«Кими» — необязательный, но крепкий полуторачасовой триллер от Стивена Содерберга с Зои Кравиц в главной роли
В начале июня я готовился к записи нашего подкаста про лучшие игры, фильмы и сериалы за полгода и в итоговых списках многих изданий натыкался на Kimi – новый триллер Стивена Содерберга, который в феврале вышел сразу на HBO Max и остался незамеченным широкой публикой.
«Неужели он настолько хорош, что его добавляют в эти списки?», подумал я. Оказалось — да. Но не без нюансов.
Стивен Содерберг — своеобразный режиссёр. Без сомнений великий, но своеобразный. Иногда он снимает маленькие и лишённые любых амбиций фильмы просто потому что... ну... может. У меня складывается впечатление, что он как мастер кунг-фу, который вне соревнований бьёт деревянную куклу, которая неспособна ему ответить. Но делает это всё равно блестяще.
Kimi — одна из таких «кукол». Это очень маленький во всех смыслах фильм. Он стоил копейки, он компактный и его, наверное, мог снять другой режиссёр. Но когда меня будут просить посоветовать что-нибудь короткое на вечер пятницы, я обязательно в числе прочих назову и эту картину.
Историю «Кими» придумал Дэвид Кепп — сценарист «Парка юрского периода», «Человека-паука» и «Комнаты страха», а ещё плодовитый писатель, права на экранизации чьих романов стриминги покупают ещё до их выхода.
В этот раз Кепп адаптировал формулу хитчкоковского «Окна во двор» к эре высоких технологий. Главная героиня фильма, Анджела, страдает от агорафобии, усилившейся после начала пандемии. Она не покидает свою огромную квартиру почти никогда и удалённо работает в поддержке голосового помощника под названием Kimi, слушая анонимные записи со станций и давая рекомендации по улучшению пользовательского опыта. Однажды Анджела распознаёт на записи признаки насилия над женщиной и затевает расследование.
Критикует ли Содерберг в этом фильме большие корпорации? Слегка. Говорит ли об эмансипации главной героини? Немножко. Высказывается на тему пандемии? Совсем чуточку. Нет, это кино не какое-то глубокое авторское произведение. В нём режиссёр преследует только одну цель — развлечь зрителя и заставить его понервничать, а в конце испытать приятную эйфорию. Это сферический стриминговый фильм в вакууме — то, что Netflix должен выпускать каждую пятницу, но пока не может.
При этом, если вы мечтаете однажды податься в режиссуру, то «Кими» стоит посмотреть как мастер-класс. За первый час Содерберг с помощью множества маленьких приёмов полностью погружает зрителя в ментальное состояние главной героини — в её мир, который сузился до размеров одной квартиры, где каждый предмет лежит на своём месте. Поэтому в фильме уделяется колоссальное внимание смартфонам, компьютерам и даже наушникам, которыми пользуется героиня — вы на своём опыте узнаете, что у них есть шумоподавление.
Ближе к финалу состояние Анджелы постепенно меняется, и это выражается во всём — камера из статичной вдруг резко становится ручной, начинает снимать девушку снизу и со спины, только усиливая паранойю и чувство преследования.
Наверняка в комментариях к посту напишут, что фильм — проходной. И это так. Он не претендует ни на что большее. Но когда я смотрю работы вроде «Кими», я в очередной раз убеждаюсь в том, что для классного кино не нужны связи, гигантские бюджеты и непомерные амбиции. Только талант и внимание к деталям.
Быть, может, Содерберг как раз поэтому берётся за такие проекты? Просто чтобы лишний раз напомнить всем о том, что иногда меньше — это больше. Вполне вероятно.