Тысячеликий артист: как менялись герои и образы Дэвида Боуи

Майор Том, Зигги Стардаст и другие культовые персонажи музыканта.

Тысячеликий артист: как менялись герои и образы Дэвида Боуи

Дэвид Боуи по праву считается одним из самых креативных и продуктивных музыкантов в истории. За свою карьеру он записал сотни песен, снял десятки клипов и появился во множестве фильмов.

Но Боуи провёл 40 лет на сцене не один — и речь вовсе не о его коллегах. На концертах и в клипах певец часто появлялся в образе придуманных им героев: инопланетян, анархистов и космонавтов. Они сыграли немалую роль в становлении Боуи культовым музыкантом.

В январе фанаты певца отпраздновали 75-й день рождения артиста и почтили его память в день смерти, произошедшей шесть лет назад. Мы же решили вспомнить самых известных героев Дэвида Боуи и то, какую роль они сыграли в карьере певца.

Майор Том

Мир узнал о первом герое Дэвида Боуи в 1969 году, когда вышел трек «Space Oddity». Певец написал композицию под впечатлением от «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика, но вложил туда и собственные переживания.

Так, в конце 60-х Боуи пережил болезненное расставание с подругой Гермионой Фартингейл. Молодые люди встречались всего год, но девушка успела повлиять на его ранее творчество. После разрыва музыкант чувствовал себя меланхолично и отстранённо от всего мира. Неудивительно, что он начал ассоциировать себя с космонавтом, покинувшим Землю.

Боуи и Фартингейл
Боуи и Фартингейл

В песне рассказывается о Майоре Томе, чьё путешествие в космос курирует наземный центр управления. Сначала всё идёт хорошо: космонавт покидает Землю и вот-вот станет знаменитостью. Диспетчер даже спрашивает героя, во что он одет, так как журналисты уже интересуются его жизнью.

Том выходит в открытый космос, и тут начинаются странные события. Космонавт говорит, что видит Землю и ничего не может сделать: его будто бы парализовало.

Том ведёт себя спокойно и упоминает, что корабль знает точку назначения. Он лишь просит диспетчеров сказать его жене, что любит её. Затем центр управления сообщает, что возникли неполадки, и электросхемы сгорели. Майор Том остаётся в космосе, но страшная участь его вроде бы совсем не пугает.

Многолетний коллега певца Тони Висконти называл «Space Oddity» слабой песней. Продюсеру казалось, что Боуи хотел пропиарить себя на теме грядущего полёта Нила Армстронга на Луну. Он отказался работать над треком, но спустя годы изменил своё мнение
Многолетний коллега певца Тони Висконти называл «Space Oddity» слабой песней. Продюсеру казалось, что Боуи хотел пропиарить себя на теме грядущего полёта Нила Армстронга на Луну. Он отказался работать над треком, но спустя годы изменил своё мнение

Боуи не любил обсуждать сюжет «Space Oddity», поэтому песня обросла сторонними интерпретациями. Кто-то называл композицию метафорой на тему выхода из зоны комфорта, а другие посчитали, что артист описывал процесс принятия наркотиков. Но последняя версия вряд ли правдива: по словам коллег музыканта, в конце 60-х Боуи с подругой не употребляли даже лёгких наркотиков, а предпочитали пить белое вино.

Иногда Боуи всё же высказывался о своём герое. Так, певец считал, что публика воспринимает космонавтов скорее роботами, чем живыми людьми. Он хотел «очеловечить» Майора и показать, что людям одиноко в космосе. Но, по мнению Боуи, в финале трека Том всё же меняется.

В конце песни Майор Том безэмоционален и ничего не говорит о месте, в котором находится. Его сознание распадается на части, и он становится сразу всем.

Дэвид Боуи, певец

В музыкальном клипе на раннюю версию «Space Oddity» Боуи сам сыграл Тома и диспетчера центра управления. Интересно, что когда Майор выходит в космос, в ролике появляются некие женщины. Вероятно, это инопланетяне, которые заставляют героя остаться в космосе.

«Space Oddity» стала первой песней Боуи, достигшей высоких мест в британских чартах. Но этим дело не ограничилось, и о песне узнали не только фанаты рок-музыки. В июле 1969-го Нил Армстронг приземлился на Луну — за этим событием наблюдал почти весь мир. «Би-би-си» использовала «Space Oddity» в своём репортаже о высадке.

Спустя много лет Боуи шутил, что работники канала не вслушивались в текст песни, иначе вряд ли бы они добавили композицию о пропаже космонавта в свою трансляцию. Впоследствии трек звучал в бесчисленных документалках о космосе.

Несмотря на успех на родине, в Америке «Space Oddity» не стала хитом, как и многие другие культовые песни Боуи
Несмотря на успех на родине, в Америке «Space Oddity» не стала хитом, как и многие другие культовые песни Боуи

Неудивительно, что за несколько лет Майор Том стал культовым персонажем, и о нём начали петь другие артисты. К примеру, синтпоп-исполнитель Петер Шиллинг записал песню о герое с тем же именем. В «Major Tom (Coming Home)» он по-своему интерпретирует сюжет Боуи и подробнее описывает сцену отправления в космос.

Кроме того, в 2003-м исполнитель электронной музыки K.I.A. записал композицию «Mrs. Major Tom», в которой рассказывается о событиях «Space Oddity» с точки зрения жены Тома.

Клип на песню «Major Tom (Coming Home)»

Майор Том закрепился и в поп-культуре. Например, в «Друзьях» Джоуи и Чендлер пару раз напевают «Space Oddity». Хидео Кодзима тоже любит творчество Боуи: так, Зеро из MGS 3: Snake Eater в один момент берёт себе псевдоним Майор Том. Кроме того, в начале разработки он хотел использовать «Space Oddity» в титрах игры.

Наконец, в 2013-м астронавт Крис Хэдфилд исполнил «Space Oddity» на Международной космической станции, и клип с его перформансом был загружен на YouTube с разрешения Боуи. Это первое музыкальное видео, записанное не на Земле.

Сам Боуи вернулся к истории Майора Тома в 1980-м — в композиции «Ashes to Ashes» с альбома Scary Monsters (…and Super Creeps). Песня во многом биографична: Боуи рассказывал в ней о борьбе с наркозависимостью, возникшей в середине 70-х. Но он упоминал и то, что трек продолжает историю «Space Oddity».

В «Ashes to Ashes» герой задаётся вопросом, почему он оказался в космосе, и выражает желание вернуться домой. Через несколько лет после пропажи Тома центр управления получает сообщение от него. В записи герой рассказывает о своих чувствах, выражает надежду, что на Земле всё хорошо и признаётся в зависимости от космоса.

Кроме того, Майор уверен, что публике нужны только грязные подробности его жизни, а не настоящие переживания и чувства. Из-за новостей о своей зависимости Том в итоге превращается из героя в изгоя, которым пугают детей.

Здесь история Тома переплетается с жизнью Боуи в середине 70-х. Тогда он употреблял наркотики, а каждый его шаг обсуждался в СМИ. В альбоме Scary Monsters Боуи прощался с тем странным периодом жизни и героем, с которым он себя ассоциировал.

Я подводил итог семидесятым, и история Тома казалась хорошей эпитафией тем временам. Мы потеряли героя, он всё ещё где-то там, но давайте оставим его в покое.

Дэвид Боуи, певец

Отсылки к Майору Тому есть в ремиксе песни «Hallo Spaceboy» и видео на «Slow Burn». В последний раз персонаж, судя по всему, появился в клипе на песню «Blackstar»: там инопланетяне находят скелет космонавта и поклоняются ему, словно божеству.

Зигги Стардаст

5 июля 1972-го зрители популярного музыкального ТВ-шоу Tops of the Pops увидели новое выступление Дэвида Боуи. Однако певец оказался не похож сам на себя: на нём был разноцветный костюм, а волосы стали ярко-красными.

Он напоминал инопланетянина и пел простую, но запоминающуюся композицию «Starman». Именно тогда про Зигги Стардаста узнали не только фанаты Боуи, но и весь мир. Популярность певца взлетела очень вовремя: он не был в центре внимания со времён выхода «Space Oddity».

Выступление на Tops of the Pops

Это было не первое появление нового персонажа. Боуи со своей группой уже несколько месяцев ездил по Великобритании в поддержку нового альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars, вышедшего в июне 1972-го. На этой пластинке певец рассказал фантастическую историю о герое, которого постигла печальная участь.

Действие альбома происходит на Земле за пять лет до катастрофы, произошедшей из-за недостатка природных ресурсов. Рок-звезда Зигги Стардаст сообщает отчаявшимся людям, что скоро на планету прибудут спасители из космоса. Герой со своей группой Spiders from Mars собирают вокруг себя последователей, которые называют его пророком.

Тысячеликий артист: как менялись герои и образы Дэвида Боуи

Зигги — собирательный образ множества рок-музыкантов, поэтому у него довольно стереотипные черты характера. Он дерзкий и сексуально раскрепощённый герой, который призывает любить друг друга и употребляет наркотики с алкоголем. Со временем Стардаст становится заносчивым и разочаровывает некоторых коллег и фанатов.

История Зигги заканчивается предсказуемо — он умирает на сцене. Одно время слушатели считали, что героя раздирают на части обезумевшие фанаты, но, по замыслу Боуи, в его смерти виновны те самые инопланетяне — Бесконечности (Infinites). Они прибывают на Землю через чёрные дыры и материализуются, убивая Зигги. Разумеется, пришельцы хотят уничтожить Землю, а не спасти её.

Главным прототипом Стардаста был певец Винс Тейлор, <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fweb.archive.org%2Fweb%2F20110727134222%2Fhttp%3A%2F%2Fwww.davidbowie.com%2Fusers%2Fspaceface%2Fvincetaylor.html&postId=1053638" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">считавший</a> себя полубогом и инопланетянином. Имя «Зигги» Боуи позаимствовал у ателье, которое однажды увидел, а фамилию — у исполнителя Нормана Карла, называвшим себя на сцене Legendary Stardust Cowboy
Главным прототипом Стардаста был певец Винс Тейлор, считавший себя полубогом и инопланетянином. Имя «Зигги» Боуи позаимствовал у ателье, которое однажды увидел, а фамилию — у исполнителя Нормана Карла, называвшим себя на сцене Legendary Stardust Cowboy

Отдельно стоит упомянуть происхождение Стардаста. Считается, что он был инопланетянином, прибывшим на Землю с благой вестью. Боуи и сам называл героя своим «марсианским мессией», но со временем его позиция изменилась.

Так, в конце 1973-го он рассказывал, что Зигги — землянин, с которым Бесконечности установили контакт через радио (это описывается в песне «Starman»). Герой принимает их слова за божественное откровение и становится мессией. Но пока Стардаст проповедует, он, сам того не желая, помогает инопланетянам найти дорогу на Землю.

Продумывая внешность Стардаста, Боуи вдохновлялся и японской культурой. С ним<span> даже</span><br />работали модельеры из этой страны
Продумывая внешность Стардаста, Боуи вдохновлялся и японской культурой. С ним даже
работали модельеры из этой страны

Это был не первый и не последний случай, когда Дэвид Боуи противоречил самому себе. Он неоднократно менял не только истории персонажей, но и детали собственной биографии, чтобы они лучше сочетались с его образом. Ну или просто для эпатажа.

Так, в начале 70-х он сказал, что всегда был гомосексуалистом, а через десять лет открещивался от своих слов, называя их «самой большой ошибкой». В других интервью певец не единожды упоминал о своей бисексуальности.

Боуи планировал поставить спектакль по истории Зигги Стардаста. Этого не случилось, но певец всё же дополнил для себя биографию героя. Версия о земном происхождении Зигги могла возникнуть именно поэтому
Боуи планировал поставить спектакль по истории Зигги Стардаста. Этого не случилось, но певец всё же дополнил для себя биографию героя. Версия о земном происхождении Зигги могла возникнуть именно поэтому

Однако пробелы в биографии Зигги Стардаста всё же объяснимы. Дело в том, что Боуи не задумывал The Rise and Fall of Ziggy Stardust концептуальным альбомом, о чём говорил ещё за полгода до его релиза.

Да, он придумал персонажа и базовый сюжет, но во время записи ему захотелось добавить в альбом несколько треков, не связанных с историей Зигги. Однако публика всё же посчитала альбом концептуальным, так как Боуи постоянно выступал в образе персонажа.

Когда альбом выйдет, вы получите не связную историю, а, скорее, несколько сцен из жизни коллектива Ziggy Stardust and the Spiders from Mars. Они вполне могли оказаться последней рок-группой на Земле, так как действие происходит в последние пять лет жизни планеты.

Дэвид Боуи, певец

Как бы то ни было, Зигги Стардаст моментально стал культовым персонажем, который вывел карьеру Боуи на новый уровень и вдохновил десятки рок-звёзд конца XX века. Но для самого певца всё было не так однозначно.

Во время тура публика не разделяла личности Дэвида Боуи и Стардаста. Певец и сам растворился в своём герое: он не выходил из образа и в жизни просил называть себя Зигги. Боуи искренне считал, что так он сможет лучше выступать, забыв о проблемах и страхах.

Оказалось, что очень просто помешаться на своем герое. Я стал Зигги Стардастом, а Дэвид Боуи исчез. Меня заверяли в моей исключительности — особенно во время первого тура по Америке.

Я потерялся в этих фантазиях и даже мог в итоге стать английским Гитлером. Журналисты уже писали, что во время концертов я становлюсь пугающе похож на него. Они были правы, но это было классное ощущение. Мне кажется, что из меня бы получился отличный диктатор — эксцентричный и сумасшедший.

Дэвид Боуи, певец

В те годы Боуи неоднократно признавался, что устал от героя и чувствовал, будто сходит с ума. Конечно, такая жизнь не могла продолжаться вечно. Музыкант решил отправить своего героя на покой через 18 месяцев после начала тура в поддержку альбома.

Зигги Стардаст «умер» 3 июля 1973 года после выступления в лондонском зале Hammersmith Odeon. Перед исполнением последней композиции, «Rock ‘N’ Roll Suicide», Боуи объявил, что это последнее шоу для Зигги и группы Spiders from Mars. Сообщение ошарашило как фанатов, так и коллег музыканта: он не сообщал об идее почти никому.

Последняя песня в образе Зигги

Популярность Зигги Стардаста не удивила Боуи. Певец знал, что люди полюбят героя, так как тот был типичным рок-исполнителем. Чтобы подчеркнуть искусственность персонажа, певец называл его «пластиковой рок-звездой».

Зигги Стардаста до сих пор называют величайшим героем Боуи и рок-музыки в принципе. Но сам музыкант не любил вспоминать своего самого известного персонажа и всячески от него абстрагировался.

Аладдин Сэйн

Боуи сообщил коллегам, что хочет создать нового героя, где-то за полгода до «кончины» Зигги Стардаста на сцене. Он много писал, поэтому работа над новым альбомом началась всего через несколько месяцев после выхода The Rise and Fall of Ziggy Stardust.

Певца всё ещё не отпускали фантазии о постепенно умирающих альтернативных мирах. Но причиной гибели нового мира был не недостаток природных ресурсов, а наркотическая зависимость, жестокость и деградация людей. Боуи считал это всё лишь игрой своего воображения, но осенью 1972-го он впервые приехал в Америку с концертами и осознал, что его фантазии не так уж далеки от реальности.

С одной стороны был воображаемый мир, о котором я рассказывал коллегам. Он был жестоким, странным и причудливым. А с другой — реальность, где всё, о чём я писал, происходило на самом деле. Внезапно мои песни оказались к месту.

Я прилежно записывал всё, через что мы проходили во время тура, а также пояснения и американизмы, которые я слышал. Некоторые места, например Детройт, захватили моё воображение. Это был жестокий город, и я писал будто бы о нём.

Дэвид Боуи, певец

Каждая песня с нового альбома ассоциировалась у Боуи с городом, в котором он её придумал, а записали их все зимой 1973-го в Лондоне. Певец также придумал нового героя, чьё имя и стало названием альбома — Аладдин Сэйн (Aladdin Sane).

По словам артиста, персонаж был американской версией Зигги Стардаста, но его личность не была проработана. Он должен был представлять, скорее, идею загнивающего мира, а не отдельную личность. Кроме того, в альбоме Боуи хотел показать, как странно он себя ощущал во время американской части тура. Музыкант хотел выступать, но ему не нравилась страна и люди, с которыми он пересекался.

На обложке альбома изображён именно Аладдин Сэйн, а молния на его лице символизирует те странные чувства, которые Боуи испытывал во время американского тура.

Одна из самых известных фотографий Боуи
Одна из самых известных фотографий Боуи

Aladdin Sane расшифровывается как A Lad Insane — «сумасшедший парень». Увы, это практически всё, что мы знаем о герое. В одноимённой песне говорится о безумцах, которые сами записались на войну, романтизируя её — вероятно, главный герой был одним из них.

Изначально этот трек назывался «Aladdin Sane (1913-1938-197?)». Даты в скобках — года перед началом мировых войн. Когда Боуи путешествовал по Америке, его преследовало ощущение скорого наступления катастрофы, поэтому в последнюю дату он добавил вопросительный знак.

Тысячеликий артист: как менялись герои и образы Дэвида Боуи

В других песнях тоже можно найти намёки на сеттинг альбома. Так, в Drive-In Saturday Боуи отразил свои размышления о мире после ядерной катастрофы, где радиация повлияла на умы и половые органы людей.

Они не знают, как заниматься сексом, и могут научиться этому, только просматривая специальные фильмы. Да, идеи у певца были неординарные.

Исполнение «Drive-In Saturday»

Аладдину Сэйну было не суждено стать персонажем уровня Зигги. Новый альбом вышел в апреле 1973-го, а песни с него Боуи начал исполнять несколькими месяцами ранее. Но всё это время певец выступал в образе Стардаста.

Да, он стал вести себя более вызывающе и чаще менять наряды на концертах. Но это был всё же Зигги, а не кто-то другой. Возможно, Сэйн требовался Боуи, чтобы ненадолго отвлечься от надоедающего образа Стардаста.

Джек-Хэллоуин

Аладдин Сэйн оказался не последним персонажем, напоминающим Зигги Стардаста. В конце 1973-го Боуи начал записывать очередной альбом — Diamond Dogs. Сначала музыкант хотел поставить спектакль по книге Джорджа Оруэлла «1984», но вдова писателя отказалась продать права. После этого он решил использовать готовый материал для собственного творчества.

Вскоре в голове Боуи сложился очередной мрачный сеттинг для альбома: на этот раз певец хотел показать мир после апокалипсиса. При желании Diamond Dogs можно считать завершением трилогии. В The Rise and Fall of Ziggy Stardust описывалось общество до катастрофы, в Aladdin Sane — мир, раздираемый войной, а в Diamond Dogs Боуи поёт о том, что появилось на руинах цивилизации.

Обложка альбома Diamond Dogs
Обложка альбома Diamond Dogs

В новом мире Боуи всем заправляют банды, которые живут на крышах небоскрёбов и считаются хозяевами оставшихся городов. В одном из них, Hunger City, поселились те самые Алмазные псы, которых возглавляет Джек-Хэллоуин. Название жестокой банды пошло от того, что её участники носили меха с драгоценностями.

Из песни «Diamond Dogs» слушатели узнают, что харизматичный Джек-Хэллоуин живёт на крыше банка Chase Manhattan и передвигается по разорённому городу с помощью верёвок, словно Тарзан. Ещё у него есть подруга, любящая драгоценности, и у пары напряжённые отношения.

Песня «Diamond Dogs»

К сожалению, Джек-Хэллоуин упоминается только в этом треке. В остальных песнях с альбома Боуи рассуждает о бунтарской молодёжи («Rebel Rebel») и своих отношениях со слушателями («Rock ‘n’ Roll with Me»), переосмысляет сцены из книги Оруэлла («We are the Dead», «1984») и описывает жестокость мира («Sweet Thing»).

Впрочем, новый образ пригодился Боуи в продвижении альбома. Первое заметное появление Джека-Хэллоуина состоялось на голландском шоу Top Pop в феврале 1974-го: там он исполнил «Rebel Rebel». Но тогда Боуи напоминал, скорее, пирата, а не лидера банды постапокалиптического мира.

Позже выяснилось, что повязка Боуи была необходима: певец подхватил конъюнктивит, и ему хотелось скрыть повреждённый глаз. Но это оказалось не последнее происшествие на шоу. Во время пресс-конференции поэтесса и критик Элли де Ваард украла у музыканта куртку за то, что тот отказался дать ей интервью.

Боуи не использовал пиратский образ после шоу Top Pop, но костюм всё равно запомнился фанатам и самому певцу.

Тысячеликий артист: как менялись герои и образы Дэвида Боуи

Осенью 1974-го стартовал американский тур Diamond Dogs, в ходе которого певец предпочитал носить сине-белую одежду. Но тогда внимание публики на концертах привлекала вовсе не одежда певца, а декорации. Боуи настоял на том, что выступления стоит оформлять в духе нового альбома, поэтому на сцене появлялись небоскрёбы, мостки и разнообразные механизмы.

К примеру, Боуи исполнял «Space Oddity» сидя в кресле, которое поднималось примерно на полтора метра над зрителями. Микрофон же был встроен в телефон.

Оборудование в том туре часто терялось или ломалось. Однажды Боуи пришлось провести весь концерт, вися на тросах из-за их неисправности. На видео — исполнение «Space Oddity»

Словом, тур в поддержку Diamond Dogs получился впечатляющим и дорогим. Но для самого Боуи это оказалось началом мрачного периода: прежде всего, он подсел на кокаин и начал конфликтовать с участниками группы.

Певец не общался с аудиторией на концертах ради театрального эффекта и со временем начал вести себя так в жизни. Кроме того, коллег Боуи, по его замыслу, не должно было быть видно на сцене, поэтому они играли за декорациями. Естественно, им это не нравилось.

Тысячеликий артист: как менялись герои и образы Дэвида Боуи

Возникали и денежные споры. Так, коллеги Боуи случайно узнали, что одно из выступлений будет записываться для Live-альбома, и потребовали оплату за него. Правда, в проблемах с деньгами по большей части был виноват недобросовестный менеджер Боуи, которого певец уволил вскоре после тура Diamond Dogs.

Джек-Хэллоуин отправился на покой после американской части тура Diamond Dogs. Уже осенью 1974-го Боуи гастролировал с материалом из грядущего альбома Young Americans и надевал новые костюмы. Встречаются упоминания, что тогда музыкант находился в образе Соул-Мэна (в честь жанра пластинки), а его наркотическая зависимость достигла пика.

Измождённый белый герцог

Дэвид Боуи употреблял наркотики ещё во второй половине тура в поддержку альбома про Зигги Стардаста. Но ситуация ухудшалась: певец пристрастился к кокаину.

Прогрессирующая зависимость привела к созданию нового персонажа — Измождённого белого герцога. Персонаж упоминался в песне «Station to Station», и Боуи изображал его во время тура после выпуска одноимённого альбома — с февраля по май 1976-го.

В середине 1970-х Боуи сидел на «белой диете» из молока и кокаина
В середине 1970-х Боуи сидел на «белой диете» из молока и кокаина

Вероятно, это был самый стильный герой Боуи: Герцог любил классическую одежду, зачёсывал волосы назад и неторопливо курил. Но его характер оставлял желать лучшего. Певец описывал персонажа неприятным, безэмоциональным и безумным героем, напоминающим фашиста. Герцог не получил проработанной истории и выступал, скорее, сценическим образом.

Фанаты Боуи ассоциируют Герцога с самым противоречивым моментом в карьере певца, в первую очередь из-за его очередных проблем с наркотиками. В марте 1976-го Боуи и Игги Попа арестовали после концерта, подозревая в хранении марихуаны. Дело не дошло до суда, но инцидент всё равно показателен: ничего подобного с исполнителем не случалось ни до, ни после.

Тысячеликий артист: как менялись герои и образы Дэвида Боуи

Но больше всего внимания привлекли высказывания Боуи о Гитлере. В те годы артист изучал Третий рейх и отдавал должное умению диктатора манипулировать фактами и произносить речи. Музыкант считал, что выступления Гитлера напоминали рок-концерт, а сам он был вовсе не политиком, но хорошим шоуменом.

Конечно, Боуи позднее говорил, что он всего лишь играл и высказывался о политике в образе Герцога. Однако СМИ, особенно английские, начали раскручивать неосторожные высказывания певца. Журналисты писали, будто Боуи засняли около берлинского бункера Гитлера, а в Швеции он якобы упоминал, что Британии пригодился бы лидер-фашист.

Тысячеликий артист: как менялись герои и образы Дэвида Боуи

В мае 1976-го Боуи приехал в Лондон ради нескольких концертов. Он проехался по городу в «Мерседесе» с открытым верхом и приветствовал поклонников, размахивая рукой.

На следующее утро в газетах появились фотографии, на которых казалось, что певец изображает нацистское приветствие. Снимки разлетелась по миру, и Боуи приходилось не раз уточнять, что он не поддерживает взгляды Гитлера.

Bowie's supposed Nazi salute in 1976 (which I have never bought). Had twitter been about then he might never have worked again. Fucking hell. We truly have got to start relaxing a bit and acknowledging the mundane chaos in which we all exist.
Фотографии с другого ракурса

Несмотря на скандалы и наркотическую зависимость Боуи, концерты получались отличными. Как правило, он открывал шоу в образе Герцога, а потом начинал вести себя более естественно: танцевал, шутил и много общался со зрителями. Правда, иногда публике было тяжело понять его речи, так как артист боролся с кокаиновой зависимостью.

После окончания тура музыкант отправился на реабилитацию в Германию. Там он придумал знаменитую «берлинскую трилогию», состоящую из альбомов Low, «Heroes» и Lodger.

На музыкальных сервисах есть альбом <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fopen.spotify.com%2Falbum%2F49tQPxVOXs6kdrpxuKhu91%3Fgo%3D1%26amp%3Bsp_cid%3Df438d8d7-fc57-4df7-ac6d-ced57dc92f0c%26amp%3Butm_source%3Dembed_player_m%26amp%3Butm_medium%3Ddesktop%26amp%3Bnd%3D1&postId=1053638" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Live Nassau Coliseum</a>. Это один из лучших концертов Боуи той поры, который показывает профессионализм певца
На музыкальных сервисах есть альбом Live Nassau Coliseum. Это один из лучших концертов Боуи той поры, который показывает профессионализм певца

Герцог оказался последним сценическим героем Боуи: с конца 70-х музыкант выступал в образе самого себя. Ему больше не хотелось скрываться за масками чудаковатых героев, так как он успешно боролся со своими страхами, решал личные проблемы и становился увереннее в себе.

Ну а ещё Боуи хотел привлечь аудиторию, которую отталкивали его эксцентричные образы. Об этом певец открыто говорил в 1983-м перед стартом тура The Serious Moonlight.

Многие относились ко мне как к фрику, и это бесило. Поэтому я не буду изображать ни Зигги, ни кого-либо ещё. Буду только я, человек, который пытается хорошо провести время. Вот моя установка на ближайший тур: представить себя заново.

Дэвид Боуи, певец

Но Боуи быстро пожалел о своих словах. Уже через несколько месяцев он перестал понимать, для кого выступает: фанатов или случайных слушателей. Чтобы разобраться в себе и понять, какую музыку он хочет писать, ему понадобилось несколько лет.

Натан Адлер

В 1994-м Боуи вновь начал задумываться о создании героя для нового альбома — впервые за много лет. На этот раз он придумал не одного, а сразу семь персонажей для альбома Outside. Его действие происходило в небольшом городке, похожем на Твин-Пикс, где произошло так называемое арт-преступление.

Детектив Натан Адлер прибывает в город, чтобы расследовать убийство и расчленение 14-летней девочки. Номинально главный герой — именно он, но история во многих песнях рассказывается от лица других персонажей. Среди них оказались жертва убийцы, информатор Адлера, несколько местных жителей и главный подозреваемый по кличке Минотавр.

Тур был оформлен в стиле клипа на «Hearts Filthy Lesson», но Боуи не использовал образ Адлера на концертах

Перед релизом Outside Боуи говорил, что пытался создать как можно более нелинейную историю. В итоге в финальной версии альбома очень трудно понять, о чём конкретно идёт речь. Даже буклет с описанием истории, приложенный к пластинке, не особо помогал слушателям.

Дело в том, что изначально Боуи планировал выпустить трёхчасовую пластинку, почти полностью состоящую из диалогов персонажей и описаний событий. По словам певца, ради этого он детально расписал биографии героев. Однако ни один лейбл не захотел выпускать такой странный альбом. Тогда Боуи пришлось вырезать почти весь материал и записать несколько песен, едва связанных с общей темой пластинки.

Натан Адлер на обложке сингла «Hearts Filthy Lesson»
Натан Адлер на обложке сингла «Hearts Filthy Lesson»

Конечно, фанаты пытались соединить все зацепки, оставленные Боуи, и небезуспешно. Некоторые пришли к выводу, что Адлер и Минотавр — один и тот же человек. Детектив сам совершал преступления, но не знал о них, так как был сумасшедшим.

Правда это или нет, мы никогда не узнаем. Боуи хотел записать четыре продолжения для Outside, но потом передумал. Через несколько лет певец упомянул, что существует 27 часов неизданных материалов по истории Натана Адлера, но их вряд ли когда-нибудь выпустят.

Образы из клипов Blackstar и Lazarus

Незадолго до начала записи альбома Blackstar врачи диагностировали у Дэвида Боуи рак. Однако страшный диагноз и последовавшая за ним химиотерапия не повлияли на творчество артиста. У новой пластинки было интересное звучание, а тексты оказались наполнены загадками, отсылками и рефлексией Боуи над прошлым.

Под стать альбому получились и два музыкальных видео — Blackstar и Lazarus. В первом клипе певец представил сразу трёх персонажей: Слепого пророка с перевязанной головой и пуговицами вместо глаз, артистичного Трикстера и Жреца с загадочной книгой.

Blackstar

Какой смысл у образов героев и показанных ритуалов, точно неизвестно. Мы можем обратиться разве что к комментариям режиссёра этих роликов Юхана Ренка. По его словам, Слепой пророк от чего-то мучается — вероятно, он олицетворяет болезнь Боуи и желание сдаться ей на милость.

Трикстер, в свою очередь, своими движениями уж очень напоминает певца в годы выступлений на сцене. Не исключено, что это вторая сторона Боуи, которая хочет творить до последнего. Наконец, Жрец показывает книгу трём молодым людям. Учитывая контекст, он может передавать своеобразное «знамя» последователям: теперь им нужно заботиться о наследии певца.

Слепой пророк
Слепой пророк

Ещё один персонаж клипа — космонавт, черепу которого поклоняются инопланетяне. По мнению Ренка, это точно был Майор Том, но сам Боуи ничего об этом не говорил. Если это действительно он, то музыкант, вероятно, провёл последнюю параллель между погибшим персонажем и собой.

Но все эти догадки могут быть далеки от правды. По словам Ренка, Боуи знал, что люди попытаются расшифровать все символы и понять историю. Поэтому он советовал режиссёру не задумываться об интерпретациях сцен и просто творить вместе.

Тысячеликий артист: как менялись герои и образы Дэвида Боуи

А вот с клипом на песню Lazarus всё проще. Перед съёмками видео Боуи узнал, что лечение от рака ему не поможет, поэтому он хотел показать мучения человека в ожидании смерти. Ренк, в свою очередь, предложил вернуть Слепого пророка из прошлого видео и показать его вознесение. К слову, режиссёр до последнего не знал, что лечение не помогло Боуи.

Также в клипе есть девушка, которая выходит из шкафа и начинает жить под кроватью Пророка. Она символизирует болезнь, готовую поглотить героя. Тут же зрители видят некоего танцующего персонажа.

Lazarus

Последний напоминает разом Трикстера из Blackstar и Белого герцога из-за зачёсанных волос, а также костюма времён альбома Station to Station. Он пытается быстро записать что-то в тетрадь.

Несомненно, именно так видел себя Боуи: человеком, который не переставал творить до самого конца. Закончив писать, герой добровольно заходит в шкаф и закрывает его. Как оказалось, навсегда.

Тысячеликий артист: как менялись герои и образы Дэвида Боуи

Музыкант скончался через три дня после выхода клипа Lazarus. После его ухода последние кадры ролика кажутся завораживающим и устрашающим прощанием с публикой. Немногим удавалось обыграть свою смерть так же искусно, как Дэвиду Боуи.

Конечно, это далеко не все образы, в которых представал Дэвид Боуи. В некоторых музыкальных видео он играл диджея, Пьеро и лорда Байрона, а ради клипа на песню «Little Wonder» он ненадолго «воскресил» Зигги Стардаста и Джека-Хэллоуина.

Герои Боуи появились и в рекламе минеральной воды Vittel

Но в кого бы певец ни превращался, его настоящая личность всегда оставалась загадкой для фанатов. Даже фамилия «Боуи» — это псевдоним, который Дэвид Джонс взял на старте карьеры. Вероятно, певца хорошо знали только родственники и близкие друзья.

Но всем остальным Дэвид Боуи запомнился выдающимся артистом, для которого не было ничего невозможного. Даже смерть его не особо пугала, и он покинул наш мир на своих условиях, успев завершить все последние проекты.

Так или иначе, я всегда думал о смерти. По молодости я относился к ней c презрением, а сейчас — рационально. Я знаю, что жизнь заканчивается, и это нужно принять. Верю, что после смерти человек погружается в состояние сна, но только ему ничего не снится. Ну или во что-то такое. Я расскажу вам, когда вернусь.

Дэвид Боуи, певец

Информация и цитаты взяты из книги Николаса Пегга The Complete David Bowie. В отдельных случаях указан иной источник.

443443
79 комментариев
100 ₽

Спасибо за материал! Пойду Station To Station в n-ый раз переслушивать...

19
Ответить

Боуи — лучший агент ФБР! :)

29
Ответить

Это откуда?

Ответить

Великий артист, один из лучших.
https://www.youtube.com/watch?v=gH7dMBcg-gE

27
Ответить

Периодически устраиваю марафоны: врубаю всю дискографию Боуи на репите. Никогда не надоест.

22
Ответить

Джарет из Лабиринта считается?

10
Ответить

ох уж эта Коннели

14
Ответить