«Клон»: фантастическая трагикомедия, в которой Карен Гиллан готовится к дуэли со своим двойником

Рецензия на несколько монотонный, но симпатичный инди-фильм, который добрался до российского проката — и которому стоит дать шанс.

«Клон»: фантастическая трагикомедия, в которой Карен Гиллан готовится к дуэли со своим двойником

«Вариантов много: вас, например, могут похоронить, могут кремировать, а прах собрать в урну или развеять над морем», — говорит врач Саре (Карен Гиллан), которая до этого неожиданно узнала, что смертельно больна. Выздороветь ей вряд ли удастся, шансы на это — 2%. Зато у Сары есть возможность помочь близким — бойфренду, который пропадает в командировках, настойчивой матери — легче пережить её уход. Для этого девушке предлагают с помощью отработанной уже технологии сделать двойника и заменить им себя.

Копия Сары, однако, почти сразу после создания даёт понять, что не собирается быть похожей на оригинал. Внешне они отличаются только цветом глаз (из-за ошибки врачей, за которую дали скидку). Но если Сара девушка скорее неприятная — она всё время сомневается в верности своего парня, угрюмится, неохотно разговаривает с мамой — то её двойник, напротив, стремительно всех очаровывает.

И отказывается отправляться в утиль, когда через несколько месяцев выясняется, что болезнь Сары отступила. По закону человек и его клон не могут одновременно существовать дольше необходимого, и если никто не планирует расстаться с жизнью, выход предусмотрен только один — провести между ними дуэль.

«Клон»: фантастическая трагикомедия, в которой Карен Гиллан готовится к дуэли со своим двойником

Несмотря на то, что в этом фильме Карен Гиллан изучает виды ран по фотографиям трупов и тренируется убивать людей гарротой, «Клон» — по большей части комедия, чем что-либо ещё. С довольно похоронным, впрочем, юмором, на который порой нужно настроиться.

Конечно, забавно, когда патологоанатом перед вскрытием рассказывает, как мотоциклистка перед смертью жалела, что не купила автомобиль. Или когда наставник Сары (его играет Аарон Пол) объясняет, почему его милягу-пса совершенно необходимо застрелить из арбалета. Но от того, скажем, как врач бойко рассуждает о преимуществе погребения над кремацией («Тело всё-таки больше обязывает помнить об умершем, чем прах»), уже веет холодом.

Другое дело, что режиссёр фильма Райли Стернс так и не выкручивает чёрный юмор до зашкаливающих значений, пытается удержаться между комедийным тоном и в целом трагической фактурой. И эта сдержанность в результате работает против него. «Клон» (передадим очередной привет локализаторам, выбравшим такой перевод для двусмысленного Dual) получился не то чтобы скучным, но несколько убаюкивающим своим ровным ходом.

И достаточно прозрачным: чем закончится дуэль Сары с её двойником, можно без труда догадаться к середине фильма, если не раньше. Что, вероятно, многих разочарует, хотя направление истории раскрывается сознательно, потому что оно не так важно.

«Клон»: фантастическая трагикомедия, в которой Карен Гиллан готовится к дуэли со своим двойником

Важно то, что Стернс, нехитро обращаясь с нарративом, знает, что делать с его эмоциональным наполнением. В предыдущей своей работе, замечательном «Искусстве самообороны», режиссёр исследовал мужские фрустрации, а в «Клоне» с его двумя героинями было бы логично рассмотреть женские. Однако темы фильма не сводятся к исключительно гендерным, они универсальны — речь идёт об изгое в собственной семье, человеческой неустроенности, потере контроля над своим телом.

Стернс также знает, что подлинное отчаяние обычно сквозит в вопросах не экзистенциального, а практического характера. Поэтому одни из самых точных моментов фильма — это когда Сара узнаёт, что ей нужно оплачивать расходы своего двойника, съехать со своей квартиры, чтобы копии было где жить.

«Клон»: фантастическая трагикомедия, в которой Карен Гиллан готовится к дуэли со своим двойником

Работа Карен Гиллан здесь состоит в том, чтобы найти в своей хмурой, пассивно-агрессивной и, возможно, заслуживающей осуждения героине достоинство и глубину. И хотя видеть актрису приятно, до самого финала не покидает ощущение, что на её месте должен был быть кто-то другой, более тонкий и умелый — быть может, Мэри Элизабет Уинстед (на которой Райли Стернс был женат и с которой снял фильм «Изъяны»).

Впрочем, Карен Гиллан, танцующая с Аароном Полом хип-хоп под Get Low и разбирающаяся в боевой эффективности ножа и топора, так или иначе, не худшая на свете компания. А в «Клоне», при всех его недостатках, порой — особенно в концовке, уже на титрах — просвечивает особенная меланхолия, присущая историям о борьбе с собой. Меланхолия, связанная с тем, что человек может стараться измениться, стать лучше, но жизнь всегда найдёт способ его сломить. Именно поэтому, как уже было сказано, предсказуемость сюжета в фильме роли не играет. Всегда — значит всегда.

7676
47 комментариев

Чёрт, я думал это ремейк бразильского шедевра

60
Ответить
32
Ответить

Комментарий недоступен

12
Ответить

Сука, ну ты и мразь. Теперь у меня Въетнам

Ответить

Единственный нормальный "Клон"

25
Ответить

и даже Лукаса с Жади там не будет?

23
Ответить

Без Жади и Зорайды с кофейной гущей смотреть отказываюсь.

19
Ответить