А насколько ли это этично и этично ли вообще писать иконы по мотивам реальных событий?

Про иконы, посвящённые Чернобылю, у меня статья уже была. НО, также есть и другие образы святых, посвящённые РЕАЛЬНЫМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ АКТАМ в начале двухтысячных. Так, икона Богоматери - Свято-Крестовская - была напрямую связана с событиями 1995 года в городе Будённовске, когда террористы численностью 150—200 человек, возглавляемых Шамилем Басаевым, захватили в заложники более 1200 жителей и согнали их в районную больницу № 2. В результате теракта погибли 129 человек (в том числе 18 работников милиции и 17 военнослужащих), 415 были ранены.

А насколько ли это этично и этично ли вообще писать иконы по мотивам реальных событий?

Легенда, связанная с появлением Свято-Крестовской иконой, гласит, что в ситуации фактического бессилия власти перед бандитами только чудо могло спасти заложников, и многие люди начали усердно молиться Богу. И чудо свершилось - 18 июня в небе над городом произошло явление молящейся перед Крестом Пресвятой Богородицы. Сама Царица неба и земли милостиво посетила страждущих. Ее видели в городе многие. Есть якобы свидетельство о том, что и сами чеченцы видели Ее и говорили об этом заложникам.

"Когда ночью начался второй штурм, терапия стала дымиться. Нас опять перегнали в кардиологию: кто ползком, кто как мог, в жутком страхе… А утром в воскресенье, 18 июня, приблизительно в промежутке от 8 до 10 часов утра, одна женщина вдруг воскликнула: «Девчата! Смотрите!». Все осторожно, боясь попасть под пули наших солдат, выглянули в окно, обращенное на восточную сторону, и увидели на небе Крест, как бы облачный.

Справа от Креста на воздухе стояла в скорбной позе Богородица, обращенная ко Кресту, молящаяся, в черных одеждах. Но люди были в сильном страхе от обстрела и басаевцев, и, естественно, не могли как следует разглядеть явления Богородицы, только думали: «К чему это? Что это предвещает? Смерть или свободу?» Но видели его как православные, так и атеисты. Видение продолжалось около получаса".

Господь, по легенде, внял мольбам Своей Пречистой Матери. "Именно в этот день после молебна Богоматери обстоятельства неожиданно изменились. Злые сердца бандитов заступлением Божией Матери умягчились. Лютый разбойник, до этого отвергавший любые переговоры, принял все условия освобождения плененных людей. На следующий день заложники были освобождены. Таким образом, Богоматерь заставила Шамиля Басаева покинуть город, а террористы были якобы деморализованы Её явлением!

Больница, место спасения жизни, стала узилищем, местом мученичества. Люди стали живым щитом злодеев. Власти бездарно штурмовали, потом безвольно выполняли абсолютно все требования боевиков, уже побежденных в горах, обесценивая кровь, пролитую нашими войсками. Такого позора страна наша еще не знала. Думается, что явление Богородицы — это предостережение о том, что и вся Россия, если не покается, превратится в сплошной Буденновск".

Свято-Крестовская икона стала новой иконографией среди Богородичных икон Русской Православной Церкви. На ней Богоматерь изображена у Креста, напоминая о её Голгофском стоянии, сложение рук напоминает Семистрельную икону («Умягчение злых сердец»).

Не обошла иконография и тему бесланской трагедии. Так, икон младенцев-мучеников было написано две, одна осталась в СПб, вторая была послана в Беслан, ее повез о. Геннадий Беловолов (Было еще две, на другие сюжеты; тоже для Беслана). В первом случае мы имеем нормальную, без отклонений, икону Вифлеемских мучеников. Что собой представляет вторая икона? Замещение Вифлеемских мучеников на других мучеников. Про консервативность иконографии и про то, что не стали бы вспоминать о Вифлееме по случаю Беслана, если бы не было отождествления.

А насколько ли это этично и этично ли вообще писать иконы по мотивам реальных событий?

Так, в "Новых известиях" епископ Феофан (Ашурков) сказал: "Мы знаем, что невинная кровь мучеников, - а они именно мученики, эти дети, погибшие в Беслане, - является жертвой и за наши грехи".

Вот опрос, приведенный в той же статье, который был проведен в Осетии: "ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ЖЕРТВЫ БЕСЛАНСКОЙ ТРАГЕДИИ СВЯТЫМИ МУЧЕНИКАМИ?"

По результатам исследования, проведенного сайтом Осетия Онлайн, ответы на вопрос распределились следующим образом:

да - 72 %;

если только будет официальная канонизация - 10 %;

об этом рано говорить - 18%.

И вдобавок цитаты из радиовыступления о. Геннадия Беловолова:

- "Для христиан все дети, умученные новыми иродами, безусловно, являются святыми мучениками за Христа и нашими новыми молитвенными предстателями у Престола Господа нашего Иисуса Христа. Мы стали свидетелями детской Голгофы. О целях своих бандиты говорят сами - это разжигание войны. Дети принесли себя в жертву, они по сути встали на пути возможной войны. И их можно назвать новомучениками. Хотелось бы их знать поименно. Надеемся, что мы получим эти имена для молитвенного поминовения".

А вот выдержка из репортажа некой Л.САМАРИНОЙ под названием "Детская Голгофа". В статье приводится сравнение библейских младенцев, убитых в Вифлееме и реальных жертв Беслана. "Мученики-младенцы Вифлеемские отдали жизнь свою за Христа, так же и мученики бесланские умерли за Христа. Среди детей, плененных в бесланской школе, был 13-летний Саша Погребов. Террорист увидел у него крестик на шее.

Один из бандитов ткнул мальчика стволом в грудь, вминая крестик в худое тело, потом потребовал: «Молись, неверный!» И услышал молитву – из груди мальчика раздались слова дивного гимна: «Христос Воскресе!» Сказать эти слова в глаза бандиту, который может тут же спустить курок, изливая злобу свою, – это, конечно, исповедничество. Это то, о чем Господь сказал: «Из уст младенец и ссыщих воздам Тебе хвалу». И, как известно, Саша первый выпрыгнул в окно, а за ним и другие ребята. Как будто сила Господа их освободила от страха, они, как голуби, выпорхнули из клетки. Хотя, конечно, жертвы огромны, но, тем не менее, это и победа – победа воскресения Христова".

Далее подробнейшим образом описываются святыни, почитаемые в Осетии и завершается статья тем, что каждый из нас виноват в случившейся кровавой бойне: "Эта трагедия нас всех заставила содрогнуться. Она исторгла из сердца, из уст Президента России удивительно глубокие слова. Может быть, впервые за эту перестроечную смуту мы услышали призыв к спасению нации, услышали, что идет война на уничтожение России. В нашей песне «Детская Голгофа» мы говорим: «Простите нас». Действительно, хочется повторять эти слова невинным отрокам, отроковицам, младенцам, которых на земле уже нет. Они, безусловно, умерли за нас.

Мы же виноваты в том, что не помолились за них как следует, не сознавали в те дни, когда они были в пленении, всего масштаба трагедии – всей высоты их Голгофы. Не было объявлено о всенародной молитве, о посте. Ведь они постились три дня. И мы должны с покаянием сказать, что мы не были с ними вместе. Эта трагедия нас обличила. Она нас застала как Страшный Суд – врасплох.

Можно сказать, что наша вина в том, что мы их не вымолили. Но меня пронзило и не покидает чувство, что мы приобрели святых мучеников. Нужно требовать, чтобы были опубликованы их имена. Они для нас драгоценны, каждое имя. Мы не можем сейчас установить имена Вифлеемских мучеников, но мы можем оставить в памяти народной имена бесланских мучеников. Молиться им и о них".

А насколько ли это этично и этично ли вообще писать иконы по мотивам реальных событий?

Икону бесланских мучеников доставили из Петербурга в Беслан практически сразу - сорок дней спустя после трагедии. Удивления новость не вызвала: таковыми все считали ребят из школы N 1. Но едва минули сороковины, бесланские дети на иконе вдруг превратились в... вифлеемских. И в том, что казалось проявлением скорби, обнаружился механизм пошлой политической провокации. В Беслане еще продолжались опознания изувеченных тел, а в Петербурге уже готовилась к отправке икона "новомучеников", написанная художником Михаилом Осипенко.

Все шло как по маслу. А затем разразился скандал. Сначала на сайтах РПЦ, а затем и в светских СМИ появилась информация о доставленной в Беслан иконе "Избиение Вифлеемских младенцев". Мол, в переданные ранее сообщения вкралась ошибка. При том, что на иконе, сегодня находящейся в Свято-Успенском Аланском монастыре в Архызе, разборчиво написано "В память убиенныхъ мучениковъ Бесланскихъ", горы на заднем плане как будто с кавказской натуры срисованы, а на лицах "воинов царя Ирода" - шахидские повязки.

Замять скандал вынужден был епископ Феофан: "Мы знаем, что невинная кровь мучеников, - а они именно мученики, эти дети, погибшие в Беслане, - является жертвой и за наши грехи". Хорошие слова. Но кому, как не почтенному архиерею, знать, что мученик в церковном и в земном толковании - очень разные понятия. И если Церковь причисляет жертву грешников к лику святых - это зачем-то нужно не жертвам, а грешникам.

У о. Геннадия Беловолова ответ, похоже, был наготове. "Беслан, - заявил он, - это детская Голгофа. После избиения Вифлеемских младенцев в истории еще не было трагедии такого масштаба". Последнее утверждение более, чем спорно - мало ли, что у человека в минуту волнения сорвется с языка, - если забыть об иконе. Тем более, что исторических корней описанной в Библии трагедии в Вифлееме найти и доказать так и не удалось. Это была легенда, которую придумали для создания более гротескного образа царя Ирода на фоне Мессии - Иисуса Христа. И, конечно же, вряд ли в реальной жизни допустили бы подобное. А вот факт обезглавливания Иоанна Предтечи - вполне имел место быть, и сделано это было отнюдь не и-за угодившей Ироду танцами его коварной дочери.

Что касается Чернобыльской иль бесланской иконы, то тут попахивает явным кощунством, ведь любые изображения святых пишутся лишь после их прославления Церковью. Для прославления же необходимы три условия: почитание в народе, обретение мощей и подтвержденные случаи совершения чудес по молитвам к "кандидатам в святые". Кроме того, по церковному канону, мучениками становятся те, кто принял мученическую смерть за веру Христову, за Христа.

Возникает непростой вопрос: за Христа ли пострадали дети Беслана? То, что вифлеемские дети пострадали именно за Христа, не вызывает сомнения, т.к. убивавшие их были посланы убить Христа. А у нас вопрос сводится к следующему: они погибли именно потому что они христиане? Или потому, что они граждане России? Если первое, то по древней традиции больших доводов(типа чудес или благоуханий) вовсе не надо. Святые и все тут. А если второе, то даже чудеса вряд ли смогут перевести их из разряда политических жертв в мученики за веру. Объявив мучениками бесланских детей, тогда надо ежегодно объявлять святыми мучениками тысячи других детей погибших по вине взрослых.

Протоиерей Геннадий, конечно, все это знает. Равно как и о том, какой жесткой критике подвергнуто было на последнем Архиерейском Соборе РПЦ "самочинное почитание" царя Ивана Грозного и Григория Распутина, да и прочие, не названные подобные случаи, которых немало. Вспомним иконы "святого мученика Евгения" (юного солдата Жени Родионова, убитого в Чечне) и команды подводной лодки "Курск".

Но история русской Церкви насчитывает и множество случаев канонизации в угоду чьим-то политическим или иным интересам (свежайший пример - причисление к лику святых на том же последнем Соборе адмирала Ушакова). Нет фактов совершения чудес - придумаем. Нет почитания в народе - мы его инициируем. И инициатива почитания "бесланских мучеников" не заставила себя ждать. Бедные дети и после страшной своей кончины оказались в заложниках - на сей раз не мифических агарян с иудеями, не реальных террористов, а "ревнителей благочестия".

P.S. Мне кажется, или иконописцы в данной ситуации весьма перегнули палку? Разве икона не должна писаться ТОЛЬКО по библейским сюжетам или тем людям, кого канонизировали, не затрагивая при этом реальных событий?! А то это выглядит, как попытка РПЦ лишний раз самоутвердиться за счёт резонансных трагедий.

44
22 комментария

Насколько этично писать иконы, если бога нет?

10

Комментарий недоступен

2

В истории древнего мира было много богов... Из них мне Зевс и Посейдон нравились...

Комментарий недоступен

3

Этично ли делать Гитлера комедийным персонажем как в King Fury или той манге про маджонг? Романтизировать мафию как в Крестном отце? Рисовать бурятские порнокомиксы про лолей? Писать в раковину? Приглашать Логвинова на свидание и ещё тысяча и одна "этичностей".

Сколько людей - столько мнений, расслабься и не обращай внимания, а то со стороны это как борьба с ветряными мельницами выглядит.

3

Ну, комедийной личностью Гитлера делали в Америке, в мультиках - тогда действовала военная пропаганда. Помнится, ещё Чарли Чаплин в сороковых годах высмеивал и пародировал его...

За Христа ли пострадали дети Беслана?

Возможно, не за Христа, но христианское вероисповедание осетин определенно было одной из причин теракта. Школу ведь захватили не в какой-нибудь Махачкале, а почему-то именно в Осетии

1