Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Настоящий подарок поклонникам «Зловещих мертвецов» и просто весёлая кооперативная игра.

«Зловещим мертвецам» не особо везло с играми. Передать всё очарование культового хоррора сумела лишь Evil Dead: Regeneration 2005 года, а с тех пор поиграть за Эша Уильямса можно было разве что в сомнительных мобильных проектах да в Dead by Daylight — без ручной бензопилы, расчленительного экзорцизма и лучшей бум-палки из S-Mart.

Evil Dead: The Game исправила ситуацию радикально. Здесь можно собрать команду хоть из четырёх абсолютно разных Эшей, вооружить их ручными бензопилами да бум-палками — и пойти расчленять армию зловещих мертвецов во главе с кандарийским демоном. А если демон оказался Некромантом, на экране будет одновременно пять Эшей (включая злого), и все они будут лупить ванлайнеры и рубить конечности.

Если это не groovy, то я даже не знаю, что тогда.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Проглоти это

Evil Dead: The Game — асимметричный мультиплеерный экшен в режиме 4 на 1. Сходу напрашивается сравнение с Friday the 13th: The Game и вышеупомянутой DBD, но на деле между играми есть принципиальная разница. Выжившие здесь не прячутся и не убегают от игрока-монстра, а рубят на части и его, и толпы прочих зловещих мертвецов.

Задача всегда одна, но делится на этапы. Появившись на локации, выжившие должны найти себе оружие, пока невидимый и бессмертный игрок-демон летает по уровню и ищет их. В основе игры лежит ближний бой, а стрелять лучше в крайнем случае: патронов всегда мало. Типов оружия много, плюс в игре есть стандартное разделение на степени редкости — по цвету.

Ближний бой минималистичен. Есть слабый и сильный удар, есть кнопка отскока (расходует выносливость). У врагов есть шкала равновесия: после удачных ударов можно отдельной кнопкой провести красивый добивающий приём, во время которого выживший становится неуязвим для урона.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Плюс выжившим нужны расходники: кола восстанавливает здоровье, спичками можно развести костёр, который помогает преодолевать страх, а амулеты дают защитный барьер от ударов. Всё это действительно нужно: выжившим необходимо всегда следить за параметрами здоровья, выносливости и страха.

Последний особенно важен, потому что в перепуганного выжившего может вселиться игрок-демон и наворотить дел. Страх усиливают темнота, удалённость других выживших и разные способности демона. Поэтому игрокам лучше всегда держаться вместе и периодически зажигать костры: свет опускает страх до минимума.

Локации в игре большие, поэтому всегда можно сесть в ближайшую бесхозную машину
Локации в игре большие, поэтому всегда можно сесть в ближайшую бесхозную машину

При этом в каждом матче есть система прокачки: на уровне можно находить сундуки, из которых выпадают особые бутылки с выпивкой. Они дают выжившим очки навыков, которые можно распределять по шести разным параметрам вроде здоровья, урона или запаса выносливости.

Всё это заставляет искать компромиссы. Разделиться, чтобы найти побольше бутылок, — или держаться вместе, чтобы выжить? Уделить время поискам лута или спешить выполнять задачи? Потратить драгоценные патроны на кучу дедайтов или приберечь их для босса?

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Чтобы продвинуться, выжившие должны найти на уровне три части карты, которая укажет путь к нужным артефактам. Реальную угрозу на этой стадии представляют только редкие дедайты (местная нежить), бродящие по уровню. Игрок-демон начинает игру далеко от выживших и поначалу будет занят их поисками, если только кто-то из выживших не начнёт стрелять или поедет на машине: громкие звуки раскрывают ваше местоположение для демона.

Поэтому старт у игры всегда плавный, а темп нарастает поэтапно. Первое время игрок-демон может только расставлять по уровню ловушки, спамить нежить в порталах и вселяться во всё и всех подряд. Ему не хватит сил убить вас, но он будет всячески шкодить и мешать продвигаться вперёд. Потому что в игре есть таймер: на выполнение основных задач игрокам даётся тридцать минут. Если они не успевают, демон побеждает автоматически.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Когда карта собрана, нужно отстоять у нежити утраченные страницы Некрономикона и кандарийский кинжал. По механике это типичный захват точки: нужно пару минут оставаться в магическом круге, отбиваясь от волн дедайтов. И здесь начинается настоящий вызов. При обороне артефактов у игрока-демона заметное преимущество, потому что магический круг постоянно восстанавливает ему энергию.

К тому же, обычно к этому моменту демон получает на руки свой главный козырь: теперь он может призывать не только обычных дедайтов, но и «босса» — особо сильного и живучего мертвеца, одолеть которого можно только общими усилиями.

Впрочем, выжившие весьма живучи. Если у игрока кончилось здоровье, пару минут он будет лежать и истекать кровью. Союзник может подбежать и вылечить раненого. В противном случае павший игрок умрёт, но и тогда ему рано сдаваться: теперь его призрак парит над телом. Другой выживший может «забрать» его душу, отнести к специальному алтарю — и воскресить.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Нередко бывает такое, что всего один человек подбирает трупы всех остальных и разом их воскрешает: у этой механики нет ограничений. Другое дело, что в одиночку игрок особенно уязвим, а на каждое из этих действий нужно время, и прервать их может любой вражеский удар.

Если выжившие сумели отстоять артефакты, таймер выключается, и наступает последний этап: отправиться к группе Тёмных, изгнать их заклинаниями и несколько минут защищать Некрономикон от нежити, чтобы навсегда запечатать портал в ад. Это последний рывок, и перед ним стоит хорошо подготовиться.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Поначалу игрокам доступно девять персонажей-выживших, ещё троих можно разблокировать. Все герои взяты из киновселенной (есть даже Генрих Рыжий и король Артур) и поделены на четыре класса. Воин силён и наносит огромный урон в ближнем бою, охотник лучше всех стреляет, помощник лечит и снимает негативные эффекты, а лидер усиливает группу или ослабляет врагов.

У каждого персонажа есть по уникальному активному и пассивному навыку, которые определяют приоритеты игрока и могут преломить ход боя. Например, Шерил Уильямс может периодически создавать исцеляющий круг, а Эш-охотник умеет изгонять игрока-демона из одержимых дедайтов и выживших.

К тому же, с каждым матчем за того или иного персонажа вы получаете опыт и поднимаете его уровень. Очки опыта можно тратить на усиление разных характеристик героя в отдельном меню. А при достижении определённого уровня персонаж получает дополнительные пассивные навыки.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Со временем всё это складывается в единую картину, и вырисовывается тактика, каждый раз примерно одинаковая. Шансы на победу есть только у слаженной команды, поэтому игра со случайными тиммейтами начинает утомлять: даже один неопытный игрок может обречь всех на гибель.

Зато в хорошей компании Evil Dead: The Game — чистое веселье. Здесь приятно рубить и отстреливать ходячих мертвецов, у каждого оружия есть набор уникальных, кровавых и зрелищных фаталити, а простой связки «отпрыгнул, ударил, добил» достаточно, чтобы схватки долго не приедались.

Во многом помогает эстетика. Скажем, выстрел из дробовика превращает «мясного» дедайта в ходячую гору внутренностей, а от ударов острым оружием он теряет конечности, окатывая выживших буквально фонтанами крови. А если зомби или скелет остался без рук, он попытается бить вас головой. Это смешно и брутально — как и должно быть в игре по «Зловещим мертвецам».

Что там с демонами

Геймплей за демона приятно удивил. Вы невидимы, бессмертны и сами по себе безвредны. Когда вы рядом, выжившие могут разве что слышать ваше жуткое дыхание и видеть, как вы сметаете на своём пути заборы и ограды. Ваш инструмент — войска.

Сейчас на выбор доступны три армии тьмы, поделённые на классы. Полководец управляет сильными и крепкими реднеками во главе с гнилой старушкой Генриеттой Ноуби. Кукловод повелевает жутким Элигосом из сериала и получает большие бонусы к одержимости и страху. Некроманту в распоряжение досталась войско скелетов и злой Эш из «Армии Тьмы». А ещё он может призвать в укромном уголке костлявого флейтиста, который усиливает собратьев и просто троллит игроков.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Изначально вы просто летаете по карте (прямо как в фильмах), ищете выживших и собираете адскую энергию, которая рандомно появляется в форме красных сфер. Энергию можно тратить на разные пакости, которые мешают выжившим и прокачивают уровень демона, открывая ему доступ к новым способностям. Можно заряжать расставленные по карте ловушки, из которых выпрыгивают дедайты; вселяться в дедайтов, деревья и машины.

Отдельное удовольствие — оставлять в сундуках с лутом демоническую руку Эша или кучку его маленьких злых двойников, — чтобы выжившие получили неприятный сюрприз.

Толпа маленьких злых Эшей — последнее, что хочется найти в сундуке
Толпа маленьких злых Эшей — последнее, что хочется найти в сундуке

Наконец, можно ставить собственные ловушки или просто открывать порталы с дедайтами. Их тут три типа: рядовые, элитные и босс, в которого игрок после вызова вселяется автоматически.

Босс достаточно силён, чтобы убить неосторожную команду выживших, но его можно призывать только на поздних стадиях матча и с большим откатом. Поэтому игра за кандарийского демона — больше про стратегию и тактику. Нужно копить силы, грамотно расходовать энергию и искать возможности для наиболее эффективного удара.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Да, при наличии энергии в любой момент можно вселиться в обычного моба и подключиться к рубилову. Но если этот самый момент выбран неудачно, вас просто расчленят, — и придётся лететь собирать сферы для нового удара. Даже в дуэли одержимый дедайт не чета человеку.

Поэтому демон должен следить за одиночками и ослабленными выжившими, а его главная задача большую часть времени — ставить людям палки в колёса, затягивать матч и просто изматывать игроков, чтобы у них всегда не хватало расходников и сил идти в бой. Чтобы каждая стычка наносила как можно больше урона здоровью, психике и запасам.

У боссов есть особые атаки, зрелищные и эффектные
У боссов есть особые атаки, зрелищные и эффектные

Причём, важнее не столько наносить прямой урон людям, сколько повышать их шкалу страха. Заполнять её помогают разные демонические ловушки и особый навык — прыжок, посылающий выжившим огромный скример на весь экран. Если кто-то из игроков слишком напуган, в него можно вселиться и перенять на себя управление. Одержимый игрок при удачном раскладе способен натворить не меньше дел, чем босс.

Это в целом самая интересная часть игры за демона: вселившись в другого игрока, можно потратить все его боезапасы на друзей, сцепиться с ними в ближнем бою исподтишка или просто мешать выполнять какие-либо действия. Скажем, если выживший пошёл воскрешать павших союзников, но сам он слишком напуган, можно просто вселиться в него и убежать куда-нибудь подальше. Например, в сторону заготовленных ловушек, которые сработают, как только вы покинете тело своей жертвы.

Если команда зазевается, одержимый может успеть положить её целиком, после чего уйдёт гулять в лес, пока у демона не кончится энергия
Если команда зазевается, одержимый может успеть положить её целиком, после чего уйдёт гулять в лес, пока у демона не кончится энергия

Таких вот подлых приёмов немного, но достаточно, чтобы демон мог периодически устраивать эффектные сюрпризы и упиваться своим коварством. Выживший подбежал врачевать упавшего союзника? Можно вселиться в его товарища и нанести подлый удар в спину. При этом одержимый вами персонаж будет на автомате выкрикивать невинные фразы — всё по канонам фильмов.

Это не только местный мистер дудец, но и милая отсылка к «Армии тьмы»
Это не только местный мистер дудец, но и милая отсылка к «Армии тьмы»

В общих чертах геймплей за разные армии тьмы идентичен, но различаются нюансы, приоритеты и тактика. Скажем, Элигосу стоит напирать на одержимость и запугивание, а Генриетте — на порталы. Это привносит достаточно разнообразия, поэтому чередовать демонов действительно хочется. Реднеки Генриетты смачно блюют и заливают выживших кровью, уродцы Элигоса перед смертью взрываются, а скелеты злого Эша давят числом.

Слава королю

Evil Dead: The Game отлично использует лор и эстетику первоисточника, фансервис пронизывает каждый её элемент. Меню коллекции оформлено как страницы Некрономикона, список одиночных миссий — как VHS-кассеты на фоне старого телевизора. Матч начинается с аудиозаписей профессора Ноуби, а персонажи по любому удобному поводу щеголяют ванлайнерами и фразами из первоисточника. На локациях воссозданы ключевые места из фильмов и сериала.

Локации из фильмов воссозданы точно и тщательно, а в одиночных заданиях там есть дополнительные штрихи. Скажем, дедайт, который пытается вырваться из запертого подвала роковой хижины
Локации из фильмов воссозданы точно и тщательно, а в одиночных заданиях там есть дополнительные штрихи. Скажем, дедайт, который пытается вырваться из запертого подвала роковой хижины

И такой подход — вплоть до самых незначительных мелочей. Это хороший кооперативный экшен сам по себе, но для поклонников здесь настолько много знакомых и приятных элементов, что так и тянет сесть и пересмотреть все фильмы серии.

Но что важнее, сам дух игры очень близок киновселенной Сэма Рэйми. Это бодрая, кровавая и трешовая игра, в которой даже зомби умеют насмехаться над игроками, а музыка задаёт нужный пафосный тон. При этом Evil Dead: The Game красиво выглядит, а локации получились атмосферными. К тому же, от матча к матчу на них меняются время суток и погодные условия.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

В плане эстетики недостаёт разве что сюрреализма. Если в будущем демону добавят возможность насылать на выживших галлюцинации, или локации начнут преображаться и угорать над игроком при заполненной шкале страха, то опыт «Зловещих мертвецов» будет передан в полной мере.

Откровенно слабыми получились разве что одиночные задания. Это небольшие минималистичные сценарии по мотивам киновселенной. Скажем, первый сценарий навеян событиями второго фильма: Эш должен выкопать на кладбище голову своей возлюбленной Линды и распилить её пилой в мастерской.

Формула предельно простая и схематичная, а если задание разделено на этапы, их презентуют иллюстрации.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

При этом задания спроектированы как эдакая проверка навыков, поэтому пройти их непросто, а в финале вас почти всегда ждёт битва с боссом. Подвох в том, что чекпоинтов здесь нет, и в случае смерти задание придётся проходить с нуля.

Одиночный режим показывает, почему этой игре в её текущем виде не нужна полноценная кампания: геймплей под неё не заточен и сам по себе просто недостаточно отшлифован. Стрельба приятна и эффективна только из дробовиков и ружей. А в ближнем бою раздражает, что атаки и прочие анимации врагов не прерываются вашими ударами. В игре можно ездить на машинах, но их физика вызывает недоумение. Всё это не мешает получать удовольствие в многопользовательском режиме, но одиночные задания превращает в раздражающую условность.

Без отсылок и пасхалок, конечно, тоже не обошлось
Без отсылок и пасхалок, конечно, тоже не обошлось

Впрочем, оно того стоит. Во-первых, этот режим помогает лучше освоить боевую систему и тайминги для уклонений — особенно при встрече с элитными дедайтами и боссами. Во-вторых, за выполнение заданий положена награда: будь то новые персонажи или костюмы и приятный бонус — диктофонные записи семейства Ноуби.

В этом смысле Evil Dead: The Game вообще удивляет. На момент выхода в ней очень мало косметики, а дополнительный контент привязан к одиночным миссиям. Персонажей можно прокачивать, но при этом нет элемента рандома: вы добросовестно поднимаете уровни и распределяете очки навыков по веткам. У каждого героя, — выжившего или демона, — своя шкала опыта, и на данный момент развивать его можно до 25 уровня.

В перспективе это может усугубить проблемы с балансом и матчмейкингом, потому что у высокоуровневых персонажей накапливаются нешуточные прибавки к характеристикам и дополнительные возможности. Причём, выжившим прокачка даёт явно больше преимуществ, чем демонам. Но сейчас сложно оценить, насколько это может повлиять на баланс.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

По сравнению с той же Dead by Daylight или Friday the 13th «Зловещие мертвецы» вышли на удивление отполированными. За несколько дней игры я всего пару раз столкнулся с заметными багами. Например, один раз выживший застрял на перилах и не мог слезть до самого финала. А однажды я вселился в дедайта, которого тут же убили, — и у меня пропал доступ ко всем способностям. Поиск матча занимает от силы пару минут, и лишь в первый день мне приходилось долго ждать возможности сыграть за демона.

Есть проблемы с анимациями и искусственными ограничениями. Движениям не хватает плавности, а хитбоксы и импакт от удара нуждаются в доработках. Играя за выжившего, порой сталкиваешься с абсурдной ситуацией: герой не может идти вперёд, потому что ему мешает возвышенность, которая не доходит и до колена. В пылу боя даже такая мелочь раздражает и подвергает опасности.

Ещё разработчикам нужно поработать над отзывчивостью кнопок — особенно кнопки активных действий вроде сбора лута. Часто она просто не срабатывает, из-за чего приходится отбегать и возвращаться, тратя драгоценное время. К тому же, некоторые действия требуют зажать кнопку на несколько секунд, а за это время прогресс может сброситься, и придётся начинать сначала.

Если вы одержимы, остаётся только пассивно наблюдать за тем, что демон творит вашими руками. И чем больше урона он наносит, тем неуютнее на это смотреть
Если вы одержимы, остаётся только пассивно наблюдать за тем, что демон творит вашими руками. И чем больше урона он наносит, тем неуютнее на это смотреть

Другая явная проблема — физика машин, которая сейчас практически отсутствует. Удары по зомби регистрируются странно, на неровной дороге машину периодически норовит подпрыгнуть, и в целом управлять ей — удовольствие сомнительное.

Но больше всего вопросов вызывает баланс. Первые дни после выхода, когда все игроки в равной степени тупили, это не бросалось в глаза, но со временем проявились закономерности. У неорганизованной группы выживших нет ни единого шанса против демона, — если только он сам умеет играть и знает, что делает. За все дни, проведённые в игре, я проиграл матч за демона всего три жалких раза — и каждый из этих раз против меня выступала собранная, хорошо настроенная команда. И при этом я даже не представляю, как вообще я мог им помешать.

И здесь вскрывается парадокс. На низких уровнях демон без труда доминирует в матчах, но против слаженной и опытной команды он кажется беспомощным. Потому что главный его козырь — вызов босса, а он легко контрится общими усилиями группы. При этом другие способности демона не дают принципиально повлиять на исход матча, а подчас расходуют настолько много адской энергии, что ими почти бесполезно пользоваться.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Особенно это заметно по машине. Демон способен вселиться в машину, чтобы выгнать из неё выживших, таранить их или уехать. Но цена такого фокуса очень высока, а времени поуправлять автомобилем почти нет: расход сил слишком велик. То есть, даже при желании демон не может далеко уехать на машине или нанести выжившим достаточно вреда.

Это касается и других демонических трюков. Сейчас игрокам-демонам явно недостаёт разнообразных, а главное — эффективных возможностей по контролю карты, но при этом вызов босса на поздних стадиях становится почти ультимативным оружием против почти любой команды.

При этом у игры есть много некритичных, но явных недоработок, которые порой удивляют своей очевидностью. Например, довольно часто при игре за выжившего мне попадались игроки-демоны, которые выходили из игры, если команда людей продвигалась слишком быстро и легко. При таком раскладе матч просто отменяется, а игроков возвращают в главное меню. В том же Dead by Daylight всё решается куда справедливее: выжившим автоматом засчитывают победу.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

У Evil Dead: The Game ожидаемо хватает недоработок и раздражающих мелочей, а баланс вызывает много вопросов. Но она достаточно отполирована, чтобы играть было весело и в целом приятно уже на старте.

Пока сложно сказать, насколько хорошо игра проявит себя в долгосрочной перспективе: всё это зависит от поддержки и нового контента. Сейчас доступен лишь один основной режим, игра с ботами и пользовательские матчи.

Но её запала точно хватает на несколько десятков часов в компании друзей. Для поклонников «Зловещих мертвецов» это настоящий подарок, а для новичков — хороший повод наверстать фильмы. Хотя бы для того, чтобы понять, какого чёрта этот харизматичный мужик с рукой-бензопилой потрошит зомби бок о бок с королём Артуром, а из сундуков с лутом иногда выпрыгивают мелкие злые человечки.

Понравилось

  • Игра передаёт всё очарование «Зловещих мертвецов»: мясо, юмор, абсурд и коронные фразочки на месте.
  • На старте игра на редкость стабильная, качественная и отполированная, серьёзных проблем наперечёт.
  • Играть весело и за выживших, и за демонов.
  • Режим всего один, но механик хватает, чтобы формула не надоедала как минимум десятки часов.
  • Красивые, атмосферные локации.
  • Кастомизация и прогресс без рандома и микротранзакций.
  • Много приятных мелочей вроде коллекции диктофонных записей профессора Ноуби.
  • Groovy.

Не понравилось

  • Странный, возможно сломанный баланс между выжившими и демонами.
  • Некоторые элементы управления недостаточно отзывчивы и нуждаются в доработке.
  • Физика машин ужасна.
  • При игре за демона призыв босса — ультимативное оружие, в то время как базовые возможности вроде захвата машин просто неэффективны.
  • Случайное распределение объектов на локациях иногда работает откровенно несправедливо.
  • Мелкие технические недоработки и баги.
179179
76 комментариев

Выглядит как игра которая сдохнет через месяц

44
Ответить

Ты забыл про фрайдер 13, который без контента поддерживался коммьюнити годами? При том, что игра была крайне далека от идеала.

9
Ответить

Забавно, что никто не вспоминает самый близкий аналог по геймплею, а это не ДБД и не пятница, а Резик Резистенс, который собственно и сдох через месяц с небольшим

1
Ответить

А потом оживет… этж Живые мертвецы!
Ну и вообще, ты не дооцениваешь культовость картины, и ее B-movie специфику… игра должна быть немного бюджетно кривенькой, чтоб словить нужный вайб.

1
Ответить

Ай-ай-ай.
Дорогая редакция играет на неактивированной винде.

22
Ответить
18
Ответить

т.е. на лицензионной.

2
Ответить