«Мы подумываем завести голубиную почту»: разработчики о том, как Covid-19 сказался на их работе

Организация «удалёнки» и отказ от профильных мероприятий.

Пандемия Covid-19 затронула уже практически все сферы индустрии развлечений. Пока киностудии отменяют премьеры и приостанавливают производство фильмов, игровые компании всё чаще переводят своих сотрудников на удалённую работу. Так, например, уже поступили Rockstar, CD Projekt RED, Bungie, Epic Games и Bethesda.

Мы пообщались с разработчиками и издателями, чтобы узнать о том, как они справляются с вирусом и как, по их мнению, пандемия повлияет на индустрию в будущем.

«Мы подумываем завести голубиную почту»: разработчики о том, как Covid-19 сказался на их работе

О методах профилактики заболевания

Семь из восьми студий, опрошенных DTF, признались, что перешли на удалённый формат работы — некоторые со свободным посещением. Кроме того, разработчики предпринимают стандартные профилактические меры, чтобы не допустить заражения сотрудников, которым всё-таки приходится контактировать друг с другом.

Например в Кефире (Last Day on Earth), где осталась возможность свободного посещения офиса, исключили рукопожатия и общественный транспорт. «Теперь все ходим пешком и загадочно перемигиваемся», — рассказывает арт-директор Пётр Костылёв.

По словам PR-менеджера GSC Game World Захара Бочарова, в компании закупили маски и антисептики. «Ничего необычного, главное сейчас — такими советами не пренебрегать», — говорит он. Аналогичные меры предпринимают и в других компаниях.

Мы моментально переключились в режим работы по домам. А когда нужно быть в офисе по разным причинам — социально изолируемся. Обходим друг друга стороной, или же пытаемся делать расписание, когда в офисе находится не очень много людей. Постоянно протираем руки санитайзером — дезинфекционным гелем. Протираем поверхности антибактериальными салфетками. Мы также моментально отменили все командировки.

Алекс Ничипорчик, руководитель tinyBuild

Об отмене командировок говорят и в остальных студиях. Кефир, например, принял такое решение с начала февраля — при этом под запрет попали не только рабочие поездки, но и отпуска. «Где были проблемы с возвратом отпускных путёвок — компания полностью компенсировала все расходы», — рассказывают в студии.

При этом в Кефире не слишком опасаются вируса. Во-первых, в Волгограде, где располагается штаб-квартира студии, на 19 марта не зафиксировано ни одного случая заражения, но уже на протяжении четырёх дней действует режим повышенной готовности.

Во-вторых, в 2019 году компания построила неподалёку от своего офиса диагностическую клинику, которая в 2020-м получила три звезды сертификата EFQM Recognition.

Её основная миссия — регулярный чекап, поэтому у наших ребят в принципе уже налажена привычка следить за здоровьем; к этому же мы стремимся приучить в будущем и всех жителей города.

Пётр Костылёв, арт-директор студии Кефир
Клиника студии Кефир в Волгограде
Клиника студии Кефир в Волгограде

Не боятся Covid-19 и в Ice-Pick Lodge, сотрудники которой ссылаются на свою экспертизу в области пандемии, наработанную во время создания «Мора».

Каждый, кто играл в «Мор», хорошо знает, что у нашей студии достаточно серьёзный опыт. Дважды авторы «симулятора выживания в условиях эпидемии», мы успели за эти годы изучить немало материалов и хорошо знаем, что надо делать в такой ситуации. Пользуясь тем, что нашу студию возглавляет аутентичный Гаруспик, мы уже добыли образцы заражённых тканей, установили, как ведёт себя вирус в агрессивной среде и сейчас активно работаем над авторской вакциной. Для сыворотки придётся срочно смоделить ещё одного аврокса, но это вопрос времени.

Наша студия славится последовательностью, логичностью и особым пристрастием к рациональному поведению и здравому смыслу. Мальчики договорились приостановить практику регулярных рукопожатий, но девочки героически продолжают обниматься: моральная поддержка во время мора играет не последнюю роль!

Ice-Pick Lodge

Об удалённой работе

В большинстве компаний уверены, что дистанционный режим работы никак не скажется на производительности. Более того, в некоторых студиях из-за перехода на «удалёнку» не поменяется практически ничего.

В Owlcat Games все сотрудники могут регулярно переключаться из режима присутствия в офисе на удалённую работу. Так было всегда — мы ценим свободный график и необходимость поработать вне офиса, в силу разных причин. Поэтому никаких особенных сложностей мы не ожидаем, технически студия готова к такому шагу. Кроме того, ряд специалистов постоянно работает на удалённой основе, для них процесс взаимодействия с коллегами останется прежним.

Андрей Цветков,

глава издательского направления Owlcat Games

То же самое касается и tinyBuild. По словам Алекса Ничипорчика, издательство «изначально было построено как дистанционная компания между США, Великобританией, и Голландией». «Это вопрос воспоминания старых привычек и обучения им новых сотрудников», — говорит он.

Аналогичная ситуация и в Playgendary (Bowmasters), которая, по словам её CBO Никиты Гука, уже давно работает в удалённом формате, а сотрудники приходят в офис лишь по желанию. У Ice-Pick Lodge также есть опыт дистанционной разработки — так, например, создавалась «Эврика». При этом релиз игры не пришлось сильно откладывать.

«Эврика»​
«Эврика»​

В Banzai Games (Shadow Fight) видят в необходимости перехода на «удалёнку» вызов.

Вначале это казалось очень рискованной затеей, и мы почти поддались унынию, что должны пойти на такой шаг. Но потом поменяли фокус внимания и стали решать это как сложную, но интересную задачу. Провели опрос относительно того, что может понадобиться сотрудникам дома для эффективной работы. Снабдили техникой. Прописали правила работы. Важно, чтобы сотрудник, который никогда не работал удаленно, садясь у компьютера в любимое кресло, точно понимал, что от него ждут и как эффективно настроиться на работу.

Сейчас мы считаем, что такой необычный формат будет не только испытанием для нас, но и важным, положительным кейсом, который позволит по-новому взглянуть на привычные процессы и оптимизировать их для будущего. Вполне возможно, что что-то из «удалённой жизни» перекочует потом и в офисную жизнь на постоянной основе.

Наталья Калинина, HR-директор Banzai Games

Впрочем, главным недостатком такого подхода разработчики считают то, что при дистанционной работе теряется эмоциональный контакт между сотрудниками. «Без живых совместных обсуждений, шумных шуток в столовой и прогулок от стола к столу — немного одиноко», — признаётся арт-директор Кефира. Однако Андрей Цветков из Owlcat (Pathfinder: Kingmaker) надеется, что эмоциональное вовлечение сохранится и на «удалёнке».

Pathfinder: Kingmaker
Pathfinder: Kingmaker

Практически все опрошенные DTF сошлись во мнении, что дистанционная работа не заставляет менять привычные производственные процессы и использовать новые для команд инструменты.

Инструменты могут отличаться от студии к студии, но они стандартные для многих — Asana, Jira, Confluence, Zoom и другие знакомы практически всем, кто работает в офисе. Поэтому каких-то кардинальных изменений не произошло.

Никита Гук, CBO Playgendary

Не изменилась ситуация в Owlcat и Banzai Games. В последней, правда, отмечают необходимость повышенного внимания к коммуникации между сотрудниками в условиях пандемии. А Алекс Ничипорчик замечает более активное использование привычных инструментов.

Мы начали больше использовать таск трекеры и наконец-то пользуемся тредами в Slack! Я заметил, что люди пользуются календарями гораздо больше обычного и тратят время на организацию эффективности процесса, потому что сложно быть на двух звонках одновременно.

Алекс Ничипорчик, руководитель tinyBuild

В целом, даже для студий, не привыкших работать с удалёнными сотрудниками, есть весьма простые и проверенные решения для организации дистанционной работы, закрепившиеся на рынке. «В 2020 году для дистанционной работы изобретать велосипед уже, к счастью, не надо. Сильно изворачиваться не пришлось», — говорит Захар Бочаров. Однако некоторые разработчики готовы пойти на радикальные меры.

Мы подумываем завести голубиную почту, благо у нас есть выход на крышу: там есть отличное место для постройки голубятни, а улицы настолько опустели, что нововведения никто не заметит. Проблем с муниципальными органами возникнуть не должно.

Ice-Pick Lodge

Covid-19 может повлиять и на политику компаний в отношении найма сотрудников. Как рассказал PR-менеджер Wargaming Иван Живица, студия временно приостановила приём кандидатов из других стран. Однако у пандемии могут быть и далекоидущие последствия — она может заставить разработчиков пересмотреть своё отношение к удалённым работникам. Никита Гук считает, что в будущем вакансий по их поиску может стать больше.

Во многих студиях весь воркфлоу выстроен вокруг формата офисной работы. Сейчас появилась возможность обкатать новый формат, даже если они боялись сделать это раньше. Какой-то процент точно поймёт, что удалённая работа не сказывается на продуктивности, и сможет частично перейти на него. Так что в перспективе можно будет наблюдать рост открытых вакансий для удалённой работы.

Никита Гук, CBO Playgendary

Впрочем, Алекс Ничипорчик уверен, что «удалёнка» «в большинстве случаев работает в небольшом размахе». И в то время, как часть специалистов в Owlcat постоянно работают вне офиса, в других студиях, опрошенных DTF, вряд ли что-то изменится после пандемии.

Карантин похож экспресс-тренировку, чтобы проверить, где хромают коммуникации между командами или внутри них. Что касается найма, лично мы вряд ли войдём во вкус работы удалённым методом: мы не выбрали этот формат десять, пять лет назад — не выберем и сейчас.

А вот студии, которые работают наполовину или всецело с удалёнными командами, возможно, только укрепят свои позиции и придумают новые фишки.

Пётр Костылёв, арт-директор студии Кефир

О конференциях и выставках

Covid-19 заставил разработчиков отказаться не только от работы в офисе, но и от индустриальных мероприятий: в 2020 году E3 и DevGAMM пройдут в онлайн-формате, а GDC было решено перенести на лето вместо весны. Это может нанести удар, в первую очередь, по инди-студиям, для которых подобные ивенты — один из немногих способов заявить о себе. Впрочем, и крупные компании рискуют пострадать из-за невозможности показать свои игры.

Главное, из-за чего переживают разработчики — это из-за контактов и связей, которые налаживаются во время онлайн-мероприятий. Впрочем, как считают в Owlcat, видеоконференции способны стать полноценной заменой личным контактам.

Выставки и конференции всегда считались эффективным инструментом как для продвижения игр, так и для обмена опытом внутри индустрии. В бизнесе очень ценится личное общение, но наш опыт показывает, что виртуальные встречи и видеоконфенеции могут их заменить, в большинстве случаев.

Андрей Цветков, глава издательского направления Owlcat Games

Того же мнения придерживаются и в Banzai Games.

Хочется надеяться, что влияние будет не сильное. Конечно, офлайн-общение с коллегами по индустрии и активности, направленные на узнаваемость бренда, тяжело будет заменить. Но ведь планируется, что все ведущие конференции будут проходить в онлайн-формате, так что нашим сотрудникам всё равно удастся поделиться своей экспертизой.

Наталья Калинина, HR-директор Banzai Games

Впрочем, Захар Бочаров и Алекс Ничипорчик переживают по другому поводу. В переходе в онлайн им видится возможная тенденция, которая в будущем способна негативно сказаться на индустрии.

Такого прецедента, как сейчас, кажется, ещё не было. Как я вижу, главное опасение в том, что «переползшие» в онлайн мероприятия могут уже не вернутся к прежнему формату. Который, на самом деле, обидно терять — офлайн-выставки и фестивали одинаково важны и игрокам, и разработчикам. Те же эмоции и атмосферу невозможно без потери перенести в цифровое пространство.

Я лично искренне надеюсь, что после пандемии всё вернется в то же русло, что было до неё. Если и менять что-то — то осознанно, а не под прессингом внешних обстоятельств.

Захар Бочаров, PR-менеджер GSC Game World

Глава tinyBuild считает, что последствия переезда в онлайн будут заметны лишь через некоторое время. При этом их почувствуют не только разработчики, но и игроки.

Это самая большая проблема из-за коронавируса. Мы это не увидим сразу, а почувствуем через год-два, когда отсутсвие GDC и Е3 поведёт за собой обвал выпускаемых игр. Ведь дело в том, что в марте на GDC осуществляются очень важные сделки, которые мы чувствуем только через год-полтора. Инвестиции, издательства, партнёрства, вакансии, доклады — всё это очень важно для экосистемы нашей индустрии. Поэтому, мне кажется, мы очень скоро увидим наплыв онлайн-мероприятий на примере DevGAMM Online.

Откладывать или отменять события это очень плохо. Потому что они входят в привычку, которую очень легко отбить. Я вижу как в сфере инвестиций идет ажиотаж на онлайн-митинг-системы, дистанционное обучение, и много всего «с дома» — и вполне вероятно что этот год изменит экосистему игровой индустрии в целом.

Алекс Ничипорчик, руководитель tinyBuild

В Ice-Pick Lodge, однако, не считают, что отмена мероприятий и их «переезд» в онлайн скажется на работе студии. Более того, в компании уверены, что вирус вообще не сильно на неё повлияет.

Мы и раньше были на выставках редкими гостями. И вообще, если подвести итог, мы не думаем, что пандемия сильно повлияет на нашу работу. Наша студия вот уже 20 лет выживает в самых невозможных условиях, шкура у нас толстая, люди закалённые. Любые невзгоды мы воспринимаем философски и в будущее смотрим с нормальным, разумным скепсисом с крупицей необъяснимого и неистребимого оптимизма.

Ice-Pick Lodge
4141
18 комментариев

Мы подумываем завести голубиную почтуОтличная идея контактировать с крылатыми крысами

15

Можно их спиртом протирать по прилёту.

2

Комментарий недоступен

8

игры это не совсем IT, и совсем не софтварная разработка, например. В каждой отрасли свои особенности

Голубиная почта ?
Ребята про птичий грипп походу не слышали :)

5

да ладно птичий, голуби в принципе разносчики любой заразы

1

Ребята слышали про такие вещи, что хорошо прокачали чувство юмора. Никому не помешает, кстати )