Геркулесов труд Квентина Дюпье

Геркулесов труд Квентина Дюпье

Как говорил Марлен Хуциев: «Может быть, в Каннах за такое искусство и дают золото, а у нас дают пизды». Правда, и в Каннах подобное творчество не больно жалуют. Авторитетные критики крутят носом, будто режиссерские работы Квентина Дюпье — это французская версия «Коричневого кролика» Винсента Галло. На самом деле — да, но нет.

Музыкант, продюсер, диджей, режиссер, сценарист, оператор, композитор, монтажер и представитель французской волны «новых несмешных» — Квентин Дюпье стал популярен в конце 90-х благодаря своему убойному хиту Flat Beat. Даже сегодня еще остались те, кто помнит клип на эту композицию, в котором задорно колбасился Flat Eric — желтая зверушка с сосиской в зубах. В тандеме с Эриком Квентин снял несколько короткометражных работ, проложив своему плюшевому другу путь в мир больших денег — в итоге, «Плоский Эрик» стал звездой рекламной кампании Levi’s. Сам же Дюпье с физиономией поддатого пионервожатого решил не лезть в кадр и устроился поудобнее в режиссерском кресле, чтобы снимать фильмы, когда позволяет гастрольный график его альтер-эго Месье Уазо.

Его фильмы за гранью привычного кинематографа — они необычны, абсурдны, саркастичны, в них мало крови и экшна.

Не ортодоксальный треш в духе классической «Тромы» и не блокбастеры с претензией на эффекты, но стилизованное (в хорошем смысле слова) видеополотно, пронизанное множеством аллюзий и штампов-символов. Его идеи просты, но не лишены свежести и новаторской оригинальности.

Геркулесов труд Квентина Дюпье

Зачастую трейлеры к его фильмам привирают — на деле мы имеем совсем не то, что было заявлено за две минуты бойкого монтажа. Дюпье метафорично посмеивается над зрителями и их неуемными ожиданиями, не стесняясь быть рассекреченным. В своем фильме «Шина» он даже вводит их в кадр. Они наблюдают в бинокли, переговариваются, комментируют происходящее, жалуются на скучный сюжет — хлесткая пародия на тех, кто приходит в кинотеатр не только похрустеть поп-корном, но и сопроводить фильм своим поучительным и назидательным комментарием. В фильме болтуны мучительно умирают от отравления — подарок лично от режиссера. С интеллигентной ухмылкой Дюпье поглядывает сверху вниз на гениальные сюжеты прошлого, которые на деле оказались не такими уж и гениальными, и элегантно стебется, но не прибегает к поверхностному огульному троллингу ради забавы.

Геркулесов труд Квентина Дюпье

Потому что фильмы Квентина Дюпье — это новая норма и «надежда на завтра», они абсолютно нормальны, а кто считает иначе, тот давно отдыхает в Кащенко. В будущем для вас места нет.

Геркулесов труд Квентина Дюпье

40 минут самого настоящего и кошерного безумия в стиле Монти Пайтон: молодой актер просыпается на съемочной площадке, где идут съемки фильма, сюжет которого ему неизвестен. После нескольких дублей, по случайному стечению обстоятельств, главный герой убивает весь технический персонал. Но он не отчаивается и решает продолжать съемки самостоятельно, без камеры и сценария. Именно так снимает свои шедевры Дэвид Линч — через погружение в иной опыт.

Геркулесов труд Квентина Дюпье

Когда я впервые посмотрел эту картину, то подумал, что у кино все-таки есть будущее — вырос титан, способный сменить на посту старую гвардию. «Смени лицо» — пародийная ироническая антиутопия без узколобого юмора, которым славятся почти все фильмы «легкого жанра», смакующая «культовые мелочи» в кадре — многочисленные отсылки к 50-м и «Заводному апельсину» Стэнли Кубрика тому подтверждение. Уже сам факт, что пародия строится не на мемах коммерческих лент, говорит о многом — Дюпье умеет смеяться и над серьезными вещами, а не только над «Гонщиком» Роберта Родригеса. Помимо опостылевшего дуэта Эрика и Рамзи, в фильме засветились Себастьян Телье, Венсан Белорже, Себастьян Акшоте, а это — ого-го, IYKWIM. Мой любимый фильм у Квентина, я видел его 51 200 раз.

Геркулесов труд Квентина Дюпье

«Шина» — это сюрреалистический роуд-муви об автомобильной шине по имени Роберт, обретшей разум — фантасмагорический парафраз знаменитой русской народной сказки о метаморфозах колобка, только с хэппи-эндом; метафоричная пародия на культовые фильмы категории «Б» — «Нападение помидоров-убийц» и «Клоуны-убийцы из космоса». Неживое ожило, от бабушки и от дедушки ушло и убило всех грешников. А убивает Роберт, надо сказать, с детским восторгом, просто потому что научился и полюбил это нехитрое дело. Умел бы Роберт вышивать крестиком, он бы рукодельем занимался с подростковым упорством. За 85 минут вы не увидите ничего, кроме скитающийся шины — и это круто, уровень Луиса Бунюэля. Покрышка в роли шины просто великолепна, ей сопереживаешь на все сто. Ее работа заслуживает, как минимум, Оскара. Про саундтрек и говорить не приходится — было бы удивительным, если бы Mr. Oizo не использовал свою музыку для своего же фильма — синт-эмбиент, стилизованный под ранние 80-е, сменяется пульсирующим слоу-диско, заигрывающим с хаус-музыкой.

Геркулесов труд Квентина Дюпье

Помните, как у Шаинского было: «Пропала собака, пропала собака… Пропала собака по кличке Дружок!» Однажды утром Дольф Спрингер (имя главного героя нарочно образовано от Джерри Спрингера и Дольфа Лундгрена) просыпается ровно в 7:60 и узнает, что его пес по кличке Пол пропал, а во дворе пальма превратилась в сосну. И чтобы вернуть жизнь в нормальное русло, он отправляется на поиски пса. Привет, Борис Виан! Отдельные фрагменты фильма представляют интерес — например, дождь в офисе, но в целом они не коррелируют между собой, что-то в фильме не клеится. И вот что — инверсия традиционного представления о киносюрреализме. Он здесь «неправильный» — без крови, грязи и сношений. Пастельные тона, избыток солнечного света в кадре, чистый пригород, пейзаж бесплодной пустыни и сбитые ориентиры в духе Мишеля Гондри и Чарли Кауфмана.

Геркулесов труд Квентина Дюпье

И снова сбитые ориентиры — в название специально вынесли пояснение, что копы «неправильные», а по-моему самые обычные копы, как в жизни — и изображены достоверно, крепко, в духе соцреализма. Таких полицейских до дрожи боятся сами американцы — не зря же там разрешили носить оружие каждому. Мы же перед такими полицейскими не робеем, потому что любой отечественный терапевт из детской поликлиники в разы страшнее. Тем не менее, очень сытный вышел фильм, не зря ждали. Ожидалась гора трупов, но Дюпье не стал превращать полный метр в мясорубку — один мачо все-таки насадил себя на кол за гей-порно, и на том спасибо.

Что еще у него посмотреть?

Что еще о нем почитать?

2727
16 комментариев
100 ₽

Комментарий недоступен

4
Ответить

У [фильмов] в идеале не должно быть зрителяЭто мы не смотрим 🙃
Так можно доиграться до игр без геймплея или с автобоем. Oh wait...

4
Ответить

Вот ты гад! 😅
Всё именно так - это про меня)

2
Ответить

Где картинки с фильмами?

2
Ответить

Талант закончился 😅

Ответить

эх где мой 2010 и FRRRRRRRENCH FRRRRRRRENCH FRRRRRRENCH....(

1
Ответить