Монстр. Идея равноценности жизни, или как спасение самого Дьявола может повлиять на Вашу жизнь
Внимание:
- В данной статье не будет никаких спойлеров, а наиболее важные сюжетные моменты (если таковые необходимо будет упомянуть), будут поданы под толстым слоем обобщения и без контекста.
- Если Вы надеетесь найти числовую оценку (или оценку, выведенную с помощью иного типа шкал), быстро пролистав текст статьи— извините! Автору статьи было бы важно, чтобы каждый из читателей сделал вывод о тайтле, исходя из прочитанного текста (как минимум) или из самостоятельного ознакомления с ним (как максимум). К тому же, искусство (в том числе и комикс/コミック/манга/аниме/мультипликация) невозможно (или крайне сложно) подвергнуть объективной оценке (ИМХО).
Часть 1. Стечение случайных обстоятельств или сила выбора.
Представим гипотетическую ситуацию: Вы идёте на работу/учёбу/встречу/(вставьте свой вариант), и внезапно сталкиваетесь с человеком, на голову которого упал кирпич, вследствие чего человек потерял сознание и истекает кровью. Будете ли Вы производить какие-либо действия по его спасению? Скорее всего, да. Вызвать скорую точно было бы не лишним. Итогом Ваших своевременных действий будет спасение жизни человека. Но задумаетесь ли Вы о том, какого человека удалось спасти благодаря вашим действиям? Он может оказаться как праведником, ангелом во плоти, так и сосредоточением зла, которое способно уничтожить мир.
В аналогичную ситуацию попал главный герой манги Наоки Урасавы "Монстр" - гениальный нейрохирург, доктор Кэндзо Тэнма. Он действительно блестящий врач, как с точки зрения профессионализма, так и с точки зрения личностных и нравственных качеств. Даже при том, что окружают его не самые приятные и честные люди (руководитель клиники и его дочь, которая по совместительству выступает в роли будущей невесты Кэндзо, некоторые коллеги), ему удаётся не запачкать свой белый халат в грязи корпоративных междуусобиц и тотального эгоизма.
И вот, очередной ночной вызов. Срочная операция. И далеко не самый обычный пациент: маленький мальчик по имени Йохан Либерт с пулевым ранением в голову. Вместе с ним в больницу поступила девочка того же возраста — его сестра-близнец Анна Либерт, которая явно находится в шоковом состоянии.
Доктору Тэнме на пути в больницу сообщили, что родителей этих детей нашли уже мёртвыми. Возможно, это было ограбление. Однако читателю сходу дают понять, что в этом деле не всё так чисто.
Ситуация приняла ещё более тяжёлый расклад, когда по прибытии в госпиталь главному герою сообщают о только что принятом за него решении: по приказу руководителя клиники направить доктора Тэнму на другую операцию по удалению тромбозов сосудов головного мозга местного мэра. Однако, неслучайно в название этой части статьи вынесена фраза «сила выбора». Выбора, который впоследствии изменит всю жизнь доктора Кэндзо Тэнмы.
Часть 2. Ангелы и демоны?
Движение всего сюжета и истории возможно только благодаря героям этой истории. Давая объяснения тем или иным событиям невозможно сослаться исключительно на случайность. Именно персонажи, их действия, выборы и взаимодействия выступают предтечей всех событий. Читатель ощущает «живость» героев, что безусловно располагает нас симпатизировать им, несмотря на то, кем является тот или иной персонаж:
будь то добросердечный, но в то же время расчётливый доктор Кэндзо Тэнма,
или невозмутимый, иногда даже крайне холодный, одержимый своей работой инспектор Генрих Рунге,
добрый и, с первого взгляда, жизнерадостный журналист Вольфганг Гриммер,
или безумно обаятельная, приковывающая внимание, сильная и способная постоять за себя Нина Фортнер (кхе-кхе).
Перед читателем, глава за главой, раскрывается масштабная детективная история, в которую постепенно вплетаются жизни как главных, так и второстепенных персонажей. Знакомясь с новым для себя героем, Вы будете ощущать его одушевлённость и причастность к реальному миру не только за счёт крайне приземлённого сеттинга, но и за счёт многогранности самого героя. Переворачивая очередную страницу и "пожирая" главу за главой, Вы будете предполагать: "Хм, а этот персонаж не такой простодушный/бесчувственный/эгоистичный, каким кажется". И, скорее всего, будете абсолютно правы!
Самое важное — читатель (при условии не поверхностного прочтения) способен выстраивать эмпатические связи практически с каждым из них, осознавая их взгляды на те или иные стороны реальности и мотивы их поступков. И не всегда это будет получаться с первого раза. Ведь, как и в реальной жизни, нас окружают не ангелы и демоны, а живые люди, каждый со своим индивидуальным, неповторимым опытом. Аналогичную мысль можно встретить и в данном произведении: абсолютного Добра не существует, как и абсолютного Зла. Существуют лишь люди, в каждом из которых есть как светлая, так и тёмная сторона.
Часть 3. Истинный монстр.
Бесспорно, «Монстр» — один из величайших представителей детективного жанра сэйнен манги. Наоки Урасава смог выстроить захватывающую, интригующую и, в некоторой степени, даже жестокую историю, которая не даст Вам шанса оторваться от неё ни на секунду. Неудивительно, что манга принесла автору всемирную известность и заслужила огромное количество наград, в том числе главный приз Культурной премии имени Осаму Тедзуки и несколько номинаций на премию Айзнера.
Если Вы давно искали (или просто хотели бы прочитать) крепкую, мрачную, как проливной дождь в самую тёмную в вашей жизни ночь, но реалистичную и интригующую историю — «Монстр» ждёт вашего прочтения, после которого у Вас, скорее всего, останется некоторое количество вопросов. А самым главным из них будет:
«Кто же является настоящим монстром?»
P.S.
Надеюсь, данная статья смогла заинтересовать Вас и подтолкнуть к ознакомлению с, не побоюсь этого выражения, живой классикой сэйнен манги. Да, возможно, содержащая какие-то неоднозначные решения и сюжетные повороты ("Арка бывших пациентов" (ИМХО)". Но в соотношении со всей философской глубиной манги и поднимаемыми в ней темами, все субъективные недостатки или, условно говоря, недораскрытые сюжетные линии, нивелируются.
И, как Вы могли догадаться, манга «Монстр» имеет и аниме адаптацию, практически покадрово передававшая содержание и настроение первоисточника.