«Хрустальный» — это детектив! Это триллер! Это… драма о жизни в маленьком городке

Негласный слоган сериала: «Ты уедешь, а нам еще здесь жить»

«Хрустальный» — это детектив! Это триллер! Это… драма о жизни в маленьком городке

Наверное, винить все-таки нужно себя и свои ожидания. Ведь, как говорится, «ваши ожидания — ваши проблемы». Я ждала духовного последователя «Метода» с упором на раскрытие психологии маньяков как максимум, или хотя бы интересную детективную историю как минимум. Но давайте не будем обманываться, этот сериал — это чернушная драма о сломанных людях из захолустного городка. Упор здесь на тяжелых судьбах, на прогнившей системе, на травмах из детства и их отражении во взрослой жизни, а убийства — это где-то там на фоне. И, как мне кажется, смотреть сериал нужно именно с таким настроем, тогда от просмотра вы получите удовольствие и заложенные эмоции.

«Хрустальный» — это детектив! Это триллер! Это… драма о жизни в маленьком городке

Понравился ли мне сериал? Если отвечать однозначно: нет. Но после некоторых размышлений, я поняла, что и бомбить на него мне не хочется. У него есть свои сильные стороны, и НИ ОДНА из них не связана с детективной составляющей, увы. Главный герой — никакой не специалист по маньякам. Главный преступник считывается с первого своего появления в кадре. Удивить финальный твист сможет разве что совсем уж не искушенного зрителя. И, конечно же, если вы видели первый сезон «Метода» — вы сходу угадаете, кто за всем стоит.

Не вижу смысла говорить о сюжете или спойлерить какие-то подробности детективной истории — поверьте, первый человек, на которого вы подумаете, и будет тем самым убийцей. Хочется поговорить о другом, о представленной драме различных персонажей. Что было сделано хорошо, а что плохо — по моему скромному мнению, конечно.

«Хрустальный» — это детектив! Это триллер! Это… драма о жизни в маленьком городке

Главный герой, он же Меглин всея Руси, Сергей Смирнов. Его драма будет иметь ключевую роль в данной истории, но лично меня она зацепила меньше всего. Как мне кажется, она сделана чересчур чернушной. Я допускаю, что такие трагичные истории возможны, но очень уж тяжело в нее поверить и тяжело принять. Опустим само содержание его травмы, чисто с сюжетной точки зрения, это провал. Объясню. В какой-то момент главный герой начинает общаться с психологом, чтобы проработать свою детскую травму, подробности которой он не помнит. И эти разговоры абсолютно никак не сыграют позже.

«Хрустальный» — это детектив! Это триллер! Это… драма о жизни в маленьком городке

В грамотно развернутой истории к нему бы вернулись воспоминания после какого-нибудь триггера, и благодаря им главгерой смог бы собрать остальные подсказки и выйти в итоге на преступника. Здесь же он буквально проходил мимо и случайно застукал главгада за его злодеяниями. И даже после этого горе-следователь с большим сомнением (и очень карикатурно) переспрашивает главного злодея, неужели все это время это был он. И только тогда тот ему рассказывает о своей роли в его детской травме.

И зачем, спрашивается, были все беседы с психологом? Просто, чтобы рассказать нам предысторию главгероя? То есть триста тысяч флешбэков, показанных до этого, было недостаточно, нужно было еще словами это повторить? Но самое обидное это развязка. Еще раз: главный специалист по маньякам НЕ вычислил убийцу в итоге. Он до последнего был уверен, что виноват во всем другой человек, и нашел настоящего преступника по чистой случайности. Предполагаю, что это было сделано с расчетом выдержать финальный твист до последнего, но, по сути, это обесценило главгероя как гениального следователя.

«Хрустальный» — это детектив! Это триллер! Это… драма о жизни в маленьком городке

Давайте теперь о слонах в комнате: главный герой — это пародия на Меглина. Вот только до его уровня он не дотягивает. Он настолько крут, что законы ему не писаны: он может бухать за рулем, вести себя нагло и самовольничать ведь он незаменим и имеет особый статус у начальства, так? Не совсем, в отличии от Меглина он заявлен просто как очень хороший следователь. Так почему его ни разу не поставили на место за его проступки? В какой-то момент он вообще позволяет себе нападение с оружием на другого человека — и ничего, его просто простят покинуть город. Мне этот персонаж был откровенно неприятен, и уж извините за личную нападку на актера или его гримеров, но почему он полсериала ходит с помятой красной мордой в кадре? Спасибо за реалистичный образ алкоголика, конечно, но лучше бы прописали ему хоть каких-то хороших качеств для баланса.

«Хрустальный» — это детектив! Это триллер! Это… драма о жизни в маленьком городке

Ведь как следователь он был или бесполезен, или брал ответы с потолка. Проследить за его ходом мысли мне как зрителю было сложно. И да, он высказывал правильные догадки, но откуда они брались? Откуда, например, он с ходу зачитывает чуть ли ни полный психологический портрет убийцы, только приехав в Хрустальный и еще даже не разобравшись с делом? А далее по ходу сюжета он не расследует, он истерит, раскидывается обвинениями направо и налево и зацикливается на конкретных подозреваемых исходя из детских обид, а не из логики. В какой-то момент он разговаривает со свидетелем, который должен был заставить его вернуться к событиям 30-летней давности и переосмыслить все дело, но он просто отмахивается от его показаний. Извините, но это не гениальный охотник на маньяков, это пародия на него.

«Хрустальный» — это детектив! Это триллер! Это… драма о жизни в маленьком городке

Единственный момент, где недо-Меглин блистает как следователь, это его представление как героя. Он общается с задержанным убийцей и в ходе разговора сопереживает убийце, заставляет его поверить будто они разделяют общие ценности и страхи, и в следствии проявленной эмпатии убийца в итоге сознается в содеянном. Ничего сверхъестественного: показан обычный допрос, но как же действенно он заявляет главгероя как того самого суперспециалиста по маньякам. Если бы только создатели смогли удержать такую планку до конца сериала, но увы.

«Хрустальный» — это детектив! Это триллер! Это… драма о жизни в маленьком городке

Брат главного героя, Геннадий Пронченко. Второй по значимости персонаж, который во многом противопоставлялся главному герою. Несмотря на то, что он больше показан как негативный персонаж, мне он импонировал и мне понравилось, как была раскрыта его история. Нам не просто тыкнули продажного начальника полиции и плохого брата. По ходу сюжета покажут, что он пытался бороться с системой, пытался защитить брата — и не смог. Ему пришлось приспособиться ко всей грязи, происходящей вокруг. Он пример известной фразы «если не можешь победить — возглавь». Его мотивация — это его семья, и он многим готов пожертвовать ради них, нужно сказать, не без давления его жены.

«Хрустальный» — это детектив! Это триллер! Это… драма о жизни в маленьком городке

Но при этом нам показывают, как он рефлексирует, как переживает по поводу своих действий. Хороший пример этого: небольшая арка с молодой девушкой, которую он уговаривает взять деньги и забрать заявление об изнасиловании, ведь за этим преступлением стоят важные шишки их городка, его «друзья». Опять же, это все касается его личной драмы, в детективной составляющей он бесполезен и исполняет стандартную функцию глупого начальника, наперекор которому будет действовать умный главный герой. И если в начале нам еще показывают, как он пытается балансировать между давлением сверху и честным расследованием, то в конце его просто сливают.

«Хрустальный» — это детектив! Это триллер! Это… драма о жизни в маленьком городке

Девушки главного героя, Катя Сказка и учительница Ира. Вот если говорить об интриге сериала, это не кто является маньяком, а кого же главный герой увезет из этого захолустья. Чуть ли не треть сюжета посвящена любовной санта-барбаре главного героя, по ходу сюжета он переспал с тремя с половиной женщинами, при том, что он женат и вообще-то «однолюб», как он заявил сам. Звучало это смешно, ведь на тот момент нам, зрителям, уже показали, как он изменил жене с проституткой. Но основные его два любовных интереса, это Катя и Ира. И история каждой также цепляет. Нам показали двух по-своему сломленных женщин, которые считают, что взяли верх над ситуацией. Ведь если позволить — значит это не насилие? А если избежать насилия нельзя, то почему не брать за это деньги? Каждую жалко, каждой сопереживаешь, и взаимодействие главного героя с ними показано достаточно трогательно. Вот здесь оправданы были флешбэки, которые показывали, как было раньше на контрасте c тем, что сейчас. Особенно тронул момент, когда главный герой, узнав об Ире кое-какие неприятные подробности, вместо осуждения говорит: «Кто я такой, чтобы тебя презирать».

Остальные истории будут уже откровенно спойлерными, хочется лишь в целом сказать, что главзлодей тоже хорош, просто уж слишком он вторичен и предсказуем. Другие подозреваемые — неплохи, сыграны хорошо. Еще один интересный второстепенный персонаж — это цыган. Такой чуть ли ни комик-релиф персонаж, приятно было за ним наблюдать.

Если говорить об актерской игре, мне особенно хочется отметить детей. Вот уж неожиданное открытие, но ребята, показанные во флешбэках — это профессиональные молодые актеры, все неимоверно отыграли свои роли. Мальчишки, сыгравшие главгероя, смогли передать его детскую наивность и жизнерадостность, а позже и более сложные эмоции. И особенно еще запомнился второстепенный персонаж: психически больной мальчик, над которым издевались сверстники. Один его загнанный взгляд смог передать больше боли, чем моменты с показанным насилием.

Что по взрослым персонажам: все играю хорошо, пока не натыкаются на какую-то совершенно кринжовую реплику — и вот тут уж никакой актер бы ее не вывез, поэтому не могу винить их за временами стыдную игру. Там, где было что играть, они демонстрировали максимум правдоподобных эмоций. Ну и главный герой… он чаще других выдавал кринжфест, но моментами показывал просто бесподобную игру, поэтому впечатления остались неоднозначные. Но вот с чем у меня была проблема по ходу всего сериала — это его дикция, некоторые фразы он откровенно зажевывал. Хотелось временами включить субтитры, настолько все было плохо. Честно, впервые сталкиваюсь с такой проблемой при просмотре русских сериалов.

Читала в других рецензиях, что сериал снят красиво и музыкальное сопровождение неплохое. Как по мне, это не так. Сериалу жутко не хватало какого-то своего стиля и музыкальной темы, как в том же «Методе» Быкова (имеется в виду первый сезон, второго сезона «Метода» не существует).

Еще добавлю несколько слов насчет атмосферы: в целом неплохо передан тягучий ритм жизни маленького города, от сериала так и веет безысходностью и смирением. Но иногда создатели, видимо, для оправдания жанра триллера пытались в саспенс, а получалось смешно. Например, в какой-то момент нам визуализируют мысли главного героя: он пытается понять, как можно похитить ребенка. А затем следует сцена, где главгерой уже по-настоящему уговаривает мальчика сесть к нему в машину, где сообщает ему, что отвезет его в лес и будет с ним делать нехорошие вещи… и на перепуганном лице мальчика серия обрывается. И вот таких горе-клиффхэнгеров и прочих попыток нагнать тревоги на пустом месте, к сожалению, в сериале предостаточно.

«Хрустальный» — это детектив! Это триллер! Это… драма о жизни в маленьком городке

Вывод: смотреть, если хочется драмы маленького города со всей сопутствующей чернухой. Как детектив не советую никому.

18
35 комментариев