор отдельных сцен, которые можно выпускать как короткометражки о жизни творческих людей.

Каждая репетиция героев — самостоятельное произведение или отдельная «схватка». На одной встрече Иван доказывает, что он лучше понимает искусство. На другой — Феникс заставляет всех поверить, что всё-таки умеет играть. А то и вовсе Лола подвешивает над ними огромный камень, чтобы актёры лучше отыграли чувство напряжённости.

Отдельные сцены даже поставлены по-разному. Ярче всего это заметно во время репетиции поцелуев. Здесь по комнате расставляют микрофоны и выкручивают звук на полную громкость, чтобы зритель ощутил ровно то же, что и персонажи.

Комедия, которая понравится всем: почему «Главную роль» с Пенелопой Крус полюбят и критики, и простые зрители

Из такого набора короткометражек и вырастает лёгкий фильм с неожиданными (как комическими, так и трагическими) поворотами. Единственное, что иногда цепляет — кажется, некоторые сцены сняли только для трейлеров. Я так и не понял, зачем были нужны вставки с танцами. Зато в рекламе они смотрятся очень забавно.

Взгляд изнутри

Но всё же одновременно «Главная роль» — ярчайшее путешествие в закулисье мира кино. Это порадует эстетов и знатоков фестивалей (в оригинале фильм называется Competencia oficial — «Официальный конкурс»).

Нетрудно заметить, что Кон и Дюпра скорее даже не придумали сюжет картины, а просто собрали его из реальных элементов.

Тут вам и авторский фильм, который зарождается из эгоистичных фантазий продюсера, даже не читавшего книгу. И противостояние высокого и массового искусства с чуть ли не дословными цитатами режиссёров в адрес блокбастеров. Да даже столкновение актёрских школ — про метод Станиславского как раз много спорят в последнее время.

Комедия, которая понравится всем: почему «Главную роль» с Пенелопой Крус полюбят и критики, и простые зрители

Антонио Бандерас и Оскар Мартинес и вовсе играют гротескные версии самих себя: первый в девяностых и нулевых много светился в популярном кино, второй действительно преподаёт актёрское мастерство, как и его герой.

Интересно, что режиссёры сначала хотели поменять персонажей местами: Бандерас мог предстать пафосным эстетом (каким его показывал, например, Педро Альмодовар), а Мартинес — постаревшим секс-символом. Но сами артисты решили, что будет нагляднее сняться в знакомых амплуа, чтобы добавить самоиронии.

С Пенелопой Крус чуть сложнее. Она — собирательный образ независимого режиссёра со странными методами работы и глубоким внутренним миром. В голову сразу приходит всё тот же Альмодовар, у которого и Крус, и Бандерас неоднократно играли.

Комедия, которая понравится всем: почему «Главную роль» с Пенелопой Крус полюбят и критики, и простые зрители

Кстати, интересно, что две главные звезды испаноязычного кино впервые полноценно работают вместе. Раньше у них лишь был небольшой эпизод в «Я очень возбужден», а в «Боли и славе» их герои и вовсе не пересекались. И, словно исполняя мечты фанатов, режиссёры даже подкидывают намёк на эротическую сцену. Конечно, только чтобы потом обмануть.

На подобных обманах строится немалая часть юмора. «Главная роль» постоянно использует какие-то сюжетные клише: развитие взаимоотношений персонажей, их трагические судьбы. И как только зритель поверит в них, сюжет сразу же выворачивается наизнанку.

Комедия, которая понравится всем: почему «Главную роль» с Пенелопой Крус полюбят и критики, и простые зрители

К финалу этот подход достигает апогея. Концовка фильма превращается в беззлобную издёвку… буквально над всем. Над стандартными поворотами драмы, над фестивалями, над пресс-конференциями. И, главное, над финалами авторских фильмов, которые обычно никак не могут закончиться вовремя, а тянутся и тянутся, пока окончательно не замучают зрителя.

«Главная роль» — пока что один из самых приятных релизов лета. Больше всего радует как раз универсальность: картина понравится и тем, кто хочет посмотреть лёгкую комедию с примесью драмы, и эстетам, любящим фестивальное кино и юмор «для своих».

Понравилось:

  • Юмор, который понравится и знатокам кино, и простым зрителям.
  • Небанальный сюжет.
  • Великолепное трио актёров.
  • Простая, но очень изящная постановка.

Не понравилось:

  • Кажется, что некоторые сцены сняли только для трейлеров.
  • Не дотянули пару второстепенных линий.
  • Мне было бы интересней, если бы актёров поменяли местами.

Подсайт развивается при поддержке «Кинопоиска»

102102
25 комментариев

Я щас охренел, но его показывают в нашем кинотеатре! Спасибо, Алексей, за наводку, наконец сходим в кино :)

12

И в моём кинотеатре показывают. Тоже, что-ли, сходить?

9

хм...
давно полюбили создателей этой картины — аргентинцеваргентинцевА кто там в БРИКС вступает?

Пенелопа по-прежнему шикарна

8

Всегда и всё ещё

3

Мне было бы интересней, если бы актёров поменяли местами

"Я сына везде заменил бы отцом
И первую часть я пустил бы концом"
(с)

4

Лайкос за цитатку