Эпоха фетровых шляп, плащей и пистолетов

Десять «чёрных» картин, которые помогут окунуться в атмосферу всеобщего пессимизма и недоверия.

Эпоха фетровых шляп, плащей и пистолетов

Многие видели такие фильмы как «Бегущий по лезвию», «Драйв», «Секреты Лос-Анджелеса». Все довольно разные, но есть одна вещь, которая их объединяет. Они представители неонуара, который стилистически подражает и использует приемы нуара.

Соответственно неонуар произошел из нуара. Важно понимать, что это не жанр (таковым он является только в литературе, разновидность «крутого» криминального романа), а стиль. В него могут входить самые разные ленты самых разных жанров, можно даже встретить вестерны («Преследуемый» 1947).

Началом нуара принято считать фильм Джона Хьюстона 1941 года «Мальтийский сокол», в нем содержатся все те элементы, которые присущи данному стилю (неоднозначный герой, роковая женщина, криминальный сюжет и др.). Закат эпохи приходится на картину Орсона Уэллса 1958 года «Печать зла». Это оказалось яркое явление сильно повлиявшее на дальнейшее развитие кинематографа. В частности, имело большое влияние на некоторых режиссеров французской новой волны.

Пост не преследует цели дать какие-то глубокие познания в нуаре. Тут собраны разные представители направления, которые могут быть интересны и современному зрителю. Топов по фильмам-нуар не мало, но они все очень похожи, что натолкнуло на мысль сделать свой, где будут как общеизвестные ленты, так и не очень.

10. Детективная история / Detective Story (1951)

Эпоха фетровых шляп, плащей и пистолетов

Как ни странно, имея такое название, фильм практически не содержит в себе элементов детективного жанра. Лента фокусирует внимание на взамоотношения главного героя (Кирка Дугласа) с женой и его внутренние переживания.

Картина довольно камерная, практически все события происходят в здании полицейского участка. Это легко объясняется тем, что действие поставлено по одноименной пьесе 1949 года.

Так же в фильме присутствует харизматичный Джозеф Уайзмен, который весьма неординарно исполнил роль преступника. Впоследствии он сыграет роль Доктора Ноу в одноимённой картине, открывающей серию фильмов про Джеймса Бонда.

9. Большой ансамбль / The Big Combo (1955)

Эпоха фетровых шляп, плащей и пистолетов

Фильм, как мне кажется, незаслуженно забытого режиссера фильмов категории B — Джозефа Х. Льюиса. Может служить как один из эталонов нуара, очень стильная картинка, красиво поставленные сцены. Оператор Джон Олтон старается всегда выжать все возможное из работы света и тени. Все это действие сопровождает джазовый саундрек от Дэвида Рэксина, что для нуара редкость, чаще использовался довольно стандартный оркестр.

Сама картина не блещет каким-то изящным сюжетом или глубиной. В ней повествуется о противостоянии Леонарда Даймонда (шутка про фамилию в наличии) и гангстера мистера Брауна, в исполнении Ричарда Конте, который впоследствии сыграет Дона Эмилио Барзини в «Крестном отце». В ленте также можно увидеть Ли Ван Клифа в роли одного из ассистентов главного злодея.

8. Белая горячка / White Heat (1949)

Эпоха фетровых шляп, плащей и пистолетов

Очень неожиданный фильм, если учитывать год его выпуска. Картина насыщенна большим количеством событый, которые происходят меньше, чем за два часа и рассказывает о банде вместе с его главарем Артуром «Коди» Джарретом, куда внедряется агент ФБР под прикрытием. Сюжетные линии и твисты картины уже давно не новы, но фильм от этого хуже не становится. Сейчас из такого могли бы сделать целый сериал.

Главную роль исполняет потрясающий Джеймс Кэгни, звезда гангстерского кино 30-ых годов.

Так же в нем можно узнать один из источников вдохоновения Мартина Скорсезе для его «Отступников».

7. Сильная жара / The Big Heat (1953)

Эпоха фетровых шляп, плащей и пистолетов

Фильм от легенды мирового кинематогрофа Фрица Ланга, представителя немецкого экспрессионизма, который снял самое дорогое немое кино «Метрополис» (1927), а другой картиной — «М убийца» (1931) — предвосхитил многие элементы нуара.

Считается вершиной позднего творчества режиссера. Первый, насколько мне известно, фильм о полицейском одиночке, который борется против коррумпированной системы или преступности.

6. Двойная страховка / Double Indemnity (1944)

Эпоха фетровых шляп, плащей и пистолетов

Классический нуар-фильм от одного из самых выдающихся представителей золотой эпохи голливуда — Билли Уайлдера.

Сюжет рассказывает о страховом агенте, который вместе с героиней Барбары Стэнвик пытаются избавиться от её мужа и получить страховую выплату за его жизнь. При этом планируя все так, чтобы не оставлять никаких следов их преступления. Персонаж Стэнвик воплощает собой истинный образец «femme fatale» — роковой женщины.

Довольно похожий по сюжету фильм выходит уже через два года в 1946 году «Почтальон всегда звонит дважды». Примечательно, что и первый и второй в будущам получат ремейки.

5. Целуй меня насмерть / Kiss Me Deadly (1955)

Эпоха фетровых шляп, плащей и пистолетов

Этот фильм больше про стиль, чем про сюжет и справляется с поставленной задачей превосходно. Его визуальных решений хватило бы еще на несколько картин. Немного жаль, что имея интересное детективное начало, картина не дает ему особого развития.

Концовка, выкрученная в своей абсурдности до максимума, восхитительна. Позже Квентин Тарантино использует в «Криминальном чтиве» макгаффин в виде светящегося чемоданчика с оглядкой именно на этот фильм.

Так же тут есть персонаж Кармен Триваго в исполнении Фортунио Бонанова, автомеханик. Его манеры поведения и разговора, тембр голоса и фанатичное увлечение автомобилями скорее всего послужили прототипом для персонажа Глоттиса из компьютерной игры «Grim Fandango».

4. Туз в рукаве / Ace in the Hole (1951)

Эпоха фетровых шляп, плащей и пистолетов

Вторая картина Билли Уайлдера в этом списке. Влияние прессы на мнение общественности, людской цинизм и безразличие, примат собственных амбиций над интересами окружающих — все эти актуальные и на сегодняшний день темы поднимаются в данном фильме.

Кирк Дуглас великолепно отыгрывает свою роль и достоин отдельной похвалы, очень жаль, что за нее он не получил даже номинации.

3. Ночь и город / Night and the City (1950)

Эпоха фетровых шляп, плащей и пистолетов

Удивительный фильм-нуар от Жюля Дассена, отца известного французского певца Джо Дассена. События происходят на темных улицах и переулках Лондона, где мелкий мошенник Гарри Фабиан (Ричард Уидмарк), у которого планы всегда обречены на провал, пытается в очередной раз стать большим человеком и наконец-то заработать состояние. В этом стремлении он готов поставить на карту все. Разрушить то немногое, что у него есть.

При просмотре можно заметить элементы сюжета и стиль, которыми впоследствии, возможно, вдохновлялся Гай Ричи, создавая свои фильмы про не самые благополучные социальные классы Лондона.

2. Сладкий запах успеха / Sweet Smell of Success (1957)

Эпоха фетровых шляп, плащей и пистолетов

Тут нет стандартных полицейских и бандитов, убийств и расследований, но есть очень неоднозначные персонажи и густейшая атмосфера.

В главной роли дуэт Тони Кертиса и Берта Ланкастера. Между ними довольно своеобразные болезненные отношения, в которых бывает трудно разобраться, где первый подчиняется второму.

Берту Ланкастеру удалось воплотить на экране очень харизматичного и пугающего беспринципного антигероя, который готов практически на что угодно ради своих целей.

События разворачиваются на темных улицах Манхэттена под отличный джазовый саундтрек Элмера Бернстайна. Его хочется отметить отдельно. Музыка великолепна.

1. Печать зла / Touch of Evil (1958)

Эпоха фетровых шляп, плащей и пистолетов

Картина Орсона Уэллса, считается последним фильмом нуаром, по крайней мере в США, потому что в таких странах как Франция или Япония с «новой волной» стиль получает второе дыхание.

«Печать зла», это абсолютная концентрация нуар-фильма. Не имея под собой сильного сюжета, он берет атмосферой и отличной операторской работой.

Главный герой картины — мексиканский полицейский из отдела по борьбе с наркотиками Мигель Варгас (Чарлтон Хестон). Выглядит Хестон, надо признать, в роли мексиканца немного нелепо. Сама же история больше о детективе полиции Хэнке Куинлане, которого играет весьма тучный Орсон Уэллс.

События происходят в маленьком городке на границе США и Мексики, где совершается двойное убийство путем подрыва автомобиля. Это проишествие служит спусковым крючком к медленно разгорающемуся конфликту между двумя полицейскими, что выливается в потрясающие последние тридцать минут картины.

Эпоха фетровых шляп, плащей и пистолетов

Разумеется нуар не исчерпывается этими десятью фильмами. Есть еще много замечательных работ, но я решил выбрать именно эти.

Надеюсь, было интересно и нашли что-нибудь для себя.

P.S. спасибо за вычитку Richie Vell

5959
43 комментария

Комментарий недоступен

7
Ответить
Автор

Я заметно доработал.

8
Ответить

Как раз на днях на древнюю сохранёнку в вк наткнулся

7
Ответить
Автор

потрясающе

4
Ответить

А вчера уже говорил, читается легко, хороший пост

6
Ответить
Автор

Благодарю

6
Ответить

Печать зла, Сладкий запах успеха, Двойную страховку обожаю
найс топ, асом боллс

6
Ответить