«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

Или как снять картину c друзьями и без большого бюджета.

«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

Через полгода выйдет одиннадцатый фильм Кристофера Нолана «Довод», который станет самым масштабным и дорогим (больше 200 миллионов долларов) оригинальным проектом в карьере режиссёра. И чтобы скрасить ожидания приближающегося события, я решил вспомнить, каким был его дебют в мире большого кино и подготовил для вас небольшую статью о том, как задумывался, снимался и каким в итоге получился первый фильм Кристофера Нолана «Преследование» или «Following».

«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

С чего начиналось производство фильма

Будучи студентом в Лондонском колледже на факультете английской литературы Кристофер Нолан пробовал себя в разных жанрах короткометражных фильмов и постоянно пытался экспериментировать с формой повествования. Уже тогда он получал похвалу в свой адрес за необычные идеи, используемые в своих картинах, потому и собирал различные кинонаграды ещё со школьных времён.

«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

После нескольких своих короткометражных работ, Нолану стало тесно в этой среде, и в 1997 году он наконец-то решил попробовать свои силы в полнометражных проектах. И прежде всего, организовал собственную, пусть и во многом символическую, кинокомпанию — Sincopy Films, фактической главой которой стала его супруга и мать его будущих детей, Эмма Томас.

Я и Эмма Томас, моя жена и продюсер, всегда стараемся делать разные типы фильмов, некоторые из которых были очень амбициозными. Иногда мы даже старались создавать документальные вещи. И мой первый полнометражный фильм должен был сделать что-то, что могло бы заинтересовать аудиторию: это либо техническая отделка, либо что-то креативное, чтобы зритель начал смотреть и не мог отвести взгляд, при этом сделать это с низким бюджетом.

Кристофер Нолан, тот самый
«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

Идея оригинального фильма пришла Нолану, когда он учился в колледже и жил в центре Лондона на Тоттенхэм-Корт-Роуд, рядом с Оксфорд-стрит, одной из самых многолюдных улиц в мире. Он, как и главный герой картины, был поражён тем, насколько переполнена столица Великобритании, особенно её центральная часть. Примерно в это же время с режиссёром случилось неприятное событие — в его квартиру проникли злоумышленники и вынесли оттуда личные вещи.

Я шёл по улице и был полностью окружён людьми. Я заинтересовался идеей о том, что произойдёт, если кто-то решит сломать нормальное поведение, связь, которая существуют между людьми. Что, если бы можно просто выбирать кого-то случайного из толпы и начать исследовать его жизнь без особой причины, кроме произвольного интереса…

Я обдумывал эту идею вместе с тем, когда мою квартиру фактически взломали и ограбили. Меня заинтересовали чувства грабителей, которые сопровождали их в этом деле. Ведь дверь никогда никому не мешала и мне было интересно, что удерживало людей от этого: какие-то социальные протоколы об уважении друг к другу, либо иные социальные нормы? И я стал интересоваться различными способами, в которых разные персонажи могут разрушать те или иные границы.

Кристофер Нолан, ограбили парня

В итоге сценарий картины вылился в нелинейный неонуарный триллер «Преследование» о молодом писателе, который преследовал случайных незнакомцев на улице, из-за чего и попал в большие неприятности.

«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

Когда Кристофер Нолан занимался фильмом у себя в Англии. В то время в США как раз снимали много низкобюджетных фильмов, которыми отчасти вдохновлялся сам режиссёр, например, «Клерками» Кевина Смита или «Музыкантом» Роберта Родригеса. Однако в Лондоне никто подобного не делал, и Нолан решил попробовать создать что-то такого же небольшого масштаба.

В своей первой картине он выступил одновременно в качестве сценариста, режиссёра, продюсера, оператора и монтажёра. Больших денег в то время у начинающего режиссёра ещё не было, поэтому ему пришлось финансировать проект своими собственными средствами. Так, он смог собрать только шесть тысяч долларов, очень крошечную сумму, даже по меркам авторского кино.

Я режиссёр-самоучка. Я никогда не ходил в киношколу, никогда не изучал кино. Я просто начал снимать фильмы, когда был ребёнком, шатался повсюду с камерой. Мне, наверное, было около семи лет. И на мой взгляд, «Преследование» стало кульминацией того, что я смог сделать самостоятельно или с компанией друзей. Только за счёт собственных ресурсов, заимствования оборудования и использования окружающих вещей.

Кристофер Нолан, самоучка
«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

Актёрами в его первом фильме стали его знакомые и друзья по обществу кинолюбителей. На главную роль он взял своего друга Джереми Теобалда, который до этого также снимался в короткометражных проектах Кристофера Нолана и которого спустя несколько лет режиссер позовет на камео в перезапуске «Бэтмена».

Мне сильно повезло оказаться в нужное время в нужном месте и встретить Кристофера. Кто бы мог подумать, что это парень, постоянно одетый в брюки-чинос, жилетку и полосатый пиджак, станет одним из самых больших голливудских режиссёров.

Джереми Теобалд, друг Нолана

Таинственного грабителя по имени Кобб сыграл Алекс Хоу, который в дальнейшем отдал предпочтение профессии архитектора и завязал с киноактёрством. Образ загадочной блондинки примерила на себя подруга Нолана — Люси Рассел, она единственная из всего актёрского состава, кто до сих пор успешно занимается актёрской карьерой. А роль полицейского исполнил родной дядя режиссёра — Джон Нолан, которого в будущем, племянник будет приглашать на небольшие роли в своих картинах.

Больше всего в своём первом фильме я горжусь работой актеров, потому что мы должны были снимать в один или два дубля. Поэтому от актёров требовалось быть хорошо подготовленными, мы очень много репетировали и продумывали каждую сцену фильма, как пьесу, чтобы затем просто сходить на место и отснять материал. Я считаю, что актёрский состав проделал невероятную работу.

Кристофер Нолан, хвалит актёров

О съёмках фильма

«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

Без продюсеров и с минимальном бюджетом, в конце 1997 года начались съёмки картины. Основной съёмочный процесс длился больше года, поскольку актёры и члены съёмочной группы имели постоянную работу или учёбу и могли заниматься «Преследованием» только по выходным (в основном это были субботние дни). За один день они успевали снимать по 10-15 минут сырого материала, из которых выходило от 3 до 5 минут чистого, для фильма.

Когда мы снимали «Преследование», то сначала репетировали по две, а то и три недели для того, чтобы снять каждую сцену одним дублем. Мы должны были экономить плёнку, и не могли себе позволить многого использовать, тогда у нас не было больших средств.

Джереми Теобалд, исполнитель главной роли
«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

Так как съёмки растягивались на значительное время, у актёров возникали проблемы со стрижками. Джереми Теобалду, например, дико не нравилось, что ему продолжительное время приходилось повсюду ходить с длинными и грязными волосами, к тому же от самой причёски он не был в восторге. А Алекс Хоу (исполнитель роли Кобба), однажды пришёл на съёмочную площадку с бритой головой, хотя ещё оставался не отснятый материал.

В один из съёмочных дней я увидел побритого Алекса [Хоу] и был озадачен. Я думал, что теперь нам нужно ждать несколько месяцев, пока отрастут волосы. К тому же, он собирался через месяц улетать в Австралию, и я даже как-то растерялся, не знал что делать. Но мы позднее всё-таки отсняли нужный материал за два дня до его вылета, поэтому в одной из сцен можно заметить его необычную прическу. В этой ситуации была и моя ошибка, поскольку я говорил что съемки будут 5-6 месяцев, а они растянулись на год и больше.

Кристофер Нолан, увидел лысого
«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

Режиссёр считает, что в чём-то им тогда было намного проще, чем сейчас. Например, они могли сесть всей съёмочной группой в такси и поехать куда-нибудь в поисках мест, чтобы отснять материал, так как многие места для съёмок были выбраны совершенно спонтанно.

То место, в котором жил главный герой, было реальным, таким «текстурным» с точки зрения дизайна. Мы не выстраивали никаких декораций, мы просто начали снимать. А теперь, когда я делаю большие фильмы, я вынужден тратить много средств, чтобы выставлять такие же минималистичные декорации с нуля. Если тогда, нам удавалось снять в реальной квартире бесплатно, сейчас уже для этого нужны средства.

Кристофер Нолан, раньше было лучше
«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

Из-за крошечного бюджета многие съёмки проходили в дешёвых общественных местах при дневном освещении (иногда ночью). А съёмки в помещении проводились в основном в доме его родителей. Актеры приносили свои личные вещи на съёмки, будь то одежда, в которой главные герои ходят, или небольшие шкатулки, декорации и другой реквизит. Из больших расходов была лишь киноплёнка, которую ребята старались экономить.

Я знаю, что в фильмах без бюджета оружие работает не очень хорошо: вы никогда не получите правильную копию, у вас никогда не будет правильного веса, вы не сможете стрелять холостыми пулями и так далее. Короче говоря, для это нужен был большой бюджет. Поэтому вместо пистолета, мы использовали молоток и добавили сцену раздробления пальцев.

У нас было много свободы. Ограничиваясь в техническом плане, мы расширялись в творческом.

Кристофер Нолан, про молоток и свободу

Также у Нолана не было хороших искусственных источников света, поэтому он старался снимать при естественном освещении. В большинстве сцен можно заметить, что персонажи постоянно находятся у окон.

Самое замечательное в чёрно-белом состоит в том, что вы исключаете огромное количество переменных с точки зрения баланса света с естественным дневным светом. Таким образом, вы можете с помощью всего лишь нескольких источников света создать интересное освещение и придумать что-то с определённым стилем. Такой цвет придаёт картине некий стиль экспрессионизма, и к тому же у нас не было достаточно денег.

Кристофер Нолан, экспрессионист
​Чёрно-белая палитра, трясущаяся в руках камера, съёмки посреди оживлённых улиц — в фильме это не бросается в глаза как недостаток, а наоборот, создаёт нужную, можно даже сказать нуарную атмосферу.
​Чёрно-белая палитра, трясущаяся в руках камера, съёмки посреди оживлённых улиц — в фильме это не бросается в глаза как недостаток, а наоборот, создаёт нужную, можно даже сказать нуарную атмосферу.

Практически весь фильм Кристофер Нолан снимал ручной одиночной камерой на 16-мм плёнку — ввиду скромного бюджета большего он себе позволить не мог. Однако к тому времени у него уже были неплохие навыки использования камеры: он частенько подрабатывал монтажёром в местных медиакомпаниях и совмещал работу оператора, звуковика и видеомонтажёра.

Ещё при написании сценарии я понимал, что фильм будет чёрно-белым, и что будут большие технические ограничения, поэтому я писал с учётом этого.

Нужно быть ограниченным таким образом, чтобы вы понимали, что это не случайность, а выбор. И этот выбор можно рассматривать как ограничение, но нужно постоянно держать в голове, как это будет выглядеть.

Кристофер Нолан, морфеус
«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

Кристофер Нолан понимал, что фильм далеко не идеальный с технической точки зрения и поэтому старался выкручиваться, используя хитрые ходы для удержания зрителя. Например, первые несколько минут «Преследования» начинаются с хорошей закадровой озвучки и в более-менее хороших условиях. Режиссёр хотел, чтобы в начале как можно меньше факторов отвлекало зрителей от просмотра.

Я хотел, чтобы первые сцены были сняты очень компетентным образом, чтобы привлечь внимание.

Например, звук — самая трудная вещь в фильме без бюджета. Если первая сцена происходит в очень контролируемой среде, когда разговаривают два человека, и мы знаем, что у нас хороший звук, мы можем начать фильм так, чтобы люди с самого начала не разошлись из-за качества звука.

И это сработало на отлично. Когда мы показывали фильм на фестивалях, то звук был очень хорошим только в первые несколько минут. И когда люди поняли, насколько дёшев был фильм и насколько плох звук, они уже были вовлечены в историю.

Кристофер Нолан, о звуке

Музыку к фильму, кстати, написал Дэвид Джулиан, а стоила она Нолану всего восемь долларов. Джулиан писал саундтреки как к прошлым короткометражным работам режиссёра, так и к его будущим картинам: «Помни», «Бессоница» и «Престиж».

Проявление собственного стиля

«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

Уже в «Преследовании» начали прослеживаться все составляющие техники кинопроизводства Нолана в будущем. Разрушение социальных норм, проблемы мужской идентичности, нелинейная хронология событий, параллельный монтаж и тайные закоулки памяти. Всё это сделало фильм относительно уникальным, когда он только вышел.

В частности, запутанная повествовательная структура является одной из важных фишек Нолана. События развиваются не по порядку, чтобы придать смысл последнему повороту. В чужих руках это могло вызвать путаницу, но Кристофер Нолан умело использует его для более яркого эффекта, заставляя зрителя искать ответы в каждой сцене.

А по мнению самого режиссёра, такая нелинейность выражает отсутствие твёрдой оценки поведения персонажей в «чёрно-белом фильме».

По ходу впечатляющей истории в рамках неонуарного жанра нам постоянно предлагают переосмыслить отношения между разными персонажами, и тогда я решил построить фабулу таким образом, чтобы усилить у зрителя неполное понимание каждой сцены при её первом появлении.

Кристофер Нолан, хрен поймёшь

Это показало смелость режиссёра и, возможно, больше всего впечатлило тех, кто начал следить за новым талантом в Голливуде. Игра со временем отразится на всех последующих работах режиссёра: от обратного повествования до путешествий сквозь сны, от временных скачков Николы Тесла до Теории струн и Горизонта событий.

О фильме, структуре и темах Нолана

«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

«Преследование» использует сложную повествовательную структуру, перепрыгивая между четырьмя отдельными временными периодами. Постоянные флэшбэки и флешфорварды действуют как карусель, меняющая своё направление каждые пять минут. Постепенно один эпизод истории догоняет другой, и фильм начинает обретать форму.

Я хотел создать плотную структуру сценария, который бы расширялся наружу во всех направлениях. Каждая сцена является своего рода расширением истории с точки зрения заполнения пробелов между событиями, которые вы уже видели.

Кристофер Нолан, расширял

Хронологический порядок периодов выглядит следующим образом.

  1. Первая временная шкала начинается, когда Билл начинает следовать за Коббом, и заканчивается тем, что Кобб говорит Биллу изменить свою внешность. На протяжении всего этого времени Билл имеет длинные волосы и носит кожаную куртку.
  2. Во втором периоде, Билл следует за блондинкой к бару, и заканчивается тем, что Кобб избивает его. На протяжении всего этого времени Билл имеет короткие волосы и носит костюм.
  3. Третий период начинается с того, что Билла избивают, и заканчивается тем, что он идет в полицию. В течение всего этого времени Билл всё ещё носит свой костюм, но на лице видны раны.
  4. Четвёртый период — Билл, рассказывающий свою историю полицейскому. Это происходит полностью внутри одной комнаты. Эта временная шкала появляется только в начале и в конце фильма.

Немногие вещи очаровывают Нолана больше, чем бесчисленное множество способов рассказать какую-нибудь историю. Всё началось с «Преследования», а дальше его стиль стал прорисовываться только заметнее.

В «Помни» действие разворачивается по двум гениально изменённым путям — один движется вперёд во времени и наоборот — всё это видно глазами человека, который потерял способность производить новые воспоминания.

В «Престиже» общая жизнь двух персонажей разворачивается в воспоминаниях, вызванных записями в дневнике каждого человека — дневниках, написанных с намерением ввести читателя в заблуждение.

В «Дюнкерке» события для разных героев происходят в разные промежутки времени в зависимости от того, где они находятся: в воздухе, на земле или на воде. И так происходит практически в каждой работе режиссёра.

«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

В открывающей сцене «Преследования» нам показывают крупный план рук, перебирающих небольшие «карманные» предметы. Уже здесь можно проследить любовь Нолана к маленьким вещам, ведь в будущем режиссёр часто будет использовать этот приём в своих работах: будь то волчок из фильма «Начало», попрыгунчик из «Престижа», часы в «Интерстелларе», полароидные фото Леонарда Шелби и многое другое.

Существует форма повествовательной связи, которая создаётся посредством объектов в фильме, привлекающих внимание, такими как одиночная серьга или молоток. Некоторые из связей между сценами, которые появляются в фильме, основаны просто на этих объектах вместо линейности происходящих событий. Это стало способом визуального соединения эпизодов.

Кристофер Нолан, о связи сцен

Картины Нолана завалены такими деталями, и они также являются неотъемлемой частью «Преследования», в котором особое внимание уделяется серьге, молотку и набору паспортных фотографий.

В одной из сцен, кстати, можно заметить логотип Бэтмена на двери — пророческая деталь, учитывая, что в 2005 году Кристофер запустит трилогию о Тёмном рыцаре. А на стене в квартире Билла портрет «роковой женщины» Нормы Джин Бейкер (Мэрилин Монро) — отчасти это прототип «блондинки» в фильме. Также можно разглядеть фотографии сумасшедшего Джека Торренса из фильма Стэнли Кубрика «Сияние».

«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

Сама история начинается с разговора главного героя и детектива в полицейском участке, где первый рассказывает с чего начинались его проблемы, почему он преследовал незнакомых ему людей и чего он хотел добиться. Нолан пытался сделать начало фильма максимально интригующим и качественным, дабы удержать зрителя и заставить его погрузиться глубже в историю.

Я начал со сцены допроса полицейским главного героя, так как зрители понимают, что вернутся к этому разговору позже; они знают, что у них будут ответы на определённые вопросы. И тогда вы можете осуществить некоторые прыжки между самим рассказом и непосредственно допросом для зрительского понимания.

Кристофер Нолан, режиссёр
«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

Главный герой — одинокий писатель, страдающей проблемами собственной идентичности и охваченный экзистенциальным кризисом. Он не может найти работу, друзей, его полностью поглотило одиночество.

Я долгое время был один. Мне было одиноко и скучно. Весь день — пустота. И тогда я стал следить. Просто следить за людьми. Вам случалось... позволить своим глазам бродить, скитаться по толпе, а потом медленно остановиться, и зафиксировать взгляд на одном человеке? И вдруг этот человек уже не просто часть толпы, он становится индивидом.

Мне интересны люди. Вы никогда не подслушивали разговоры в автобусе или метро? Не приглядывались к людям, которые выглядели интересно или вели себя странно? Не думали, какая у них жизнь, откуда они, куда идут? Смотришь на человека — и в душе тысяча вопросов, и я хотел задать эти вопросы, хотел узнать какими будут ответы.

Билл
«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

Нолан прописал ему свои правила, подобно Леонарду из фильма «Помни», фокусникам из «Престижа», героям «Начала» и даже Бэтмену. Однако в «Преследовании» они не такие сложные, и довольно гибкие, поэтому спустя время Билл нарушает их.

У меня были правила. Никогда не следить слишком долго. Не ходить за женщинами в тёмных переулках, и тому подобное... Но самым главным правилом было — не следить за одним человеком дважды. Его я и нарушил первым.

Билл, о правилах
«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

Билл стал одержим своей единственной целью — таинственным джентльменом с кожаной сумкой, которым оказывается холодный и расчетливый грабитель Кобб (имеющий такое же имя, как и персонаж Леонардо ДиКаприо в «Начале»), который не столько хочет получить выгоду от награбленного, сколько спровоцировать экзистенциальную встряску в жизни его жертв. Это доставляет ему удовольствие. Проникая в чужие квартиры, он пытается извлечь информацию об их хозяевах: их возраст, место работы, реальные доходы, чем занимаются и так далее. Он забирает не самые ценные, а самые личные вещи хозяев, напоминая им о том, что у них было и чего они лишились.

Разве не в это вся суть кражи? Вломиться в жизнь человека, заставить его посмотреть на все свежим взглядом. Потом они вернутся, пойдут снова покупать безделушки на деньги страховки, и в первый раз задумаются: зачем им все это было нужно?

Забираешь их вещи и показываешь им, что у них было.

Кобб

И одной из главных тем во всех фильмах Нолана является нарушение правил, о чём здесь свидетельствуют кражи со взломом и идея пренебрежения социальными табу. Всё это очевидно и в других работах режиссёра.

Сама история напоминает не что иное, как первый набросок того, чем в конечном итоге станет «Начало», где герой Кобб с помощью сна проникает в разум людей, чтобы извлечь или внедрить нужные ему идеи. Вторгаясь в личное пространство, мечты, воспоминания, можно узнать самое сокровенное — шпионаж, которым занимаются оба высококлассных вора. Фильмы психологического ограбления, в котором самая ценная добыча существует в ящике подсознания (личной шкатулке).

«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

Билл начинает сопровождать Кобба, совершая вместе с ним ограбления квартир. Из этих сцен можно узнать характеры обоих и понять, что они являются противоположными персонажами; то есть, если Кобб непостижимо хитрый и расчётливый, то Билл оказывается трусливым и глупым. Вскоре двойственность между ними становится центральной в сюжете, так как они становятся разными сторонами одной медали.

​Мелкая деталь: Кобб нажимает на дверной звонок своим галстуком, очевидно, чтобы избежать каких-либо следов от отпечатков пальцев, которые могут привести к неприятностям в ходе судебных расследований
​Мелкая деталь: Кобб нажимает на дверной звонок своим галстуком, очевидно, чтобы избежать каких-либо следов от отпечатков пальцев, которые могут привести к неприятностям в ходе судебных расследований

Так, например, двойственность Брюса Уэйна и Бэтмена является ключом ко всей его трилогии, не говоря уже о самом характере Двуликого в «Темном рыцаре» и противоречивой морали Бэтмена и Джокера. Двойственность между фокусниками в «Престиже» и нарушением правил в обоих фильмах и в «Начале» 2010 года.

«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

В «Преследовании» также есть классический женский персонаж «Блондинка», который найдётся и в большинстве других работ Нолана: загадочная жена главного героя в «Помни», заблудившаяся Мол в «Начале», непростые Рэйчел Доуз и Селина Кайл в трилогии «Тёмного рыцаря» — классические примеры «роковых женщин» в работах режиссёра.

После исчезновения Кобба среди толпы​, возникает соблазн задаться вопросом, не исчезает ли он в воображении молодого человека, откуда тот и мог появиться
После исчезновения Кобба среди толпы​, возникает соблазн задаться вопросом, не исчезает ли он в воображении молодого человека, откуда тот и мог появиться

Кристофер Нолан практически ничего не говорит о своих персонажах, а весь фильм состоит из обрывистых воспоминаний, в которых каждая сцена заканчивается с чувством недосказанности и оставляет нам размытое представление о произошедших событиях: «Было ли все это на самом деле? Действительно ли главного героя звали Билл? И не является ли вся история его воображением?». Каждая сцена в картине заставляет нас ждать ответов и постепенно собирать этот чёрно-белый пазл.

Работая в этом жанре (неонуар), у вас есть большая творческая свобода для экспериментов в повествовательном смысле.

Когда я начинал снимать, то чувствовал себя очень молодым и неопытным и считал, что моя собственная жизнь и вещи, которые я видел в мире и которые были мне интересны, не будут интересны другим людям. Поэтому я искал способ экстраполировать свою собственную жизнь, свои неврозы и проблемы и сделать их доступными, сделать что-то, что может понравиться людям. И я подумал, что в детективном жанре и жанре «нуара» это отлично сработает.

И, пытаясь сделать что-то с очень небольшим количеством ресурсов, мне было гораздо удобнее работать в области некой дополненной реальности, чем с обычной полицейской или детективной историей, рассказанной в нуарном стиле.

Кристофер Нолан, режиссёр

Кинофестивали, прокат и критика фильма

После того как Кристофер Нолан заканчивал снимать «Преследование» и параллельно его монтировал, он стал думать над тем, как распространять свой фильм. В Англии тогда не было фестивальной схемы, где можно было разрекламировать свою работу. Однако после первоначального монтажа и нескольких показов продюсерам, фильмом заинтересовался Питер Бродерик, который впоследствии предоставил Нолану необходимые средства для окончательного завершения работы над картиной.

«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

Теперь уже полностью закончив «Преследование» в 1998 году, Кристофер вместе со своей женой-продюсером и Питером Бродериком отправились на американский кинофестиваль в Сан-Франциско (San Francisco Film Festival), где студия Zeitgeist Films предложила выступить их дистрибутором, чем помогла Нолану заняться его следующим проектом.

Ниже 25-секундное видео, в котором молодой Нолан (с плюшевым тигренком на руках) представляет свой фильм для Роттердамского кинофестиваля, где получил главную его награду.

Дебютная картина Кристофера Нолана была тепло принята как критиками, так и зрителями и получила массу положительных отзывов. На многих европейских специализированных кинофестивалях «Преследование» было главным событием, где Нолан собрал богатый урожай всяческих призов и номинаций.

Я надеюсь, что фильм будет интересен не только поклонникам нуарного жанра, но и тем людям, которые видели мои поздние, уже высокобюджетные работы. И тот факт, что я сделал эти фильмы, может привлечь внимание тех людей, которые не знают или не хотят смотреть такие небольшие независимые картины. И может быть, они захотят увидеть что-то другое и необычное, то, каким можно сделать фильм с очень низким бюджетом и группой друзей.

Кристофер Нолан, призывает смотреть разные фильмы

По итогу участия в различных кинофестивалях, Кристофер Нолан со своим фильмом забрал несколько престижных наград, среди которых приз Black & White Award кинофестиваля Slamdance, «Серебряный Хичкок» фестиваля британских фильмов в Динарде, приз лучшему режиссёру кинофестиваля в Ньюпорте и приз Tiger Award Роттердамского кинофестиваля.

«Ограничиваясь технически, мы расширялись творчески»: каким был первый фильм Кристофера Нолана «Преследование»

«Преследование» Кристофера Нолана при низком бюджете в 6 тысяч долларов заработала в ограниченном прокате США лишь 48 тысяч, но именно этот фильм подготовил режиссеру взлётную полосу для его будущих творений. Успех этой работы позволил ему осуществить свои следующие проекты, одним из которых стал фильм «Помни» в 2000 году.

Для поклонников Кристофера Нолана, в «Преследовании» найдётся удивительное количество вещей, на которое стоит обратить внимание, но помимо всего этого, это также отличный небольшой бюджетный триллер сам по себе. Как и первые работы многих знаменитых режиссеров, здесь нет ничего ошеломляющего или шокирующего, но в фильме достаточно авторского стиля, чтобы объяснить тот факт, что следующие 20 лет Кристофер Нолан будет одним из ведущих режиссёров мира.

Вам понравился фильм «Преследование»?
Да, отличный фильм для дебюта и без большого бюджета.
Средний.
Нет.
129129
17 комментариев

Комментарий недоступен

5
Ответить

Да) пророческая штука

3
Ответить

Хорошая статья и очень вовремя (как раз вчера посмотрел фильм впервые)

5
Ответить

Спасибо, морковный сок

1
Ответить

Отличный фильм

3
Ответить

Спасибо за рассказ, прочитал с удовольствием, надо бы пересмотреть ещё разок.
Забавно, что я никогда особо не грезил миром кино, не мечтал стать актёром или режиссёром, но тот факт, что Нолан был младше меня, когда снял свой "The Following" меня всегда расстраивал. Даже несколько лет назад, когда на момент съёмок он ещё был чуток старше, это все равно меня расстраивало.
Осознание того факта, что я не снял и никогда не сниму свое Начало и Престиж, не перезапущу Бэтмена так, что никто и никогда не снимет кинокомикс лучше - от этого становится чот грустно.

Комментарии "так что тебя останавливает, возьми друзей и 6к и сними свое" не принимаются(

2
Ответить