Фильм «Морбиус» написан нейросетью — по-другому объяснить происходящее на экране сложно
И показывать его лучше нейросетям, а не живым людям.
Нейросети и искусственный интеллект — не одно и то же. Нейросети в теории могут быть составляющей искусственного интеллекта, но это не искусственный разум. Это обучаемый алгоритм решения математических задач, который позволяет находить сложные зависимости между исходными данными, делать обобщения и «предположения» на основе неполной информации — иногда комичные.
К чему это я? Да к тому, что фильм «Морбиус», который Sony держала на полке два года из-за ковида, по своему сюжету практически неотличим от работы нейросети. В неё залили данные о том, из чего должно состоять стереотипное супергеройское кино, но она ещё не «умеет» связывать между собой сцены и, конечно же, не «понимает», как работают взаимодействия между людьми.
Например, начинается «Морбиус» со стандартного эпизода, в котором главный герой прибывает в загадочное место в джунглях, чтобы... получить свою способность? Ведь так? Нет, оказывается, что он прилетел на вертолёте в чащу, чтобы собрать летучих мышей для своих экспериментов.
Мог это сделать за него кто-то другой? Конечно. Раскрывает ли эта сцена характер героя? Нет. Нужны ли сценарию диалоги Морбиуса с наёмниками, с которыми он прилетел и которые никогда больше не появятся в кадре? Тоже нет. Нейросеть вставляет сцену просто потому, что она должна быть в таком фильме — ну и в трейлере тоже.
Следом идёт обязательный флешбэк с главным героем — длинный эпизод в лечебнице. В сценарии, написанном человеком, на этом строился бы весь дальнейший фильм, но тут опять явно работал бездушный алгоритм: в «Морбиусе» завязка говорит зрителю только то, что главный герой умный, у него есть друг по имени Майло (Мэтт Смит) и ментор (Джаред Харрис).
К сожалению, во всём остальном фильме Морбиус ни разу не демонстрирует свой интеллект (все его открытия рождаются мгновенно), Майло не делает ничего дружественного, а ментор ничему не учит двух парней — просто смотрит телевизор, тяжело вздыхает, говорит «Во что же вы ввязались?» и ждёт момента, чтобы умереть для «развития сюжета».
Само собой, у главного героя есть подруга. Именно она отправляется вместе с Морбиусом в международные воды, чтобы провести опасный эксперимент, который поможет ему справиться с его болезнью. Решение об испытании на человеке принимают после того, как сыворотка не убила одну мышь — так ведь оно и работает.
При этом отношения у Морбиуса с подругой очень странные. Когда с сывороткой всё идёт не по плану, а главный герой превращается в монстра и убивает всех наёмников на корабле, девушка какое-то время делает вид, что вообще не знает своего коллегу. Пока он не приходит к ней и не говорит о том, что ему нужна помощь — в чём эта помощь выражается, нейросеть, написавшая сценарий, толком не объясняет. Просто в фильме должна быть сцена, где герой просит о помощи у подруги.
А потом они внезапно целуются на фоне красивого вида. Хотя ничего сколько-нибудь романтического между ними до этого не происходит. Но поцелуй должен случиться — как же иначе. Значит ли он, что девушка не любила главного героя, пока он был субтильным, и полюбила, когда он превратился в сексуального накачанного вампира? Она говорит, что Дракула ей кажется романтичным. Это всё объясняет? Ведь да? На самом деле — не особо.
Конечно, в «Морбиусе» есть и детективы. Им посвящено множество сцен, хотя фильм идёт всего полтора часа. Они сразу же знают, кто во всём виноват, так что их расследование — иллюзия. Они нужны лишь для того, чтобы тянуть время, а в конце ахнуть от того, какой же Морбиус крутой. Опять же: наш алгоритм знает, что полиция должна быть в истории, но не очень хорошо «понимает», зачем таких персонажей вставляют в кино в принципе — их можно удалить и ничего не потерять кроме хронометража.
Ни один фильм по комиксам невозможно представить без эпизода, в котором злодей злодействует. Вот он знакомится с красивой девушкой в баре, нарывается на других парней и убивает их... чтобы никогда больше не увидеть эту девушку и не упомянуть её. Нейросеть снова написала сцену, в которой происходит событие, которое никак не относится к остальному фильму — этот эпизод есть, потому что должен быть.
Что по поводу характера самого злодея? У него такие же способности как у героя, но нет моральных принципов. Почему у Майло нет моральных принципов? Кто он вообще такой? Чем живёт? Почему они с Морбиусом, будучи старыми друзьями, сразу же не могут договориться и вступают в конфликт? Это всё никак не объясняется — герои просто едут по рельсам повествования, которые проложили другие фильмы жанра. Сражаются друг с другом они исключительно в слоу-мо — нейросеть знает, что ничего круче слоу-мо в кино не существует.
А ещё в «Морбиусе» появляется подопечная — темнокожая девушка, из-за которой главный герой ускоряет эксперименты. Её несколько раз за фильм показывают в качестве декорации, но в итоге мы так ничего и не узнаём о её судьбе. И вообще Морбиуса уже больше не интересует поиск лекарства — ведь ему нужно съездить в обязательную сцену после титров с другим злодеем.
Почему полиция поняла, что Морбиус — супервампир, но оставила его в обычной тюрьме? Почему Майло позволили встретиться с Морбиусом прямо в тюремной камере и дали ему пронести в неё пакет с кровью? Почему Морбиус, понимая, что на всех его близких может начаться охота, даже не попытался отправить их в безопасное место? Почему? Почему? Почему?!
Когда «Морбиус» в США стал популярным предметом для шуток, мемом о кино, которое физически больно смотреть, я думал: «Ну не может же всё быть настолько плохо». К сожалению, очень даже может.
Если сценарий картины действительно написала нейросеть, то у меня к ней нет вопросов. Если же это всё-таки были живые люди, им стоит срочно обратиться к специалистам и проверить свои когнитивные способности.
Быть может, это просто инопланетяне в духе главного героя сериала «Засланец из космоса», которые изучали человечество по фильмам Сарика Андреасяна? Любое объяснение кажется мне более вероятным, чем тот факт, что живые люди, находясь в сознании, несколько лет делали это кино.
Но ладно история. Может быть, актёры играют как боги? Нет. Порой они как будто говорят свои реплики в разные смены и не видят друг друга. Может, монтаж и графика классные? Нет, некоторые сцены склеены так, словно Sony ну очень не хотела тратиться на досъёмки и просила монтировать как есть.
Удивительный фильм, в котором невозможно найти хоть что-то хорошее.