Мы рыцари, которые говорят: "Ни!" — обзор Mount & Blade II: Bannerlord

Логотип
Логотип

Это третья статья цикла: «Симуляторы средневекового отряда», в котором автор сравнивает между собой игры данного поджанра.

В статье будет рассмотрена нашумевшая, но пока не вышедшая из раннего доступа игра — «Mount & Blade II: Bannerlord», дабы сравнить её с играми «Battle Brothers» и «Wartales», описанными ранее. А итог этого цикла подведём, скорее всего, в следующей завершающей статье.

Примечание: если вы знаете другие игры и считаете, что они подходят для данного цикла, то смело пишите автору в комментариях под данной статьёй или же лично, чтобы и она также вошла в этот цикл.

Красивый кадр из заставки игры
Красивый кадр из заставки игры

Стоит начать с того, что сама игра является песочницей и предоставляет собой куда больше, чем симулятор отряда наёмников, поэтому для адекватного сравнения во время игры было выдвинуто два условия, чтобы оставить в игре ратное дело, торговлю, ремесло, работу на фракции, ремесленников, бандитов и торговцев, а также зачистку логовищ:

- запрет на владение какой-либо собственностью и отрядами помимо своего личного;

- запрет на вступление во фракции в качестве полноправного члена, то есть допускается только служба наёмником.

Меню
Меню

Игру разрабатывает турецкая TaleWorlds Entertainment, находится она в раннем доступе разных видеоигровых площадок на протяжении двух лет. Её издателем выступает эта же студия, поэтому её можно отнести к инди-проектам.

В Стиме Mount & Blade II: Bannerlord имеет весьма достойные 87% положительных из 146 413 отзывов при цене в 1699 рублей, в связи с чем игру можно смело отнести к категории 2А.

Экран загрузки
Экран загрузки

Также стоит упомянуть, что игра продолжает пока единственную серию TaleWorlds, в которую помимо неё уже успели войти два проекта, в отличие от других кандидаток нашего сравнения.

Мы рыцари, которые говорят: "Ни!" — обзор Mount & Blade II: Bannerlord

Сеттинг

Mount & Blade II: Bannerlord представляет собой долгожданное продолжение знаменитой ролевой игры и симулятора средневековых войн Mount & Blade: Warband. Действие этой игры происходит за 200 лет до начала первой части. Улучшения коснулись как боевой системы, так и самой Кальрадии. Штурмуйте горные твердыни с помощью осадных орудий, создавайте тайные преступные империи на задворках городов или ищите славу в хаосе ожесточенных битв. Выбор за вами!

Страница игры в Steam

Действие данной игры происходит в мире реалистичного средневековья, поэтому здесь не встречаются различные приятные глазу волшебные тварюшки, не работает магия, а про ману вообще никто слыхом не слыхивал.

Примечание: материк, на котором развивается история игры, носит название Кальрадия. На нём также разворачиваются события предыдущих игр студии.

Касательно исторических рамок, исходя из уровня развития культуры и науки, действие игры можно уместить в Раннее Средневековье и начало Развитого,. Особенно яркими маркерами выступают оружие и доспехи.

Примечание: в сторону разработчиков игры можно сделать отдельный поклон за точность воссоздания и соответствие характеристик всего представленного инвентаря. Единственно, что показалось забавным, так это то, как Викинги грабят остатки Римской Империи, хотя Раннее Средневековье являет собой довольно обширный период человеческой истории (6 веков) .

Также стоит немного рассказать о народах, населяющих этот, довольно похожий на наш, мир.

Представленные в игре культуры

Народы и государства

Всего в игре на данный момент представлено 6 различных народов:

- Вландийцы (Вландия) — представители германских королевств Раннего Средневековья,

- Стурги (Стургия) — базируются на славянских и скандинавских государствах,

- Баттанцы (Баттания) — основываются на кельтских кланах и королевствах Раннего Средневековья,

- Кузаиты (Кузаитское Ханство) — отождествляются с народами Великой Степи,

- Асераи (Асерайский султанат) — являют аналогию Арабского Халифата,

- Имперцы (Северная, Западная и Южная Кальрадийская Империя) — представляются совокупностью покорённых народов расколовшейся Римской империи.

Редактор персонажа

Рыцарь превращает время в своего союзника

Сидящая в пруду баба, раздающая мечи направо и налево, не может служить основой государственного устройства.

Монти Пайтон и Священный Грааль

В данной игре наш путь начинается с довольно неплохого редактора персонажей, в котором, если заморочиться, можно настроить как тело, так и мордочку своего протагониста с поправкой на то, что порой данный редактор доходит до Обливиона (в своей упоротости) , что никак не умаляет его достоинств.

Происхождение персонажа

Одним из таковых является система происхождения, представленная в игре. Благодаря ей мы можем выбрать, какими навыками и характеристиками будет обладать наш персонаж в начале игры, плюс — повлиять на его исходное снаряжение. Всего же доступно 233 280 различных вариантов исходных сочетаний, поэтому вы действительно можете сделать своего персонажа уникальным.

Настройка клана
Настройка клана

Также стоит упомянуть о редакторе клана, который мы представляем, ведь с его помощью мы можем внести ещё большую уникальность, присвоив собственное название, взяв один из множества гербов, а также выбрав, пусть и довольно сдержанную, но ещё и цветовую палитру вашего рода.

Настройка сложности
Настройка сложности

Ещё можно упомянуть о настройке сложности, которая включает в себя, как боевые, так и экономические параметры. Из интересного здесь можно отметить настройку, включающую и отключающую смерть персонажей от старости, а также рождение детей им на замену (включая нашего персонажа) .

Справка: во всех представленных в статье компаниях автор выбирал реалистичную сложность прохождения.

Ещё одна красивая картинка
Ещё одна красивая картинка

Примечание: в игре присутствует хорошего уровня тренировочное поле, а также ряд ознакомительных квестов, которые позволяют довольно легко втянуться в игру, что сильно выделяет её на фоне товарок, о которых говорилось ранее.

Мы рыцари, которые говорят: "Ни!" — обзор Mount & Blade II: Bannerlord

I`m not Lebowski, I`m Duke

Всего с заданными ограничениями я решил попробовать пойти двумя путями: создать себе маленький и прокачиваемый лишь мною отряд и собрать маленькую армию наёмников, зарабатывающую на попутных контрактах и торговле.

Маленький отряд

Данная идея была взята, как самая близкая к Wartales и Battle Brothers, в которых мы управляем маленьким отрядом, каждым членом которого мы командуем на поле боя и прокачиваем в соответствии с нашими целями и задумками.

Так я создал персонажа, ориентированного на бои и стратего-тактическое взаимодействие с отрядом, и с начальным запасом денег и продовольствия отправился в близлежащий город в поисках новых соратников, ещё большего количества денег и квестов, но перед этим немного расскажу о прокачке и боёвке в игре.

Древо навыков персонажа маленького отряда
Древо навыков персонажа маленького отряда

Моя любимая прокачка

Всего в игре существует шесть характеристик: энергия, контроль, выносливость, хитрость, социальность и интеллект — в общем, довольно стандартный набор, правда с необычными для РПГ названиями.

Каждая характеристика отвечает за 3 навыка, каждый из которых включает 23 способности. Из них можно вкачать только 12, так как игра всегда предлагает выбрать одну из двух способностей, за исключением последней.

Навыки персонажа торговой армии
Навыки персонажа торговой армии

Единственным примечательным моментом здесь служит лимит обучения, потому как здесь нет привычной уровневой системы, и, вкладывая очки характеристик и навыков, мы лишь отодвигаем предел обучения, до которого можем продвинуться, а также увеличиваем его скорость.

Ещё можно похвалить игру за мультиклассовость прокачки, ведь никаких ограничений в этом плане нет.

Мы рыцари, которые говорят: "Ни!" — обзор Mount & Blade II: Bannerlord

Примечание: среди навыков встречаются направленные на профессиональную деятельность. Таким образом существуют навыки Кузнечного дела и Торговли, благодаря которым можно тихо и мирно зарабатывать себе на жизнь.

Замок
Замок

Боёвка

Боёвка в этой игре представляет собой как бы тактический геймплей с замедлением времени. Наша роль в каждом из сражений сводится к тому, чтобы управлять отрядами, то есть разбить войска на подразделения, выбрать их местоположения, тип построения, действие ими совершаемое, а позже, в режиме реального времени, координировать их действия на поле брани для достижения максимальной боевой эффективности или ввинтиться во вражеский строй, унеся с собой максимальное количество вражины. Ну а после смерти передать бразды правления ИИшнику наших подопечных.

Расстановка подразделений
Расстановка подразделений
Схватка

Так что тактический элемент тут куда менее важен, чем в уже рассмотренных играх, здесь акцент сделан на большую реалистичность. Также можно отметить, что в пылу сражения важен Боевой дух вашей армии и отдельных её подразделений.

Просто, но эффективно
Просто, но эффективно

Так, при потерях, часть подразделений могут начать спонтанное отступление за границы карты. Правда аналогичное произойдёт и у противника, благодаря чему можно гонять его отряды, уменьшая их продовольственные и денежные запасы и, тем самым, заставляя всё больше юнитов покидать сторону врага.

Штурм

По такому же принципу проводятся и осады, вовсе не обязательно сразу же идти на штурм, а можно подождать истощения продовольственных запасов противника и немного поработать осадными машинами по его оборонительным сооружениям.

У ворот
У ворот

В таком случае очень примечательной может быть осада города, если до начала войны в нем банально выкупить всё имеющееся продовольствие. Тогда можно в тот же день взять город в осаду, выжидая, пока количество защитников сократится до достаточного для вас.

Карта мира
Карта мира

Как только я прибыл, то обменял часть имеющегося у меня инвентаря на звонкую монету, а также нанял одного героя и прикупил какое-никакое обмундирование для него. После этого начались неожиданные проблемы…

Мы рыцари, которые говорят: "Ни!" — обзор Mount & Blade II: Bannerlord

Часть квестов оказалась полностью закрытой для моего отряда, так как игра требовала определённую его численность для прохождения, также всё плохо обстояло с финансовой стороны: герои предназначены быть, скорее, доверенными лицами нашего персонажа, а не боевыми единицами, поэтому их ценность на поле боя была равна ценности неплохого юнита 3-4 ранга, но при этом содержание одного героя обходилось в 3 и более жалования аналогичных по боеспособности солдат.

Мы рыцари, которые говорят: "Ни!" — обзор Mount & Blade II: Bannerlord

Более дорогим их содержание делал также тот факт, что каждому из них приходилось покупать экипировку самостоятельно, на что и тратилась львиная доля денежных средств при крайне малом военном выхлопе.

Мы рыцари, которые говорят: "Ни!" — обзор Mount & Blade II: Bannerlord

Так что после нескольких часов скитаний и попытки сбить в отряд четырёх героев, которые очень быстро и перманентно умирали на поле боя, данный сценарий был оставлен как бесперспективный. Так что перед тем как перейти к следующему сценарию я вкратце расскажу вам о механике воинов и отряда, а также о населённых пунктах, которые здесь встречаются.

Описание юнита и древо рангов

Отряд и воины

Мы рыцари, которые говорят: "Ни!" — обзор Mount & Blade II: Bannerlord

Воины

ВMount & Blade II: Bannerlord в нашем отряде могут состоять два типа юнитов:

— герои (члены семьи, спутники), которых мы прокачиваем, вооружаем и одеваем, подобно нашему персонажу, но находящиеся под управлением ИИ, как на поле боя, так и вне его, и

- воины, которых мы продвигаем по системе рангов, вкладывая в них средства, но не регулируем ни навыки, ни снаряжение, так как у каждого типа юнитов есть заданные параметры и инвентарь.

Примечание: члены семьи появляются в результате женитьбы или рождения, а спутники нанимаются в тавернах.

Рынок труда
Рынок труда

Если подробнее говорить о воинах, то они делятся на два рода: пешие и конные, которые в свою очередь делятся на ближников и дальников. Также каждый тип воинов ориентируется на определённое вооружение. Так, у ближников всё делится на одноручное, двуручное и древковое оружие, а у дальников на луки, арбалеты и метательное оружие.

Примечание: зачастую воины, специализирующиеся на метательном оружии, являются гибридными между ближниками и дальниками ввиду ограниченности их боезапаса.

Окно отряда
Окно отряда

Ещё воины подразделяются по роду занятий на солдат, которых можно нанять в каждом городе или деревне, бандитов, которые сидят в засадах по всему представленному в игре миру в ожидании ваших и чужих денег и жизней, и наёмников, сидящих по кабакам всея Кальрадии и готовых пойти с вами, покуда вы готовы щедро оплачивать их кровавый труд.

Мы рыцари, которые говорят: "Ни!" — обзор Mount & Blade II: Bannerlord

Примечание: Разбойники подразделяются на лесных, морских, горных, степных, пустынных и просто грабителей, каждый тип принадлежит к той или иной культуре.

Также стоит упомянуть, что каждый тип воинов имеет свою культурную направленность, что почти не имеет значения, потому как у каждой культуры с некоторыми изменениями присутствуют аналоги того или иного типа юнитов, за исключением факта специализации культур.

Мы рыцари, которые говорят: "Ни!" — обзор Mount & Blade II: Bannerlord

Таким образом Имперские, Стургские, Владийские и Асерайские войска специализируются на тяжёлой кавалерии, что выражается в Катафрактариях, Дружинниках, Рыцарях и Всадниках авангарда, Хузаиты предоставляют самых лучших конных лучников, Баттанцы лучше всего используют пеших лучников — Фианов.

Мы рыцари, которые говорят: "Ни!" — обзор Mount & Blade II: Bannerlord

Примечание: наёмники в большинстве не имеют никакой культурной принадлежности и являют собой нечто среднее между всеми представленными культурами.

Мы рыцари, которые говорят: "Ни!" — обзор Mount & Blade II: Bannerlord

Отряды

Касаемо отрядов, можно сказать, что они делятся на четыре типа:

- караваны, которые странствуют от города к городу в поисках выгодных предложений,

- боевые отряды феодалов и наёмниках, которые патрулируют местность и участвуют в войнах,

- крестьянские отряды, продающие произведённые в деревнях товары городам,

- отряды грабителей, которые охотятся за всеми вышеперечисленными типами, если у них достаточно сил для этого или, напротив, бегут от возможной кары.

Численность отряда зависит от уровня нашего клана, а также от ряда параметров интенданта, которым по умолчанию назначен наш персонаж, но на роль которого может претендовать один из героев.

Мы рыцари, которые говорят: "Ни!" — обзор Mount & Blade II: Bannerlord

Примечание: повышение уровня клана, в первую очередь, влияет на количественные параметры, такие как величина отряда, количество доступных спутников, мастерских и т. п.

Также в отряде доступны роли помимо интенданта. Так, хирург отвечает за скорость лечения отряда и вероятность выживания павших в битве или осаде, разведчик увеличивает скорость и облегчает выслеживание отрядов, а инженер увеличивает скорость возведения осадных орудий и их сложность.

Мы рыцари, которые говорят: "Ни!" — обзор Mount & Blade II: Bannerlord

Примечание: всего у отряда существует шесть параметров: численность, стоимость содержания, количество еды, скорость, дальность видимости и боевой дух. На их увеличение/снижение влияют навыки персонажей, инвентарь отряда, а также количество пленников и недавно происшедшие события, например: отступление, победа, голод, отсутствие зарплаты и т. п.

Экран города

Укрытия, деревни, города и замки

Поселения в игре — это, в первую очередь, экономические центры. В них ведётся торговля, которая служит одним из основных источников дохода в игре, проводятся преступные махинации, выдаются второстепенные квесты, сдаются в рабство пленники, нанимаются новые войны и верные друзья, а также проводятся состязания на арене и плетутся политические интриги.

Красивый кадр с арены
Красивый кадр с арены

В общем, у каждого поселения есть свои, зависящие от его типа параметры, которых больше всего у городов, ведь они представляют самый крупный тип поселений. Но таких параметров вообще нет у укрытий, на территории которых обитают обыкновенные сборища разнородных бандитских шаек.

Города представляют собой универсальный тип поселения, который включает в себя свойства всех остальных типов. Поэтому можно описать функционал замков, деревень и укрытий, чтобы охарактеризовать города.

Экран замка
Экран замка

Кратенько о поселениях

Замки являют собой эдакие опорные точки и позволяют контролировать ряд окрестных деревень, получая от них доход и ополчение. В замках можно размещать гарнизон, ваших пленников, осуществлять строительство инфраструктуры, оказывающей положительные эффекты как на сам замок, так и на его поселения, хранить вещи и играть в азартные игры с гостями и владельцами (управляющими замка) .

Экран деревни
Экран деревни

В деревнях, в первую очередь, можно покупать товары по сниженным ценам от производителя, нанимать контингент в свой отряд, собирать цветущие буйным цветом квесты, а также грабить их, забирая рекрутов, деньги и ресурсы.

Экран укрытия
Экран укрытия

С укрытиями всё ещё проще. Их можно штурмовать маленькой группкой воинов и, при удачном раскладе, освободить парочку пленных героев, разнородных юнитов и заполучить имущество мёртвых владельцев. К сожалению, на данный момент в них нельзя создать подпольную базу своей шайки, и после окончания штурма они пропадают.

Недублируемый функционал городов.

Таверна

Таверны обычно выступают поставщиками спутников и наёмников по довольно выгодным ценам. Главное их преимущество состоит в том, что для найма здесь требуются лишь деньги без какого-либо влияния мнения о вас на поставщиков солдат. Также здесь можно послушать музыку, поиграть в азартные игры, договориться о выкупе попавших в плен членов семьи и спутников, а также продать пленных солдат, разбойников и т. п.

Примечание: найм солдат на рынке труда ограничен вашей репутацией у поставщиков. И в одних поселениях он невозможен, а в других можно нанять абсолютно всех. Репутация увеличивается при выполнении квестов, бытности сюзереном, а также благодаря навыку обаяния. Путей же снизить репутацию великое множество.

Арена

Следующим столпом города выступает арена, на которой можно отточить свои навыки в тренировочных поединках, сразиться в турнире за трофеи и славу, а также, поставив на себя, получить неплохой денежный приток в начале игры. Также у арены есть рейтинг, за первое место в котором начисляется такой ресурс, как известность.

Кузня

Последней отличительной чертой города выступает кузница. В ней мы можем переплавлять доставшееся нам оружие, ковать холодное и метательное оружие для продажи и личного пользования, а также выполнять представленные в городах заказы (желательно так, чтобы подпадать под условия клиента) и жить, принимая данный источник средств как основной.

Примечание: у каждого класса вооружения есть множество деталей различного уровня сложности исполнения.

Покупка собственности

В ключе описания городов стоит упомянуть о возможности покупки мастерских, которые приносят определённый пассивный доход, поставляют на рынок продукты по выгодным ценам и базируются в городских угодьях.

Примечание: товар, производимый мастерской, можно заменить в любой момент, но его лучше выбирать сообразно уровню обеспеченности ресурсами для производства в регионе, а также, исходя из местной экономической обстановки и внутригородских потребностей.

Ещё стоит сказать о караванах, которые мы можем организовывать при участии местных торгашей. В общем и целом караваны приносят больший доход, чем мастерские, но они не настолько стабильны и могут быть разграблены и уничтожены лютующими на большой дороге разбойниками, что сильно влетает в копеечку.

Ещё больше пафосных картинок
Ещё больше пафосных картинок

Маленькая армия

Вторая моя попытка зарулить в наёмника оказалась гораздо успешнее предыдущей, потому как боевая эффективность возросла, расходы на содержание упали. Также значительно увеличилась грузоподъёмность отряда, из-за чего появилась возможность вести более торговонаправленную жизнь и иметь с этого неплохой доход. Также армия куда лучше показала себя в роли наёмника одного из представленных государств и не помирала всем составом на поле боя в 80% случаев, как предыдущая.

Мы рыцари, которые говорят: "Ни!" — обзор Mount & Blade II: Bannerlord

Всего же удалось добиться численности в 129 человек с упором на пехоту и кавалерию, заиметь финансовую подушку в 120 тысяч золотых, наняться к Асерайскому султанату и вести наёмнический образ жизни, не имея каких-либо иных источников дохода, кроме ратного дела и торговли силами только своего отряда.

Будто кто-то читает описание под просто красивыми картинками
Будто кто-то читает описание под просто красивыми картинками

Подводя итог

Плюсы:

- масштабность происходящего и неплохая графика, по сравнению с аналогичными играми;

- большой простор для возможностей и реиграбельность на хорошем уровне;

- реалистичный мир;

- большая историческая точность и приличного уровня лор.

Минусы:

- большая хаотичность боёв и наше все — Рандом;

- дисбалансно-мощная торговля;

- чересчур воинственный ИИ;

- отсутствие нормальной дипломатии (уже наблюдаются положительные подвижки в этом плане, так что я верю в разрабов) .

В итоге могу сказать, что Mount & Blade II: Bannerlord, хоть и откланяется от стандартной модели за счёт большего ухода в песочницу, да и вообще нацеленности на больший масштаб происходящего, всё равно остаётся прекрасным симулятором средневекового отряда (хотя больше армии) .

Так что игру рекомендую любителям симуляторов сражений, больше всё-таки поклонникам ARPG, хоть и тактико-стратегического геймплея здесь хватает.

Также, передаю привет и огромное спасибо всем комментаторам, читателям и патронам. И отдельное спасибо всем подписчикам, которые остались в блоге несмотря на моё долговременное отсутствие, скоро вновь начну регулярно выдавать новости и статейки.

Поскольку Kenshi представляет собой нужный по жанру, но слегка выпадающий по сеттингу проект, стоит ли делать про неё статью в рамках цикла?
Да
Нет
Опросы - это зло
8585
37 комментариев

- чересчур воинственный ИИ;


МИНУС? МИНУС????
Да в каждой второй игре ИИ сраный как шлепок пассивный.

16

Тогда мне жутко не везёт.

Как по мне, обзор получился весьма средним, но все равно ты - большой молодец!
Написать всеобъемлющий обзор на такую комплексную игру как МБ2 - адский труд. И объем там будет на три часа чтения.
По поводу Кенши - очень любопытно что же ты там увидишь/расскажешь, т.к. она ещё более комплексная/сложная в раскрытии чем все предыдущие.

10

Спасибо.

Система управления отрядами в бою называется "нихуя не понял, но очень интересно"

7

Именно.

Ф2 -ф2 всё в стену щитов
Ф1 - ф3 всё в атаку
Большего и не надо