«Славянский мир в компьютерных играх: разработчики, отзовитесь»

«Славянский мир в компьютерных играх: разработчики, отзовитесь»

Русская история и мифология кажутся на первый взгляд малоисследованными и примитивными – чего стоит стереотипный образ коммуниста-варвара в зарубежном сознании. Но это только на первый. Культурное прошлое языческой и средневековой (да и не только) Руси – богатый ресурс, которым, похоже, не умеют пользоваться в нашей стране на благо мультимедийного развития. Достаточно лишь посмотреть на «слоумошный» фильм «Викинг», который задумывался, видимо, ради невнятных диалогов и внезапных рвотных позывов. Ну, а идея с богатырями и русалками в играх так и подавно кажется канувшей в лета.

ЧТО ЕСТЬ?

А есть совсем немного. Первой игрой со славянской тематикой на ум приходит серия жанра RPG «Князь». Игра прямо-таки пропитана сеттингом славянского духа: за это ее полюбили многие игроки. Да, действия сюжета разворачиваются в вымышленной Лесной стране, но картинка выполнена в абсолютно родной нам атмосфере с березками и избами. К тому же, она, планировалась как конкурент легендарной Diablo: здесь тебе и изометрическая проекция, и похожий интерфейс, и прокачка уникального героя. Но на этом, собственно, все. Игре уже 18 лет, а последняя часть (не такая удачная, как ожидалось) выходила в 2009 году. И более серия не развивалась.

<i>"Некогда популярная игровая серия игр "Князь". На обложке самая первая часть - по мнению большинства игроков - лучшая."</i>
"Некогда популярная игровая серия игр "Князь". На обложке самая первая часть - по мнению большинства игроков - лучшая."

Традицию геймплея «вид сверху» продолжает и браузерная он-лайн игра «Фрагория». Как и большинство ММО имеет в своем контенте PVP и PVE режимы, возможность создавать гильдии, участвовать в праздниках и прочих радостях. Смущает лишь то, что по форме это флеш-игрушка и не более. Это не значит, что такие малые проекты совсем уж плохо. Но для раскрытия волнующей нас тематики этого никак не хватит. Кстати, присутствуют абсолютно непонятные ездовые животные, напоминающие каких-то антилоп…

<i>"Весьма лютая на вид браузерная он-лайн игра "Фрагория".</i>
"Весьма лютая на вид браузерная он-лайн игра "Фрагория".

Вроде как сюда напрашивается и игра «Златогорье», но из славянского там только боги и некоторые виды чудовищ и сверхъестественных существ. Тоже имеющая свою аудиторию фанатов, с той же изометрической проекцией и хардкорной прокачкой – но, увы, уже старинная игра.

«Славянский мир в компьютерных играх: разработчики, отзовитесь»

Цепочку пошаговых стратегий прерывают две любопытные игрухи. Первая – это «Три богатыря» 2008 года. Красочная и простая, напоминает детскую раскраску. Ну, знаете, такая типичная незамысловатая бродилка. Рубаешь за одного из богатырей, подбираешь предметы, выполняешь квестики. Не все так плохо: для столь бюджетного проекта неплохо реализована атмосфера, а диалоги приправлены традиционным юморком. В некоторых моментах сюжета даже прослеживаются злободневные и философские темы. Но в целом стереотипно и примитивно – ведь игра создана для других целей.

<i>"Скриншот из игры "Три богатыря". Милая, в чем-то привлекательная, на вид детская. Но не более."</i>
"Скриншот из игры "Три богатыря". Милая, в чем-то привлекательная, на вид детская. Но не более."

Вторая аркада под названием «Остров Русь» очень напоминает предыдущую. Только ее колорит воссоздан еще и на базе одноименной книги С. Лукьяненко и Ю. Буркина. По юмору – смешнее, даже пошловатее. И также непринужденно и весело мочишь Кащеев, Горынычей и Соловьев-разбойников. Но, опять же – управление убогое, анимация – кривая.

«Славянский мир в компьютерных играх: разработчики, отзовитесь»

И ничего более достойного на просторах видеоигр вы не найдете (моды на Total War и Mount&Blade не в счет). За рамки вышеперечисленного формата никто из разработчиков не выходил. А одно из самых современных и проработанных фэнтези, близкое по сеттингу нам – русичам – это, конечно же, трилогия «Ведьмак»…

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?

Да все что угодно. Лишь бы хватило денег и энтузиазма. Скорее всего, это была бы РПГ с видом от третьего лица, так как именно этот жанр является одним из самых вариативных и геймплейно-глубоких. Именно здесь мы влияем на сюжет и судьбу героя как нигде. Прямо как у камня на распутье: налево пойдешь…

Только представьте, вы играете за волхва, поклоняющегося Перуну или Велесу, встречаете на пути Бабу-Ягу и выбираете: либо кокнуть молнией, либо узнать о ее нелегком прошлом – ведь когда-то она была неудачно влюблена в Кащея. Локации наполнены оборотнями, домовыми, водяными. Кругом леса, поля, болота, да берега Черного моря… А вот, на горизонте виднеется Чудо-юдо Рыба-кит с деревушкой на спине, где вас ожидает отдельная квестовая цепочка со своим неожиданным поворотом в сюжете.

<i>"Огромная рыбина с целой локацией на спине смотрелась бы в игре очень свежо"</i>
"Огромная рыбина с целой локацией на спине смотрелась бы в игре очень свежо"
<i>"Бестиарий нашей игры огромен - от волколака до водяного"</i>
"Бестиарий нашей игры огромен - от волколака до водяного"
<i>"Куда в жанре RPG без классов. Богатырь, как боец ближнего боя, один из само собой напрашивающихся ролей."</i>
"Куда в жанре RPG без классов. Богатырь, как боец ближнего боя, один из само собой напрашивающихся ролей."

Думается, не грешно совмещать мифологию, историческую подоплеку и фольклорно-литературные образы. Стилистика графики, в свою очередь, может быть абсолютно уникальной, словно Билибин приложил к ней руку. Варкрафт же нашел свою изюминку, почему бы нам не поучиться у Близзов? Вдохновляться можно и рисунками Романа Папсуева: Варвара-Краса и Несмеяна получились особенно брутальными. Мультяшно-забавными этих героев уже не назовешь. Да и содержание игры было бы соответсвующее: мрачная атмосфера, сложный моральный выбор… И все это под аккомпанемент Арконы или, скажем, Сектора Газа.

<i>"Одни из самых удачных рисунков Романа Папсуева, чьи персонажи отлично стилизованы под современность - от детской сказки будто ничего не осталось"</i>
"Одни из самых удачных рисунков Романа Папсуева, чьи персонажи отлично стилизованы под современность - от детской сказки будто ничего не осталось"
<i>"Художественный почерк легендарного Ивана Билибина узнаваем сразу. Интересно, как бы смотрелась компьютерная игра в похожем стиле?</i>
"Художественный почерк легендарного Ивана Билибина узнаваем сразу. Интересно, как бы смотрелась компьютерная игра в похожем стиле?
<i>"А это другой не менее талантливый художник Виктор Корольков. Бой гигантов завораживает - еще бы оживить эту сцену на экране..." </i>
"А это другой не менее талантливый художник Виктор Корольков. Бой гигантов завораживает - еще бы оживить эту сцену на экране..."
<i>"Фантазии Королькова не знают границ..."</i>
"Фантазии Королькова не знают границ..."

КТО МОЖЕТ И ЗАЧЕМ?

Насильно клянчить у разработчиков «дайте игрулю» это не камильфо. Точнее, такой вариант и невозможен. По идее, старейшая компания Nival обладает определенным потенциалом, благо есть многолетний опыт. Но, опять же, если бы хотели – давно бы сделали. Зачем?

А вот это уже хороший вопрос. Да затем, что виртуальная вселенная про славянский мир – одна из немногих нереализованных идей. Игроделы прошлись уже по всем культурам и историческим парадигмам. Даже симулятор козы есть. А поуправлять богатырем на коне, да сразить чудище трехглавое на движке типа Frostbite нам еще не давали. Можно сказать, подобный проект необходим, дабы доказать, что культура наша действительно уникальна. Это не значит, что образ березы, да избушки на курьих ножках – предел, подобный колорит мы где-то, да прочувствовали. А вот обыгранные по исконным RPG сюжетные ходы с теми же самыми лешими и банниками – нет.

У нас в стране не делают игры с многомиллионным тиражом – североамериканские и европейские компании давно в этом преуспели. Просто нет нормальной культуры производства игр. Беда заключается в незаинтересованности издателей с одной стороны - с другой, родные кадры уезжают за границу, ибо там для игроделов созданы более выгодные условия.

Ну, раз у нас в стране не хотят вкладываться в столь перспективное дело, то ждем еще одного героя-Ломоносова из Холмогор, который возьмется за это основательно. Или Ивана-дурака, пока он отважится слезть с печи. А если слезет, сами знаете, мало не покажется.

4646
203 комментария

Комментарий недоступен

41
Ответить

При всем уважении к Ведьмаку - что "Поляки почти идеально реализовали весь потенциал славянского сеттинга" - потому тема закрыта, не сметь касаться?

5
Ответить

Ведьмак - это НЕ славянское фэнтези... И даже НЕ польское фэнтези. Первую часть игры мы бегаем в Темерии, прототипе Франции 12 века. Мор, грязь и бандиты идут в бонус к французским лилиям. В игре присутствуют лишь ЭЛЕМЕНТЫ славянского фэнтези - подобие рубах у кметов да монстры со славянскими именами, ну иногда встречаются соответствующие имена. Вторая часть это и вовсе голливудский блокбастер с уклонов в сторону Властелина Колец. В этом плане третья часть будет получше, но и там целая солянка культур - польская, немецкая, тюрская, хорватская, скандинавская, итальянская, французская... О чем речь, если единственная СЛАВЯНСКАЯ франция в мире Ведьмака - это Редания. Редания, в которой мы не бегали ни в одной части трилогии игр.

Славянского фэнтези в Ведьмаке никогда не было. По крайней мере, целиком и полностью. Со всей любовью к Ведьмаку, простите меня за сравнение, можете даже запустить в меня пару помидор, но СЛАВЯНСКОГО ФЭНТЕЗИ даже в Аллодах Онлайн и то было больше...

И чтобы ты прочувствовал на примере артов, во многом, кстати, исторических, о чем идет речь:
http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/351/2374351/f_16534915.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/351/2374351/f_16534913.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/351/2374351/f_16534916.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/351/2374351/f_16534917.jpg
http://cs419521.vk.me/v419521489/3fc3/j7nORSaiIPg.jpg
http://veda.siteedit.ru/images/vsevolod_ivanov___11.jpg
https://i.mycdn.me/image?id=770400743503&t=0&plc=WEB&tkn=*RnlI7-AAiTguFjIZ2NCYIv0-WDc
http://cdn.fishki.net/upload/post/201505/26/1545334/08.jpg
https://ae01.alicdn.com/kf/HTB14RNoKVXXXXaDaXXXq6xXFXXXs/Гостиная-домашнее-украшение-стены-ткань-плакат-Картины-Всеволод-Иванов-Вечер-на-прогулке-Русского-фольклора-зима-снег.jpg
http://s019.radikal.ru/i638/1212/0e/e9b4f76dc993.jpg
http://www.opoccuu.com/0209-oleg-tsaregrad.jpg

И с саундтреком в таком стиле:
https://www.youtube.com/watch?v=PlD84j7DcJU

8
Ответить

Почему же не устраивает - очень даже (прокачка скучноватая, однако это уже другой вопрос). Особенно восхищен концовками и продолжительностью сюжета третьей части. Но мы то говорим об отечественном продукте, а не о польском. Тем более сеттинг как раз-таки в чем-то близок, но не идентичен. Мифология восточных славян намного шире...

8
Ответить

Технически - не славянского, но они близки, да.

2
Ответить

Вы так говорите, как будто только со "славянским сеттингом" проблемы. Проблемы вообще с какими либо национальными сеттингами, не только со славянским, и во всём мире. Единственные два сеттинга, которые в ходу - скандинавский и древнегреческий, которые уже просто сидят в печёнках (особенно скандинавский, древнегреческий хотя бы разнообразен). Даже древнеегипетский, который казалось бы достаточно популярный и у всех на слуху, и так на ладан дышит, игр по нему раз два и обчёлся. Что уж говорить о других. Я вот, например, вообще никогда в жизни не видел сеттингов по шумерской или какой либо из индийских (ведический, обычный индуистский) культуре, хотя мифология и культура там ничуть не менее развитые, чем древнегреческая, скандинавская или египетская. И такого просто дофига: славянская, древнеперсидская, кельтская (хотя конкретно с этим сеттингом всё трудно, конечно, и, тащемто, понятно почему нет игр/фильмов по ней), армянская, древнеримская, майя, ацтекская, полинезийская, тысячи их. И все почившие в Бозе так, как будто и не начинали жить. А все продолжают по тысячному разу насиловать одно и тоже. Эх...

P.S.
Тут должен был быть "Всеслав Чародей".

32
Ответить

Да совершенно правильно - есть интересного материала: индийская, персидская, ацтекская мифологии.
Но от западных разработчиков мы скорее всего ничего по этой теме и не увидим - в нынешнем состоянии западного общественного мнения они просто побояться быть обвиненными в "Cultural appropriation".
Потому - если брать реальным мифологии - выбор материала для сейчас ограничен европейскими мифологиями.

3
Ответить