Древний страх и заблуждения: как сериал «Пикар» рассказывает о проблемах угнетённых

И что у него общего с Mass Effect.

Внимание в тексте есть критичные спойлеры к сериалу. Однако «Пикар» — из тех произведений, которым спойлеры сильно не вредят.

В конце марта завершился первый сезон «Пикара», ностальгического сериала о новых приключениях знаменитого капитана. В отличие от Discovery, никакого клифхэнгера тут нет: можно даже сказать, что первый сезон — полностью законченное самостоятельное произведение. Да и воспринимается он скорее как один длинный фильм, нежели сериал. В этом и состоит его непохожесть на все остальные сериалы по Star Trek.

Авторы постарались сделать так, чтобы «Пикар» был понятен и новичку — замысел реализовали успешно, но не без оговорок. После просмотра первых эпизодов я уже писал эссе, в котором постарался дать весь необходимый контекст тем, кто не разбирается в этой действительно обширной вселенной и не смотрел The Next Generation. И, как оказывается, этот текст актуален и сейчас.

Древний страх и заблуждения: как сериал «Пикар» рассказывает о проблемах угнетённых

Дело в том, что авторы придумали очень простой сюжет, понятный всем и каждому. Он до боли предсказуем и напоминает Mass Effect, а также другие произведения, рассказывающие о противостоянии синтетиков и органиков. Однако это не делает его плохим.

Некоторые фанаты упрекают Алекса Курцмана, который сейчас занимается всеми сериалами по Star Trek, в измене идеалам Джина Родденберри — создателя этой удивительной вселенной. Тот был пацифистом и верил в светлое будущее. Всё это прямо отражалось в сериале: Объединённая Федерация Планет как идеальная утопия без экономических дрязг, расизма и классовых различий, идеальный Звёздный флот и его капитаны с чёткими моральными устоями.

Однако в том же «Пикаре» мы узнаём шокирующие вещи: когда на родине ромулан, что издревле были врагами Федерации, случилась катастрофа, Федерация не горела желанием их спасать. Самого Жана-Люка Пикара, того самого капитана с идеальной моралью, фактически подставили. Его идеалы рухнули, в Звёздный флот он больше не верит — вся утопия Родденберри накрылась медным тазом.

Древний страх и заблуждения: как сериал «Пикар» рассказывает о проблемах угнетённых

Но правда в том, что Федерация и до этого представала в негативном свете — это не вполне видение Курцмана. В Deep Space 9 Федерация не очень-то горела желанием помогать оккупированному кардассианцами мирному Баджору — до того момента, как рядом с планетой не обнаружилась червоточина в другой квадрант галактики, через которую можно было торговать. Да и с агрессивной Кардассианской Империей обошлись не очень-то хорошо — её фактически уничтожили.

Идеалы Родденберри начали падение давным давно, и Курцман лишь завершил этот процесс. Я не уверен, что утопия актуальна для современного общества, да и сам Алекс Курцман не раз говорил, что хочет делать злободневный Star Trek.

«Пикар» полностью соответствует этому стремлению — сериал, в первую очередь, о борьбе с угнетением меньшинств. И сам капитан Жан-Люк Пикар встаёт в центр этого сражения, пропагандируя идеалы, которые были у Джина Родденберри.

Одна из важнейших локаций первого сезона — куб Борг, отключённый от Коллектива. Он находится в зоне владения ромулан, и те его активно изучают, а Федерации, кажется, на него плевать. Меж тем, экс-борг, потерявшие связь с коллективным разумом и, по сути, пробывшие множество лет в бессознательном рабстве, не могут найти себя в этом мире. За ними охотятся, их буквально разбирают на запчасти — на чёрном рынке технологии Борг ценятся очень высоко.

Древний страх и заблуждения: как сериал «Пикар» рассказывает о проблемах угнетённых

Бороться с этой несправедливостью берётся Седьмая-из-Девяти, служившая ранее на «Вояджере» и пробывшая дроном Борг почти всю жизнь. Методы её жестоки, но она просто отвечает тем же, защищая свой народ от угнетения — никто её не осуждает, даже сам Пикар.

Другой, собственно, основной мотив первого сезона — угнетение синтетиков органиками. Выясняется вдруг, что андроид Дейта, служивший с Пикаром в The Next Generation и затем героически пожертвовавший собой ради своего капитана, породил целую новую расу. Синтетики осели на отдалённой планете и никого не трогали, пока тайный ромуланский орден Жат Ваш не вычислил их местонахождение.

Однако здесь сценаристы «Пикара», рассказывая о борьбе за равенство, поступают тоньше, чем, к примеру, Чибнелл в последних сезонах «Доктора Кто». Жат Ваш, уверенные в том, что синты угрожают всей органике во вселенной, устраивают саботаж на верфях Федерации, взламывая андроидов. Тем самым они, по сути, идут против своего народа, которому угрожает превращение звезды в сверхновую, обрекая своих же людей на смерть.

Древний страх и заблуждения: как сериал «Пикар» рассказывает о проблемах угнетённых

На такие жертвы Жат Ваш идёт из-за древнего страха, который передавался от поколения к поколению. Этот страх перед неизвестной опасностью стал для них движущей силой. Однако, как показывает нам «Пикар», он был оправдан лишь отчасти.

Если верить историям Жат Ваш, раньше органическая жизнь в галактике уже создавала синтов — ещё до того, как у вулканцев случился раскол идеологий, и часть из них покинула родную планету, став в последствии ромуланами. И этот процесс цикличен: органика порождает синтетику себе в помощь, а затем у них случаются противоречия и, вероятно, война.

Древний страх и заблуждения: как сериал «Пикар» рассказывает о проблемах угнетённых

Однако где-то в другом мире существует некая сила, которая следит за балансом во вселенной и приходит по первому зову синтетиков. Иными словами, те синты, которых создали на заре человечества или и вовсе до него, призвали эту силу — она пришла во Млечный путь и уничтожила биологические виды.

Точные даты не называются, и, более того, это событие преподносится в сериале как догадка — но это всё равно серьёзным образом влияет на наши представления о вселенной Star Trek.

Получается, что существует некий цикл: органические формы жизни создают синтов, затем их угнетают, синты призывают некую силу из глубин космоса, которая уничтожает органику. Да, почти как в Mass Effect или «Боевом крейсере «Галактика».

Ход простой и предсказуемый, особенно после Mass Effect, где Жнецы раз в 50 тысяч лет прилетают и уничтожают всю органику Млечного пути, что освоила межзвёздные перелёты. Однако авторы «Пикара» совсем не уделяют внимания своим «жнецам» — здесь они исполняют роль стихии, которую удаётся усмирить.

К сожалению, об этой расе мы знаем только то, что у них есть вот такие щупальца
К сожалению, об этой расе мы знаем только то, что у них есть вот такие щупальца

Вопросов остаётся много. Что «жнецы» думают о коллективе Борг, который, по сути, смесь органики и синтетики? Связаны ли они как-то с «Виджером» из самого-самого первого полнометражного фильма по Star Trek? Или, быть может, они имеют какое-то отношение к нанотехнологиям Секции 31 из второго сезона «Дискавери»?

Авторы «Пикара» бьют наотмашь, добавляя столь могущественную силу во вселенную Star Trek, но ничего о ней не рассказывая. Всё внимание же они акцентируют на угнетённых синтах, которых после саботажа Федерация поспешила запретить в принципе.

Это классическая история прямиком из нашего мира — когда какую-то социальную группу подвергают остракизму из-за неких традиционных ценностей, и группа эта вынуждена дистанцироваться от остальных и при этом всё равно подвергается нападкам.

Древний страх и заблуждения: как сериал «Пикар» рассказывает о проблемах угнетённых

«Пикар» показывает, что традиционные ценности в случае с подобной агрессией яйца выеденного не стоят — как это случилось с Жат Ваш, которые даже не стали разбираться в ситуации, а просто принялись истреблять неугодных. В том числе побочно уничтожая свой же народ.

Всё это время они верили, что синты уничтожат органику благодаря некоему посланию-пророчеству, которое передавалось из поколения в поколение. Но на самом деле «пророчество» было вовсе не для них, а для синтов — как своего рода защитный механизм, помощь в случае опасности.

Впрочем, в случае с «Пикаром» нет стопроцентно злых и добрых: Жат Ваш из-за потенциальной древней угрозы, в которую истинно верили, хотели уничтожить синтов, но ведь и синты потенциально эту угрозу излучали.

Это наглядно показал финал истории, где один из синтетиков поспособствовал смерти собственной «сестры», пытаясь извлечь из этого пользу для своего народа
Это наглядно показал финал истории, где один из синтетиков поспособствовал смерти собственной «сестры», пытаясь извлечь из этого пользу для своего народа

Что на самом деле преследовали «жнецы» мы не узнали, но посыл очевидный — если кого-то угнетать, то потом эта угнетённая социальная группа может дать серьёзный отпор, что никого до добра не доведёт. Это вновь доказывает история человечества — вспомнить хотя бы даже Стоунволлское восстание. Собственно, в «Пикаре» синты, загнанные в угол и запутавшиеся, едва не уничтожают всю органику пред страхом геноцида.

Но всё-таки идеалы Джина Родденберри, лежащие в основе Star Trek, побеждают. Благодаря исключительной воле и моральным ценностям Жана-Люка Пикара, уничтожение органики Млечного пути удаётся избежать, и даже Звёздный флот в конце концов приходит на помощь — пусть и благодаря одному-единственному другу Пикара, которого тот вообще не хотел впутывать изначально.

Древний страх и заблуждения: как сериал «Пикар» рассказывает о проблемах угнетённых

И это очень хорошая, как мне кажется, иллюстрация социальной справедливости. Даже один человек может сделать мир лучше, если ему хватит на это воли. Жаль только, что в наше время о таких простых и понятных вещах, которые были заложены в Star Trek изначально, ещё в 60-х, нужно говорить отдельно. Ничего не произойдёт, если ничего не делать. Если кого-то угнетать, то всё в конечном счёте взорвётся, и не выиграет никто.

И как бы подчёркивая эту простую мысль, авторы в конце сезона убивают Пикара неизлечимой болезнью мозга, о которой речь шла ещё в The Next Generation. Они делают это исключительно ради того, чтобы тут же его возродить — в новом, искусственном теле. Жан-Люк Пикар, тот самый родденберриевский «капитан высокой морали», и сам становится меньшинством — искусственным человеком. Всё для того, чтобы он показал миру, что на самом деле разница не должна иметь значения — ради этого ему пришлось умереть, но это того стоило.

Жизнь есть жизнь, и каждый имеет на неё право. Совсем не важно, кто ты биологически. Гораздо важнее то, что ты привносишь в этот мир.

Древний страх и заблуждения: как сериал «Пикар» рассказывает о проблемах угнетённых

Фактически, мы видим, как сознательный человек с высокими моральными устоями встаёт на сторону угнетённых и тем самым меняет положение дел в галактике. Перерождаясь в искусственном теле, пусть и не синтетическом, а биологическом, Пикар становится иконой — доказательством того, что все равны.

Доказательством того, что Джин Родденберри был прав, и утопии мы все всё-таки однажды можем достичь, если всё будем делать правильно.

6565
153 комментария

Ужасно написанный сериал, такое ощущение что Пикарда приплели на главную роль не сразу. Фансервис на фансервисе и очень плохой сценарий. Ни одному из местных болванчиков ни разу не сочувствовал.

43
Ответить

В смысле. Это сериал о Пикаре изначально, и Стюарт вообще продюсер.

9
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Сериал - шедевр.

1
Ответить

Мда, red letter media отлично расписали почему Пикард унылый, вторичный сериал, плевок в лицо всему стар треку и идеям Джина Роденбери.

25
Ответить

Комментарий недоступен

13
Ответить

У Олега нету времени даже фактчекать сам сериал и его вселенную, а вы про какие то видосы тут говорите.

10
Ответить