Камень-ножницы-бумага. Как работает интранзитивный баланс в Northgard
Vart du heilur! господа Ярлы, сегодня я наконец нашел в себе силы написать небольшой гайд по Northgard’у. В нем я постараюсь расписать основные аспекты боевой системы и дать информацию для анализа тем, кто сейчас проводит вечера в мультиплеере этой RTS.
Мы не будем рассматривать тонкости экономической системы и заниматься билдостроением, в этом гайде я хочу расписать основы, костяк на котором строятся бои в Норгарде. Если мне хватит духу в будущем я напишу еще несколько статей посвященных боевой системе Норгарда, но пока начну с основ и опишу основные механики присущие всем кланам в игре, кроме разве что дракона (у него особый тип войск, о котором поговорим в следующий раз)
Статы наше все. (с)
Для начало разберемся какие Основные статы есть в игре, их всего 4: Урон, Броня, Здоровье, Уклонение
Урон — Показывает сколько дамага юнит наносит здоровью противник
Броня — Уменьшает входящий Урон в процентном выражении
Здоровье — Думаю объяснять не нужно)
Уклонение — Шанс увернуться, полностью проигнорировать входящий урон от атаки противника. В игре высчитывается в процентах.
Помимо основных стат есть дополнительные:
Дальность атаки — с какого расстояния боец может атаковать цель
Скорость атаки — как быстро он бьет
АОЕ урон — сколько урона боец наносит противникам стоящим рядом с целью атаки.
Думаю пока все понятно, вопрос может возникнуть только к Броне. На сколько процентов 1 единица защиты уменьшает входящий урон?
Методом подсчета, измеряемого в волчьих кусях, а так же базовыми знаннями математики я посчитал что урон относительно брони скалируется обычной формулой x*y=165.
Это гипербола где по Y (вертикали) --% входящего урона от атаки,
а по X (горизонтали) -- показатель Брони.
Выглядит она так:
Если приводить примеры, это значит воин с броней 5 будет получать 33% входящего урона (волк с атакой 10 снесет 3,3 хп за удар), а воин с броней 10 -- 16% урона от одной атаки (тот же волк с атакой 10 снесет только 1,6 хп за удар).
Камень-ножницы-бумага
Теперь, когда мы разобрались со статами персонажей, давай разберемся кто вообще воюет. Для большинства кланов доступно 3 типа боевых юнитов:
Воин
Щитоносец
Метатель топоров
Между собой они сбалансированы методом «Интранзинтивного баланса».
Eсли по русски: Камень-ножницы-бумага. Воины сильнее Щитоносцев, Щиты контрят Метателей, а Метатели бьют Воинов.
Теперь когда с этим все понятно, давайте рассчитаем эффективность бойцов против других юнитов, нам понятно что один тип войск должен контрит другой, но при этом они сами должны быть одинаково эффективны в бою с нейтральными существами (волками, драуграми, медведями, валькириями) и с другими типами юнитов (селянами, воеводами, рабами, йотунами). Так же нужно определить на сколько скажем метатели сильнее воинов.
Для этого посчитаем их Power, это эффективность бойца рассчитанная из его характеристик, я не буду расписывать формулы покажу только скриншот того что получилось.
Выглядит довольно страшно, но давай разберемся что к чему.
Эффективность воинов -- 797, по щитоносцам они имеют доп. урон 10% и против щитов его эффективность равна 877
Эффективность щитоносцев -- 781, против метателей 976, за счет способности блока 20% входящего урона от метательных атак
Эффективность метателей -- 995, что выше щитоносцев и воинов, по факту они самый сильный тип юнитов на старте игры.
Как мы видим чистыми характеристиками, без усилений от преданий и грейда оружия в кузнице метатели очень сильны. Это благодаря тому что дальность их атаки выше, что позволяет непрерывно наносить урон пока противник перебегает от одного бойца к другому.
Щитоносцы имеют бонус в 20% блокирования метательных атак (считается он от входящего урона, уже учитывая кол-во защиты), но этого все равно не достаточно на старте игры для того чтобы тягаться с метателями.
Вторая интересная особенность исходящая из расчетов заключается в том, что воины и щитоносцы имеют одинаковый power, то есть практически равны друг другу на ранних этапах игры. В будущем это разница увеличивается за счет преданий и грейдов, но при зачистке зон они одинаково эффективны, в средним 1 воин/щитоносец убивает 2 волков (если дратся не одновременно с двумя и мы не кайтим понижая скорость атаки волка)
Метатели бесспорно сильные юниты, но если мы посчитаем их статы без учета дальности (а с механикой разбиения карты на клетки, это очень важно, ведь боец не будет атаковать даже стоя вплотную к противнику, но находясь на соседней клетке) они становятся практически равны другим бойцам. Это хорошо заметно в бою с малым количеством бойцов (2-6)
Видишь мой топор?
Теперь поговорим о усилении войск, если на старте игры метатели являются очень сильными юнитами, надо разобраться, как все меняется ближе к мид-гейму и лейт-гейму.
Для этого добавим в формулы ту эффективность что дают предания и улучшения оружия. Я понимаю что у каждого клана есть свои индивидуальные предания в том числе и военные, но возьмем только общие
Предания
Оружейник: +20% к атаке
Военная стратегия: +25% макс. к атаке (по 5% за каждый дружественный военный тип юнита) Обычно от этого предания получаешь +15-20%
Улучшения в кузнице
Воины: +15% к Урону, способность «Натиск» — увеличивает скорость передвижения в бою
Метатели: +30% к Дальности и Урону
Щитоносцы:+20% к защите от дальних атак и +20% к броне
Добавив бафы юнитам мы видим что разница между войсками изменилась
Теперь Power воинов 1236, а против щитоносцев 1619
Power щитов 1312, против метателей 2188
Power метателей 1990 против всех, они стали чуть слабее щитов, но так же актуальны против воинов.
Из подсчетов становится ясно, что в лейт-гейме разница между типами войск увеличивается, они намного лучше сражаются с теми противниками, кого должны контролить.
Герой посёлка
На последок хочу сказать о Воеводах, это особый юнит с повышенными относительно других бойцов статами, для некоторых кланов он уникален как в цене создания, так и в начальных характеристиках.
На данный момент в игре представлены уникальные Воеводы у таких кланов как Рысь, Змея, Бык, Волк, Крыса, Медведь, Белка и Конь
Остальные кланы имеют стандартного по цене и хар-кам «Героя». Разница может быть только визуальной.
Думаю разбор Воевод тянет на отдельную статью, но в рамках этой ограничимся парой слов о стандартном
Он является бойцом ближнего боя и не имеет пассивных способностей, по факту представляет собой жирненькую тушу, которая благодаря защите и хп может впитать в себя очень много дамага.
Если говорить о эффективности юнита она равна 3588 и со взятыми преданиями на Урон увеличивается до 5023, так что по силе его можно сравнить с 4 воинами.
На этом я хочу закончить первую часть разбора спасибо что уделили внимание и прочитали мою первую статью на DTF)
А теперь небольшой эпилог..
С момента появления игры в стим прошло 4 года, все это время мультиплеер игры обрастал контентам, выходили новые кланы с уникальными механиками и юнитами, менялся баланс карты и корректировались/дополнялись военные ветки развития. Я разобрал лишь основу, небольшую часть боевого баланса в игре, которая существуют с релиза. В будущем я планирую выпускать продолжения разбора боевки, уделю внимания военным специализациям, уникальным для кланов юнитам и конечно дам несколько советов для мультиплеера, подкинув информацию для размышлений.