Кратко (нет) о... NieR Automata

Nier Automata... Я даже не знаю, с чего и начать. Если смотреть по продажам, то игра сильно недооценена игроками (на момент написания сценария в конце 20 года. Сейчас продажи составляют 5 млн копий). Кого-то отпугивает невысокий уровень детализации и качества картинки в целом (хотя стилистика у нее очень даже на высоте). Кому-то не нравится геймплей. Иные вообще не признают японские игры. Возможно. У игры есть проблемы, как и у любой другой, но вот сюжет... Чего у нее не отнять, так это уровень и качество проработки сюжета и троицы главных героев. Сюжет. Он вполне самодостаточен и закончен в рамках игры, но... Если решитесь погрузиться в контент за ее пределами - будьте готовы. Это такая смесь безумия, что разбираться можно в ней очень долго. Прежде чем погружаться, спросите себя: "А оно вам надо?"
PS: выкладываю свою многострадальную работу, которую делал еще в начале 21 года.
PPS: лонгрид выходит неимоверно огромным, так что тут просто не влезает. Если кому интересно почитать, пишите в комментариях, я оформлю несколько статей отдельно. Хотя в конце все-таки сразу приложу текстовый обзор.

Часть первая

Часть вторая

Часть третья

Часть четвертая

Часть пятая

Часть шестая

Часть седьмая

Часть восьмая

Часть девятая

Часть десятая. Аудиодрама, не вошедшая в игру, но являющаяся частью эпилога

Обзор игры с текстовой частью

"Всему живому приходит конец. Мы навечно заперты в бесконечном кругу жизни и смерти. Это проклятие? Или какое-то наказание? Я часто думаю о боге, который наградил нас этой загадкой... и задаюсь вопросом, не получится ли у нас когда-нибудь убить его." - этими словами начинается и заканчивается повествование сей интересной игры от студии Сквер Эникс. И спустя десять частей сюжета, я, наконец, перейду к тому, что хотел сделать с самого начала. К обзору, в котором мы попытаемся выяснить, снятся ли андроидам электроовцы, где кончается человек и начинается машина или что курил Йоко Таро. Готовьте свое любимое оружие, собирайте припасы для выживания, ведь мы - начинаем.

Герой

Во-первых, давайте поговорим о главных героях. Их трое. 2В, А2 и 9S.

Кратко (нет) о... NieR Automata

И начнем, пожалуй, с 2В, которая на деле 2Е, но сейчас не об этом. По характеру наша самурайка - ледяная королева. Собранная, спокойная, серьезная. Внешне. Но на деле - это добрая и заботливая девушка, которая иногда может быть очень эмоциональной. Но из-за некоторых обстоятельств редко проявляет эти черты характера.

Ее имя - это отсылка на шекспировское “быть или не быть”. 2В or not 2В. И концовка А как раз имеет название or not 2B.

Андроид класса Боец имеет два слота под вооружение, в которые мы можем положить короткий или двуручный мечи, копье или кастеты, в любых комбинациях. Так же для нанесения урона она может самоуничтожится, что оставит ее с одним ХП и в одном купальнике.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Далее - 9S, как второй играбельный персонаж. В отличие от напарницы, он открыт и весел, но и тут все не так просто. Как Сканер, парень может быть предельно собран и серьезен. А в третьей части проявляется и его еще одна сторона, полная ярости и зла и… печали.

В отличие от 2В, имеет только один слот оружия. Второй же занят взломом. Как и напарница, вооружен самоликвидацией, оставляющей его без шорт.

Его имя - латинский каламбур: «non esse» означает «не быть», противоположность 2B «быть». Его также можно прочитать как немецкое «nein es» («нет ид»), относящееся к теории Фрейда об ид, эго и супер-эго, хотя это не настоящая немецкая грамматика.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Последняя по списку, но не значению - А2. Является боевым прототипом андроидов типа YoRHa. Считается предателем организации, но все не так просто. Подробнее о ее трагической судьбе можно узнать из постановки YoRHa Ver. 1.2.

Вторая изначально скрытна и неразговорчива, но это на первый взгляд. В ходе игры чаще всего она вспыльчива и безрассудна, но при этом не лишена сочувствия и на деле добрее, чем пытается казаться.

Имя A2 - отсылка к апокрифическим последним словам Юлия Цезаря «et tu, Brute?» («и ты, Брут?»). Это двоякая отсылка, как на ее статус предполагаемой предательницы, так и на предательство со стороны YoRHa.

В отличие от новых моделей, не имеет самоуничтожения, но при этом может входить в состояние перегруза, что повышает боевые характеристики, но при этом наносит урон телу, лишая практически всех остатков одежды. Как и 2В, имеет два слота для вооружения, но в определенные моменты получает доступ и к модулю взлома.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Боты 042 и 153 - помощники андроидов и системы дальнего боя. Дают доступ к специальным навыкам, таким как например тяжелый лазер, щиты от оружия ближнего или дальнего боя и тд. По ходу игры они из бездушных ботов превращаются в личностей. 042 имеет мужской голос и путешествует с 2В, а потом с А2, а 153 - женский и помогает 9S.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Сюжет

О сюжете я говорить сильно не буду, ибо о нем у нас есть целых десять роликов. Скажу только, что он очень закручен, насыщен философскими рассуждениями и библейскими отсылками.

Геймплей

А вот о геймплее стоит поговорить побольше. Он делится на несколько сегментов.

Первый, он же и основной - слешер. Большую часть игры мы будем бегать и изничтожать железяк с помощью приличного арсенала колюще-режущего вооружения. Об основных типах было упомянуто ранее, но количество их превышает несколько десятков. Правда их еще надо найти.

В дополнении к оружию ближнего боя, присутствует еще и набор стрелкового, роль которого играют боты. Но его в разы меньше - импульсный пулемёт, ракеты и легкий лазер. И два последних надо еще найти. В дополнении к ним есть ряд скиллов, но их опять же никто с самого начала не дает.

Второй - топ даун шутер. Используется в отрезках со взломом и во время переключения полетного модуля в режим робота.

Третий - шутемап. Для режима истребителя у полетного модуля.

И последний, четвертый - боевой платформер.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Игра постоянно переключается между этими элементами, так что к концу третьего прохождения с геймплейной точки зрения не скучно.

Отдельного упоминания стоят местные боссы. Огромные и монструозные, с множеством разнообразных механик, сменой фаз и планов. Один только Грюн чего стоит. Правда, есть и исключения. Адам и Ева. Они выбиваются из общего ряда… но, к счастью, только размерами. Ростом чуть выше главных героев. И за всю игру мы с ними столкнемся три раза, но их поведение в бою будет отличаться от встречи к встрече.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Мир

А вот с миром все не так хорошо, как хотелось бы. Он растянут и компактен одновременно. С одной стороны он бесшовен и локации находятся близко друг от друга, но из-за того, что рядом расположены разные, порой несочетающиеся биомы, это создает проблемы в восприятии целостности и реальности мира.

С другой стороны сами локации хоть и имеют не очень большой размер, но если начать выполнять побочные квесты, то сталкиваешься с огромнейшим количеством бектрекинга. И он настолько выматывает, что периодически появляется желание бросить игру. Благо, есть терминалы быстрого перемещения, которые еще создают зоны, где можно сохранить игру. Плюс они дают доступ к почте. Не особо нужная вещь, кроме пары моментов.

Ну а теперь кратко пробежимся по имеющимся локациям.

Первая - заброшенная фабрика, с которой и начинается игра. Станки, прессы, расплавленный металл…

Кратко (нет) о... NieR Automata

Далее - Руины города, где еще расположен лагерь сопротивления. Полуразрушенный мегаполис. Какой - сказать сложно.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Пустыня. Жара, песок во всех местах… Пустыня, одним словом.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Парк аттракционов. Место, куда водят детей и ходят парочки на свидания.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Деревня Паскаля - поселение с машинами-пацифистами. Странное место.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Древний лес, в котором притаились руины замка. Место, где обосновалось лесное королевство.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Затопленный город - это по сути окраина руин, которая медленно, но верно погружается в море.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Бункер - одна из орбитальных станций, где обитают андроиды.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Реплика города - искусственно созданная Адамом локация. Безумие чистой воды. Мне нравится.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Башня. Финальная локация. Огромное монструозное строение.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Техническая составляющая

До недавнего времени у игры были проблемы с технической составляющей, но спустя четыре с лишним года скваречники наконец разродились патчем, который подтянул разрешение до нормальных значений, поправил фреймрейт в некоторых местах, добавили дополнительные возможности.

И вроде бы все хорошо… Можно было бы сказать, если бы не одно “но”. Огромное такое. Знатное. Для русскоязычного комьюнити. Русская локализация. Официально ее нет. Сквер эникс - это откровенный кретины, которым абсолютно пофиг не СНГ-шный сектор. Они посчитали, что раз 15 финалка у нас плохо продалась, то и стараться больше не надо, не подумав своей одной извилиной на всех менеджеров разом, что у нас она мягко говоря непопулярна и народ отпугнул номер игры, хотя с остальными четырнадцатью она никак не связана. Зато откровенный шлак, марвелс авенджерс получил перевод. Благо - есть фанатский русификатор.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Визуал

Вот эта часть игры - один из спорных моментов. У игры был маленький бюджет и большая его часть ушла… в задницу 2В и А2. Персонажи, как главные, так и второстепенные выглядят красиво и детализировано. Так же, как и боссы.

А вот с рядовыми противниками - же хуже. Местные роботы похожи на жестяные заводные игрушки и выглядят максимально просто. Да и сам мир не блещет красотой. Здания пустые, похожие на коробки, на локациях практически нет каких-либо особенностей. Единственная яркая территория - это парк атракционов. Даже цвета - блеклые и невзрачные. Игра наполнена белым, серым, черным цветами.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Но все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Цвета играют на контрасте, у локаций есть свой стиль. Та же реплика города - целиком белая, и это объясняется сюжетно. Хотя я был бы не против, если бы визуал был более детализирован и насыщен цветом.

Звук

Помимо персонажей, бюджет еще ушел в звук. А точнее - в саунддизайн. Композиции Кэичи Окабе радуют слух. Плюсом ко всему - это не просто музыка. В треках присутствуют прекрасный вокал, что отлично влияет на атмосферу и восприятие.

А вот с озвучкой… Скажем так, я считаю, что английская озвучка для японских произведений совершенно не подходит. И играть автомату надо только с японским звуком, потому как многие голоса не соответствуют оригинальному характеру и задумке.

Допконтент

Для игры вышло одно ДЛЦ, которое добавляет три новые арены, три костюма в награду, для каждого персонажа и небольшая, буквально минут на 20-30, история роботе Платоне 1728, оканчивающаяся красивым видеоклипом.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Однако больше всего дополнительного контента существуют в другой форме - ранобе, аудиодрамы и театральные постановки. Они сильнее раскрывают этот мир и историю персонажей. Практически все, согласно интервью с Йоко Таро, было создано уже после выхода игры, чтобы закрыть пробелы в истории.

Мысли

После всего вышеописанного, давайте подумаем, хорошая ли игра - Nier Automata. С одной стороны, хоть игра и изобилует множеством механик, но довольно часто придется сталкиваться с однообразными противниками. С другой стороны сюжет интересен и эмоционален, но второе прохождение за 9S может оттолкнуть игрока, да и нужно иметь желание разобраться в хитросплетениях происходящего. Визуал хоть и атмосферен и имеет стилистику, но слишком прост в техническом плане.

Но знаете, я в игре провел более ста часов. За это время я прошел ее основной сюжет, а потом еще раз, для записи футажей. И мне ни разу не было скучно. Персонажи казались живыми, несмотря на то, что изначально были механизмами. Сценаристы вытащили на поверхность много философских тем, связанных с понятием человека, любви, осознания себя личностью. Роботы, что пытаются стать людьми. Андроиды, что созданы по образу и подобию человека. И наблюдающий за ними мертвый бог - человечество.

Кратко (нет) о... NieR Automata

Я окончу этот ролик теми же словами, коими начиналась и заканчивалась игра: “Всему живому предначертан конец. Мы навечно заперты в бесконечном цикле жизни и смерти. Это проклятие? Или какое-то наказание? Что за бог послал нам эту таинственную загадку и сможем ли мы бросить ему вызов?”

6464
91 комментарий

Комментарий недоступен

14

не все могут выдержать блок за 9S. Много кто на нем застрял, так и не узнав финала

1

Если смотреть по продажам, то игра сильно недооценена игроками. с первых строк фейк ньюс, все таки, 5 лямов это крайне дохера для столь нишевой игры какой была ниер

8

делал больше полутора лет назад. Тогда было меньше. Репликант и добавление в геймпасс неплохо бустанули продажи

Комментарий недоступен

9

Готов быть заминусован, но хочу все же донести точку зрения человека, который ждал игру и оказался крайне разочарован.

Я не знаю насколько глубоко уходит философия если рассматривать игру под микроскопом (видосов никаких не смотрел), однако всё что лежит на поверхности и открыто подается зрителю выглядит как театр абсурда. Это может показаться мелкими придирками, но мне кажется из таких мелочей и составляется полная картина, которую лично я оценить так и не смог.

Первая же встреча с боссом андроидом (Адам). Он выпадает из сформированного роботами "утроба", встает и... стоит себе, ничего не делает. Реакция наших главных героев? Конечно же отмудохать его! Только вот за что??? Что он сделал то? Он даже спрашивает "why fight?", что по мне абсолютно логичный вопрос который должен задавать и игрок. Ладно, может мы просто плохие ребята по сюжету...

В следующей встрече с ним он рассказывает 2B что суть человечества в том чтобы "драться/грабить/убивать", на что 2B отвечает "You know nothing about humanity". Да но... ты-то что об этом самом хуманити знаешь? К чему эти пустые, лишенные какого либо смысла слова?

Кульминацией моего разочарования стала первая концовка. Тут я окончательно потерял надежду что либо понять и "настоящую" концовку игры уже смотрел на ютюбе. Мы деремся с Ев...ой? Евом? С ним короче. После победы оказывается что он закорраптил 9S'а и нам показывают катсцену где 2B плачет над телом своего "умирающего" напарника. Вот что я должен в этот момент чувствовать? Лично я чувствовал полное недоумение. 9S будет восстановлен из бэкапа. Да, он потеряет память о сегодняшнем дне. Дне, в котором между персонажами произошло ровным счетом ничего. Что именно должно вызвать у меня эмоции? Знаете что я вспомнил после этой сцены? Code Geass, сцену смерти Ширли. Перед этим событием целую серию посвятили ей и Лелушу, тому как счастливо они проводили время вместе. И контраст этих серий и вызывает эмоции. Вот эти персонажи счастливы вместе, а вот Ширли умирает. Навсегда. Без какой либо возможности восстановиться из бэкапа.
Ниер автомата же лишь делает весьма сомнительную попытку заставить игрока сопереживать главным героям, не давая для этого никакого реального повода. Очень, очень слабо. Возможно я слишком тупой для философии этой игры, но мне кажется японцы могут лучше. Наааамного лучше.

Если говорить о геймплейной части - тут тоже не скажу что был впечатлен. Однообразные противники конечно не доходят до уровня боссов-вертолётов и танков из DMC2, но всё равно оставляют ощущение "дешевости". Что в игре понравилось так это саундтрек, отличный вышел. Ну и жопа классная. Собственно эти две вещи, как мне кажется, и привели в итоге игру к успеху.

5

2В плачет, потому что она проживала этот момент уже чертову тучу раз, т.к. она НА САМОМ ДЕЛЕ не Battle model, а Executor. И ее основная задача - это следить за ересью 9S и в конце-концов его убить.

4