"Куда покойники/мертвецы идут умирать"/"Where the Dead Go to Die". Обзор психоделического триллера

"Куда покойники/мертвецы идут умирать"/"Where the Dead Go to Die". Обзор психоделического триллера

Мультфильмы ужасов, рассчитанные на взрослую и подкованную аудиторию, редко находят кассовый отклик, и успешных примеров качественной анимации ужасов не так много. Однако к ним более или менее относится выпущенный в 2012 году мультфильм ужасов для взрослых "Куда мертвые/мертвецы/покойники идут умирать", снятый малоизвестным американским режиссером Джимми Криммером по собственному сценарию.

Простой на первый взгляд синопсис представляет собой психоделически-сюрреалистическое зрелище, знакомое нам ещё по циклу армянских мультфильмов Роберта Саакянца, в котором множество городских легенд и мифология "Божественной комедии" тесно связаны с Данте с ее взглядами на семь кругов ада.

Каждый из героев этого анимационного фильма грешен, и расплата за их грехи, конечно же, будет ужасной. Фильм буквально переполнен не только сценами насилия и сюрреалистическими вставками, но и огромной смысловой нагрузкой, которая доминирует на протяжении всей его продолжительности.

Конечно, качество графики в картине оставляет желать лучшего, но эта нарочитая малобюджетность придала стилю ленты гротескность; персонажи кажутся не реальными людьми, а всего лишь фантомами. Также в дубляже фильма приняли участие такие памятные поклонники хоррора, как сценарист Трент Хаага и одна из культовых "Королев крика" Линни Куигли, что добавило мультфильму особого уникального колорита.

Режиссер не стесняется воплощать свои самые сокровенные кошмары и фантазии в виде простой 3D-графики. Это вызывает уважение. Безграничная жесткость, безнравственность и откровенность многих сцен полностью обусловлена внутренним состоянием персонажей. Эдакий мамлеевский "перевернутый мир" во всей его красе.

В общем, это тяжелый мультфильм для просмотра. Я не думаю, что многие люди овладеют им с первого раза. Уродливая прорисовка, неуклюжая анимация и ужасный звук, но в нем есть вязкая атмосфера, которая идет в ногу с отвратительным подтекстом. Да, эта работа гротескна, и она специально демонстрирует ее уродство.

Сюжет в целом вращается вокруг трех (двух?) детей. Каждый из них живет в неблагополучной семье. Томми - ошибка юности родителей, которые ненавидят друг друга. Отец Софи - извращенец, который занимается сексом со своей дочерью. Ральф - сиамский близнец, чей брат превратился в его голову, поэтому он вынужден носить маску. Каждый из них встречает собаку по кличке Лабби, которая является воплощением зла, толкающего детей на совершение грехов.

"Куда покойники/мертвецы идут умирать"/"Where the Dead Go to Die". Обзор психоделического триллера

Кстати, о псе. Говорят, что именно он, чёрный лабрадор с горящими алыми глазами, и стал одним из прототипов известного миру Мистера Пиклза. Но есть одно отличие этого персонажа от другого - так, Мистер Пиклз, в отличие от Лабби, НИКОГДА не убивал членов собственной семьи и самостоятельно расправлялся исключительно с отбросами общества. Лабби же словно пришёл из недр Преисподней. Он умеет не только гипнотизировать, но и говорить человеческим языком, а также напускать различные видения в виде ходячих смайликов или одноглазых, как циклопы, чёрных теней, постепенно сводящих персонажей с ума.

Сюжет с псом Лабби был создан как чёрная комедийная пародия на "Лесси" - вымышленную собаку породы Колли, описанную в рассказе и романе Эрика Найта - "Лесси возвращается домой", которая возникла как короткий комикс под названием "Ночь, когда Лабби вернулся домой". В центре сюжета был мальчик по имени Томми вместе с другими детьми, каждый из которых падает в колодец, где живет леди, которая говорит им совершать плохие поступки. Закончив половину комикса, Скримерклауз вместо этого решил сделать 3D-анимацию и изменил сюжет истории.

Данную картину можно было бы сравнить с рассказами Фёдора Достоевского, если бы не одно НО - а именно, полнейшее отсутствие Бога и поддержки близких людей в жизни каждого из персонажей. Если Бог и родители отвернулись от героев, то единственной опорой и отдушиной для них является собака, которая передает кошмарные послания незрелому мозгу, культивируя в детях темную сущность, которая будет пожирать все вокруг ("Ваши жуки съели все мои цветы"), делая полностью невозможным присутствие чего-то светлого и доброго в этом пространстве.

  • Если Бог отвернулся от Вас, значит, Вы для него не существуете. Если Вы не существуете для Бога, тогда он вообще не существует. Человек слаб, особенно в таком юном возрасте, чтобы продолжать просить Господа любой ценой. Вот почему проститутка Софи так и не оказалась аналогом Сони Мармеладовой, которая пронесет свой свет до конца и исцелит воспаленный жестокой и кровожадной реальностью мозг.
"Куда покойники/мертвецы идут умирать"/"Where the Dead Go to Die". Обзор психоделического триллера

Побочной сюжетной линией является вторая глава "Liquid Memories" (Жидкие Воспоминания), переносящая события в будущее, где главным героем становится лишенный имени убийца-наркоман, убивающий своих жертв ради добычи их воспоминаний в попытках ответить на вопрос: что кроется по ту сторону смерти? Если решить, что сюрреалистические фигуры, постоянно выползающие из стен, являются лишь порождением больной фантазии героя, то можно предположить, что персонажа мучает чувство вины из-за совершенного в детстве плохого поступка, скорее всего, предательства, приведшего к смерти неизвестного героя.

Пытаясь заглушить эти воспоминания, он и принимает наркотик и даже в своем воображении продолжает убивать своё прошлое. Его жажда крови объясняется на подсознательном уровне желанием открыть тайну смерти. Ироничен факт того, что свои убийства он совершает в церкви, а в финале оказывается прибит к кресту вместо Иисуса с горящей головой вместо нимба.

"Куда покойники/мертвецы идут умирать"/"Where the Dead Go to Die". Обзор психоделического триллера

Софи в мультфильме объясняет понятие греха. Она - единственный персонаж, чью жизнь мы видим от начала и до конца. В самом начале - это непорочная бедная девочка, неоднократно подвергающаяся сексуальному насилию со стороны садиста отца, просто вынужденная сниматься в его порнографических роликах, поскольку в противном случае будет подвергнута суровому наказанию - подвешиванию на люстре.

Символом её святости является сад, который она показывает Ральфу после их знакомства. Но после вынужденного полового акта с мальчиком, сад гибнет, и сама Софи объясняет Ральфу исчезновение цветов следующей фразой: "твои насекомые съели их". Её жизнь загублена навсегда, она опорочена и обречена на жизнь грязной проститутки, обслуживающей ненормальных извращенцев, одним из которых становится бывший солдат, потерявший ноги в ходе боевой операции, как можно судить по его галлюцинациям. Софи умирает на руках у неизвестного убийцы в церкви. Своими последними словами она старается объяснить, что такое смерть.

"Куда покойники/мертвецы идут умирать"/"Where the Dead Go to Die". Обзор психоделического триллера

В конце второй части на её голове можно увидеть вырезанное слово: sinner (грешница). Она же является единственной героиней, с которой не говорил цербер Лабби. В сюжетной линии Софи также в который раз подчеркивается негативное влияние религии, причём делается весьма тонким намёком: в доме её отца извращенца можно увидеть икону Богородицы.

Сюжетная линия Томми - одна из самых сложных для объяснения и по совместительству самая тяжёлая для просмотра. Именно с неё начинается мультфильм. Возможно Томми - это аллегория на легко подверженного влиянию религиозного фанатика, неправильно и слишком уж буквально толкующего догмы христианства и тексты Библии. Цербер Лабби легко сначала убеждает мальчика, что в чреве его матери сидит Антихрист, что приводит к гибели невинного младенца, а затем и родителей, а после развращает Томми и в итоге отводит его прямиком в Ад.

"Куда покойники/мертвецы идут умирать"/"Where the Dead Go to Die". Обзор психоделического триллера

Томми теряет сознание и видит видения, в которых плод оказывается в ловушке в пузыре, а его родители мутировали в антропоморфных собак. Он обдумывает свое положение у колодца, где дух по имени Монах спрашивает его о его самом большом желании.

Томми хочет, чтобы его родители были еще живы, и Лабби говорит, что его желание будет исполнено, если он отдаст ему свою девственность. Томми занимается сексом с Лабби на трупах его родителей. Когда Лабби уходит, Томми цепляется за своего нерожденного брата, а затем продолжает хоронить своих родителей и брата.

Сюжетная линия Ральфа - самая реалистичная, причём переплетающаяся с линией Софи. И здесь вновь сразу бросается в глаза противоречивое влияние религии. Родители Ральфа оправдывают уродство сына волей Бога, при этом запрещая каким-либо образом обижать вживленного в его тело брата. Однако не смотря на внешнюю порядочность родителей, внутри они оказываются монстрами ужаснее, чем их сын.

Так, отец спокойно избивает сына, а на следующий день смотрит детскую порнографию, снятую отцом Софи. Цербер Лабби, возникающий в минуты максимальной душевной нестабильности Ральфа, вполне может являться лишь плодом воображения, внутренним голосом, подталкивающим в конечном итоге взять Ральфа оружие ради расплаты.

"Куда покойники/мертвецы идут умирать"/"Where the Dead Go to Die". Обзор психоделического триллера

Ральф приходит домой и застает своего отца за просмотром новой ленты, который говорит, что гордится своим сыном, и признается, что изнасиловал Софи. Ральф в гневе убивает его бейсбольной битой и застреливает свою мать. Он прибывает в дом Софи и убивает ее отца вместе с одним из двух мужчин, снимающих другое видео. После чего дьявольский пёс Лабби внушает Ральфу убить своего близнеца, поэтому он отрезает ему лицо.

В эпилоге мультфильма все действующие лица трилогии - опороченные грехом дети - оказываются у бездонного колодца рядом с духом (Монахом), проституткой и Мужчиной, который пригвождён к кресту, то есть наркоманом. Колодец здесь символизирует бездну души главных героев, которая очернена до невозможного. Убийство здесь происходит не только в физическом, но и в духовном плане - так, убившие своих родителей Ральф и Томми нравственно падают в глазах общества и оказываются подвергнуты неминуемой и страшной каре за свои преступления.

Связь с религией в мультфильме подчеркивается и сумасшествием безымянного убийцы, который в заслуженном аду слышит слова: "he's watching you and he loves you" (он наблюдает за тобой, и он любит тебя). О ком конкретно идёт речь - непонятно, фильм предлагает миллион вариантов толкования тех или иных образов и символов, большую часть которых тяжело разобрать из-за обилия крови, дергающейся картинки и вызывающего ужас аудиоряда, представляющего собой смесь искаженных криков и шипящих голосов героев.

"Куда покойники/мертвецы идут умирать"/"Where the Dead Go to Die". Обзор психоделического триллера

Можно довольно долго гадать, что именно послужила основной идеей при создании мультфильма "Куда Покойники Уходят Умирать". Что должны были рассказать зрителю эти жуткие образы и персонажи? Если это повествование о таинстве смерти, то к чему эти леденящие кровь сцены? Если о вреде религии, то зачем подавать это столь отвратительным образом?

Но если же целью было провести зрителя в самые глубины искусственно созданного ада, то я снимаю шляпу - это удалось, я бы даже сказал, что план перевыполнен, потому что это, возможно, единственный мультфильм с таким обилием жестокости и давящей на психику атмосферой. В конце просмотра, до которого ещё нужно дожить, вы останетесь сидеть парализованные, понимая, что едва ли сможете этой ночью спать спокойно.

3535
12 комментариев

Эммм.... что я могу сказать. Я в дико удивлен такому мультфильму, и его существованию, Скрины напоминают игр от Ps2)

11

Отличный мульт, смотрел его лет 7 назад.
Изначально узнал о нём по причине того, что на озвучке одного из персонажей был MC Bushpig

Ага, чисто для фанатов андера мульт, я СкримерКлауза тож по спидкор/брейккор движу знал, а не как режика.

Алсо, от того же автора есть схожий мульт - When black birds fly

2

Помню еще был фан-фильм по СХ2 в таком стиле, для тяжести так сказать

По Сайлент Хиллу?

Может "Куда мертвые идут умирать" ? )