Вынужденная мера или полная чушь: немного мыслей о новых SSD в Xbox Series X

День добрый всем, кто забежал на огонёк в этот пост. После демонстрации Xbox Series X (официальная новость тут) меня заинтриговал накопитель, который использовала Microsoft в своей консоли. Поэтому, я решил, пока тема горяча, попробовать изучить решение компании и понять, оно того стоило, или нет.

Чудо технологий в разрезе​. Microsoft
Чудо технологий в разрезе​. Microsoft

Для начала давайте в целом глянем, какие варианты были у майков (замечу только, что всякие сомнительные варианты типа SSHD я даже не рассматриваю). Давайте возьмём в этот список устройства ценой около 100$. Это:

1. Классический HDD большой емкости. Этот вариант, что называется, safe-play. Технологии много лет, качество винтов вполне достойное. Емкость в таком случае составила бы около 4ТБ (100$ на рынке, пруф). Неплохой вариант, однако, неясно, насколько такой хард вообще нужен. К примеру, свежий CoD занимает примерно 150-170гб — их влезло бы примерно 25 штук. И да, такой вариант занял бы кучу места в корпусе. Скорость порядка 180-200 мб/с в прыжке перед смертью.

2. SATA-SSD.Им уже около 8-10 лет, они достаточно надежны и быстры. В те же 100$, если постараться, можно влезть с вариантом на 1ТБ (пруф). Как правило, именно такой апгрейд делают консолям на 500Гб, он без проблем проводится с актуальными поколениями. Конечно, условных CoD`ов влезет уже лишь 6 штук. Скорость порядка 600мб/c, упирается в интерфейс уже очень давно.

3. NVME gen. 3. Те же чипы, только в профиль. В условиях гораздо более быстрого PCI-e интерфейса это дало бы ощутимый скачок скорости загрузки… При условии, что все остальные части консоли соответствуют. И вновь мы теряем половину емкости ценой утроения скорости — в 100$ влезает лишь средненький SSD на 500Гб (пруф). Скорость порядка 1200-1400 мб/c.

4. NVME gen. 4. Вариант, выбранный Microsoft. Что называется, cutting-edge разработка, пока что совместимая только с ПК на основе свежих чипов AMD. Следуя той же логике, за 100$ мы бы могли позволить себе лишь 250 гб — объем, подходящий разве что для системного диска (пруф?). Скорость около 2гб/c, верхний порог лишь сам интерфейс и адекватность.

И вот тут начинаются любопытные вещи. Объем, который заявлен в Series X — 1Тб. Такой сейчас стоит от 200$, и это, по сути, первая версия таких SSD. Сам PCI-e gen.4 на рынке лишь около полугода, и чипы, совместимые с ним точно не достигли идеала. Выходит, что Microsoft решили сделать ставку на технологию будущего, и тут, судя по всему есть несколько причин.

Наш клиент​. Austin Evans (YouTube)
Наш клиент​. Austin Evans (YouTube)

Причины в пользу Microsoft

Вклад на годы. Наверное, самая важная причина для ребят из Рэдмонда. Все же Series X будет актуален пять лет, в перспективе все десять. Но лишь если по отдельности никакая его часть не устареет. Прежде такое бывало -- выход 3D ускорителей делал старые 2D консоли устаревшими, использование CD привода позволяло создавать намного масштабнее игры, и так далее. Сейчас же ставка на сверхбыстрый SSD со странноватой схемой оперативной памяти позволит в будущем отыграть на бесшовных играх-мирах. Кроме того, большой объем данных, который может быть передан за секунды явно расширит возможности и паралельной работы с консолью. Скажем, вы качаете со своим гигабитным интернетом свежий RollerCoaster Tycoon 4, в котором тучи мелких файлов (а это главное преимущество SSD над HDD, окромя скорости) и проходите Forza Horizon 4, которой нужен стабильный приток текстурок и карт локации в память.

Апгрейд, хоть и сложен, но на первое время не обязателен. Все же на пару лет вам вполне хватит обычного внешнего диска, на который можно установить все любимые игры с xOne и жить, не зная горя.

Принципиально другой подход к сэйвам. Вещь, которую пока нам не особо рассказали, но тем не менее. Дело в том, что, судя по ролику, игры живут в своих виртуализированных контейнерах, и вместо сохранений просто сбрасывают свое состояние на диск. Этот подход гораздо быстрее обычных сейвов, посколько позволяет загрузится прямо в игру, минуя все подгрузки от главного меню до локаций, но требует большого количества достаточно быстрой памяти. В ролике это продемонстрировали, и (я даже посчитал) в среднем переход от игры к игре занимает около 6.5 секунд. Результат впечатляющий, но не настолько, как загрузка игры сразу в момент, где ты ее оставил.

Красавчик, чтобы разбавить горы текста.​
Красавчик, чтобы разбавить горы текста.​

Причины против Microsoft

Блокировка пользователей в своей экосистеме. Я считаю, что это слегка смешной аргумент — когда это консольщикам было в первый раз быть запертыми в своем мире (а некоторые так вообще считают, что из него и выпускать нельзя), но это не отменяет факта. Поставить новый накопитель в консоль теперь нельзя. Вернее — можно, но только особый, благословленный техножрецами авторов консоли. Учитывая, что архитектура Series X очень похожа на обычный ПК, это странное решение. Впрочем, возможно в этом виноваты особенности SSD. Дело в том, что производительность такого накопителя зависит в том числе от его наполненности и от наличия сверхбыстрого кэша. Чаще всего это DDR4 память, распаянная рядом с контроллером. Сначала заполняется сверхскоростной буфер, а уже потом из него данные распределяются по постоянной памяти (это очень рудиментарное объяснение, если вам интересно -- сходите в интернеты за подробностями). Так вот, возможно, что в родном SSD используется большое количество кэш-памяти. В пользу этого говорит и то, что SSD называют разработкой Microsoft в видео.

update: Нет, в SSD отсутствует DRAM кэш как явление. How sad (пруф).

Вероятная дороговизна решения. Тут, в целом, нечего и описывать. Такой накопитель очень дорогой сейчас, и станет доступным лишь с годами. Здесь явно идёт игра на опережение, и, очень хорошо, если прогнозы Microsoft верны.

Расширение памяти

На этот счет у майков простой ответ.

​Да, мы придумали свой порт и свой формат SSD. Больные ублюдки <3​
​Да, мы придумали свой порт и свой формат SSD. Больные ублюдки <3​

В общем, и хорошо, и плохо.

Хорошо, потому что такие накопители явно будут сертифицированы и надежны.

Плохо, потому что скорее всего их нельзя будет перемещать без форматирования между консолями, выпускать их будут 2-3 благословленных производителя, и установить можно будет только один такой.

Немного о мелочах и выводы

Следует еще упомянуть пару вещей про структуру оперативной памяти в целом. Вот так нам говорит официальная картинка:

​Официальная картинка.
​Официальная картинка.

Память установлена очень быстрая, но её в целом не очень много. Думается мне, поэтому Microsoft и делает упор на таком накопителе — быстрый swap-раздел вполне может компенсировать наличие лишь десяти гигабайт памяти. В стандартную явно будут класть музыку и прочие вещи, не требующие высоких скоростей. Кроме того, это память общая между процессором и видеоядром, и её явно будет впритык спустя 8-10 лет прогресса технологий.

Так вот, если попробовать сформировать вывод — получится, что умные ребята-проектировщики в очередной раз оказались правы, выбрав такой накопитель. Да, он дорогой и его можно расширить только специальными модулями, но в будущем он, верно, поможет консоли ощущаться быстрой даже спустя несколько лет. Да, это скорее вынужденная мера, чем полная чушь.

Жду вас в коментариях поругать автора и рассказать, как много воды в тексте. Ну и обсудить, стоит ли эта игра свеч.

8080
58 комментариев

А ты авторитетный эксперт?

13
Ответить

Комментарий недоступен

32
Ответить

Я человек, у которого есть мнение на эту тему, и который хочет пообщаться в комментариях с такими же людьми. )

20
Ответить

Он же в интернете, так что разумеется.

11
Ответить

Если честно, нихуя не понятно. Но вроде как интересно

Тем не менее радуют что есть глубокая критика и анализ маркетинговых ходов. 

13
Ответить

Меня больше интересует вопрос — как ты так быстро такую пасту написал?Уж не робот ли ты часом?!

8
Ответить

Поперхнулся робочаем, пошёл записываться к полякам в киберпанк.

6
Ответить