Состояние поддержки Wayland в драйверах NVIDIA
Аарон Плaттнер (Aaron Plattner), один из ведущих разработчиков проприетарных драйверов NVIDIA, опубликовал сведения о состоянии поддержки протокола Wayland в проходящей тестирование ветке драйверов R515, для которой компания NVIDIA предоставила исходные тексты всех компонентов, работающих на уровне ядра. Отмечается, что в ряде областей поддержка протокола Wayland в драйвере NVIDIA пока не достигла паритета с поддержкой X11. При этом отставание связано как с проблемами в драйвере NVIDIA, так и с общими ограничениями протокола Wayland и композитных серверов на его основе.
Ограничения драйвера:
- В библиотеке libvdpau, позволяющей задействовать механизмы аппаратного ускорения для пост-обработки, композитинга, отображения и декодирования видео, отсутствует встроенная поддержка Wayland. Библиотека также не может использоваться с XWayland.
- Wayland и XWayland не поддерживаются в библиотеке NvFBC (NVIDIA FrameBuffer Capture), применяемой для захвата содержимого экрана.
- Модуль nvidia-drm не выдаёт информацию о возможностях, связанных с переменной частотой обновления экрана, таких как G-Sync, что не позволяет использовать их в окружениях на базе Wayland.
- В окружениях на базе Wayland недоступен вывод на экраны виртуальной реальности, например, поддерживаемые платформой SteamVR, из-за неработоспособности механизма DRM Lease, предоставляющего DRM-ресурсы, необходимые для формирования стереокартинки с разными буферами для левого и правого глаза при выводе на шлемы виртуальной реальности.
- Для XWayland не реализована поддержка расширения EGL_EXT_platform_x11.
- В модуле nvidia-drm не поддерживаются свойства GAMMA_LUT, DEGAMMA_LUT, CTM, COLOR_ENCODING и COLOR_RANGE, необходимые для полноценной поддержки цветокоррекции в композитных менеджерах.
- При использовании Wayland ограничена функциональность утилиты nvidia-settings.
- С XWayland в GLX не работает отрисовка буфера вывода на экран (front-buffer) при двойной буферизации.
Ограничения протокола Wayland и композитных серверов:
- В протоколе Wayland или композитных серверах не поддерживаются такие возможности как стереовывод, SLI, Multi-GPU Mosaic, Frame Lock, Genlock, Swap Groups и расширенные режимы дисплеев (деформация, смешивание, смещение пикселей и эмуляция YUV420). Судя по всему, для реализации подобной функциональности потребуется создание новых расширений EGL.
- Отсутствует общепринятый API, позволяющий композитным серверам Wayland обесточивать видеопамять через PCI-Express Runtime D3 (RTD3).
- В XWayland отсутствует механизм, который можно было бы использовать в драйвере NVIDIA для синхронизации отрисовки приложением и вывода на экран. Без подобной синхронизации при некоторых обстоятельствах не исключается появление визуальных искажений.
- В композитных серверах Wayland отсутствует поддержка мультиплексоров экрана (mux), применяемых на ноутбуках с двумя GPU (интегрированным и дискретным) для прямого соединения дискретного GPU c встроенным или внешним экраном. В X11 экран "mux" может автоматически переключаться, когда полноэкранное приложение осуществляет вывод через дискретный GPU.
- В XWayland не работает непрямой (indirect) рендеринг через GLX так как реализация архитектуры 2D-акселерации GLAMOR не совместима с реализацией EGL от NVIDIA.
- В приложениях GLX, выполняемых в окружениях на базе XWayland, не поддерживаются аппаратные оверлеи (Hardware overlay).
Источник: opennet
Я какой-то тупой видимо, сколько не читаю про этот вейланд, никак не пойму чем он лучше x11 и почему мы все должны на него перейти.
Из ощутимых отличий для меня:
- Разное скалирование и частота обновления при использовании нескольких мониторов. 144 Гц будет отображаться на мониторе как 144, даже если второй монитор 60. На 4к можно поставить x2 скалирование, на 1440p x1.5.
- Меньше заморочек с фуллскрином и vrr. Просто запустил игру и фрисинк работает, без заморочек с отключением композитора и настроек.
Из самого банального - распознавание касаний. Работать на ноутбуке без мультитача очень неудобно. Сижу на Вейланд уже больше года и по сравнению с х11 все очень нравится: плавнее, быстрее, удобное управление жестами. Из неприятного было только невозможность записи видео с экрана, но в 22.04 это исправили. Правда у меня AMD и наверное поэтому все относительно нормально.
Думаю вот почему ...
Решил почистить место на компе. Смотрю значит, а там такое
Только в пятницу перешел (Manjaro KDE, AMD).
Наконец пофиксили выпадающие списки Libreoffice и глюки Yakuake, я и рванул.
Хоть и на Х на отзывчивость окружения не жаловался, теперь она выросла разительно (будто с 60 Гц на 144 переходишь, хотя всегда были 75+freesync) - обратно возвращаться желания нет.
Единственные претензии: какие-то рандомные вылеты Pamac и Xnview, отвалившаяся gtk3-nocsd и не подтянувшиеся профили окон приложений.
В игрушках особой разницы не заметил. Разве что последняя Mesa работает ровней.