Общий сбор: впечатления от «Бегущего по лезвию 2049»

Делимся мнениями. Со спойлерами.

«Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнёва за первые выходные привлёк в Америке 31,5 миллиона долларов. Прогнозируемый результат был выше, впрочем авторы говорят о долгосрочной перспективе. Кино получилось во всех отношениях непростым и явно не массовым.

Большая часть редакции DTF уже успела посмотреть кино. Самое время поделиться впечатлениями и обсудить увиденное.

Общий сбор: впечатления от «Бегущего по лезвию 2049»
Общий сбор: впечатления от «Бегущего по лезвию 2049»

Артемий Леонов: дождь без слёз

Когда речь заходит об оригинальном «Бегущем по лезвию», в моей памяти всплывает одна единственная сцена — кульминационная. Репликант Рой в исполнении Рутгера Хауэра произносит свой неожиданный и необъяснимо прекрасный монолог, Декард в изумлении слушает, на фоне играет музыка Вангелиса. Я до сих пор помню эффект, который оказала на меня эта сцена при первом просмотре — я глядел в экран, как заворожённый. Когда она завершилась, я ещё долго пребывал под впечатлением — мне казалось, что я только что стал свидетелем чего-то грандиозного, эпического, наполненного непостижимым смыслом.

В «Бегущем по лезвию 2049» никаких «слёз в дожде» нет. Весь фильм я надеялся, что авторы хотя бы попытаются заставить меня испытать нечто подобное, но тщетно. Финальное сражение с приспешницей главного злодея снято превосходно, но не позволяет испытать никакого катарсиса. И дело тут вовсе не в том, что саундтрек нового фильма уступает бессмертным композициям Вангелиса, а актёрское мастерство Джареда Лето или Сильвии Хукс — харизме Рутгера Хауэра. Просто фильму в принципе не удается то, что удавалось оригинальному «Бегущему» — ощущаться чем-то большим, чем просто история о детективе в футуристическом мире, хотя сюжет на этот раз к этому явно располагает.

Картина Дени Вильнёва — это то, чем был бы «Бегущий по лезвию», если бы из него вырезали финал: красивый, атмосферный, умный, во всех отношениях качественный фантастический фильм. Вот только от продолжения я ждал чего-то большего — той самой таинственности и недосказанности, пищи для размышлений, ощущения присутствия некоего смысла, не лежащего на поверхности, тех самых чувств, которые когда-то пробудил во мне знаменитый монолог Роя Батти. Но «Бегущий по лезвию 2049» просто закончился, как самый обычный фильм, не оставив после себя практически ничего, кроме удовлетворенности качеством операторской работы и декораций. Затерялся во времени, словно слёзы в дожде.

Общий сбор: впечатления от «Бегущего по лезвию 2049»

Олег Чимде: просто смотреть

Я не сразу понял, что почувствовал после просмотра. Подруга сказала: «Я будто посмотрела арт-хаус, который почему-то попал на большой экран», и в этом есть правда. Вильнёв снял так, как сейчас массовое кино уже не снимают — это определённо плюс. Несмотря на опасения, из зала во время просмотра никто не вышел, все досидели до конца. На выходе я не слышал, чтобы кто-нибудь ругался на фильм. Лишь тягостное молчание, но при этом какие-то огоньки в глазах.

Кино отлично выглядит и очень специфично звучит. Ни одной ошибки в кастинге (Джаред Лето наконец-то играет «бога», Гослинг идеально вписывается в роль репликанта), есть и прекрасные новые лица в кадре. Дух первого фильма выдержан, здорово показан мир тёмного будущего. Отдельные сцены попросту гениальны — особенно момент с наложением «цифровой» девушки на настоящую (и пёс его знает, какая из девушек вообще «настоящая»). Я такого нигде не видел, это сильно.

Ещё Вильнёв очень грамотно путает зрителя весь фильм. Я до сих пор не вполне понимаю, кто репликант, а кто нет. Мадам — она человек или нет? Сначала она противопоставляет себя герою Райана Гослинга, но в другом диалоге её вроде бы приписывают к репликантам. В этом всём я вижу одну из ведущих идей фильма: не важно, кто ты по сути, главное — кем ты себя считаешь. Мысль очень простая, как, в общем-то, и весь фильм.

Но в то же время при ближайшем рассмотрении кино будто разваливается на куски. Связь между сценами зачастую призрачна и неуловима, некоторые эпизоды излишне затянуты и не несут в себе никакой пользы для зрителя, а с логикой бывают проблемы. Зачем вся эта «многоходовочка» с ребёнком и пересадкой воспоминаний? Что опыляют пчёлы, и что всё это время ел Рик Декард? А ещё тут есть тема очередного «восстания машин» и подана она очень сумбурно.

Но по-моему при просмотре «Бегущего по лезвию 2049» не стоит слишком много думать, его нужно просто смотреть. Как зрелищу ему в этом году нет равных.

Общий сбор: впечатления от «Бегущего по лезвию 2049»

Илья Цуканов: Blade Runner вверх тормашками

Анализируя историю нового «Бегущего по лезвию» понимаешь, что фильм, сохраняя общие черты оригинала, просто берёт и переворачивает всё остальное с ног на голову.

Тот же самый мир показан уже не как свалка, заполненная людьми, в которой легко затеряться, а как сборник громадных почти абсолютно пустых сооружений, давящих на всех. Новый саундтрек, сохраняя общую стилистику, лишился джазовых мотивов, став более ревущим. Охотник на репликантов, в отличие от оригинала, в итоге лишается всяких иллюзий по поводу своей природы. Даже финал истории диаметрально противоположен: герой решает умереть.

Возможно, исходя из такой точки зрения, я мог бы по-настоящему проникнуться сюжетом фильма, чего не произошло сразу же, хотя во всём остальном новый Blade Runner великолепен. В общем, нужен ещё один просмотр.

Общий сбор: впечатления от «Бегущего по лезвию 2049»

Алексей Сигабатулин: почти современное искусство

Пора привыкнуть не ждать ничего от «возвращения классики» — всё равно оно не сможет перебить впечатления от фильма, полученные годы или десятки лет назад, лучше и не пытаться. Гораздо легче воспринимать всё, как абсолютно новое произведение. И вот тут «Бегущий по лезвию 2049» работает как надо: не смотрели или не помните оригинал — окей, вот вам история про искусственных людей, в которой сразу дают весь необходимый контекст. Вот рассказ о любви живого существа и машины, очень трогательный и «настоящий». Даже не нужно помнить, кто такой Декард, что там говорил в конце прошлого фильма Рой Батти или что за блэкаут произошёл в будущем. Знаете — найдёте какие-то приятные отсылки, нет — ну и ладно.

Другое дело, что новый «Бегущий» ощущается чересчур пустым для своего хронометража. За два с половиной часа в кино я не устал, но после сеанса понял, что удивительно мало запомнил: в фильме всего пара-тройка действительно интересных сцен, но легендарной вряд ли станет хоть одна. «Слёз под дождём» точно не будет.

А ещё новый «Бегущий» — очень красивый фильм. Порой настолько, что начинаешь воспринимать его не как кино, а как какой-то арт-объект. Правда киберпанка тут мало. Огромные голографические проекции — это круто, конечно, но заезженно. Есть мнение, что у «Бегущего по лезвию 2049», как и многих представителей современного искусства, новые смыслы и какое-то более глубокое понимание раскрывается после второго-третьего просмотра. Только вот пересматривать фильм пока не хочется — всё же три часа жизни не лишние. Возьму себе его на Blu-ray и поставлю на полочку.

Общий сбор: впечатления от «Бегущего по лезвию 2049»

Алексей Хромов: не препарируйте красоту

Не так давно я, наконец-то, определил для себя, что такое «хороший фильм». Всё очень просто: это фильм, у которого не хочется искать недостатки. Это совершенно не значит, что их нет, просто на них не обращаешь внимания. Как любимого человека не рассматриваешь по частям и параметрам, он просто нравится. Такими для меня за последнее время были «Логан», новый «Безумный Макс», третий сезон «Твин-Пикс», теперь к ним прибавился «Бегущий по лезвию 2049».

Вместо того, чтобы препарировать и разбирать сюжеты и мотивы, им нужно просто наслаждаться. В первую очередь потому, что это красивое кино. Вильнёв разнообразил вечно мрачный дождливый пейзаж первого фильма и добавил в мир «Бегущего по лезвию» туман, песчаные бури в Лас-Вегасе и снежную белизну как отражение разных эмоциональных состояний. Потом вписал в эти пейзажи Райана Гослинга и целый набор отличных актёров, которые будут служить для него проводниками к осознанию своего места в мире. Приправил всё неброским переосмыслением музыки Вангелиса, без экспериментов, но с сохранением того же настроения. И в итоге выдал произведение, которое просто завораживает красотой.

А ещё это эмоционально. Здесь нет финального всплеска, сопоставимого с монологом Роя Батти, но есть много живых человеческих эмоций. Философия первой картины часто уступает место простым мыслям о жизни, любви и счастье. Об этом мечтают люди, репликанты и даже искусственный интеллект. На вопрос «Человек или Репликант?», заданный тридцать лет назад, Вильнёв отвечает единственно верным образом: «А какая, в сущности, разница?».

«Бегущий по лезвию 2049» вряд ли станет легендой, в нём нет новаторства, нет экспериментов. В отличие от фильма Ридли Скотта, после просмотра у меня не было желания засесть с кем-нибудь на ночь, чтобы поспорить и обсудить все подтексты и мотивы. Но зато захотелось всем посоветовать посмотреть хороший фильм.

Общий сбор: впечатления от «Бегущего по лезвию 2049»

Артём Слободчиков: искры костра

Прежде, чем описывать мои впечатления от «Бегущего», стоит указать два ключевых момента. Во-первых, я очень люблю киберпанк. Настолько, что прочитал почти всего Стерлинга и всего Гибсона, несмотря на то, что через более современные романы последнего иногда приходилось продираться, словно через провода серверной фермы.

Во-вторых, я шёл на «Бегущего по лезвию 2049», ожидая очередной сиквел, в котором, как говорил как-то наш главред, хронометража на 2 часа 40 минут, а сюжета на полчаса. Дени Вильнев, конечно, большой молодец, «Прибытие» у него получилось идеальной современной научной фантастикой, но снять продолжение того самого фильма, вернувшего киберпанк в мейнстрим? Сложновато даже для него, думал я.

Самое интересное, что сюжета в «Бегущем по лезвию 2049» действительно на полчаса. Но всё, что его обрамляет, сделано с таким мастерством и глубиной, что о простоте сюжета забываешь сразу же.

Общий сбор: впечатления от «Бегущего по лезвию 2049»

Меня фильм больше всего зацепил своей атмосферой: заснеженный Лос-Анджелес с неоновыми голограммами, рыжий «Старый город», который поражает несмотря на то, что все его видели в трейлере. А операторская работа! Я смотрел фильм в зале Dolby Digital Atmos (жаль, что не в IMAX), и буквально каждые две-три минуты мы с друзьями синхронно выдыхали еле слышное «вау» от того, что происходило на экране. Оператору Роджеру Дикинсу нужно поставить памятник.

Собственно, Вильнёву тоже — за то, как поставлены сцены, снятые Дикинсом. Драка Кея и Декарда перед голограммой Элвиса, финальная схватка, поцелуй с женщиной/голограммой — нужно быть как минимум очень талантливым человеком, чтобы придумать такое.

С недавних пор я после просмотра фильма выделяю из него несколько секунд, окончательно сформировавших впечатление. У «Бегущего по лезвию 2049» это сцена у костра. Избитый персонаж Гослинга наблюдает, как дым несёт вверх искры, их становится всё больше, они заполняют весь экран и превращаются в огни города. Это было настолько круто, что я окончательно влюбился в фильм.

Поэтому для меня новый «Бегущий» это фильм-впечатление, сродни «Дюнкерку» Нолана. Да, актёры хороши, хотя Джаред Лето местами переигрывал, а персонаж Дейва Батисты плосковат, если не смотреть аниме-короткометражку про блэкаут. Да, к сюжету есть несколько вопросов, например, как репликант вообще мог родить, пчёлы, как справедливо отметил Олег, должны что-то опылять. Да, в целом сюжет прост, но киберпанк девяностых, двухтысячных и десятых за редкими исключениями тоже несложен, поскольку реальность оказалась куда запутаннее и сломала каноны, заложенные в «Нейроманте».

Но это детали, и на них обращать внимание не хочется совершенно. Потому что «Бегущий по лезвию 2049» это нечто большее, чем сумма элементов. Это сиквел, который почти во всём превосходит оригинал, развивает его мир и идеи в собственном уникальном ключе. Я и не надеялся на такое.

Общий сбор: впечатления от «Бегущего по лезвию 2049»

Никита Лосев: «Бегущий по лезвию» без претензий

Скажу сразу: я не умею смотреть кино, выискивая какие-то глубинные смыслы. Да, я замечаю отсылки и понимаю аллюзии на те или иные события, но на этом всё. Так что чаще всего я просто наблюдаю за происходящим глазами рядового зрителя. И с этой позиции оригинальный «Бегущий по лезвию» всегда казался мне излишне усложнённым критиками и прочими людьми «в теме». Я понимаю почему этот фильм великолепен и благодаря чему он заслужил такую репутацию, но основная его тема очевидна, а смысл лежит почти на поверхности.

На сеанс «Бегущего по лезвию 2049» я шёл с похожими мыслями и не ждал откровений. Мне кажется, что именно так и нужно начинать просмотр сиквела. Это чертовски красивое и атмосферное кино с отличным актёрским составом и предельно понятным сюжетом, а искать тут нечто большее не стоит. Да, можно сказать, что в фильме есть несколько «уровней», события заставляют задуматься и провести параллели с реальным миром, а в целом наверняка можно найти ещё кучу мелочей. Но фильм в итоге работает и без всего этого, а на многие вопросы и не предполагалось наличие ответов.

Огорчила только подача некоторых сцен и количество экранного времени Джареда Лето и Дэйва Батисты — ожидал от этих персонажей большего влияния на сюжет. Своеобразная манера игры Гослинга здесь пришлась очень кстати, а персонажи подкупают своей проработкой и заставляют сопереживать. Что касается финала, то наличие своих «Слёз в дожде», на мой взгляд, здесь и не нужно. Пусть сиквел будет более самостоятельным, а подобная развязка останется отличительной чертой оригинала.

Общий сбор: впечатления от «Бегущего по лезвию 2049»

Если говорить про картинку, звук и прочее «обрамление», то мнения обычно сходятся. Новый «Бегущий по лезвию» великолепно снят, это неоспоримо. А вот насчёт остального впечатления разнятся.

Поделитесь своим мнением в комментариях, как вам кино?

2828
63 комментария

У мэтров так называемой поведенческой экономики есть такая присказка: когда раньше была всего одна разновидность джинс, мы покупали их и радовались, даже если они немного жали или были слегка не впору. Теперь же, когда есть джинсы любых форм и фасонов, мы часами ходим по магазинам, пытаясь выискать те самые идеальные джинсы, которые и красивые, и впору, и не жмут, и карманы достаточно глубокие, и швы аккуратные. Но невозможно найти идеальные джинсы, всегда будет оставаться ощущение, что можно найти еще лучше.

В новый фильм, вне всякого мнения, вложили больше сил, чем может увидеть зритель. Ведь пресыщенных изобилием зритель не сможет с экрана отличить настоящую голограмму от компьютерной - а в фильме демонстрировалась самая что ни на есть НАСТОЯЩАЯ голограмма. Не оценят и того, что Лето ходил слепым в специальных линзах практически во все время съемок, чтобы лучше вжиться в персонажа. Или что панораму города стремились сделать похожей на макет (а не на реальный город), чтобы добиться ощущения первого фильма. Из-за редкого в нынешней кинематографической практике визуального повествования зритель не замечает многих деталей, которые воспринимаются как сюжетные ляпы и пустота.

Безмолвный финал целиком состоит из эмоций, и если вовремя не вскочить на этот эмоциональный аттракцион, то он закономерно покажется безжизненным. Визуальное повествование - штука тонкая.

Шедевры никогда не были идеальными. Да и вообще, не бывало идеальных фильмов, это нынешнее изобилие воспитало в нас такую придирчивость. Но в Блейдранера 2049 вне всякого сомнения вложили больше души, чем в 99% нынче выходящих фильмов. И это, а не красивая картинка, делает его шедевром.

Впрочем, возможно, мне просто нравятся фильмы про превозмогающих аутистов. =)

21

Это кино - аналог хорошей картины в галерее, написанной выразительными средствами которые редко найдешь в других фильмах.

Комментарий удалён модератором

Хорошая теория, но место, где скрывается Декард, находится на большом расстоянии от могилы

Кратко:
От визуала падала челюсть, подбирал весь фильм
От атмосферы текли слюни, натекло до первого ряда
От музыки впечатывался в кресло, но не запомнил ни ноты
От сюжета не в ахуе, но он достойный
От персонажей в небольшой печали, особенно разочаровала шаблонная бой-баба
От поднятых тем рамышлений нет, так как всё стандартно, но они фильму и не нужны

11

Кратко по художественным приёмам - НУ НИХРЕНА Ж СЕБЕ.
Развёрнуто (только не ешьте меня заживо, я начинающий киноман):

1. Места обитания персонажей отражают их роль и внутренний мир. Ну это просто восторг! Декард - Пустынный город, некогда опасный, но теперь настолько забытый, что и проверять-то никто не станет что там с ним. Кей - Безликая квартира в безликом доме, с одинаковой для всех подругой-мечтой, в постоянном окружении презирающих соседей. Уоллес - Величественная пирамида, пустая и безжизненная внутри, огромная снаружи, всё аскетично и функционально. Ну и так далее, для любого важного персонажа.
2. Приём прямиком из «Прибытия» (и как завещал Хичкок) - сменился контекст и вжух, маленький мальчик воспринимается как маленькая девочка. Причём актёр "memory child" был один - мальчик.
3. Все сцены с гибелью людей - видим лицо гибнущего, затем резкое дистанцирование ракурса. Например сцена с, кхм, ножом для фрау мюллер - камера оказалась за окном под дождём и я охерел просто. Не помню в каких ещё фильмах видел, но штука редкая. Даже гибель скрейперов на свалке под паттерн попадает. Вопрос поднимаю не просто так, есть одно подозрение.
4. НИ ОДНОГО "звона в ушах". Не знаю есть ли для этого офф.название, но в фильмецах со времён, эдак, «Спасения рядого Райана» очень любят очевидным образом через звуки подчеркивать происходящее. Взрыв? Звеним зрителю в уши, взрыв ведь. Шокирующий момент? Приглушаем звук, штоб как будто за пеленой всё. Честно, даже не понимал насколько приелось, пока не посмотрел сегодня этот фильм.
5. Так вот - подозрение. Через приёмы в двух предыдущих пунктах подчеркивалась роль человека и репликанта.
Гибель репликанта кукольная, по канонам "звона в ушах" эмпатию из зрителя не выжимает, но играет при этом важную роль в развитии персонажей. Мужик с теплицами - фраза про "вы какое-то говно, а не репликанты", которая потом сыграет роль в превозмогании Кея. Новорожденная - бесполезная без возможности давать жизнь беспомощно падает и умирает, играет роль в превращении Лав в Ангела Возмездия.
А что там гибель человека? Мир без него не рушится. Бум, расплескались скрейперы (репликант делает маникюр). Бум, хребет сломан (репликант мирно крадёт кости). Вжик, человек на ноже (даже опускать на пол это тело не буду, хуяк об стол). Кого там размотало? Кто на пол упал? Есть вещи и поважнее.

Буду пересматривать скорее всего в выходные, поищу ещё что-нибудь. Пишите, очень буду рад критике и другим находкам в этом ОХЕРЕННОМ фильме.

5

Зря ты так про "бой-бабу", она шикарно смотрелась, да и даже несмотря на всю свою запрограмированную покорность, вышла она довольно живой, как по мне.

4