Есть такой срач с закидыванием друг-друга какашками.
Одназно можно сказать, что Карачун связан с днем зимнего солнцестояния. А еще с этим днем связано дохуя обрядовости, которая до сих сохранилась. Т.е. это не просто день, а вполне конкретный праздник, аналогичные которому встречается у всех подряд: например, Йоль у германцев, а ещё это Рождество, которым фактически заменили языческие празднования дня зимнего солнцестояния, например, тот же Хакон Добрый перенес Йоль на пару дней, так, чтобы он совпадал с Рождеством (а вот так как Россия Родина Слонов, то у нас свой путь, так что из-за православно-католического каледаресрача Рождество отъехало сильно на другую дату).
В общем в любом случае был праздник (который до сих пор существует) и у этого праздника однозначно должна быть как минимум персонофикация. И это персонофикация даже есть - какой-то дед с бородой раскатывает в санях (кстати очень часто по небу) и иногда дарит подарки. Сейчас этот дед связан со Св. Николаем Угодником (в общем-то это он есть), но вообще-то это тоже замещение образом христианского святого какого-то языческого мужика с бородой.
И вот тут уже разгорается срач на тему, а точно ли Карачун может быть персонофикацией праздника или нет. Вот же Дед Мороз. И тут есть интересный момент - Карачун встречается в сказках вместо Кощея. Дело в том, что одна и та же сказка и былина существует во множестве вариантов, обычно публикуют какой-то один и тот же каноничный, переработанный и адаптированный вариант сказки, но на самом деле таких вариантов дохрена. И вот там где встречается Кощей, в локальных вариантах встречается Карачун. Так что какой-то персонаж по имени Карачун таки прослеживается. Кстати Карачун есть не только у славян, но и например у тех же румын.
Затем этот срач продолжается по вопросу действительно ли это божество или просто персонофикация. Вот этот персоносрач уже откровенно балансирует на грани натурального буквоедства. Дело в том, что представления наших предков были предельно анимистичны, для них одинаково божественными был и ручиек и солнышко. Но человеки постмодерна (в том числе и убиленные академическими сединами) порою докатываются до того, что начинают мерить славянское язычество лекалами развитого христианства: бог это какая-то могущественная сверхсущность, которой обязательно должен быть посвящен здоровенный талмуд, а система верований выстроена вокруг строгих догматов. Ну очевидно, что для славян у которых до принятия христианства не было развитых письменных традиций это не работает (причем понятное дело это не отменяет возможность религии). А уж догматизм и срачи вокруг догматов это уж точно не про язычество, наоборот дохристианские верования очень адаптивны и синкретичны, в качестве примера можно посмотреть на римлян, которые при завоевании очередного нового народа расширяли и меняли свой пантеон. Еще очень любят натягивать славянское язычество на греческое и римское, и оперировать античными категориями, что тоже неправильный подход: во-первых, греки и римляне в дохристианский период достигли просто неипического уровня развития, а во-вторых, большая часть информации о греческих богах и их взаимоотношениях это все на самом деле литературные фанфики античных авторов на религиозные мотивы.
Хотя, действительно, не каждая персонофикация праздника есть божество. Более того обычно божества имеют сразу несколько аспектов. Ну вот, например, празднование Йоля связано с Одиным, но отдельного божества по имени Йоль у них нет, это именно праздник. Возможно у славян тоже должно быть точно также и Карачун это всего лишь праздник, но с каким божеством тогда он связан? Сам по себе праздник без связи с каким-то божеством существовать не может.
Так же тут есть еще один момент: ничего не известно о божестве смерти и у славян, а божество смерти в обязателеном порядке должно быть. Вот Карачун один из возможных претендентов на славянское божество смерти. Правда вот как раз с реконструкцией славянского пантеона все очень хуево - пока у нас какашками перекидываются, германисты уже хоть как-то, но все же реконструировали прагерманский фольклор (эт вообще-то ранний железный век, задолго до нашей эры), вот он:
Забавно, что пра-геоманскую мифологию реконструировать на порядок сложнее чем праславянское (или балто-славянское): восточные германцы (это готы если что) тупо вымерли, мифология западных геоманцев (англичане, немцы, голландцы) из-за христианизации не дожил до наших дней, а то что дожило это по большей части заимствования, а какая-то более-менее объемная информация сохранилась только по северо-германским верованиям (скандинавы) которые ну прям очень своеобразны, но в итоге ученые как-то справились.
Комментарий недоступен
Есть такой срач с закидыванием друг-друга какашками.
Одназно можно сказать, что Карачун связан с днем зимнего солнцестояния. А еще с этим днем связано дохуя обрядовости, которая до сих сохранилась. Т.е. это не просто день, а вполне конкретный праздник, аналогичные которому встречается у всех подряд: например, Йоль у германцев, а ещё это Рождество, которым фактически заменили языческие празднования дня зимнего солнцестояния, например, тот же Хакон Добрый перенес Йоль на пару дней, так, чтобы он совпадал с Рождеством (а вот так как Россия Родина Слонов, то у нас свой путь, так что из-за православно-католического каледаресрача Рождество отъехало сильно на другую дату).
В общем в любом случае был праздник (который до сих пор существует) и у этого праздника однозначно должна быть как минимум персонофикация. И это персонофикация даже есть - какой-то дед с бородой раскатывает в санях (кстати очень часто по небу) и иногда дарит подарки. Сейчас этот дед связан со Св. Николаем Угодником (в общем-то это он есть), но вообще-то это тоже замещение образом христианского святого какого-то языческого мужика с бородой.
И вот тут уже разгорается срач на тему, а точно ли Карачун может быть персонофикацией праздника или нет. Вот же Дед Мороз. И тут есть интересный момент - Карачун встречается в сказках вместо Кощея. Дело в том, что одна и та же сказка и былина существует во множестве вариантов, обычно публикуют какой-то один и тот же каноничный, переработанный и адаптированный вариант сказки, но на самом деле таких вариантов дохрена. И вот там где встречается Кощей, в локальных вариантах встречается Карачун. Так что какой-то персонаж по имени Карачун таки прослеживается. Кстати Карачун есть не только у славян, но и например у тех же румын.
Затем этот срач продолжается по вопросу действительно ли это божество или просто персонофикация. Вот этот персоносрач уже откровенно балансирует на грани натурального буквоедства. Дело в том, что представления наших предков были предельно анимистичны, для них одинаково божественными был и ручиек и солнышко. Но человеки постмодерна (в том числе и убиленные академическими сединами) порою докатываются до того, что начинают мерить славянское язычество лекалами развитого христианства: бог это какая-то могущественная сверхсущность, которой обязательно должен быть посвящен здоровенный талмуд, а система верований выстроена вокруг строгих догматов. Ну очевидно, что для славян у которых до принятия христианства не было развитых письменных традиций это не работает (причем понятное дело это не отменяет возможность религии). А уж догматизм и срачи вокруг догматов это уж точно не про язычество, наоборот дохристианские верования очень адаптивны и синкретичны, в качестве примера можно посмотреть на римлян, которые при завоевании очередного нового народа расширяли и меняли свой пантеон. Еще очень любят натягивать славянское язычество на греческое и римское, и оперировать античными категориями, что тоже неправильный подход: во-первых, греки и римляне в дохристианский период достигли просто неипического уровня развития, а во-вторых, большая часть информации о греческих богах и их взаимоотношениях это все на самом деле литературные фанфики античных авторов на религиозные мотивы.
Хотя, действительно, не каждая персонофикация праздника есть божество. Более того обычно божества имеют сразу несколько аспектов. Ну вот, например, празднование Йоля связано с Одиным, но отдельного божества по имени Йоль у них нет, это именно праздник. Возможно у славян тоже должно быть точно также и Карачун это всего лишь праздник, но с каким божеством тогда он связан? Сам по себе праздник без связи с каким-то божеством существовать не может.
Так же тут есть еще один момент: ничего не известно о божестве смерти и у славян, а божество смерти в обязателеном порядке должно быть. Вот Карачун один из возможных претендентов на славянское божество смерти. Правда вот как раз с реконструкцией славянского пантеона все очень хуево - пока у нас какашками перекидываются, германисты уже хоть как-то, но все же реконструировали прагерманский фольклор (эт вообще-то ранний железный век, задолго до нашей эры), вот он:
https://en.m.wikipedia.org/wiki/Proto-Germanic_folklore
Забавно, что пра-геоманскую мифологию реконструировать на порядок сложнее чем праславянское (или балто-славянское): восточные германцы (это готы если что) тупо вымерли, мифология западных геоманцев (англичане, немцы, голландцы) из-за христианизации не дожил до наших дней, а то что дожило это по большей части заимствования, а какая-то более-менее объемная информация сохранилась только по северо-германским верованиям (скандинавы) которые ну прям очень своеобразны, но в итоге ученые как-то справились.