Marvel vs DC. Снова. Так надо

Marvel vs DC. Снова. Так надо

Последний шанс киновселенной или простите за лонгрид.

Я вернулся с сеанса "Тор: Рагнарёк" и хотел написать рецензию, разбирающую фильм на составляющие. Но внезапно понял, что готов не писать отзыв, а на примере этого фильма, ответить для себя на вопрос: почему у киновселенной Marvel (MCU) всё так радужно (и в прямом и в переносном смысле), а в киновселенной DC (DCU) не очень. Отрицать это уже невозможно. В то время, как картины Marvel бьют рекорд за рекордом с выходом каждой новой части, фильмы DC получают смешанные отзывы, не самые высокие оценки и кассу, которая даже близко не приближается к ожиданиям продюссеров.

Сочно. Первое что приходит на ум, когда смотришь на постеры.
Сочно. Первое что приходит на ум, когда смотришь на постеры.

Но перед описанием основных пунктов, нужно сделать небольшой дисклеймер. Я давно увлекаюсь комикс-культурой и супергероикой, коллекционирую комиксы в оригинале и на русском и слежу за новостями разных издательств. И да, моё сердечко пренадлежит DC. И на правах фаната DC, я выделил несколько причин, по которым я с удовольствием иду на фильмы Marvel, а вот за фильмами из DCU слежу с опаской и долей обречённости.

1. Каждая минута фильма заставляет зрителя захотеть увидеть следующую минуту. Это самый главный пункт, без которого не будут работать все остальные. Удержание, привлечение внимания к экрану. И неважно, как будет удерживаться внимание - красками, юмором, сюжетными финтами, жестокостью, сексом и тд. Почему неважно? Потому что, если переборщить с чем-то одним и пытаться строить всё на юморе или например, только на экшэне, внимание зрителя всё равно ослабнет, поэтому переключаться и искустно маневрировать нужно всегда. И если смотря "рагнарёк" я совершенно не следил за временем, а залипал в экран, то на "бэтмене против супермена" я подсчитывал моменты, которые можно было вырезать без каких-либо потерь для фильма. Получилось минут 40 и по моим ощущениям, фильм бы только выиграл. Да, у марвел тоже случаются огрехи: вспомнить хотя бы "эру Альтрона", которая была довольно вымученным сиквелом. Но это приводит нас ко второму пункту.

Тайка Вайтити. Вот этот парень снял "Тор: Рагнарёк".
Тайка Вайтити. Вот этот парень снял "Тор: Рагнарёк".

2. Эксперементы. Разная подача, разные взгляды, разные режиссёры. В Marvel, с какого то этапа (окончательно это оформилось в первых стражах галактики) перестали бояться эксперементов. Наскучила чистая супергероика? Получите супергероические "11 друзей Оушена" (Человек-Муравей). Этого недостаточно? Вот вам классическая история о неудачниках-приключенцах, которые становятся семьёй (Стражи галактики). И это приелось? Хмммм, а как вам комедийный роад-муви (Тор: Рагнарёк)? И Режиссёры меняются, порой удивляя публику своим внезапным назначением, и лейтмотив у картин разный и никто не пытается равняться на одну божественную фигуру. Вы уже поняли к чему я клоню, правда? Зак Снайдер. У DC, кажется другой путь. Они уцепились за одну знаменитость и пытаются подстроить под неё всё. Но кажется, никто не сказал им что делать, если подход знаменитости не сработал. DC просто продолжают долбить стену. И самое обидное, что "отряд самоубийц" выглядел замечательным концептом, трейлеры радовали, все поверили, но...подгонка под "стандарт Снайдера" обеспечила, как это принято говорить...неоднозначность. Да и постоянные конфликты с режиссёрами то утверждёнными, то снятыми с должностей из-за "творческий разногласий" подливают масла в огонь. Кажется, с "Чудо-женщиной" дело хоть чуть, но сдвинулось с мёртвой точки. Однако WB, которые и производят фильмы DCU очень консервативны и пока непонятно, как скоро это семя даст плоды.

Это должна была быть яркая, аляповатая, абсурдно-кислотно-цветная разухабистая киношка. Чувствуете это в постере? И я нет.
Это должна была быть яркая, аляповатая, абсурдно-кислотно-цветная разухабистая киношка. Чувствуете это в постере? И я нет.

3. Серьёзность, пафос и супергероика. В MCU давно поняли одну ключевую, на мой взгляд идею: жутко серьёзные лица с пафосными речами и мужики в разноцветных трико сочетаются довольно плохо. В DC это отрицают. И этот пункт совсем не про юмор, это будет дальше. Этот пункт про атмосферу, настрой и подачу фильмов. Да, в Marvel, по сути, царит ваквханалия с кучей допущений. Но эти допущения вполне укладываются во внутреннюю логику мира, где люди каждый день видят супергеройский цирк, каждый второй знает о куче других планет, измерений, разумных рас и магии, а мутантом может оказаться твой сосед. И эта несерьёзность воспринимается органично, это вписывается в контекст. Но в DCU всё не так. В этих фильмах все как-бы закрывают глаза на моменты с супергероями и в оставшееся экранное время пытаются играть военную драму в нашем, реальном мире. Такое чувство, что Заку Снайдеру дали делать фильм, он не разобрался какой и что там за супергероика такая и начал снимать давно вынашиваемый эпос, походя вклеивая этих, как вы там сказали? А точно, Бэтмена с Суперменом. Причем, как обычных людей он их показывает 80% времени и лишь остальные 20%, как супергероев, совершенно не понимая того, что подчёркивается почти в каждом комиксе - именно гражданские ипостаси для этих персонажей и есть маски, настоящая их сущность - именно мужики в трико, которые борются со злом. И именно супергероев, а не обычных людей хочет видеть большинство зрителей. На обычных людей мы и в других фильмах насмотримся! И опять же должен сделать сноску, "Чудо-Женщина" была первым позитивным изменением в этой системе. Надеюсь - не последним.

Лучше не читать комментарии.
Лучше не читать комментарии.

4. Фанаты. Долго думал, включать ли этот пункт и понял, что пробежаться по нему необходимо. Да у тайтловых картин DC неважные оценки, да у них сборы далеки от ожидаемых, НО! У этих картин есть одно интересное явление - фанатское ядро, которое воспевает Снайдера и его картины. Даже на дтф пишутся статьи в которых объясняется, почему мы, быдло, не поняли великих откровений, а провал Снайдера и его картин - не провал, а победа чистого интеллекта над бездуховной массой плебеев. Да, я утрирую, да, сильно. Но посыл абсолютно такой. Например, недавно Олег написал статью про деконструкцию образа Супермена как бога в картинах DCU. И вроде бы всё хорошо, но к некоторым фактам, которые объяснены в самих фильмах или комиксах довольно просто, там подводится искуствоведческо-религиозное обоснование, данное через призму "тройного дна". Ну ок. А знаете, что самое интересное? Самый успешный по всем параметрам фильм DCU "Чудо-Женщина" там пропущен со словами "типичная супергероика, нечего сказать". А знаете, что ещё интересно? Про Marvel особо не пишут статей, в которых пытаются объяснить провал гениальностью.

Лучше так.
Лучше так.

5. Музыка. Самый лёгкий для меня пункт, просто потому что я абсолютно немузыкальный человек и на звук с музыкой внимание обращаю в последнюю очередь. Итак, помните тот ост из стражей, с композициями 80х, который многие заслушивали до дыр? А Iron Man от Black Sabbath, которая, собственно была остом в "Железном человеке"? А в новом Торе Immigrant Song от Led Zeppelin, которая не только по стилю, но и по смыслу идеально подходит? Короче, в MCU осты подобраны с любовью и помогают наслаждаться. В DCU ситуация...совсем не такая. Сразу сделаю оговорку: то что я говорю не относится к музыкальной теме ЧЖ - она прекрасна, но вот остальное... Придя на БпС я впервые услышал ост, который мешает смотреть фильм и просто дерёт уши гвоздями. И я окончательно разочаровался в Хансе Циммере. Мерзотное пиликанье виолончели пока Бэтмен стоит на верхушке крана - есть, военный оркестр волынок на похоронах простого канзасского парня - есть, долбануто-медленно, заунывно-нудная музыка в динамичной сцене погони на бэтмобиле - конечно есть. И так весь фильм - это просто ужасно. Тотальное непопадание музыки в картинку. И кстати...

Знаменитые светофильтры пошли задолго до DCU.
Знаменитые светофильтры пошли задолго до DCU.

6. Картинка. Тут долго распинаться не буду, чистая вкусовщина. Но, светофильтры снайдера, съедающие цвета и оставляющие коричнево-серую кашу, уже стали мемом. Самое печальное, что и "отряд самоубийц" на постпродакшене пострадал от них. И зря. А вот пару слов про графон скажу. И на ДТФ не раз отмечали, что промо ролики по "Лиге справедливости" были с таким уровнем GC, что в Marvel застрелились бы, но не позволили себе такого выложить. Ещё одна деталь в завершение: обе студии недавно обновили заставки, показываемые перед фильмами. И если у Marvel получилось вполне свежо, хоть и ничего "вау!", то у DC вышла какая-то очень стыдная 3d-заставка на уровне школьника, начавшего постигать 3dmax.

Ну а чего грустить-то?

7. Юмор. Тут всё и просто и сложно одновременно. В Marvel нашли свой путь - чередование юмора и драмы. В разных фильмах они встречаются в разных пропорциях, например в новом "Торе" это где-то 70/30 в пользу юмора. О драме не забывают, чтобы не скатываться в фарс, но она там присутствует довольно номинально, что опять же органично смотрится в рамках MCU. И, что важно для фильма такой динамики, тут полностью отсутствует любовная линия, появлением которой пару раз дразнят зрителя. Но она не появляется и за это я готов расцеловать Тайку Вайтити. Он чувствует уместность элемента в фильме. И снова вернёмся к DCU, в которой юмор отсутствует как класс. И многие хвалят этот аспект, забывая о том, что это делает фильм гораздо менее реалистичным. Юмор - нормальная реакция мозга на стресс. Горький сарказм - на утрату и так далее. Юмор - неотъемлимая часть жизни и общения людей. Это не обязательно шутки-шутеечки, это в первую очередь реакции, это может быть абсурд, колкости, нелепости и тп, всё что окружает нас в реальности. Вообще вырезав аспект юмора из вселенной, оставив одну недошутку про "друзей в плащах", Зак Снайдер просто обескровил свои супергеройские фильмы.

Надежда есть!
Надежда есть!

В заключении, мне хочется поговорить о перспективах и о том, что не всё так плохо. Кажется, боссы студии начали что-то понимать. Ещё на этапе производства "Лиги справедливости", следить за Снайдером, доверие к которому таяло, поставили нынешнего главу комиксного подразделения DC и гениального автора Джеффа Джонса. Из-за трагедии в семье, Снайдер ушёл с поста режиссёра и монтаж фильма оставил Джоссу Уидону - режиссёру мстителей. И вот что интересно, Джосс попросил досъёмок, чтобы "связать то, что снял Зак Снайдер в один фильм". А ещё интереснее то, что ему выделили сумму на досъёмки, которую не выделяли ни одному фильму в истории, хотя сами досъёмки - вещь обычная. Также, ему предоставили полный контроль над процессом и небывалую свободу - корректировки в сценарии. Лично я очень надеюсь на этот фильм. Также надежды подогревают новая часть "Чудо-женщины", "Аквамен" и "Флеш", в которых, похоже, режиссёрам всё-таки развяжут руки и отдадут паспорта, чтобы они могли творить не оглядываясь на одну единственную фигуру. Ведь всё-таки

я согласен с Беном.
я согласен с Беном.
2525
102 комментария