Сейчас играю — Say No! More: инди, которая учит чаще говорить «нет»
Забавная игра, которую посоветовал мой психотерапевт.
На одном из сеансов мой психотерапевт спросил: «Умеешь ли ты отказывать людям?». Я задумался и понял, что вряд ли, и в ответ промямлил что-то невразумительное. Он же спокойно сказал: «Тогда тебе надо поиграть в Say No! More, это хорошая игра». Я не смог отказаться. Кто я такой, чтобы спорить со специалистом?
Об игре я до этого не слышал и начал прохождение с лёгким скепсисом. Однако в процессе Say No! More раскрылась не просто как методичка с определённым посылом, но и как забавная история «о важном» с изрядной долей иронии.
Весь геймплей построен вокруг простого нажимания на четыре кнопки, чтобы персонаж говорил всем встречным слово «нет» с разными интонациями и настроением — в зависимости от ситуации и ваших предпочтений. Герой даже двигается «по рельсам», как в тирах вроде The House of the Dead или Time Crisis.
Этот простой геймплей отлично работает на забавную историю о том, как можно изменить мир к лучшему, просто замкнувшись на своих желаниях и всем отказывая. Звучит мрачно, но Say No! More подаёт это с юмором.
Главный герой — молодой и неуверенный стажёр, которого вы сами создаёте в нехитром редакторе. Он приходит в большую и бездушную компанию с названием-антитезой Say Yes! More. Там есть злой и властный директор, хитрые менеджеры и руководители-подхалимы. Поначалу героя не уважают и всячески ущемляют, пряча скверное отношение за позитивными лозунгами компании. Однако вдруг в руки стажёра попадает кассета с комичным мотивационным тренингом от «настоящего духовного гуру».
Теперь никто не может заставить героя снять ксерокопии, заполнить отчёты, занять денег или отдать обед. Теперь он знает, как произносить слово «нет» и умеет им пользоваться. Получив отказ, наглые коллеги или руководители впадают в замешательство и быстро ретируются, а иногда и вовсе разлетаются в стороны, как Агенты Смиты от ударов Нео во второй «Матрице».
Постепенно задачи становятся сложнее, а противники — крепче. Им уже недостаточно простого «нет» — нужны более мощные техники отказа. Например, отказ с насмешкой, с громким криком (всё кругом будет рушиться) или ленивый отказ. Перебирайте варианты в зависимости от ситуации или на свой вкус — так тоже можно. Например, когда вас просят вынести чей-то мусор, всегда приятно отказать «задумчиво», чтобы противнику показалось, что вы вот-вот согласитесь. Так он сильнее расстроится.
Естественно, Say No! More больше иронизирует над ситуациями из реальной жизни, а не побуждает слепо следовать учебнику. Игра хочет, чтобы вы посмотрели на себя со стороны и переосмыслили своё поведение с помощью юмора. Ведь всегда приятно посмеяться над проблемами — так они становятся мельче и незначительнее.
Авторы в смешных скетч-сценках, объединённых общим сюжетом с отсылками в том числе и к Dragon Ball, ненавязчиво советуют проще относиться к отказам. В этом нет ничего неправильного: если кто-то наглеет, от слова «нет» с ним ничего случится. А иногда отказывать попросту весело.
Вдобавок у игры весьма забавный визуальный стиль, напоминающий одновременно Minecraft, Gravity Bone, My Friend Pedro и аниме — из-за постоянных вспышек и «драматических» визуальных эффектов. Картинка усиливает историю, и вместе они работают как одно целое без лишних контрастов. Особенно во второй половине, когда игра превращается в настоящий цирк-шапито (в хорошем смысле) с отсылками к «пути героя» и высмеиванием штампов жанра сёнэн.
Завершает всё это относительно глубокая, хоть и немного наивная концовка. Она оставляет простор для размышлений и анализа личного опыта.
Say No! More я могу назвать одним из самых смешных и умных произведений, с которыми я ознакомился за последнее время. Игра стильная, необычная и заставляет задуматься после прохождения. К тому же на неё уйдёт всего пара часов — даже не успеете устать. Скорее всего, вам наоборот захочется её пройти ещё разок.
Главное — не принимать шутливую философию Say No! More за чистую монету. Отказывать весело и иногда полезно, но увлекаться не стоит. Этому игра тоже учит, но «домашнюю работу» над собой вы уже должны будете сделать сами.
Ну или не должны. Ведь всегда можно сказать «нет» и заняться чем-то более приятным.