От развлечения до допинг-тестов: история киберспорта
Игровая индустрия стремительно развивается. Киберспорт стал одним из популярных зрелищ. Призовые фонды составляют миллионы долларов и никого это уже не удивляет. Киберспорт не менее захватывающая дисциплина, чем футбол. Как зародился киберспорт? Кто были первыми подвижниками этой идеи и что ждёт её дальше?
Первая дисциплина
Первой киберспортивной дисциплиной считается игра Doom 2. Во второй “дум” можно было поиграть по сети с помощью локальной вычислительной сети. Сама игра вышла в 94 году. Уже в 1997 году, благодаря популярности игры Quake, Эйнджелом Муньёзом была создана первая киберспортивная лига - Cyberathlete Professional League(CPL).
Турниры в CPL проводились по таким играм как Halo, CS, Painkiller, Quake и многим другим. Всего было разыграно 3.000.000$. В 2008 году лига прекратила свое существование. Причиной стала большая конкуренция среди лиг и экономический спад в США. Последняя причина усложняла поиск спонсоров. Точнее, делала его невозможным.
Времена лиги WCG
World Cyber Games - киберспортивная лига, которая начала проводить соревнования с 2000 года. Количество дисциплин в лиге было богаче, чем CPL. Они делились на командные и индивидуальные, на боевые и спортивные симуляторы, стратегии в реальном времени.
В лиге проводились командные соревнования сразу по трём CS: 1.6, Condition Zero, Source. FIFA и NFS тоже пополняли список киберспортивных дисциплин WCG.
С 2000 по 2013 годы лигу спонсировала компания Samsung. В марте 2017 её выкупила южнокорейская компания Smilegate. Первый турнир, уже с новым руководством, прошёл в 2019 году. По дисциплине Dota 2. С тех пор лига не проводила мероприятий.
Лига ESWC
Electronic Sports World Cup - популярная в свое время киберспортивная лига. Существовала с 2003 по 2012 годы. Проводила ежегодные турниры. Всего призовой фонд за время существования составил 1.721.000$.
«Oxent» приобрели права на бренд в 2012 году. Турниры проводились ежегодно до 2015 года включительно. После этого, жизнь лиги, фактически, оборвалась.
Международная федерация спорта
МФК - это международная организация, которая проводит Чемпионат мира по киберспорту. Основана она была в 2008 году. С 2014 года соревнования называются «Esports World Championship».
В киберспорте тоже есть допинг и на него также проверяют. На Чемпионате в Бухаресте, в 2013 году, были взяты первые допинг-пробы у игроков.
Примеры допинг-веществ:
- Аддералл
- Фенотропил
- Селегилин
- Ингибиторы МАО
Единого официального списка запрещенных препаратов нет, сам контроль проводится выборочно
Что дальше?
Нельзя однозначно сказать о судьбе киберспорта. Но можно выявить тенденции его развития. Киберспорт набирает всё большую популярность, а значит, в потенциальном будущем, он способен стать одной из дисциплин Олимпийских игр. Часть консервативного общества вряд ли это оценит. Разговоры о допинге в киберспорте становятся более громкими. Вероятно, будет сформирован общий список запрещенных веществ для употребления спортсменов.
Ясно только одно: киберспорту - быть!